И опять об иконах. Глубоко.

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Kot
    Ветеран

    • 29 July 2005
    • 10826

    #361
    Друзья мои, я отвечать на все посты не стану, посколу в них мало понимания обсуждаемой темы, а лишь эмоции.
    Вчера вечером мне под руку (в буквальном смысле слова) попалась книжечка Павла Флоренского "Иконостас". Признаюсь сразу, что в вопросах иконописи, глубины богословского понимая, я мало еще разбираюсь, поэтому привожу часть текста, который возможно кому-то откроет (и мне в том числе) суть обсуждаемого вопроса. Это текст не весь, но частично я буду выкладывать эту информацию по мере сил и времени.
    В сущности, на этот пост можно не отвечать, он скорее информационный как для защитников иконописи, так и иконоборцев.


    ВОТ САМ ТЕКСТ:

    Храм есть путь горнего восхождения. Богослужение, это внутреннее движение, внутреннее расчленение Храма, ведет по четвертой координате глубине, горе. В другой системе координат Храм пространство: двор, притвор, сам Храм, алтарь, престол, антиминс, чаша, Святые Тайны, Христос, Отец. Храм это лествица, ведущая от видимого к невидимому, но весь алтарь как целое, уже место НЕВИДИМОГО, пространство не-отмирное. Весь алтарь есть небо: умное, умопостигаемое.
    В христологическом толковании Храм знаменует Христа Богочеловека, алтарь имеет значение невидимого Божества, а сам Храм видимое человеческое значение.

    По антропологическому толкованию Храм алтарь означает человеческую душу, а сам Храм тело.
    При богословском толковании Храма в алтаре нужно видеть таинство непостижимой по существу Троицы, а в Храме Ее познаваемый в мире промысел и силы.
    Космологическое толкование алтарь небо, Храм земля.
    Многообразием этих толкований онтологическое значение алтаря как мира невидимого, только укрепляется.

    Но невидимое именно потому, что оно невидимо, САМО ПО СЕБЕ недоступно взору чувственному, и алтарь, как ноумен, был бы несуществующим для незрячих духовно глаз, - как недоступны осязанию столбы, струения и завесы фимиама если бы не был отмечен такими вехами, которые, будучи доступны опыту чувственному, сами усматривают мир невидимый.

    Ограничение алтаря НЕОБХОДИМО, чтобы он не оказался для нас как НИЧТО; и это ограничение возможно только реальностями двойственной способности восприятия.
    Эти ограничения, если бы они были духовными, то оказались бы недоступными нашей немощи, и дело, в нашем сознании, не улучшилось. Если бы они были только в мире видимом, тогда они не могли бы отмечать собой границу невидимого, да и сами не знали бы, где она. Небо от земли, горнее от дальнего, алтарь от храма может быть отделен только ВИДИМЫМИ СВИДЕТЕЛЯМИ МИРА НЕВИДИМОГО живыми символами соединения того и другого, иначе святыми. Это они, зримые в видимом, свободные от сообразия веку сему, преобразовали свое тело и обновив свой ум, пребывают «превыше мирского слития», в невидимом (для нас невидимом). Потому то они и свидетели невидимому свидетели сами собою, самим видом своим, ликом своим. Они живут с нами и доступны общению, даже доступнее нас самих; они не призраки земли,но плотно стоят на земле, совсем не отвлеченные, совсем не бескровные. Они, свидетели, - можно сказать, ВОЗНИКАЮТ на границе видимого и невидимого, как символические образы видений при переходе от одного сознания к другому (что касательно восприятия вполне земного человека этих образов).

    Они подбно туману, возникшему между двумя плоскостями, на границе двух потоков, становятся «осязаемы» для человеческого земного восприятия. Они это именно то облако, облако святых, незримых чувственным взором, о котором сказано в послании к евреям «облак свидетелей» (Евр.12:1). Они обступают алтарь, ими, «живыми камнями»,построена живая стена иконостаса, ибо они одновременно в двух мирах и совмещают в себе жизнь здешнюю и жизнь тамошнюю. И, являясь восхищенному умному взору, святые свидетельствуют СВОИМИ ЛИКАМИ: духовное видение символично, и эмпирическая кора насквозь пронизана в них светом свыше.

