Синод РПЦЗ(Л) объединяется с номенклатурной Церковью
Что такое сергианское «Наши радости - Ваши радости» в реальной действительности?
Поскольку моя судьба сложилась так, что я служил 15 лет в Московской Патриархии и вот уже 12 лет служу в Русской Зарубежной Церкви, я решил написать, что такое МП чтобы священнослужители и прихожане, жаждущие незамедлительного объединения, объективно поразмыслили о том, что нас действительно объединяет или разделяет.
Когда я учился в Ленинградской Духовной Семинарии, нам нередко приводили пример того, как прихожане любят и почитают своих пастырей: «Вот во время блокады Ленинграда, когда миллионы жителей умирали от голода, ни один священник, не умер с голоду потому что прихожане заботились о своих батюшках!»
Уже в то время, посетив Пискаревское кладбище, на котором похоронены ленинградцы умершие в блокаду, я увидел маленький кусочек коричневой массы, состоящей из опилок, клея и чего-то мучного, называемого «пайкой блокадного хлеба», и подумал, что невозможно было голодному, умирающему человеку поделиться с батюшкой таким «хлебом» весом в несколько грамм. Но тогда, как жили батюшки в блокадном Ленинграде и почему, в самом деле, ни один из них не умер с голоду?
Вторая тайна заключалась в невиданной роскоши и огромных материальных ценностях, которые я видел у старых ленинградских священников в доме. На стенах висели дорогие картины, шкафы ломились от дорогой посуды, с потолка спускались тяжелые хрустальные люстры дворцового происхождения, а в углу висели старинные иконы в дорогих окладах.
Помня об изъятии церковных ценностей в 20х годах и о грабежах во время Гражданской войны, я не мог понять как все это могло уцелеть, или как все это можно было быстро заново приобрести? Тогда какие же деньги были в карманах у тех священников?!
Секрет мне раскрыл мой духовник, старый протоиерей Константин Быстреевский, ныне покойный. Царствие ему Небесное...
Летом 1941-го года немецкие войска стремительно продвигались в глубь страны. Как рассказывал мне покойный настоятель Всехсвятского храма протоиерей Анатолий Казновецкий, живший в то время в г. Кременец Тернопольской области, местные жители встречали немцев с хлебом-солью, звонили праздничным звоном колокола и все говорили друг-другу «Христос Воскресе!». Немецких солдат встречали как освободителей от советского режима. Войдя в село, немецкое командование немедленно открывало закрытые большевиками церкви.
Видя какую авторитетную роль играет открытие храмов на оккупационной зоне, Сталин вынужден был изменить политику по отношению к Церкви и решил основать Московскую Патриархию.
Сталин создал эту церковную организацию по советскому образу и подобию. То есть весь епископат переходил в ранг особо избранных людей с большими привилегиями, которых в советское время называли «номенклатурой». К номенклатуре принадлежали все члены ЦК партии, главы обкомов и горкомов, министры, директора крупных заводов и предприятий, главные редакторы газет и журналов, известные писатели и композиторы и т. д.
Они жили в роскошных, охраняемых дачах и особняках, кормились и одевались в особых закрытых магазинах и столовых, отдыхали в закрытых курортах и пансионатах, ездили на казенных автомобилях, которые злые языки прозвали «членовозами», потому что на них ездили члены политбюро. Нужно было лишь признать советскую власть как самый лучший социальный строй в мире и все радости и успехи этой власти становились радостью Церкви, то есть МП, а все несчастья и печали этой власти автоматически становились несчастьем и печалью этой Церкви.
Но, пожалуй самое главное, - все номенклатурщики были неподсудны и никогда не подвергались никакой критике со стороны средств массовой информации. Даже когда Хрущев воздвиг массовую компанию гонения на Церковь и не было ни одного газетного номера без фельетона на священника, ни один епископ никогда не подвергся никакой критике, преследованию или унижению.
Все эти священноначальники всегда говорили одно и то же: «Мы спасаем Церковь» Но кто же спасался в такой «Церкви» ? Только одни архиереи- номенклатурщики! Они всегда спасали и выгораживали только «сами себя и друг друга!» Они с удовольствием паслись возле номенклатурной кормушки забыв о нуждах своих прихожан и приходских священников. Ни разу за все время советского режима ни один архиерей не защитил ни одного из своих прихожан или священников, попавших в немилость.
