Хорошее выступление попалось. Тема, на мой взгляд, актуальна. Я бы не принимала во внимание слова об извращении именно православия, а рассматривала явление фанатизма в более широком смысле, в смысле извращения религии в принципе. Если есть желание, пожалуйста прокомментируйте, что вы думаете по этому поводу. Спасибо.
Как отличить верующего человека от религиозного фанатика
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Отдела по молодежной, миссионерской и катехизаторской работе Гатчинской епархии священник Николай Святченко.
Тема сегодняшней передачи «Как отличить верующего человека от религиозного фанатика».
Можно вспомнить время, когда еще лет тридцать назад все мы радовались возможности служить, просто и свободно говорить о Христе, свободно читать Священное Писание, не опасаясь никаких гонений. Прошло совсем немного времени, и вдруг оказалось, что кто-то верит правильно, кто-то неправильно. Возникло какое-то количество сект, и появились люди, которые стали отстаивать свою веру очень рьяно. Настолько рьяно, что исчезло понятие любви христианской. И оказалось, что в одной Церкви люди, называющие себя православными, могут быть между собою врагами. Я специально говорю так остро, чтобы мы могли серьезно поговорить об этой проблеме, которая существует сейчас в православном обществе.
Прежде всего: кто такой фанатик, фанатично верующий человек?
Спасибо за поднятую тему; она правда сегодня актуальна. На фанатизм как явление мы должны смотреть с разных точек зрения, как минимум с трех: психологической, религиоведческой и, собственно, духовной, христианской.
С точки зрения психологии фанатизм является одним из модусов ксенофобии. Это модус, согласно которому мышление, сознание человека из каких-то нюансов жизни делает абсолютные вещи. Человек начинает смотреть на какие-то явления абсолютно в черно-белом цвете. То есть он делит весь мир на своих и чужих, на черное и белое. Такой человек пребывает в очень напряженном, как говорят психологи, невротическом состоянии в этот момент, больше ничем не может быть занят, его сознание полностью находится в осмыслении, переживании какого-то явления или предмета. Это может быть что угодно: политическая партия, какой-то религиозный момент, футбольная команда и так далее. Повторюсь, с точки зрения психологии фанатизм это модус ксенофобии, то есть неприятие не просто ближнего или другого, а неприятие вообще никаких точек зрения и переживаний других людей. То есть, по сути, человек является мертвецом внутренним с той точки зрения, что не может воспринять внутренний мир другого, его эмоции, переживания, убеждения. Человек в этом смысле фанатичен.
С религиоведческой точки зрения фанатизм часто сопрягается с некоторыми типами нетрадиционной религиозности, то есть сектантством. Часто сектантство провоцирует фанатирование тех или иных эпизодов Библии. Например, особым образом переживается вероучение о Втором Пришествии Христа, когда человек (или целая группа людей) находится в ожидании скорого пришествия Господа и в каких-то нюансах бытовой, политической, общественной жизни видит эти признаки, которые требуют от него решительных действий. И очень часто эти действия направлены либо против общества, либо против традиционной религии (в частности, против православия в нашей стране), либо против самого себя. Например, в XIX веке многие секты правого толка (так называемое внутрицерковное сектантство) доходили в своем фанатизме до самосожжения, убийства собственных детей, только что рожденных, и многих других вещей.
Духовный, православный подход хорошо был выражен в XX веке Николаем Александровичем Бердяевым в его статье «О фанатизме, ортодоксии и истине». Но еще более духовная сторона выражена, в частности, у Паисия Святогорца. Он об этом много пишет, посвящает этой теме немало строк, несколько писем и параграфов в разных своих книгах. По мнению Паисия Святогорца, фанатизм внутри Церкви стоит прежде всего на страхе перед сатаной, перед злом. Этот страх перед злом является более превалирующим в душе человека, нежели любовь к Богу. В результате этого страха, определенной одержимости человек попадает в самозабытие, игнорируя многих ближних, игнорируя Церковь, осуждая всех вокруг. Часто такой человек начинает критиковать людей, живущих в грехе, живущих не по Евангелию. По мнению Паисия Святогорца, задача Церкви и каждого христианина заключается не в банальном и фарисейском обличении греха, а в том, чтобы человек с помощью Божией, с помощью благодати обратился к спасению.
Отторжение, какое-то проклятие, отделение чистых от нечистых и деструктивное влияние на собственную личность и на личность окружающих людей приводят к тому, что человек бегает за фантомами и, по сути, ищет антихриста. В этом преклонении он не ждет Христа, в ожидании Которого пребывали христиане даже в первые века, молясь: «Ей, Господи, гряди». Для них пришествие Царствия Божия было желанным. Это то, ради чего живет христианин, и если бы он мог, ускорил бы это.
Если христиане первых веков очень сильно переживали, почему Господь медлит, то фанатики XXXXI веков делают все возможное, чтобы Христос, по сути, не приходил, пытаясь отодвинуть это время, бороться с антихристом, его приспешниками, чтобы не случилось того, что должно произойти.
То есть происходит переворот в вере; по сути, это называется извращением веры, ересью православной веры. В таком сознании, в таком мышлении человек может существовать и как-то реализовываться очень долго. Самое тяжелое, что такого человека очень сложно переубедить, потому что он настолько уверен в своей позиции, что абсолютно некритично относится ко всем аргументам и воззваниям к тому, чтобы проверить эту информацию, попробовать посмотреть на эту проблему с других точек зрения.