    Алтарная преграда, разделяющая два мира, есть ИКОНОСТАС. Иконостас есть ВИДЕНИЕ. Иконостас есть АГИОФАНИЯ И АНГЕЛОФАНИЯ (явление святых и ангелов) и прежде всего явление Самого Христа и Богоматери свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти. ИКОНОСТАС ЕСТЬ САМИ СВЯТЫЕ. И если бы все молящиеся в храме были достаточно одухотворены, если бы зрение всех молящихся всегда было видящим, то никакого другого икостаса, кроме предстоящих Самому Богу свидетелей Его (свидетелей т.е. те, в ком отразился Лик Христов,т.е. святые), своими ликами и своими словами возвещающих Его страшное и славное присутствие , в храме и не было бы.
    Этот вещественный иконостас не прячет что-то от верующих, а напротив, указывает полу-слепым,на тайны алтаря,открывая дверь в мир иной, дверь, которая запрета людьми собственной костностью.

    Но даже умудряются и глядя на иконостас, не видеть его сущность.
    Вещественный иконостас не заменяет собой иконостаса живых свядетелей и ставится не вместо них, а лишь как УКАЗАНИЕ на них. Образно говоря, храм без вещественного иконостаса отделен от алтаря глухой стено; иконостас же пробивает в ней окна, и тогда через их стекла мы видим, по крайней мере можем видеть, происходящее за ними живых свидетелей Божиих.

    Уничтожить икону это значит замуровать окна; а для тех, кто обладает духовным видением, уничтожить икону значит вынуть стекла, ослабляющие видящему духовный свет,который он может видеть непосредственно. Тогда, когда это будет, иконостас упразднится сам собою, с упразднением всего образа мира сего и с упразднением даже веры и надежды и с созерцанием чистою любовию вечной славы Божией.

    В области созерцания сверхчувственного, мир духовный, невидимое, не где-то далеко от нас, оно ОКРУЖАЕТ нас, и мы на самом деле тонем в океане благодатного света. Однако, по недозрелости духовного ока, мы не замечаем, часто не подозреваем, забываем об этом присутствии и только сердцем невнятно ощущаем общий характер происходящих вокруг нас духовных течений.

    Икона и то же что небесное видение и не то же: это линия, обводящаяя видение. Видение не есть икона, оно реально само по себе, вот почему икону нельзя считать символом. Икона, совпадащая по очертаниям с духовным образом, есть сама по себе не образ, а доска, подобно тому,как окно, дающее нам свет, остается окном. Икона имеет целью вывести сознание в мир духовный, и если цель достигнута, то изображение иконы реально неотделимо от цели; если же икона реальности не являет, значит цель не достигнута и икона является просто лишь чувственным материалом.

    Каждый живописец имеет целью вывести зрителя ЗА предел чувственно воспринимаемых краско и холста в некую реальность и тогда живописное произведение разделяет со всеми символами вообще основную их онтологическу характеристику быть тем, что они символизируют.

    Икона же имеет целью вывести сознание В МИР ДУХОВНЫЙ, показать «тайные и сверхественные зрелища».
    По одному из определений Седьмого Вселенского Собора, «живописцу принадлежит только ТЕХНИЧЕСКАЯ сторона дела, а самое учреждение (построение, композиция, художественная форма) очевидно, зависело от святых отцов». Это свидетельствует о том, кого именно Церковь признавала и признает истинными иконописцами: СВЯТЫХ ОТЦОВ. Это они творят художество, ибо они СОЗЕРЦАЮТ то, что надлежит изобразить на иконе. Иконопись есть закрепление небесных образов, оплотнение на доске дымящегося окрест престола живого облака свидетелей.

    Иконы вещественно намечают эти пронизанные знаменательностью лики, эти сверхчувственные идеи и делают видения доступными, почти общедоступными. Икона это написанное красками Имя Бога, ибо что же есть образ Божий, духовный Свет от святого лика, как не начертанное на святой личности Божие Имя? Подобно тому, как святой собою свидетельствует Господа и собою не себя, а Его являет, так и иконописцы свидетельствуют не свое иконописное искусство, не себя, а святых, свидетелей Господа или же Самого Господа.

