ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА СЕГОДНЯ?
Часто возникает вопрос, могут или нет современные верующие быть благословенны дарами Пятидесятницы? Ибо часто можно услышать о притязаниях на обладание дарами исцеления или говорения языками (о других дарах, что само по себе странно, слышать не приходится). Что же на самом деле скрывается за этим? Ранняя Церковь и ее проблемы Давайте, во-первых, не забывать, что некоторая необыкновенная Божественная помощь была просто-таки необходима для первых проповедников Евангелия. Представьте себе на мгновение те трудности и препятствия, которые им нужно было преодолеть. С ними не было больше их Господа чтобы вдохновлять их на продолжение, начатого Им дела. Не было среди них и особо одаренных, проверенных и испытанных проповедников, но наоборот, за исключением Павла, смирная паства, взятая из полного невежества. Чтобы верно направить свои усилия, они еще не имели вдохновенной мудрости Нового Завета, ибо в те дни эта часть Библии только начинала составляться. Не было ничего и в настроении властей, что могло бы поспособствовать к поддержанию их усилий. Тогда, в начале, были лишь разрозненные группы вновь уверовавших, без каких бы то ни было навыков в церковных делах и правил в повседневной жизни. С другой стороны им противостояли настороженные и подозрительные римские власти и, особенно, сильная, хитрая и опасная оппозиция в лице хорошо организованных фарисеев и служителей храма. Первые ученики на смогли бы выплыть против такого яростного прилива противников без помощи от своего Господа, без даров Святого Духа. Как бы они справились с такой непосильной для них задачей без посторонней помощи? Такие особенные обстоятельства (см. гл.2), требовали особенных людей, особенно подготовленных для великой работы. Но как только эта великая работа распространение Евангелия была сделана, и сделана хорошо, то необходимость в подобных дарах отпала. И, как будет показано ниже, в Библии все подтверждает это заключение. Давались только через Апостолов Чтобы понять это, достаточно внимательно ознакомиться с повествованием Деяний о том, как дары Святого Духа давались верующим Самарии.
Филипп, один из первых евангелистов (но не Филипп, Апостол Господа) имел большой успех, проповедуя в Самарии. Услышав об этом, Апостолы, бывшие в Иерусалиме, немедленно послали туда Петра и Иоанна, дабы они закрепили начатое им дело, а так же, чтобы через возложение рук на вновь обращенных, передать дары Святого Духа. Здесь уместно задаться вопросом, а почему сам Филипп не сделал этого?
Ведь ясно, что и он обладал Святым Духом. Почему он не передал даров верующим? Почему было нужно, чтобы Дух был дан через Петра и Иоанна? На это есть только один вразумительный ответ - Господь дал власть передавать Дух только через Апостольские руки, и ни чьи больше. Только Апостолам Такой вывод подтверждает и история с Симоном, который, видя возможность подзаработать и поднять свой общественный авторитет, подошел к Апостолам с предложением заплатить, с тем чтобы и ему иметь такую силу и власть. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого (Деян.8:18-19). Не Святого Духа пытался купить Симон, а власть передавать чудесные дары Его другим. Очевидно, в этом ему виделось прибыльное вложение своих капиталов. Но он уже видел творимые Филиппом чудеса (Деян.8:6-7). Почему же он не подошел к нему со своим деловым предложением? Единственный ответ - он выведал, что только через двенадцать Апостолов (Павел, Апостол язычников, тоже обладал этим даром; см. дальше) подавались власть и сила передавать Духа другим.
Только в двух поколениях
Отсюда следует, что после смерти Двенадцати Апостолов, не осталось никого, кто бы мог передавать чудесные силы Духа другим. Следующее поколение было последним, которое было знакомо с присутствием таких даров в церкви, и с ними они умерли. Это также подтверждают дошедшие до нас записи, сделанные первыми церквами. В первых двух-трех поколениях продолжала жить память об исключительных силах, переданных через Духа Святого... и не дольше.
Прекращение действия даров
Об этом свидетельствует и Апостол Павел в 1Коринфянам 13 в нескольких стихах, следующих непосредственно после длинной главы, посвященной дарам Святого Духа: исцеления, знания, языков и т.д. Он ясно говорит: И пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (Деян.13:8). И такое заявление богодухновенного Апостола должно быть решающим! Сверхчеловеческие дары Святого Духа были даны церквам лишь на время, до тех пор, пока новые верующие не утвердятся в вере и здравой Христианской жизни. На сегодняшний день для этого вполне достаточно полностью завершенной Библии. (Как уже упоминалось, во времена Апостолов Новый Завет только начал постепенно составляться. После смерти их несколько церквей уже имели его целиком).