А в это время их прихожане ютились в тесных коммуналках, в полусырых подвалах, общежитиях или железнодорожных теплушках. Представьте себе, чтобы Архиепископ Иоанн Шанхайский не разделил бы бремя страданий своих духовных чад, брошенных на острове Тубабао на Филиппинах и уехал бы в США. А ведь у него была на руках американская виза! Но первым долгом он счел разделить изгнание со своими прихожанами, заброшенными на острова пальм и тайфунов.
Вот что мне рассказал на ушко мой духовник, старый заслуженный протоиерей Константин Быстреевский : «После революционного лихолетья он работал на одном из больших ленинградских предприятий. Вкусил весь ужас блокады. Но однажды, когда он молился в храме, его узнал один из клириков. Подошел к нему и любезно предложил снова стать священником для чего сегодня вечером они встретятся в условном месте и тот отведет его к митрополиту Алексию. «И, вот, рассказывал мне отец Константин, ближе к вечеру мы, как и все священнослужители блокадного Ленинграда стекались на второй этаж Никольского собора, где были уже расставлены столы ломившиеся от закусок, вин и фруктов. Складывалось такое впечатление, будто нет ни голода, ни войны, ни блокады. Во главе стола сидел митрополит Ленинградский и Ладожский Алексий Симанский - будущий патриарх Алексий Первый. Меня подвели к митрополиту, который узнал меня, милостиво принял и позволил сесть за стол. Вместе с батюшками допускались к столу и матушки, одетые как на бал».
Во время ужина произносились бесчисленные тосты за Сталина, Берию, Кагановича и прочих именитых коммунистов. Так «переживала» блокаду МП. Остатки же ужина разбирались сумками по домам. И на эти-то остатки и кусочки сахара, колбаски, хлебушка различными путями скупались те самые бриллианты, золотые и серебряные столовые приборы, кресты и панагии с драгоценными камнями, которыми щеголяли послевоенные протоиереи и епископы.
Незадолго до моего отъезда в Австралию, в Чистом переулке из открытых окон здания во дворе МП я слышал громкий спор между епископом Арсением и одним старым протоиереем. Священник предлагал бриллиантовый крест митрополиту за 40 тысяч, а иерарх упирался и говорил, что он больше 20-ти не стоит. А откуда был у этого протоиерея такой дорогой крест?! Наверное купил по случаю за несколько кусочков сахара или колбаски...
Конечно, каждый человек, стоя между жизнью и смертью, имеет право выбрать жизнь. Речь о другом. Формально по закону в советское время Церковь была отделена от государства, но фактически, являлась одним из звеньев государственного идеологического аппарата. Особенно это касалось Отдела Внешних Сношений. МП и ее деятельность зорко контролировались КГБ и другими государственными органами. Об отделении от государства МП и не мечтала, да и не желала этого. Создав номенклатурную Церковь, Сталин отделил Церковь от народа, от его радостей и печалей.
Так, неплохо живя в блокадном Ленинграде, ни один священник не пожелал разделить участь своих прихожан. Этот эпизод - есть горький срам, вошедший в историю МП !
На эту дьявольскую ловушку на физическое выживание попадались многие. Каждый священник понимал: или он и его семья умрет с голоду, или он обязан всей душой быть предан этой власти. Так самой жизнью воспитывалось надломленное поколение священнослужителей, поставленное советской системой в двуличное положение. При этом истинные нужды народа, его радости и печали были чужды официальной Церкви. Церковь перестала быть частью жизни народа. Она стала номенклатурной !
Поэтому, когда патриарх Алексий Ридигер пишет о том, что ему хорошо жилось при советской власти, он говорит правду !
Протоиерей Сергей ОКУНЕВ
Настоятель Св. Петропавловского Храма РПЦЗ в г. Перт, Австралия
Наша Страна N° 2774 от 25 июня 2005 г.
Западно Европейский Вестник. Русская Православная Церковь Заграницей под омофором Митрополита Виталия. - Сvнод РПЦЗ(Л) объединяется с номенклатурной Церковью Протоиерей Сергей Окунев
Что такое сергианское «Наши радости - Ваши радости» в реальной действительности?