    В иконописных изображениях мы сами, - уже сами, - видим благодатные и просветленные лики святых, а в них, в этих ликах, - явленный образ Божий и Самого Бога. И мы, как Самаряне, говорим иконописцам: «Уже не потому веруем, что вы свидетельствуете написанноыми вами иконами святость святых, а сами слышим исходяще от них чрез произведение вашей кисти самосвидетельство святых, и не словами, а ликами святых. Мы сами слышим сладчаший глас Слова Божи, Верного Свидетеля, глас, проникающий своим сверхчувственным звуком все существо святых и приводящий его в совершенную гармонию. Но не вы создали эти образы, не вы явили эти живые идеи нашим обрадованным очам, - сами они явились нашему созерцанию; вы же лишь устранили застившие нам их свет препятствий. Вы помогли снять нам чешую, затянувшую духовные очи. И теперь мы, помощью вашей, видим, но уже не ваше мастерство, а полно-реальное бытие самих ликов.»

    Вот я смотрю на икону и говорю в себе: «Се Сама Она не изображение Ее, о Она Сама, чрез посредство, при помощи иконописного искусства созерцаемая». В сознании нет никакого изображения: есть доска с красками и есть Сама Матерь Господа.Окно есть окно, и доска иконы доска, краски, олифа. А за окном созерцается Сама Божия Матерь; а за окном видение Пречистой. Иконописец показал мен Ее, да; но не создал.

    P.S. от Kot(а): что же касается вИдения, то это нужно читать и понимать буквально, а не образно, не как некий мыслительно представляемый процесс.
    Да, духовный мир предстает перед человеком точно также как мы смотрим на мир земной, только происходит это иначе; кто не испытывал, тому объяснить это сложно... нужно это просто со смирением принять. Ничего абстрактного или аллегорического в вИдении нет, это реальность, чистой воды реальность, это даже реальней нашего мира.
    Последний раз редактировалось Kot; 21 March 2008, 03:57 AM.
    Ф. М. Достоевскоий: «раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов» «Гражданин», Дневник писателя, 1873 г., №50.
    "Неверье - слепота, а чаще свинство" - И.Бродский

    Покаяние - это жажда быть другим... (с)

    Комментарий

    • Kot
      Ветеран

      • 29 July 2005
      • 10826

      #362
      валерий докудин

      Значит по вашему Фома первый нарисовал икону?
      Нет. Иконописцем был евангелист Лука.

      Господь послал нам утешителя Духа Истины,вот в Духе Истины ,Иисус Христос и пребывает на земле.А где нет Духа Истины,там и нет Иисуса Христа.
      Мне кажется, что Вы повторяете слова, но не понимаете их истинное значение.Даже скорее вопрос не в понимании, а в живом опытном участии того, о чем Вы пишете...
      И Господа Бога,я не лобызаю,я Его прославляю,всегда и везде.
      А великая грешница лобызала, отирая его Пресвятые стопы своими волосами. И я жажду подобно Марии сидеть у Его ног и вкушать истину и видеть как благ Господь.

      Хлеб и вино,вкушать заповедал Иисус Христос,а про иконы он ничего не говорил.
      Йицхак, как он сам сказал, вкушает хлеб и вино и видит в этом Тело и Кровь Христову, потому что так написано в Писании. Самого непостредственного вИдения у Йицхака нет. Так сказал Иисус Христос и Йицхак смиренно этому следует. Смирение - это замечательно, с него начинается истинное подвижничество.
      Но кроме этого, нужно еще и разумение, т.е. постепенно приходить к пониманию того, а что имел в виду Христос, когда брал хлеб и вино и благославлял их? Для православного человека этот вопрос даже и не поднимается... тут только вопрос веры и личного пути по ней.

      Вот в этом то у вас и проблема, что ваша Церковь освящает деревяшку, но Господь этого не делает,
      Господь освятил Своими пречистыми руками хлеб и вино и они стали Телом и Кровью - "Сие есть Тело Мое и Кровь Моя". Христос не сказал, что "сие есть символы.. аллегории, атрибуты, в которых вы все должны видеть Мое Тело и Кровь". Христос четко и ясно сказал - "СИЕ ЕСТЬ ТЕЛО И КРОВЬ МОЯ". Это совершенно (как мне пытались приписать) не означает, что хлеб и кровь превратились в Тело и Кровь... конечно же нет. Иначе это был бы какой-то канибализм...
      Ф. М. Достоевскоий: «раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов» «Гражданин», Дневник писателя, 1873 г., №50.
      "Неверье - слепота, а чаще свинство" - И.Бродский

      Покаяние - это жажда быть другим... (с)

      Комментарий

      • возлюбленный
        Господом

        • 18 August 2007
        • 3320

        #363
        Сообщение от Alex Shevchenko
        Нет, мы возразим, что это поклонение не изображению. а Господу нашему (Спаси Господи!) Иначе Вам вслед за нами прийдется подвергать критике и Апостола Павла, который молился до исступления в Иерусалимском храме (Деян. 24,11), в котором были изображения херувимов, дабы критика была последовательна.
        Но,Павел не кланялся перед изображениями херувимов,не целовал их,иначе его бы побили камнями.

