К у казанной в заголовке мысли меня привели высказывания, сделанные известными представителями этого направления. Привожу их по двум источникам: С.М. Берджес, Г.Б. МакГи, П.Х. Александер "Богословие позитивного исповедания" (сайт Центра апологетических исследований Центр Апологетических Исследований ·); а также "Харизматическое движение" А. Новака (сайт Игоря Скерцо Харизматическое движение).
Цитируем по "Богословию...": "Джон Дж. Лейк утверждал: "Человек - это не отдельное творение, человек - часть Самого Бога... Бог предназначил нам быть богами". "Епископ Эрл Полк из Атланты недавно писал: "так же, как у собак есть щенки, а у кошек - котята, у Бога есть маленькие боги. До тех пор, пока мы не осознаем, что мы - маленькие боги, и не начнем поступать, как маленькие боги, мы не сможем явить Царство Божие"". "Далее, Кеннет Коупленд утверждает: "Вы передаете человеческую природу родившемуся у вас ребенку. Раз вы люди, вы передали этому родившемуся ребенку природу человека. Он родился не китом. Он родился человеком. В вас нет никакого Бога. Вы и есть Бог"".
Отсюда ясно видно, что в харизматическом движении бытует учение о единосущии Бога и человека. Бог и человек рассматриваются как существа одной природы. И из этого следуют вполне определенные выводы.
1. Или Бог по Своей природе является несовершенным, ограниченным, изменчивым, а Его природа подвержена разрушению (ибо страдания и смерть человека в данном случае есть разрушение уже не просто человеческой природы, а Самого Бога). Кроме того, именно Бог в лице людей совершил первородный грех в Эдемском саду. (Что звучит дико и, главное -абсурдно). Но если все это так, то Бог ли Он вообще? Кроме того, через всю Библию проходит мысль о Боге как Существе абсолютном, находящимся вне времени и пространства, не подверженном страданию, изменению, разрушению и т.п. Он вообще не ограничен ничем - Он всеведущ, всмеогущ, вездесущ и т.д. То есть это учение явно не соответствует ни логике, ни Писанию.
2. Если принять взгляд на единосущность Бога и человека, то останется только признать несотворенность человека (а слова в Книге Бытия о его "сотворении" перетолковать как-то иначе). А следовательно, можно и поклоняться человеку, как Богу. И то - какая разница? Покланяетесь вы Христу, или Кеннету Коупленду, или самим себе - это же все тот же самый Бог! И это означает, что перед нами - язычество, "поклонение твари вместо Творца".
3. Весьма характерным и логичным следствием такого самообожествления является так называемое богословие "позитивного исповедания". Далее цитируем по "Харизматическому движению": "Основополагающая теория проста: ты имеешь то, что исповедуешь, ты есть то, что ты исповедуешь. Только то, что ты исповедуешь, является действительностью. Значит, никогда не исповедуй ничего отрицательного". Характерная цитата: "Мысли, наполняющие наше сердце, проявляются через слова и производят, соответственно их качеству, доброе или плохое. Наши слова определяют наше будушее!".
И вообще-то это логично: "маленький бог" может творить чудеса своими собственными силами - он же "бог"! Для этого он произносит заклинание (а подобная практика - это никак не молитва, а именно заклинания), и все готово, он получает, чего желал. И перед нами классическая магическая практика. И это тоже неудивительно: языческие корни - языческие плоды.
Но что, если что-то не удалось? "Если "позитивные исповедания не пришли в исполнение, виноват исповедующийся, теория верна во всяком случае". О таких людях "харизматический" пастор говорит: "...Без сомнения, я найду что-то плохое в их жизни". А, поскольку "что-то плохое" можно, без сомнения (конечно же!), найти в жизни любого человека - вот вам всегда готовый "ответ" в случае неудачи.
А если вспомнить еще о практике "говорения языками", в которой харизматическое движение наследует вовсе не первохристианской Церкви, а многочисленным языческим мистическим сектам, то перед нами уже складывается довольно ясная картина языческого, по сути, движения, которое прячется поди Библией и изображениями Креста. Оно, и в самом деле, не имеет никакого отношения не то что к протестантизму, а к христианству вообще.
Можно было бы еще рассмотреть харзматическую практику "исцелений", или "богословие процветания" но это, думаю, уже излишне - все это основано на том же "позитивном исповедании". Лучше в заключение приведу еще одну цитату из "Харизматического движения". Это слова известного харизматического деятеля Б. Хинна: "Нет, никогда ты не должен приходить к Господу со словами: "Если на то Твоя воля..." Не допускай, чтобы такие разрушающие веру слова исходили из твоих уст. Когда ты молишься "Если это Твоя воля, Господь", то вера разрушается. Сомнения возрастают и заполняют твою жизнь. Будь осторожен в словах, отнимающих у тебя веру и повергающих тебя в отчаяние. Если ты говоришь: "Если на то воля Твоя" или "Да будет Твоя воля", - тогда ты называешь Бога глупцом. Молитва о познании воли Божьей есть "настоящая глупость", "фарс" и "оскорбление интеллекта Бога".
И что же? У кого-нибудь повернется язык назвать этого человека христианином? Сравните, кстати, это с Мф.6, 9-13; Лк. 11,2-4; Мф.26, 39-44; Мк.14, 36-39, и т.д.
Так христианскую ли веру несут "харизматы" или американизированное неоязычество?
