Нужно углубиться в историю и иудейство.
Заповедь, разрешающая людям есть мясо, но без крови была дана Ною, а в его лице всем сынам Ноя по завету.
Потом Моисей сузил эту заповедь на т.н. кошерных животных и дал её сынам Авраама.
Посему миссия апостолов из иудеев язычникам, то есть сынам Ноя, не могла навязвать им Закон Моисея, ибо Бог уже ранее заключил со всем родом людским завет Ноя.
Отсюда и следует понимать написанное Иерусалимской общиной принявшим завет Христа. Дело в том, что сыны Ноя наследуют в завет Христа из завета Ноя, а не из закона Моисея. Иудеи же могут сохранять закон Моисея, в т.ч. пищевые ограничения, новомесячия, субботы и др., раз они формально не запрещены. Правда, понимая, что это только ритуалы, а суть во Христе Иисусе, в Его Царстве.
Для сынов Ноя достаточно (!) сохранять то, что дано Ною, то есть не есть удавленины и с кровью. То есть мясо должно быть должным образом приготовлено с учетом того, что и животные имеют души. Как твари Божии. Это естественно ритуал, он не приближает нас к Богу и не отдаляет. Но это и акт веры, ведь Слово Бога было дано и не отменено. (все что не по вере - грех)
Суть вопроса же была в том, чтобы и сыны Ноя принимали бы Моисея после крещения. Собор показал, что в этом нет необходимости, ибо Бог так не учреждал. Ибо конец закона - Христос, то есть закон достиг своей цели, и потому стал опцией, а не чем-то обязательным для спасения.
Речь шла только о ритуальном законе Моисея, о законе чистоты. Декалог же общий для всех, и для сынов Ноя, хотя иудеи нашли для них у Моисей только семь заповедей, но число роли не играет. Суббота, идолы для Ноя были неактуальны. Ибо все в двух заповедях: возлюби Бога и возлюби ближнего. Ной жил так.
Кстати, вопрос о принятии детей Ноя в завет Христа, обещанный Израилю, стоял и перед апостолами. С прозелитами, как с евнухом из Эфиопии вопросов не было. А как с необрезанными сынами Ноя? Они же нечисты! (нечисты по какому закону? По Моисею). Напрашивается ответ: они как и мы, иудеи. Нас, чистых в обрезании и омовениях, Иисус принял. Значит...
Но оказалось, что Иисус принял сынов Ноя в лице Корнилия как они есть. Только вера, такая же как и у иудея Петра. Вера в одно и то же евангелие. Как написано: одна вера, одно Крещение, один Господь.
Вопрос: как Корнилий был очищен Богом, если он не принимал моисеева омовения и обрезания?
Ответ у Христа:
Иоан.15:3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
Интересно, очищенным обрезанием и омовениями, жертвами Иисус иудеям говорит о каком-то очищении верой в Слово Божье! А Иуда, который был ритуально чист, не был очищен, по неверию.
Корнилий же верил, и верил по Слову Божьему, потому и молитвы его были услышаны. И Бог ему ответил. Значит, ритуал ничто? Не то чтобы ничто, но ведь говорил Иисус и о новозаветном очищении от грехов: кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. А веровать-то нужно в Слово Божье, а не в дело ритуала.
Потому реформаторы и навели порядок в сонме ритуалов традиционной церкви. Впрочем, ничего нового, только воля. Отцы церкви понимали роль Слова Божьего в таинствах, и веровать нужно Слову, а не делу человека. Есть заповедь Христа или апостолов? Есть обетование Божье?
Нет ни того, ни другого от Бога в ухо - подумай, не тщета ли это? Если не хуже - замена обетованной благодати от Бога, суеверным недоразумением от людей.
Комментарий