        Комментарий

        • Kot
          Ветеран

          • 29 July 2005
          • 10826

          #364
          Сообщение от Лаврик
          Но,Павел не кланялся перед изображениями херувимов,не целовал их,иначе его бы побили камнями.
          Потому что он видел их в реальности.
          Вы видели Херувимов и Серафимов так, как видете своих друзей каждый день?
          Ф. М. Достоевскоий: «раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов» «Гражданин», Дневник писателя, 1873 г., №50.
          "Неверье - слепота, а чаще свинство" - И.Бродский

          Покаяние - это жажда быть другим... (с)

          Комментарий

          • возлюбленный
            Господом

            • 18 August 2007
            • 3320

            #365
            Сообщение от Kot
            Потому что он видел их в реальности.
            Вы видели Херувимов и Серафимов так, как видете своих друзей каждый день?
            По-вашему выходит,что все остальные,молящиеся в храме,кланялись перед херувимами и целовали их.

            Комментарий

            • Kot
              Ветеран

              • 29 July 2005
              • 10826

              #366
              Сообщение от Лаврик
              По-вашему выходит,что все остальные,молящиеся в храме,кланялись перед херувимами и целовали их.
              Ваш вопрос был про Павла, мой ответ был тоже про него.
              Последний раз редактировалось Kot; 21 March 2008, 04:48 AM.
              Ф. М. Достоевскоий: «раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов» «Гражданин», Дневник писателя, 1873 г., №50.
              "Неверье - слепота, а чаще свинство" - И.Бродский

              Покаяние - это жажда быть другим... (с)

              Комментарий

              • Vit.
                Ветеран

                • 11 June 2006
                • 3843

                #367
                Сообщение от Alex Shevchenko
                Подобные выражения, я так понимаю, от обилия братолюбия?
                Это Александр не Вам лично.А Православие я действительно не люблю и этого не скрываю.
                И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Втор.8:5

                Комментарий

                • Alex Shevchenko
                  Ветеран

                  • 19 February 2007
                  • 5997

                  #368
                  Сообщение от Vit.
                  Это Александр не Вам лично.А Православие я действительно не люблю и этого не скрываю.
                  Не любите, только тише не любите, ибо Бог поруган не бывает ...
                  Пришедшие на запад солнце видевшие свет вечерний [...]

                  Комментарий

                  • Vit.
                    Ветеран

                    • 11 June 2006
                    • 3843

                    #369
                    Сообщение от Alex Shevchenko
                    Не любите, только тише не любите, ибо Бог поруган не бывает ...
                    А я как на Православие посмотрю,то кажется что бывает...
                    И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Втор.8:5

                    Комментарий

                    • анатолий17
                      Ветеран

                      • 15 December 2007
                      • 12473

                      #370
                      Сообщение от Лаврик
                      Такое впечатление,что вы любой ценой хотите отстоять свое мнение,даже вопреки здравому смыслу.
                      Нет необходимости рисовать любовь,сострадание,святость.Эти качества нужно проявлять на деле.
                      В иконах я кое-что понимаю,ибо я не из потомственных баптистов,а скорее из потомственных православных.Просто читая Слово Божие без разных наставников,у меня открылись глаза и я познал истину.
                      Поймите меня правильно,я не против изображений,а против поклонения этим изображениям.
                      Вы возразите,что это не поклонение,а почитание.Чистейшей воды самообман - это самое что ни на есть поклонение.
                      И еще не известно кто касался этих миллионов людей.
                      Брат Лаврик.
                      Если я люблю,сострадаю,если я свят,
                      то и я являю это миру делами,песнями,стизами,словом,изображением.
                      Всё мы это делаем по любви к Богу.
                      Не разумно утверждать ,что славить бога словом и песней можно ,а рисунком нельзя.Меня удивляет,как вы этого не понимаете.
                      Я понимаю вас ,что вы видите определённую опасность в иконо почитании,но мы же не будем рубить язык,так же как и икону,за то,что можем применить это не правильно.
                      ,,Языком славим Бога и проклинаем человека.
                      Язык ,как и икона здесь не причем,а всё исходит из нашего сердца.
                      Мне очень жаль ,что вы заостраете внимание не на сути,не на духовности,молитве,а на средстве помогающему нам духовно возростать.
                      Икона ,как и язык являются инструментом,но ни как ни целью.
                      Можно молится перед иконой за исцеление брата ,а можно молится без иконы за то,что бы у соседа сгорел дом.Находите разницу.
                      Почему вы не идёте глубже ,не поднимаете вопрос о словесном содержанни молитвы,а заканчиваете это примитивной критикой изображения.
                      Николай Бердяев.
                      Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад.

