после вавилонского плена плена было хасмонейское царство,
Царство было создано в результате победы евреев в Маккавейской войне, но с 140 г. до н. э. по 110 г. до н. э. оно продолжало оставаться в определённой вассальной зависимости от Империи Селевкидов.
С 110 г. до н. э. по 63 г. до н. э. — период абсолютной независимости Иудеи.
С 110 г. до н. э. по 63 г. до н. э. — период абсолютной независимости Иудеи.
Царство Ирода Великого, существовавшее с 37 года до н.э. по 4 год до н.э., было еврейским царством, находившимся под римским протекторатом. Ирод Великий, основатель династии Иродиадов, правил этой территорией, которая включала Иудею, Самарию, Идумею, Галилею и Перею. Столицей царства был Иерусалим.
Причина в том, что миссионерская настойчивость в христианстве и в исламе строилась на разных теологических и политических основаниях — иудаизм при этом занимал особое место в обеих системах.
1. Христианский подход: «иудеи должны признать Мессию»
2. Мусульманский подход: «иудеи — люди Писания»
3. Ключевое различие
То есть в Византии евреи воспринимались как «упрямые родственники, которых надо переубедить», а в исламе — как «покорённые соседи, с которых берут налог».
1. Христианский подход: «иудеи должны признать Мессию»
- Теологическая мотивация
- Для христиан ранней и Византийской эпохи иудаизм считался незавершённой религией: евреи поклоняются «правильному» Богу, но отвергли Иисуса как Мессию.
- По Евангелию и апостольским посланиям, обращение евреев было важным шагом в Божьем плане спасения — почти «финальным доказательством» истинности христианства.
- Апостол Павел (Рим. 11) прямо писал, что «ожесточение» Израиля временно, и в будущем «весь Израиль спасётся» через веру в Христа.
- Политическая подоплёка
- Византийская империя видела себя «Новой Израильской державой»; наличие евреев, которые отказывались признать Христа, подрывало этот идеологический миф.
- Практика
- Евреи не считались идолопоклонниками, поэтому их можно было не убивать, а «исправить».
- Отсюда законодательство, стимулирующее крещение: запреты на профессии, ограничения в судах, ограничения на общественные роли — всё, чтобы побудить перейти в христианство.
2. Мусульманский подход: «иудеи — люди Писания»
- Теологическая мотивация
- В исламе евреи (и христиане) признаются ахль аль-китаб — «люди Книги», у которых было откровение от Аллаха, но они его исказили.
- Ислам считает себя последним и окончательным откровением, но не требует обязательного массового обращения евреев, пока они подчиняются исламскому праву.
- Политическая подоплёка
- В раннем халифате евреи платили джизью (налог для немусульман) и подчинялись мусульманской власти.
- С точки зрения государства, массовое обращение было даже экономически невыгодно — новые мусульмане освобождались от джизьи.
- Практика
- Евреи сохраняли синагоги и общины, хотя имели статус зимми (подданные второго сорта).
- Давление на обращение усиливалось только в отдельных периодах (например, при Альмохадах в XII в.), но это скорее исключение, чем норма.
3. Ключевое различие
Цель обращения | Теологическая «победа» — завершить пророчества и доказать истинность веры | Необязательная, важнее политическое подчинение и налоговая система |
Отношение к иудаизму | Неполная вера, требующая исправления | Искажённая, но признанная религия |
Экономика | Крещение не уменьшало доход государства | Массовое обращение уменьшало доход от джизьи |
Методы | Административные запреты, проповедь, давление через закон | Налоговое давление, но обычно без систематической миссии |
То есть в Византии евреи воспринимались как «упрямые родственники, которых надо переубедить», а в исламе — как «покорённые соседи, с которых берут налог».
Византийский период дал несколько еврейских восстаний в Палестине, хотя они были меньше и локальнее, чем восстание Бар-Кохбы.
Вот основные:
---
1. Восстание 351 г. н. э. (Галилея)
Контекст: император Констанций II ввёл жёсткие ограничения на евреев, запретил строительство новых синагог и усилил налоговое давление.
Ход событий:
Восстание началось в Сепфорисе (Циппори) и других галилейских городах.
Римско-византийские войска под командованием Урсицина жестоко подавили его.
Последствия:
Массовые разрушения в Галилее.
Множество евреев либо убито, либо переселено.
Этот удар сильно ослабил еврейскую автономию в регионе.
---
2. Беспорядки 438–450 гг. (в основном Кесария)
Повод:
В 438 г. византийцы окончательно запретили евреям входить в Иерусалим, кроме 9 ава (день траура по Храму).