Излияние Духа
Давался только через Апостолов, подразумевает, что никто, кроме них, не обладал такой властью и способностью. Но существовал, конечно, и другой путь получения даров - непосредственно с небес. Но это было в исключительных случаях. В Новом Завете Упомянуты только четыре таких примера: 1. пример нашего Господа во время Его крещения (Мф.3:16); 2. в день Пятидесятницы (Деян.2:1-4); 3. во время собрания благодарного братства (Деян.4:31); 4. и в доме язычника Корнилия (Деян.10:44). Отсюда следует, что те, кто претендует на обладание дарами Святого Духа, должны были получить их или же с небес, или же через возложение рук Апостольских. Первое было редкостью даже в новозаветные времена, а второе - просто невозможно. Для таких людей здесь кроется большая проблема - как они получили Духа? Всегда на время Стоит заметить, что в те давние времена, когда Бог изливал Свой Дух на людей, Он изливал его всегда с какой-то определенной целью и всегда только на время. Вместе с Моисеем было семьдесят помощников старейшин, благословенных Духом (Чис.11:24-30). Но это благословение никак не относилось к Иисусу Навину, его приемнику. Саул, помазанный Самуилом, начал пророчествовать (1Цар.10:9-13), но позже этот дух был заменен у него на злого духа (1Цар.16:14). В течение Своего служения Господь, Иисус Христос, давал силы Духа Святого Двенадцати Апостолам, посылая их для проповеди (Мк.6:7,13), но чуть позже девять из них не смогли излечить больного отрока, страдающего припадками (Мк.9:17,18,28,29). В последние дни Утверждения, которые иногда приходится слышать о том, что Библия обещает возобновление сил Святого Духа в последние дни, неоспоримо, но в подтверждение этого ошибочно, и почти всегда не к месту, приводятся стихи из Писаний. И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения (Иоил.2:28). Апостол Петр процитировал эти слова на празднике Пятидесятницы, имея в виду своих современников, иудеев в Иерусалиме. Если, что кажется весьма вероятным, и в будущем произойдет исполнение этих слов, то следует ожидать исполнения этого благословения в первую очередь в Иерусалиме на верующих иудеях, поскольку в словах Иоиля особо выделяется гора Сион в Иерусалиме (ст.32), а уж затем это благословение, по примеру раздаяния даров Святого Духа в первом веке, распространится и на язычников. Это место потому должно бросать густую тень сомнений на притязания современных харизматиков, ибо родословие их даров берет начало откуда угодно, но только не с горы Сион в Иерусалиме.
Часто возникает вопрос, могут или нет современные верующие быть благословенны дарами Пятидесятницы? Ибо часто можно услышать о притязаниях на обладание дарами исцеления или говорения языками (о других дарах, что само по себе странно, слышать не приходится). Что же на самом деле скрывается за этим? Ранняя Церковь и ее проблемы Давайте, во-первых, не забывать, что некоторая необыкновенная Божественная помощь была просто-таки необходима для первых проповедников Евангелия. Представьте себе на мгновение те трудности и препятствия, которые им нужно было преодолеть. С ними не было больше их Господа чтобы вдохновлять их на продолжение, начатого Им дела. Не было среди них и особо одаренных, проверенных и испытанных проповедников, но наоборот, за исключением Павла, смирная паства, взятая из полного невежества. Чтобы верно направить свои усилия, они еще не имели вдохновенной мудрости Нового Завета, ибо в те дни эта часть Библии только начинала составляться. Не было ничего и в настроении властей, что могло бы поспособствовать к поддержанию их усилий. Тогда, в начале, были лишь разрозненные группы вновь уверовавших, без каких бы то ни было навыков в церковных делах и правил в повседневной жизни. С другой стороны им противостояли настороженные и подозрительные римские власти и, особенно, сильная, хитрая и опасная оппозиция в лице хорошо организованных фарисеев и служителей храма. Первые ученики на смогли бы выплыть против такого яростного прилива противников без помощи от своего Господа, без даров Святого Духа. Как бы они справились с такой непосильной для них задачей без посторонней помощи? Такие особенные обстоятельства (см. гл.2), требовали особенных людей, особенно подготовленных для великой работы. Но как только эта великая работа распространение Евангелия была сделана, и сделана хорошо, то необходимость в подобных дарах отпала. И, как будет показано ниже, в Библии все подтверждает это заключение. Давались только через Апостолов Чтобы понять это, достаточно внимательно ознакомиться с повествованием Деяний о том, как дары Святого Духа давались верующим Самарии.
Филипп, один из первых евангелистов (но не Филипп, Апостол Господа) имел большой успех, проповедуя в Самарии. Услышав об этом, Апостолы, бывшие в Иерусалиме, немедленно послали туда Петра и Иоанна, дабы они закрепили начатое им дело, а так же, чтобы через возложение рук на вновь обращенных, передать дары Святого Духа. Здесь уместно задаться вопросом, а почему сам Филипп не сделал этого?