                      Комментарий

                      • анатолий17
                        Ветеран

                        • 15 December 2007
                        • 12473

                        #371
                        Сообщение от Vit.
                        А я как на Православие посмотрю,то кажется что бывает...
                        Вы нам льстите,не ужеле вы вопреки Писанию полагаете ,что
                        православие на столько сильно ,что может поругать самого Бога?
                        Николай Бердяев.
                        Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад.

                        Комментарий

                        • анатолий17
                          Ветеран

                          • 15 December 2007
                          • 12473

                          #372
                          Сообщение от Vit.
                          Это Александр не Вам лично.А Православие я действительно не люблю и этого не скрываю.
                          Брат Вит православия вы не любить ,не можете так как вы его не знаете.
                          Не возможно знать И.Златоуста,С.Соровского,А.Сурожзкого ,К.Петербургскую и не любить их.
                          Для вас православие это пьяный поп ,в этом и есть ваше заблуждение.
                          Николай Бердяев.
                          Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад.

                          Комментарий

                          • Павел_38
                            Отключен

                            • 06 August 2007
                            • 2616

                            #373
                            Сообщение от анатолий17
                            Если я люблю,сострадаю,если я свят,
                            то и я являю это миру делами,песнями,стихами,словом,изображением.
                            Всё мы это делаем по любви к Богу.
                            Не разумно утверждать ,что славить бога словом и песней можно ,а рисунком нельзя.Меня удивляет,как вы этого не понимаете.
                            Я понимаю вас ,что вы видите определённую опасность в иконо почитании,но мы же не будем рубить язык,так же как и икону,за то,что можем применить это не правильно.
                            ,,Языком славим Бога и проклинаем человека.
                            Язык ,как и икона здесь не причем,а всё исходит из нашего сердца.
                            Мне очень жаль ,что вы заостраете внимание не на сути,не на духовности,молитве,а на средстве помогающему нам духовно возростать.
                            Икона ,как и язык являются инструментом,но ни как ни целью.
                            Можно молится перед иконой за исцеление брата ,а можно молится без иконы за то,что бы у соседа сгорел дом.Находите разницу.
                            Почему вы не идёте глубже ,не поднимаете вопрос о словесном содержанни молитвы,а заканчиваете это примитивной критикой изображения.
                            Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Если Дух меня поведет разрушить иконостас в православном храме, выкинуть оттуда покупающих и продающих, свить бич из веревок и надавать присутствующим по рогам (извиняюсь), я сдерживаться не буду. И это касается не только православных. Вы все в деноминациях не хуже меня понимаете, о чем я говорю. Реагируйте после этого, как хотите.

                            Комментарий

                            • Йицхак
                              R.I.P.

                              • 22 February 2007
                              • 57437

                              #374
                              Сообщение от анатолий17
                              Не возможно знать И.Златоуста, ...не любить их.
                              Для вас православие это пьяный поп ,в этом и есть ваше заблуждение.
                              Лучше бы И.Златоуст был пьяным попом, чем похулил Духа Святого...

                              Комментарий

                              • анатолий17
                                Ветеран

                                • 15 December 2007
                                • 12473

                                #375
                                Сообщение от Павел_38
                                Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Если Дух меня поведет разрушить иконостас в православном храме, выкинуть оттуда покупающих и продающих, свить бич из веревок и надавать присутствующим по рогам (извиняюсь), я сдерживаться не буду. И это касается не только православных. Вы все в деноминациях не хуже меня понимаете, о чем я говорю. Реагируйте после этого, как хотите.
                                Не всякому духу доверяйте ,Павел
                                Николай Бердяев.
                                Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад.

                                Комментарий

                                Обработка...