Усиление христианской миссии и рост конфликта между еврейским и христианским населением Кесарии.
Ход событий:
Уличные столкновения, в которых участвовали и самаритяне.
Власти ввели дополнительные ограничения на иудейские и самаритянские общины.
3. Восстание 529–531 гг. (при Юстиниане I)
Контекст: Юстиниан ужесточил анти-иудейское законодательство, запретил Мишну, ограничил судебные права еврейских общин.
События:
Евреи действовали совместно с самаритянами (у которых было своё крупное восстание).
Повстанцы контролировали часть Самарии и прибрежных городов.
Византийская армия подавила их, лидеров казнили.
Итог: усилились репрессии, конфискации земель, насильственные крещения.
4. Восстание 614–617 гг. (во время персидского вторжения)
Контекст:
Война Византии с Сасанидской Персией.
Персы в 614 г. взяли Иерусалим при поддержке местных евреев, которые надеялись на восстановление автономии.
Ход событий:
После взятия города евреи получили право поселиться в Иерусалиме.
Однако в 617 г. персы изменили политику и начали выдворять евреев под давлением христианских союзников.
Итог: после возврата Византии (629 г.) еврейское население снова оказалось под жесткими ограничениями.
Вот основные:
---
1. Восстание 351 г. н. э. (Галилея)
Контекст: император Констанций II ввёл жёсткие ограничения на евреев, запретил строительство новых синагог и усилил налоговое давление.
Ход событий:
Восстание началось в Сепфорисе (Циппори) и других галилейских городах.
Римско-византийские войска под командованием Урсицина жестоко подавили его.
Последствия:
Массовые разрушения в Галилее.
Множество евреев либо убито, либо переселено.
Этот удар сильно ослабил еврейскую автономию в регионе.
---
2. Беспорядки 438–450 гг. (в основном Кесария)
Повод:
В 438 г. византийцы окончательно запретили евреям входить в Иерусалим, кроме 9 ава (день траура по Храму).
Усиление христианской миссии и рост конфликта между еврейским и христианским населением Кесарии.
Ход событий:
Уличные столкновения, в которых участвовали и самаритяне.
Власти ввели дополнительные ограничения на иудейские и самаритянские общины.
3. Восстание 529–531 гг. (при Юстиниане I)
Контекст: Юстиниан ужесточил анти-иудейское законодательство, запретил Мишну, ограничил судебные права еврейских общин.
События:
Евреи действовали совместно с самаритянами (у которых было своё крупное восстание).
Повстанцы контролировали часть Самарии и прибрежных городов.
Византийская армия подавила их, лидеров казнили.
Итог: усилились репрессии, конфискации земель, насильственные крещения.
4. Восстание 614–617 гг. (во время персидского вторжения)
Контекст:
Война Византии с Сасанидской Персией.
Персы в 614 г. взяли Иерусалим при поддержке местных евреев, которые надеялись на восстановление автономии.
Ход событий:
После взятия города евреи получили право поселиться в Иерусалиме.
Однако в 617 г. персы изменили политику и начали выдворять евреев под давлением христианских союзников.
Итог: после возврата Византии (629 г.) еврейское население снова оказалось под жесткими ограничениями.
При Византии (IV–VII вв.) еврейское население Палестины сильно изменилось — но это был постепенный, а не одномоментный процесс. Данных в виде точных процентов у нас нет, но на основании археологии, текстов и византийских источников историки реконструируют примерно следующую картину:
---
📜 I. Покинувшие Палестину
Причины исхода:
1. Экономический упадок после разрушений в III–IV вв.
2. Переселения после неудачных восстаний — прежде всего восстание 351 г. в Галилее и восстание 614–617 гг. при персидском вторжении.
3. Запреты на проживание в Иерусалиме (с конца IV в. до краткого персидского периода).
Оценки:
К V в. евреи уже составляли меньшинство в Палестине (менее 15–20% населения).
Часть переселилась в Вавилонию (Персия), Египет и Византийскую Сирию.
Это не был сплошной исход — еврейские сёла в Галилее и на побережье существовали вплоть до арабского завоевания.
---
✝ II. Принявшие христианство
Массовые гонения при византийских императорах (Феодосий II, Юстиниан I) сочетались с миссией церкви и социальным давлением.
Были и принудительные крещения — например, при Юстиниане, особенно после подавления восстаний.
Историки оценивают, что в IV–VI вв. в христианство перешла значительная часть городского еврейства — возможно, до 1/3 евреев в городах.
В деревнях процесс шел медленнее, и в Галилее еврейская жизнь сохранялась дольше всего.
---
📊 Обобщённая реконструкция к концу византийского периода (около 630 г.)