Поскольку моя судьба сложилась так, что я служил 15 лет в Московской Патриархии и вот уже 12 лет служу в Русской Зарубежной Церкви, я решил написать, что такое МП чтобы священнослужители и прихожане, жаждущие незамедлительного объединения, объективно поразмыслили о том, что нас действительно объединяет или разделяет.
Когда я учился в Ленинградской Духовной Семинарии, нам нередко приводили пример того, как прихожане любят и почитают своих пастырей: «Вот во время блокады Ленинграда, когда миллионы жителей умирали от голода, ни один священник, не умер с голоду потому что прихожане заботились о своих батюшках!»
Уже в то время, посетив Пискаревское кладбище, на котором похоронены ленинградцы умершие в блокаду, я увидел маленький кусочек коричневой массы, состоящей из опилок, клея и чего-то мучного, называемого «пайкой блокадного хлеба», и подумал, что невозможно было голодному, умирающему человеку поделиться с батюшкой таким «хлебом» весом в несколько грамм. Но тогда, как жили батюшки в блокадном Ленинграде и почему, в самом деле, ни один из них не умер с голоду?
Вторая тайна заключалась в невиданной роскоши и огромных материальных ценностях, которые я видел у старых ленинградских священников в доме. На стенах висели дорогие картины, шкафы ломились от дорогой посуды, с потолка спускались тяжелые хрустальные люстры дворцового происхождения, а в углу висели старинные иконы в дорогих окладах.
Помня об изъятии церковных ценностей в 20х годах и о грабежах во время Гражданской войны, я не мог понять как все это могло уцелеть, или как все это можно было быстро заново приобрести? Тогда какие же деньги были в карманах у тех священников?!
Секрет мне раскрыл мой духовник, старый протоиерей Константин Быстреевский, ныне покойный. Царствие ему Небесное...
Летом 1941-го года немецкие войска стремительно продвигались в глубь страны. Как рассказывал мне покойный настоятель Всехсвятского храма протоиерей Анатолий Казновецкий, живший в то время в г. Кременец Тернопольской области, местные жители встречали немцев с хлебом-солью, звонили праздничным звоном колокола и все говорили друг-другу «Христос Воскресе!». Немецких солдат встречали как освободителей от советского режима. Войдя в село, немецкое командование немедленно открывало закрытые большевиками церкви.
Видя какую авторитетную роль играет открытие храмов на оккупационной зоне, Сталин вынужден был изменить политику по отношению к Церкви и решил основать Московскую Патриархию.
Сталин создал эту церковную организацию по советскому образу и подобию. То есть весь епископат переходил в ранг особо избранных людей с большими привилегиями, которых в советское время называли «номенклатурой». К номенклатуре принадлежали все члены ЦК партии, главы обкомов и горкомов, министры, директора крупных заводов и предприятий, главные редакторы газет и журналов, известные писатели и композиторы и т. д.
Они жили в роскошных, охраняемых дачах и особняках, кормились и одевались в особых закрытых магазинах и столовых, отдыхали в закрытых курортах и пансионатах, ездили на казенных автомобилях, которые злые языки прозвали «членовозами», потому что на них ездили члены политбюро. Нужно было лишь признать советскую власть как самый лучший социальный строй в мире и все радости и успехи этой власти становились радостью Церкви, то есть МП, а все несчастья и печали этой власти автоматически становились несчастьем и печалью этой Церкви.
Но, пожалуй самое главное, - все номенклатурщики были неподсудны и никогда не подвергались никакой критике со стороны средств массовой информации. Даже когда Хрущев воздвиг массовую компанию гонения на Церковь и не было ни одного газетного номера без фельетона на священника, ни один епископ никогда не подвергся никакой критике, преследованию или унижению.
Все эти священноначальники всегда говорили одно и то же: «Мы спасаем Церковь» Но кто же спасался в такой «Церкви» ? Только одни архиереи- номенклатурщики! Они всегда спасали и выгораживали только «сами себя и друг друга!» Они с удовольствием паслись возле номенклатурной кормушки забыв о нуждах своих прихожан и приходских священников. Ни разу за все время советского режима ни один архиерей не защитил ни одного из своих прихожан или священников, попавших в немилость.
