Иммиграция в Палестину в период 1939-1945
Иммиграция евреев в Палестину в 1939–1945 годах происходила в крайне сложных условиях и имела ограниченный, но разнообразный характер, несмотря на строгие британские ограничения. Основные особенности:
---
🛂 Ограничения белой книги 1939 года
Британская Белая книга 1939 года ввела жесткие квоты:
Допускалось максимум 75 000 евреев за 5 лет (до 1944).
После этого любая иммиграция должна была согласовываться с арабскими властями Палестины.
Это было сделано под давлением арабских стран и стало поворотом от предыдущей про-сионистской политики.
🚢 Легальная иммиграция
В пределах квот (около 15 000 человек в год до 1944) евреям разрешалось приезжать по визам.
Преимущественно это были беженцы из нацистской Европы, особенно дети и молодые специалисты.
🚢 Нелегальная иммиграция (Алия Бет)
Организована сионистскими структурами (Хагана, Моссад ле-Алия Бет).
С 1939 по 1944 гг. прибыло около 20–25 тысяч нелегальных иммигрантов на кораблях через Средиземное море.
Множество кораблей было перехвачено британцами, а пассажиры:
интернировались в лагерях в Атлите (Палестина) или на Кипре (с 1946);
или депортировались обратно в Европу (вплоть до оккупированных территорий — трагический пример корабля «Патриа»).
⛓️ Примеры трагедий
Корабль «Патриа» (1940): затонул в порту Хайфы при попытке евреев избежать депортации. Погибли более 260 человек.
Корабль «Струма» (1942): после британского отказа пустить беженцев в Палестину, корабль был потоплен в Черном море советской подлодкой. Погибло более 750 евреев.
---
🕍 Содействие еврейских организаций
Еврейское агентство и Хагана помогали с организацией маршрутов, подделкой документов, подкупом чиновников.
В 1944 г. был создан еврейский Бригада Груп, который воевал в составе британской армии — после войны бригада помогала переправлять выживших евреев в Палестину.
📉 Общее число иммигрантов (1939–1945)
Категория Примерное число
Легальная иммиграция ~60 000
Нелегальная иммиграция ~25 000
Депортированные / интернированные ~15 000
---
🛂 Ограничения белой книги 1939 года
Британская Белая книга 1939 года ввела жесткие квоты:
Допускалось максимум 75 000 евреев за 5 лет (до 1944).
После этого любая иммиграция должна была согласовываться с арабскими властями Палестины.
Это было сделано под давлением арабских стран и стало поворотом от предыдущей про-сионистской политики.
🚢 Легальная иммиграция
В пределах квот (около 15 000 человек в год до 1944) евреям разрешалось приезжать по визам.
Преимущественно это были беженцы из нацистской Европы, особенно дети и молодые специалисты.
🚢 Нелегальная иммиграция (Алия Бет)
Организована сионистскими структурами (Хагана, Моссад ле-Алия Бет).
С 1939 по 1944 гг. прибыло около 20–25 тысяч нелегальных иммигрантов на кораблях через Средиземное море.
Множество кораблей было перехвачено британцами, а пассажиры:
интернировались в лагерях в Атлите (Палестина) или на Кипре (с 1946);
или депортировались обратно в Европу (вплоть до оккупированных территорий — трагический пример корабля «Патриа»).
⛓️ Примеры трагедий
Корабль «Патриа» (1940): затонул в порту Хайфы при попытке евреев избежать депортации. Погибли более 260 человек.
Корабль «Струма» (1942): после британского отказа пустить беженцев в Палестину, корабль был потоплен в Черном море советской подлодкой. Погибло более 750 евреев.
---
🕍 Содействие еврейских организаций
Еврейское агентство и Хагана помогали с организацией маршрутов, подделкой документов, подкупом чиновников.
В 1944 г. был создан еврейский Бригада Груп, который воевал в составе британской армии — после войны бригада помогала переправлять выживших евреев в Палестину.
📉 Общее число иммигрантов (1939–1945)
Категория Примерное число
Легальная иммиграция ~60 000
Нелегальная иммиграция ~25 000
Депортированные / интернированные ~15 000
Несмотря на боевые действия на море в годы Второй мировой войны (1939–1945), еврейские организации организовывали нелегальные морские маршруты в Палестину — это было опасно, сложно, но крайне необходимо из-за закрытых границ. Вот подробный разбор:
🛳️ Основные маршруты еврейской иммиграции морем (Алия Бет)
1. Балтийское и Черное море → Средиземное → Палестина
Исходные порты: Констанца (Румыния), Бургас и Варна (Болгария), Одесса, Яссы.
Маршрут:
Через Босфор и Дарданеллы (Турция),
Через Эгейское и Средиземное моря,
В порт Хайфа или попытка высадки на побережье Палестины.