P.S. Просьба к оппонентам, если таковые будут, не отвечать по принципу "сам дурак", то есть не говорить: "а вы, православные, молитесь иконам и святым" и т.п. Для критики и обсуждения православных учений и практик на форуме хватает и других тем. А здесь хотелось бы услышать ответы по существу.
Цитируем по "Богословию...": "Джон Дж. Лейк утверждал: "Человек - это не отдельное творение, человек - часть Самого Бога... Бог предназначил нам быть богами". "Епископ Эрл Полк из Атланты недавно писал: "так же, как у собак есть щенки, а у кошек - котята, у Бога есть маленькие боги. До тех пор, пока мы не осознаем, что мы - маленькие боги, и не начнем поступать, как маленькие боги, мы не сможем явить Царство Божие"". "Далее, Кеннет Коупленд утверждает: "Вы передаете человеческую природу родившемуся у вас ребенку. Раз вы люди, вы передали этому родившемуся ребенку природу человека. Он родился не китом. Он родился человеком. В вас нет никакого Бога. Вы и есть Бог"".
Отсюда ясно видно, что в харизматическом движении бытует учение о единосущии Бога и человека. Бог и человек рассматриваются как существа одной природы. И из этого следуют вполне определенные выводы.
1. Или Бог по Своей природе является несовершенным, ограниченным, изменчивым, а Его природа подвержена разрушению (ибо страдания и смерть человека в данном случае есть разрушение уже не просто человеческой природы, а Самого Бога). Кроме того, именно Бог в лице людей совершил первородный грех в Эдемском саду. (Что звучит дико и, главное -абсурдно). Но если все это так, то Бог ли Он вообще? Кроме того, через всю Библию проходит мысль о Боге как Существе абсолютном, находящимся вне времени и пространства, не подверженном страданию, изменению, разрушению и т.п. Он вообще не ограничен ничем - Он всеведущ, всмеогущ, вездесущ и т.д. То есть это учение явно не соответствует ни логике, ни Писанию.
2. Если принять взгляд на единосущность Бога и человека, то останется только признать несотворенность человека (а слова в Книге Бытия о его "сотворении" перетолковать как-то иначе). А следовательно, можно и поклоняться человеку, как Богу. И то - какая разница? Покланяетесь вы Христу, или Кеннету Коупленду, или самим себе - это же все тот же самый Бог! И это означает, что перед нами - язычество, "поклонение твари вместо Творца".
3. Весьма характерным и логичным следствием такого самообожествления является так называемое богословие "позитивного исповедания". Далее цитируем по "Харизматическому движению": "Основополагающая теория проста: ты имеешь то, что исповедуешь, ты есть то, что ты исповедуешь. Только то, что ты исповедуешь, является действительностью. Значит, никогда не исповедуй ничего отрицательного". Характерная цитата: "Мысли, наполняющие наше сердце, проявляются через слова и производят, соответственно их качеству, доброе или плохое. Наши слова определяют наше будушее!".
И вообще-то это логично: "маленький бог" может творить чудеса своими собственными силами - он же "бог"! Для этого он произносит заклинание (а подобная практика - это никак не молитва, а именно заклинания), и все готово, он получает, чего желал. И перед нами классическая магическая практика. И это тоже неудивительно: языческие корни - языческие плоды.
Но что, если что-то не удалось? "Если "позитивные исповедания не пришли в исполнение, виноват исповедующийся, теория верна во всяком случае". О таких людях "харизматический" пастор говорит: "...Без сомнения, я найду что-то плохое в их жизни". А, поскольку "что-то плохое" можно, без сомнения (конечно же!), найти в жизни любого человека - вот вам всегда готовый "ответ" в случае неудачи.
А если вспомнить еще о практике "говорения языками", в которой харизматическое движение наследует вовсе не первохристианской Церкви, а многочисленным языческим мистическим сектам, то перед нами уже складывается довольно ясная картина языческого, по сути, движения, которое прячется поди Библией и изображениями Креста. Оно, и в самом деле, не имеет никакого отношения не то что к протестантизму, а к христианству вообще.
Можно было бы еще рассмотреть харзматическую практику "исцелений", или "богословие процветания" но это, думаю, уже излишне - все это основано на том же "позитивном исповедании". Лучше в заключение приведу еще одну цитату из "Харизматического движения". Это слова известного харизматического деятеля Б. Хинна: "Нет, никогда ты не должен приходить к Господу со словами: "Если на то Твоя воля..." Не допускай, чтобы такие разрушающие веру слова исходили из твоих уст. Когда ты молишься "Если это Твоя воля, Господь", то вера разрушается. Сомнения возрастают и заполняют твою жизнь. Будь осторожен в словах, отнимающих у тебя веру и повергающих тебя в отчаяние. Если ты говоришь: "Если на то воля Твоя" или "Да будет Твоя воля", - тогда ты называешь Бога глупцом. Молитва о познании воли Божьей есть "настоящая глупость", "фарс" и "оскорбление интеллекта Бога".
И что же? У кого-нибудь повернется язык назвать этого человека христианином? Сравните, кстати, это с Мф.6, 9-13; Лк. 11,2-4; Мф.26, 39-44; Мк.14, 36-39, и т.д.
Так христианскую ли веру несут "харизматы" или американизированное неоязычество?
P.S. Просьба к оппонентам, если таковые будут, не отвечать по принципу "сам дурак", то есть не говорить: "а вы, православные, молитесь иконам и святым" и т.п. Для критики и обсуждения православных учений и практик на форуме хватает и других тем. А здесь хотелось бы услышать ответы по существу.
Комментарий