Духовная прелесть (от ст.‑слав. прѣльсть, прелесть обман, заблуждение, обольщение: от греч. πλάνη) в соответствии с православным вероучением, «обманчивая святость», сопровождающаяся высшей и очень тонкой формой лести самому себе, самообманом, мечтательностью, гордыней, мнением о своём достоинстве и совершенстве
Словами впасть в прелесть определяется внутреннее состояние человека, которого обманули (прельстили) бесы. Делается это скрыто через внушение ложной мысли под личиной добра и истины. Состояние это очень опасное. Обычно человек избавляется от него путем скорбей. Противоядием является смирение. Состояние духовной прелести характеризуется тем, что человеку кажется, что он достиг определённых духовных высот вплоть до личной святости. Такое состояние может сопровождаться уверенностью человека в том, что он общается с ангелами или святыми, удостоился видений или даже способен творить чудеса. В состоянии прелести человек очень легко принимает ложь, являющуюся, в соответствии со святоотеческим учением, следствием дьяволского внушения, за истину.
Выделяют следующие виды духовной прелести:
1. Мнение (самомнение) ложное представление о своей праведности на основании совершения требуемых действий, которое выражается в тщеславии и хвастовстве. Симптомы: впавший в духовную прелесть присваивает себе достоинства, якобы данные Богом, и/или придумывает для себя несуществующие достоинства. (Например, по православному учению человек не может иметь перед Богом сверхдолжных заслуг).
2. Мечтание (воображение) видение человеком внутри или вне себя того, чего на самом деле не существует. «Ложные душевные переживания». То есть в течение молитвы даёт волю блужданию своей фантазии на тему небесного, и ложную сладость от этого занятия считает посещением благодати и любви Божией за своё усердие. В таком состоянии у человека могут быть зрительные, слуховые (например «голоса») и/или обонятельные галлюцинации. Также человек может впадать в эйфорию, сходную с наркотической. В формулировке богослова Кураева: «Человек, искусственно вызвав в себе некие психические переживания, приписывает их к благодатно-благородному происхождению и почитает себя Боговидцем».
3. «Мнимое отсутствие страстей».
По святителю Игнатию Брянчанинову, духовная прелесть может сопровождаться психическим расстройством.
Признаки прелести:
Благоухание (обонятельные галлюцинации)
Слышание голосов
Видение красных огоньков «в дымоватой среде»
«Мокротная сладость» (эротическое, экстатическое состояние в момент видения)
Гордость («дмение», то есть надменность)
Самоубийство
Левитация (легкость, невесомость, полёт)
Словами впасть в прелесть определяется внутреннее состояние человека, которого обманули (прельстили) бесы. Делается это скрыто через внушение ложной мысли под личиной добра и истины. Состояние это очень опасное. Обычно человек избавляется от него путем скорбей. Противоядием является смирение. Состояние духовной прелести характеризуется тем, что человеку кажется, что он достиг определённых духовных высот вплоть до личной святости. Такое состояние может сопровождаться уверенностью человека в том, что он общается с ангелами или святыми, удостоился видений или даже способен творить чудеса. В состоянии прелести человек очень легко принимает ложь, являющуюся, в соответствии со святоотеческим учением, следствием дьяволского внушения, за истину.
Выделяют следующие виды духовной прелести:
1. Мнение (самомнение) ложное представление о своей праведности на основании совершения требуемых действий, которое выражается в тщеславии и хвастовстве. Симптомы: впавший в духовную прелесть присваивает себе достоинства, якобы данные Богом, и/или придумывает для себя несуществующие достоинства. (Например, по православному учению человек не может иметь перед Богом сверхдолжных заслуг).
2. Мечтание (воображение) видение человеком внутри или вне себя того, чего на самом деле не существует. «Ложные душевные переживания». То есть в течение молитвы даёт волю блужданию своей фантазии на тему небесного, и ложную сладость от этого занятия считает посещением благодати и любви Божией за своё усердие. В таком состоянии у человека могут быть зрительные, слуховые (например «голоса») и/или обонятельные галлюцинации. Также человек может впадать в эйфорию, сходную с наркотической. В формулировке богослова Кураева: «Человек, искусственно вызвав в себе некие психические переживания, приписывает их к благодатно-благородному происхождению и почитает себя Боговидцем».
3. «Мнимое отсутствие страстей».
По святителю Игнатию Брянчанинову, духовная прелесть может сопровождаться психическим расстройством.
Признаки прелести:
Благоухание (обонятельные галлюцинации)
Слышание голосов
Видение красных огоньков «в дымоватой среде»
«Мокротная сладость» (эротическое, экстатическое состояние в момент видения)
Гордость («дмение», то есть надменность)
Самоубийство
Левитация (легкость, невесомость, полёт)
Комментарий