Проблемы:
Британский флот патрулировал восточное Средиземноморье.
Турция часто отказывалась пропускать корабли.
Немецкие или итальянские подлодки и мины.
Британские депортации (интернирование на Кипре или возвращение).
2. Италия / Южная Франция → Палестина
Работал в первые годы войны (до 1942), пока Италия не вступила в войну.
Некоторые маршруты шли через остров Родос или Кипр.
Пример: корабли из Генуи, Марселя, Ниццы — евреи бежали из Франции после нацистской оккупации.
3. Греция → Палестина
Особенно с островов Родос, Крит и материковой части.
Использовались небольшие рыболовецкие суда.
4. Югославия / Албания → Греция → Палестина
Для евреев, спасавшихся из стран Центральной Европы.
5. Кипр → Палестина (после 1946)
После войны многие корабли с беженцами перехватывались и перенаправлялись в лагеря на Кипре (в Лимассоле).
Оттуда переправка в Палестину шла под контролем британцев.
⚠️ Опасности на маршрутах
Опасность Примеры
Британская блокада Корабли разворачивались, интерн.
Торпедирование / мины «Струма» потоплена подлодкой (1942)
Перегрузка и аварии «Патриа» — трагедия в порту Хайфы
Болезни и голод Месяцы в море без воды и пищи
Отказ прохода Турции Задержки, высадка в неизвестных портах
🗺️ Карта маршрута (условно):
Восточная Европа → Черное море → Босфор → Эгейское → Хайфа
Италия / Франция → Сицилия / Родос → Палестина
Югославия → Греция → Палестина
💡 Дополнительно:
Иммигранты часто назывались маапилим (от ивр. «восходящие»).
Их встречали члены Пальмаха, которые помогали высадке.
Корабли переименовывались на иврите, часто в честь погибших или сионистских героев.
🛳️ Основные маршруты еврейской иммиграции морем (Алия Бет)
1. Балтийское и Черное море → Средиземное → Палестина
Исходные порты: Констанца (Румыния), Бургас и Варна (Болгария), Одесса, Яссы.
Маршрут:
Через Босфор и Дарданеллы (Турция),
Через Эгейское и Средиземное моря,
В порт Хайфа или попытка высадки на побережье Палестины.
Проблемы:
Британский флот патрулировал восточное Средиземноморье.
Турция часто отказывалась пропускать корабли.
Немецкие или итальянские подлодки и мины.
Британские депортации (интернирование на Кипре или возвращение).
2. Италия / Южная Франция → Палестина
Работал в первые годы войны (до 1942), пока Италия не вступила в войну.
Некоторые маршруты шли через остров Родос или Кипр.
Пример: корабли из Генуи, Марселя, Ниццы — евреи бежали из Франции после нацистской оккупации.
3. Греция → Палестина
Особенно с островов Родос, Крит и материковой части.
Использовались небольшие рыболовецкие суда.
4. Югославия / Албания → Греция → Палестина
Для евреев, спасавшихся из стран Центральной Европы.
5. Кипр → Палестина (после 1946)
После войны многие корабли с беженцами перехватывались и перенаправлялись в лагеря на Кипре (в Лимассоле).
Оттуда переправка в Палестину шла под контролем британцев.
⚠️ Опасности на маршрутах
Опасность Примеры
Британская блокада Корабли разворачивались, интерн.
Торпедирование / мины «Струма» потоплена подлодкой (1942)
Перегрузка и аварии «Патриа» — трагедия в порту Хайфы
Болезни и голод Месяцы в море без воды и пищи
Отказ прохода Турции Задержки, высадка в неизвестных портах
🗺️ Карта маршрута (условно):
Восточная Европа → Черное море → Босфор → Эгейское → Хайфа
Италия / Франция → Сицилия / Родос → Палестина
Югославия → Греция → Палестина
💡 Дополнительно:
Иммигранты часто назывались маапилим (от ивр. «восходящие»).
Их встречали члены Пальмаха, которые помогали высадке.
Корабли переименовывались на иврите, часто в честь погибших или сионистских героев.
Судьба нелегальных еврейских иммигрантов в Палестину (1936–1945)
Период Прибыло нелегально Депортированы в лагеря (в т. ч. Атлит) Отправлены назад или интернированы на корабле Удалось остаться/освободиться
1936–1939 ~15 000 ~8 000 ~1 000 (возвращены в Европу) ~6 000
1939–1945 ~18 000–20 000 ~10 000–12 000 ~1 600–2 000 (в т. ч. трагедия с Патриа) ~6 000
Всего 1936–1945 ~35 000 ~18 000–20 000 ~2 500–3 000 ~12 000–14 000
Лагерь Атлит под Хайфой — основной центр интернирования.
Небольшие временные лагеря на кораблях в портах.
