И да, и нет. С одной стороны мы все, вроде как, с точки зрения внешних, считаемся христианами, но с другой стороны, совершенно очевидно, что одновременно и баптизм и католицизм, например, или адвентизм и мормонизм, православие и иеговизм (и т.п.) правыми быть не могут. Прав кто-то один, а правота конфессии- первейший предмет общей веры ее членов. Почему это произошло? Господь попустил расколы и ереси, чтобы люди, внешне оставаясь под одной клятвой, внутреннее будучи с ней не согласными, не оказались тем самым в клятвопреступниках. Итак, не согласные с клятвой просто выводятся в разряд "внешних" и отдаются тем самым на суд Божий (1Кор 5 гл.), мы же в отношении внешних обязаны соблюдать заповедь "не суди". Если человек заблуждается открыто и честно, то такой может быть угоден Господу, если стойко будет держаться своей клятвы (Псалом 14-й, 3-я глава книги пророка Иеремии). Если же заблуждается лукаво, то только такому, "внутреннему еретику" ад гарантирован уже на земле.
Что же до "широты", то она не может распространяться на механическое признание равноистинности всех конфессий, немедленное восстановление молитвенного общения между общинами и немедленное установление интеркоммуниона: нельзя приступать к единой чаше людям с разной клятвой. Чаша- символ одной клятвы, а не разных. Церковь в ее раздробленном состоянии- есть икона разодранного хитона Христа и как Христос Сам воскрес на третий день, также и собрание Церкви произойдет сверхъестественным способом, а не благодаря человеческим усилиям и переговорам. Мы же должны искать не приемлемой формулы, после произнесения которой разные общины смогут совместно есть хлеб и пить вино, но Царства Божия: молиться о совместном причащении вечных благ там, на небесах, а уж отразится ли это совместное причащение в земной перспективе- принципиально неважно.
А что же делать нам? Нет, не искать путей догматического компрадорства, но, прежде всего, молиться, приветствовать друг друга с любовью, не судить чужие грехи, каяться в своих, но более всего: помогать вдовам, давать кров бездомным, еду голодным, работу безработным, одежду замерзающим, идти два поприща с принудившим идти одно, посетить узника, приютить странника, напоить жаждущего. Банальности, казалось бы. Но кому-то этим очень сложно заниматься: куда проще идолопоклонство Православию приписывать.
Истоки конфликта мне здесь видятся в изначально ущербной мотивации при конфессиональном самоопределении многих наших граждан: мотивации негативного сепаратизма- "они плохие". Православным эту мотивацию преодолеть, доктринально, проще: мы верим в свободу воли человека, равно как и в то, что человек может обладать самостоятельным творческим началом. Не все, что происходит в мире, однозначно от дьявола или Бога: человек способен на самостоятельный синтез. Во всех же протестантских деноминациях, кроме незначительного числа пелагиан, идея предопределения играет существенную роль: человек творит либо Духом Святым, либо духом бесовским, но к самостоятельному действию не способен (отсюда и Sola Fide, и отрицание любого синтеза в обрядах, экклезиологии,*сотериологии, даже, порой, христологии и тринитологии). Но и это, как показывает практика, преодолимо.
Важно помнить: времени у нас на земле не так мало, а нуждающихся больше, чем мы смогли бы охватить, занимайся мы только ими. Так что не будем забывать про послание святого апостола Иакова, где точно указано, какими должны быть плоды нашей веры и в чем они должны выражаться.
Что же до "широты", то она не может распространяться на механическое признание равноистинности всех конфессий, немедленное восстановление молитвенного общения между общинами и немедленное установление интеркоммуниона: нельзя приступать к единой чаше людям с разной клятвой. Чаша- символ одной клятвы, а не разных. Церковь в ее раздробленном состоянии- есть икона разодранного хитона Христа и как Христос Сам воскрес на третий день, также и собрание Церкви произойдет сверхъестественным способом, а не благодаря человеческим усилиям и переговорам. Мы же должны искать не приемлемой формулы, после произнесения которой разные общины смогут совместно есть хлеб и пить вино, но Царства Божия: молиться о совместном причащении вечных благ там, на небесах, а уж отразится ли это совместное причащение в земной перспективе- принципиально неважно.
А что же делать нам? Нет, не искать путей догматического компрадорства, но, прежде всего, молиться, приветствовать друг друга с любовью, не судить чужие грехи, каяться в своих, но более всего: помогать вдовам, давать кров бездомным, еду голодным, работу безработным, одежду замерзающим, идти два поприща с принудившим идти одно, посетить узника, приютить странника, напоить жаждущего. Банальности, казалось бы. Но кому-то этим очень сложно заниматься: куда проще идолопоклонство Православию приписывать.
Истоки конфликта мне здесь видятся в изначально ущербной мотивации при конфессиональном самоопределении многих наших граждан: мотивации негативного сепаратизма- "они плохие". Православным эту мотивацию преодолеть, доктринально, проще: мы верим в свободу воли человека, равно как и в то, что человек может обладать самостоятельным творческим началом. Не все, что происходит в мире, однозначно от дьявола или Бога: человек способен на самостоятельный синтез. Во всех же протестантских деноминациях, кроме незначительного числа пелагиан, идея предопределения играет существенную роль: человек творит либо Духом Святым, либо духом бесовским, но к самостоятельному действию не способен (отсюда и Sola Fide, и отрицание любого синтеза в обрядах, экклезиологии,*сотериологии, даже, порой, христологии и тринитологии). Но и это, как показывает практика, преодолимо.
Важно помнить: времени у нас на земле не так мало, а нуждающихся больше, чем мы смогли бы охватить, занимайся мы только ими. Так что не будем забывать про послание святого апостола Иакова, где точно указано, какими должны быть плоды нашей веры и в чем они должны выражаться.
Комментарий