Ведь ясно, что и он обладал Святым Духом. Почему он не передал даров верующим? Почему было нужно, чтобы Дух был дан через Петра и Иоанна? На это есть только один вразумительный ответ - Господь дал власть передавать Дух только через Апостольские руки, и ни чьи больше. Только Апостолам Такой вывод подтверждает и история с Симоном, который, видя возможность подзаработать и поднять свой общественный авторитет, подошел к Апостолам с предложением заплатить, с тем чтобы и ему иметь такую силу и власть. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого (Деян.8:18-19). Не Святого Духа пытался купить Симон, а власть передавать чудесные дары Его другим. Очевидно, в этом ему виделось прибыльное вложение своих капиталов. Но он уже видел творимые Филиппом чудеса (Деян.8:6-7). Почему же он не подошел к нему со своим деловым предложением? Единственный ответ - он выведал, что только через двенадцать Апостолов (Павел, Апостол язычников, тоже обладал этим даром; см. дальше) подавались власть и сила передавать Духа другим.
Только в двух поколениях
Отсюда следует, что после смерти Двенадцати Апостолов, не осталось никого, кто бы мог передавать чудесные силы Духа другим. Следующее поколение было последним, которое было знакомо с присутствием таких даров в церкви, и с ними они умерли. Это также подтверждают дошедшие до нас записи, сделанные первыми церквами. В первых двух-трех поколениях продолжала жить память об исключительных силах, переданных через Духа Святого... и не дольше.
Прекращение действия даров
Об этом свидетельствует и Апостол Павел в 1Коринфянам 13 в нескольких стихах, следующих непосредственно после длинной главы, посвященной дарам Святого Духа: исцеления, знания, языков и т.д. Он ясно говорит: И пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (Деян.13:8). И такое заявление богодухновенного Апостола должно быть решающим! Сверхчеловеческие дары Святого Духа были даны церквам лишь на время, до тех пор, пока новые верующие не утвердятся в вере и здравой Христианской жизни. На сегодняшний день для этого вполне достаточно полностью завершенной Библии. (Как уже упоминалось, во времена Апостолов Новый Завет только начал постепенно составляться. После смерти их несколько церквей уже имели его целиком).
Излияние Духа
Давался только через Апостолов, подразумевает, что никто, кроме них, не обладал такой властью и способностью. Но существовал, конечно, и другой путь получения даров - непосредственно с небес. Но это было в исключительных случаях. В Новом Завете Упомянуты только четыре таких примера: 1. пример нашего Господа во время Его крещения (Мф.3:16); 2. в день Пятидесятницы (Деян.2:1-4); 3. во время собрания благодарного братства (Деян.4:31); 4. и в доме язычника Корнилия (Деян.10:44). Отсюда следует, что те, кто претендует на обладание дарами Святого Духа, должны были получить их или же с небес, или же через возложение рук Апостольских. Первое было редкостью даже в новозаветные времена, а второе - просто невозможно. Для таких людей здесь кроется большая проблема - как они получили Духа? Всегда на время Стоит заметить, что в те давние времена, когда Бог изливал Свой Дух на людей, Он изливал его всегда с какой-то определенной целью и всегда только на время. Вместе с Моисеем было семьдесят помощников старейшин, благословенных Духом (Чис.11:24-30). Но это благословение никак не относилось к Иисусу Навину, его приемнику. Саул, помазанный Самуилом, начал пророчествовать (1Цар.10:9-13), но позже этот дух был заменен у него на злого духа (1Цар.16:14). В течение Своего служения Господь, Иисус Христос, давал силы Духа Святого Двенадцати Апостолам, посылая их для проповеди (Мк.6:7,13), но чуть позже девять из них не смогли излечить больного отрока, страдающего припадками (Мк.9:17,18,28,29). В последние дни Утверждения, которые иногда приходится слышать о том, что Библия обещает возобновление сил Святого Духа в последние дни, неоспоримо, но в подтверждение этого ошибочно, и почти всегда не к месту, приводятся стихи из Писаний. И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения (Иоил.2:28). Апостол Петр процитировал эти слова на празднике Пятидесятницы, имея в виду своих современников, иудеев в Иерусалиме. Если, что кажется весьма вероятным, и в будущем произойдет исполнение этих слов, то следует ожидать исполнения этого благословения в первую очередь в Иерусалиме на верующих иудеях, поскольку в словах Иоиля особо выделяется гора Сион в Иерусалиме (ст.32), а уж затем это благословение, по примеру раздаяния даров Святого Духа в первом веке, распространится и на язычников. Это место потому должно бросать густую тень сомнений на притязания современных харизматиков, ибо родословие их даров берет начало откуда угодно, но только не с горы Сион в Иерусалиме.
Комментарий