А в это время их прихожане ютились в тесных коммуналках, в полусырых подвалах, общежитиях или железнодорожных теплушках. Представьте себе, чтобы Архиепископ Иоанн Шанхайский не разделил бы бремя страданий своих духовных чад, брошенных на острове Тубабао на Филиппинах и уехал бы в США. А ведь у него была на руках американская виза! Но первым долгом он счел разделить изгнание со своими прихожанами, заброшенными на острова пальм и тайфунов.
Вот что мне рассказал на ушко мой духовник, старый заслуженный протоиерей Константин Быстреевский : «После революционного лихолетья он работал на одном из больших ленинградских предприятий. Вкусил весь ужас блокады. Но однажды, когда он молился в храме, его узнал один из клириков. Подошел к нему и любезно предложил снова стать священником для чего сегодня вечером они встретятся в условном месте и тот отведет его к митрополиту Алексию. «И, вот, рассказывал мне отец Константин, ближе к вечеру мы, как и все священнослужители блокадного Ленинграда стекались на второй этаж Никольского собора, где были уже расставлены столы ломившиеся от закусок, вин и фруктов. Складывалось такое впечатление, будто нет ни голода, ни войны, ни блокады. Во главе стола сидел митрополит Ленинградский и Ладожский Алексий Симанский - будущий патриарх Алексий Первый. Меня подвели к митрополиту, который узнал меня, милостиво принял и позволил сесть за стол. Вместе с батюшками допускались к столу и матушки, одетые как на бал».
Во время ужина произносились бесчисленные тосты за Сталина, Берию, Кагановича и прочих именитых коммунистов. Так «переживала» блокаду МП. Остатки же ужина разбирались сумками по домам. И на эти-то остатки и кусочки сахара, колбаски, хлебушка различными путями скупались те самые бриллианты, золотые и серебряные столовые приборы, кресты и панагии с драгоценными камнями, которыми щеголяли послевоенные протоиереи и епископы.
Незадолго до моего отъезда в Австралию, в Чистом переулке из открытых окон здания во дворе МП я слышал громкий спор между епископом Арсением и одним старым протоиереем. Священник предлагал бриллиантовый крест митрополиту за 40 тысяч, а иерарх упирался и говорил, что он больше 20-ти не стоит. А откуда был у этого протоиерея такой дорогой крест?! Наверное купил по случаю за несколько кусочков сахара или колбаски...
Конечно, каждый человек, стоя между жизнью и смертью, имеет право выбрать жизнь. Речь о другом. Формально по закону в советское время Церковь была отделена от государства, но фактически, являлась одним из звеньев государственного идеологического аппарата. Особенно это касалось Отдела Внешних Сношений. МП и ее деятельность зорко контролировались КГБ и другими государственными органами. Об отделении от государства МП и не мечтала, да и не желала этого. Создав номенклатурную Церковь, Сталин отделил Церковь от народа, от его радостей и печалей.
Так, неплохо живя в блокадном Ленинграде, ни один священник не пожелал разделить участь своих прихожан. Этот эпизод - есть горький срам, вошедший в историю МП !
На эту дьявольскую ловушку на физическое выживание попадались многие. Каждый священник понимал: или он и его семья умрет с голоду, или он обязан всей душой быть предан этой власти. Так самой жизнью воспитывалось надломленное поколение священнослужителей, поставленное советской системой в двуличное положение. При этом истинные нужды народа, его радости и печали были чужды официальной Церкви. Церковь перестала быть частью жизни народа. Она стала номенклатурной !
Поэтому, когда патриарх Алексий Ридигер пишет о том, что ему хорошо жилось при советской власти, он говорит правду !
Протоиерей Сергей ОКУНЕВ
Настоятель Св. Петропавловского Храма РПЦЗ в г. Перт, Австралия
Наша Страна N° 2774 от 25 июня 2005 г.
Западно Европейский Вестник. Русская Православная Церковь Заграницей под омофором Митрополита Виталия. - Сvнод РПЦЗ(Л) объединяется с номенклатурной Церковью Протоиерей Сергей Окунев
Комментарий