Некоторых временно удерживали в тюрьмах в Египте или на Кипре уже после 1945 года.
Период Прибыло нелегально Депортированы в лагеря (в т. ч. Атлит) Отправлены назад или интернированы на корабле Удалось остаться/освободиться
1936–1939 ~15 000 ~8 000 ~1 000 (возвращены в Европу) ~6 000
1939–1945 ~18 000–20 000 ~10 000–12 000 ~1 600–2 000 (в т. ч. трагедия с Патриа) ~6 000
Всего 1936–1945 ~35 000 ~18 000–20 000 ~2 500–3 000 ~12 000–14 000
Лагерь Атлит под Хайфой — основной центр интернирования.
Небольшие временные лагеря на кораблях в портах.
Некоторых временно удерживали в тюрьмах в Египте или на Кипре уже после 1945 года.
Британские власти в Палестине в 1936–1945 гг. не имели единых, чётких правил для обращения с нелегальными еврейскими иммигрантами (мапилим), прибывавшими морем. Решение о том, кого интернировать в лагерь (в частности, в Атлит), а кого депортировать обратно, принималось административно, в зависимости от нескольких факторов:
📋 Основные критерии, которыми руководствовались британцы:
Критерий Как это влияло
Происхождение и возраст Молодёжь и потенциальные бойцы нелегальных организаций чаще интернировались в Атлит. Пожилых или семьи с детьми иногда отпускали под надзор или размещали в еврейских поселениях.
Политическая обстановка В периоды высокой напряжённости (например, во время Второй мировой) усиливались меры — интернирование становилось правилом.
Давление международного сообщества Иногда, особенно после 1942, под влиянием информации о Холокосте, британцы временно останавливали депортации, интернировали иммигрантов или отпускали по квотам.
Наличие "сертификатов" Те, у кого были поддельные или подлинные "сертификаты" (квоты на легальный въезд), могли быть отпущены.
Число прибывших на корабле Если судно было переполнено, часть могли сразу вернуть, чтобы показать жёсткость политики. В других случаях интернировали всех.
Техническая возможность вернуть Иногда страны (например, Румыния, Болгария, Германия) отказывались принимать депортированных обратно — тогда британцы интернировали их.
📌 Примеры ситуаций:
«Патриа» (1940): Британцы собирались депортировать ~1 800 иммигрантов на Маврикий. Но судно было подорвано агентами Хаганы, чтобы предотвратить отправку. Погибло ~260 человек.
Корабли после 1939 г.: часто пассажиров сначала временно интернировали, а затем решали — вернуть ли их в Европу, отпустить или держать под стражей.
С 1940-х британцы отправляли судна с беженцами в отдалённые колонии (например, на Маврикий), если не могли найти для них безопасного порта в Европе.
🏕️ Интернирование ≠ навсегда:
Многие из тех, кто попадал в Атлит, в течение месяцев или лет:
освобождались по квотам;
бежали с помощью подпольных организаций;
или выпускались под надзор в еврейские поселения
📋 Основные критерии, которыми руководствовались британцы:
Критерий Как это влияло
Происхождение и возраст Молодёжь и потенциальные бойцы нелегальных организаций чаще интернировались в Атлит. Пожилых или семьи с детьми иногда отпускали под надзор или размещали в еврейских поселениях.
Политическая обстановка В периоды высокой напряжённости (например, во время Второй мировой) усиливались меры — интернирование становилось правилом.
Давление международного сообщества Иногда, особенно после 1942, под влиянием информации о Холокосте, британцы временно останавливали депортации, интернировали иммигрантов или отпускали по квотам.
Наличие "сертификатов" Те, у кого были поддельные или подлинные "сертификаты" (квоты на легальный въезд), могли быть отпущены.
Число прибывших на корабле Если судно было переполнено, часть могли сразу вернуть, чтобы показать жёсткость политики. В других случаях интернировали всех.
Техническая возможность вернуть Иногда страны (например, Румыния, Болгария, Германия) отказывались принимать депортированных обратно — тогда британцы интернировали их.
📌 Примеры ситуаций:
«Патриа» (1940): Британцы собирались депортировать ~1 800 иммигрантов на Маврикий. Но судно было подорвано агентами Хаганы, чтобы предотвратить отправку. Погибло ~260 человек.
Корабли после 1939 г.: часто пассажиров сначала временно интернировали, а затем решали — вернуть ли их в Европу, отпустить или держать под стражей.
С 1940-х британцы отправляли судна с беженцами в отдалённые колонии (например, на Маврикий), если не могли найти для них безопасного порта в Европе.
🏕️ Интернирование ≠ навсегда:
Многие из тех, кто попадал в Атлит, в течение месяцев или лет:
освобождались по квотам;
бежали с помощью подпольных организаций;
или выпускались под надзор в еврейские поселения
Комментарий