Как отличить верующего человека от религиозного фанатика
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Отдела по молодежной, миссионерской и катехизаторской работе Гатчинской епархии священник Николай Святченко.
Тема сегодняшней передачи «Как отличить верующего человека от религиозного фанатика».
Можно вспомнить время, когда еще лет тридцать назад все мы радовались возможности служить, просто и свободно говорить о Христе, свободно читать Священное Писание, не опасаясь никаких гонений. Прошло совсем немного времени, и вдруг оказалось, что кто-то верит правильно, кто-то неправильно. Возникло какое-то количество сект, и появились люди, которые стали отстаивать свою веру очень рьяно. Настолько рьяно, что исчезло понятие любви христианской. И оказалось, что в одной Церкви люди, называющие себя православными, могут быть между собою врагами. Я специально говорю так остро, чтобы мы могли серьезно поговорить об этой проблеме, которая существует сейчас в православном обществе.
Прежде всего: кто такой фанатик, фанатично верующий человек?
Спасибо за поднятую тему; она правда сегодня актуальна. На фанатизм как явление мы должны смотреть с разных точек зрения, как минимум с трех: психологической, религиоведческой и, собственно, духовной, христианской.
С точки зрения психологии фанатизм является одним из модусов ксенофобии. Это модус, согласно которому мышление, сознание человека из каких-то нюансов жизни делает абсолютные вещи. Человек начинает смотреть на какие-то явления абсолютно в черно-белом цвете. То есть он делит весь мир на своих и чужих, на черное и белое. Такой человек пребывает в очень напряженном, как говорят психологи, невротическом состоянии в этот момент, больше ничем не может быть занят, его сознание полностью находится в осмыслении, переживании какого-то явления или предмета. Это может быть что угодно: политическая партия, какой-то религиозный момент, футбольная команда и так далее. Повторюсь, с точки зрения психологии фанатизм это модус ксенофобии, то есть неприятие не просто ближнего или другого, а неприятие вообще никаких точек зрения и переживаний других людей. То есть, по сути, человек является мертвецом внутренним с той точки зрения, что не может воспринять внутренний мир другого, его эмоции, переживания, убеждения. Человек в этом смысле фанатичен.
С религиоведческой точки зрения фанатизм часто сопрягается с некоторыми типами нетрадиционной религиозности, то есть сектантством. Часто сектантство провоцирует фанатирование тех или иных эпизодов Библии. Например, особым образом переживается вероучение о Втором Пришествии Христа, когда человек (или целая группа людей) находится в ожидании скорого пришествия Господа и в каких-то нюансах бытовой, политической, общественной жизни видит эти признаки, которые требуют от него решительных действий. И очень часто эти действия направлены либо против общества, либо против традиционной религии (в частности, против православия в нашей стране), либо против самого себя. Например, в XIX веке многие секты правого толка (так называемое внутрицерковное сектантство) доходили в своем фанатизме до самосожжения, убийства собственных детей, только что рожденных, и многих других вещей.
Духовный, православный подход хорошо был выражен в XX веке Николаем Александровичем Бердяевым в его статье «О фанатизме, ортодоксии и истине». Но еще более духовная сторона выражена, в частности, у Паисия Святогорца. Он об этом много пишет, посвящает этой теме немало строк, несколько писем и параграфов в разных своих книгах. По мнению Паисия Святогорца, фанатизм внутри Церкви стоит прежде всего на страхе перед сатаной, перед злом. Этот страх перед злом является более превалирующим в душе человека, нежели любовь к Богу. В результате этого страха, определенной одержимости человек попадает в самозабытие, игнорируя многих ближних, игнорируя Церковь, осуждая всех вокруг. Часто такой человек начинает критиковать людей, живущих в грехе, живущих не по Евангелию. По мнению Паисия Святогорца, задача Церкви и каждого христианина заключается не в банальном и фарисейском обличении греха, а в том, чтобы человек с помощью Божией, с помощью благодати обратился к спасению.
Отторжение, какое-то проклятие, отделение чистых от нечистых и деструктивное влияние на собственную личность и на личность окружающих людей приводят к тому, что человек бегает за фантомами и, по сути, ищет антихриста. В этом преклонении он не ждет Христа, в ожидании Которого пребывали христиане даже в первые века, молясь: «Ей, Господи, гряди». Для них пришествие Царствия Божия было желанным. Это то, ради чего живет христианин, и если бы он мог, ускорил бы это.
Если христиане первых веков очень сильно переживали, почему Господь медлит, то фанатики XXXXI веков делают все возможное, чтобы Христос, по сути, не приходил, пытаясь отодвинуть это время, бороться с антихристом, его приспешниками, чтобы не случилось того, что должно произойти.
То есть происходит переворот в вере; по сути, это называется извращением веры, ересью православной веры. В таком сознании, в таком мышлении человек может существовать и как-то реализовываться очень долго. Самое тяжелое, что такого человека очень сложно переубедить, потому что он настолько уверен в своей позиции, что абсолютно некритично относится ко всем аргументам и воззваниям к тому, чтобы проверить эту информацию, попробовать посмотреть на эту проблему с других точек зрения.
Комментарий