Покинувшие Палестину за 300 лет византийского правления — возможно, 30–40% потомков прежнего еврейского населения.
Принявшие христианство — условно 20–30% оставшихся, больше в городах, меньше в сельской местности.
Сохранившиеся евреями — в основном сельские общины Галилеи, части прибрежных городов и Иорданской долины.
---
📜 I. Покинувшие Палестину
Причины исхода:
1. Экономический упадок после разрушений в III–IV вв.
2. Переселения после неудачных восстаний — прежде всего восстание 351 г. в Галилее и восстание 614–617 гг. при персидском вторжении.
3. Запреты на проживание в Иерусалиме (с конца IV в. до краткого персидского периода).
Оценки:
К V в. евреи уже составляли меньшинство в Палестине (менее 15–20% населения).
Часть переселилась в Вавилонию (Персия), Египет и Византийскую Сирию.
Это не был сплошной исход — еврейские сёла в Галилее и на побережье существовали вплоть до арабского завоевания.
---
✝ II. Принявшие христианство
Массовые гонения при византийских императорах (Феодосий II, Юстиниан I) сочетались с миссией церкви и социальным давлением.
Были и принудительные крещения — например, при Юстиниане, особенно после подавления восстаний.
Историки оценивают, что в IV–VI вв. в христианство перешла значительная часть городского еврейства — возможно, до 1/3 евреев в городах.
В деревнях процесс шел медленнее, и в Галилее еврейская жизнь сохранялась дольше всего.
---
📊 Обобщённая реконструкция к концу византийского периода (около 630 г.)
Покинувшие Палестину за 300 лет византийского правления — возможно, 30–40% потомков прежнего еврейского населения.
Принявшие христианство — условно 20–30% оставшихся, больше в городах, меньше в сельской местности.
Сохранившиеся евреями — в основном сельские общины Галилеи, части прибрежных городов и Иорданской долины.
см христианский сионизм
Христианский сионизм — убеждение части христиан в том, что возвращение еврейского народа в Святую землю и возрождение еврейского государства является исполнением пророчеств Библии.
Христианские сионисты считают, что Бог обещал Аврааму, что Он благословит тех, кто благословляет евреев, и проклянёт тех, кто проклинает их (Быт. 12:3, Быт. 27:29, Чис. 24:9). Тем самым, любовь Господа по отношению к кому-либо проходит через Его любовь к евреям.
Теология христианского сионизма опирается на книги Даниила и Иезекиля, а также на диспенсационалистскую трактовку Апокалипсиса. Основы её были сформулированы в XIX веке пастором Сайрусом Скоуфилдом (1843—1921)[источник не указан 2667 дней][1][неавторитетный источник]. Христианский сионизм зародился в Великобритании в середине XIX века, а концу XX века стал значительным движением в США[2
Христианские сионисты считают, что Бог обещал Аврааму, что Он благословит тех, кто благословляет евреев, и проклянёт тех, кто проклинает их (Быт. 12:3, Быт. 27:29, Чис. 24:9). Тем самым, любовь Господа по отношению к кому-либо проходит через Его любовь к евреям.
Теология христианского сионизма опирается на книги Даниила и Иезекиля, а также на диспенсационалистскую трактовку Апокалипсиса. Основы её были сформулированы в XIX веке пастором Сайрусом Скоуфилдом (1843—1921)[источник не указан 2667 дней][1][неавторитетный источник]. Христианский сионизм зародился в Великобритании в середине XIX века, а концу XX века стал значительным движением в США[2
в практическом смысле Британия объявила
Декларация Бальфура 1917 года — официальное заявление, содержавшееся в письме от 2 ноября 1917 года министра иностранных дел Великобритании Артура Бальфура одному из лидеров сионизма и главе британской еврейской общины Уолтеру Ротшильду, написанное для передачи Сионистской федерации Великобритании и Ирландии, которое выражало «благосклонность» британского правительства к сионистским устремлениям[1].
хотя "очаг" home это еще не государство, что-то вроде культурной автономии.
вообще говоря христианский сионизм возник в 18 веке, а национальные государства стали возникать в 18 и особенно в 19 веке.
поэтому в возникновении Израиля в 20 веке, нет ничего удивительного в принципе.
Был период когда христианская Византия востановила Иерусалим
Э́лия Капитоли́на (лат. Aelia Capitolina — Colonia Aelia Capitolina) — римская колония, построенная в 135 году на месте Иерусалима, разрушенного императором Адрианом после подавления Второго еврейского восстания (132—135 годы).
В течение следующих 150 лет город оставался относительно не значимым языческим римским городом. В 325 году Константин Великий восстановил название Иерусалима, уже как христианского города.
