Но спор ведь был не о возможности спасения без Бога, а о том, что в человеке вполне может быть "нечто доброе"... Да, это одно доброе не обеспечивает ему спасающую праведность. Но и сказать, что в человеке нет ничего прямо хорошего, тоже нельзя.
Что не так в идее, что Бог, ведя человека к Себе, использует это добро в нем для того, чтобы к Себе приблизить?
Вот например у Павла была некая ревность по Богу, которая заставила его не сидеть на попе ровно в своем Тарсе, а суетиться с преследованиями христиан.
Само такое "стремление к Богу" не обеспечивает Павлу спасение. Мало того, оно еще и вешает на него ответственность за преследование Церкви. Но Бог в этом всем разглядел "нечто доброе" Павла, которое заключалось в том, что Павел был неравнодушен к духовным вопросам. И явился ему на пути в Дамаск.
Т.е. с одной стороны вся праведность наша - как запачканная одежда. Но с другой - именно благодаря Божьей милости даже этого иногда хватает, чтобы обрести спасение и жизнь вечную.
Конечно, есть правильные и неправильные духовные практики. К примеру неправильным будет практика разглядывания своего "добра" под микроскопом, дабы не возомнить о себе больше, чем мы из себя представляем и подпасть осуждению для гордецов. Павел это знал, и говорил, что в нем не живет ничего доброго, что он первый из грешников, ибо гнал Церковь Божью.
Но вот разглядеть эту "микроскопическую крупицу добра" в других людях весьма полезно. Мы тогда сможем полюбить их, как их и Бог любит.
И Павел и это делал, заявляя, что его братья-иудеи "имеют ревность по Богу, но не по рассуждению".
Что не так в идее, что Бог, ведя человека к Себе, использует это добро в нем для того, чтобы к Себе приблизить?
Вот например у Павла была некая ревность по Богу, которая заставила его не сидеть на попе ровно в своем Тарсе, а суетиться с преследованиями христиан.
Само такое "стремление к Богу" не обеспечивает Павлу спасение. Мало того, оно еще и вешает на него ответственность за преследование Церкви. Но Бог в этом всем разглядел "нечто доброе" Павла, которое заключалось в том, что Павел был неравнодушен к духовным вопросам. И явился ему на пути в Дамаск.
Т.е. с одной стороны вся праведность наша - как запачканная одежда. Но с другой - именно благодаря Божьей милости даже этого иногда хватает, чтобы обрести спасение и жизнь вечную.
Конечно, есть правильные и неправильные духовные практики. К примеру неправильным будет практика разглядывания своего "добра" под микроскопом, дабы не возомнить о себе больше, чем мы из себя представляем и подпасть осуждению для гордецов. Павел это знал, и говорил, что в нем не живет ничего доброго, что он первый из грешников, ибо гнал Церковь Божью.
Но вот разглядеть эту "микроскопическую крупицу добра" в других людях весьма полезно. Мы тогда сможем полюбить их, как их и Бог любит.
И Павел и это делал, заявляя, что его братья-иудеи "имеют ревность по Богу, но не по рассуждению".
Комментарий