а Персия и греки потом предпочитали прямое управление.
Христиане и мусульмане считали Палестину святой землей и не могли создать иудейское государство
Но когда христиане отвоевали Палистину у мусульман они создали
Иерусали́мское королевство (лат. Regnum Hierosolimitanum, старофр. Roiaume de Jherusalem, итал. Regno di Gerusalemme, греч. Βασίλειο της Ιερουσαλήμ, араб. مملكة القدس), также известное как Лати́нское королевство Иерусали́ма — государство крестоносцев, возникшее в Леванте в 1099 году после завершения Первого крестового похода. Королевство просуществовало почти двести лет, с 1099 по 1291 год, когда его последняя оставшаяся территория с городом Акра была захвачена мамлюками.
Надо еще добавить, что кроме Израиля, при крахе османской империи возникло МНОГО независимых стран, что имеют древнюю историю
Ливан это Финикия
Ирак это Ассирия/Финикия
Сирия, Сирия, арамейское царство по Библии было еще при Аврааме
Иордания это Аммон и Моав, столица Иордании Аман от Аммон.
ну так это тоже чудо, хотя при крахе империй и возникают национальные государства.
После краха РИ возникли независимые Польша и Финляндия.
после краха австрийской империи Венгрия, Чехословакия.
тем более что в 19 веке возникла сама идея национального государства и прав наций на самоопределение.
а 20 веке европейские государства стали отказываться от колониализма
При создании этих новых стран на Бл.Востоке туда поехали иммигранты
сравнительная таблица притока населения в новые государства Ближнего Востока после их создания (1940-1950-е), чтобы было видно контраст с Израилем:
📌 Вывод:
В Израиль за первые годы пришёл сопоставимый по численности с самим населением страны поток иммигрантов, причём из глобальной диаспоры, а не только соседних стран.
У остальных новых государств миграция была либо:
Израиль | 1948 | Евреи из Европы (в т.ч. выжившие в Холокосте), из арабских стран, из Йемена, Ирака, Ирана, Марокко, Туниса, Ливии | ~700 тыс. в 1948–1951, к 1960 — >1,5 млн | Репатриация по идеологическим и национальным мотивам, массовая и организованная |
Иордания | 1946 (трансформация в Хашимитское королевство) | Палестинские арабы (беженцы из Израиля и Западной Палестины), бедуины из Негева и Синая | ~700 тыс. палестинцев | Вынужденная миграция (беженцы), частично внутрирегиональная |
Ливан | 1943 | Палестинские беженцы, сирийцы, армяне, ассирийцы | ~100–120 тыс. в конце 1940-х | Беженцы и политэмигранты, плюс торгово-деловая миграция |
Сирия | 1946 | Палестинские беженцы, небольшие группы армян и ассирийцев | ~80 тыс. | Вынужденная миграция, локальная |
Ирак | 1932 (но республиканский режим с 1958) | Очень немного палестинцев и сирийцев | <20 тыс. | В основном индивидуальная или семейная миграция |
Египет | Формально независим с 1922, фактический суверенитет с 1952 | Палестинцы в Газе, немного сирийцев и суданцев | ~250 тыс. (включая Газу) | Беженцы и трудовая миграция |
Саудовская Аравия | 1932 | Йеменцы, суданцы, египтяне (позже также пакистанцы и индийцы) | Несколько десятков тыс. в 1940–50-е | Трудовая миграция, приграничная мобильность |
Йемен (Северный) | 1918 (но модернизация в 1960-х) | Почти не было притока, наоборот — эмиграция в Саудовскую Аравию и Аден | — | — |
Ливия | 1951 | Небольшие группы арабов из Египта и Туниса | <10 тыс. | Индивидуальная, экономическая |
📌 Вывод:
В Израиль за первые годы пришёл сопоставимый по численности с самим населением страны поток иммигрантов, причём из глобальной диаспоры, а не только соседних стран.
У остальных новых государств миграция была либо:
- вынужденной (палестинские беженцы в Иордании, Ливане, Сирии),
- экономической (рабочие в Саудовской Аравии),
- или почти отсутствовала.
остальное население бы именовало себя арабы и было на 90% мусульмане и на 10% христиане.
но арабами себя и именовали и сирийцы и иракцы.
и хотя как раз традиционному мнению христиан "Бог изгнал евреев", по историческим данным римляне никого не изгоняли.
собственно Иерусалимский Талмуд был написан иудеями столетия спустя в римской Палестине
с другой стороны, иудеи в это время, начиная с хасмонейского периода занимались интенсивно прозелитизмом
Мф 23:15
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас
Комментарий