- продолжение Архипелаг ВСЕХБ -
Зато в ЕХБшном быту твердо засело предание, что перед самим хлебопреломлением нельзя ни есть, ни пить. Кстати, это очень интересное явление - бытовые суеверия держатся гораздо крепче, чем самое повторяемое научение с кафедры. И об этих тайнах говорят исключительно в узких кругах...
Собрание с вечерей даже и начинается по-особому - на столе перед кафедрой располагаются "видимые знаки", а общее пение дает понять, что все собрание будет пронизано духом скорби и недостоинства. Считается, что должно участвовать можно только после двухчасовой скорби и сожалений, и хорошо бы поплакать. На это и настроено все собрание.
"И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук ваших". Книга Малахии, гл.2, ст.13.
То немногое, что обычно выносится из проповедей перед вечерей, это знание, что в случае недостойного участия будет очень плохо. Причем под "недостойным" понимается несколько отличное от того, о чем писал Павел Коринфянам, - в собраниях все время повторяется, что если кто-то поругался с соседом, то он не может участвовать, а то... Сакраментальная фраза, произносимая перед самим хлебопреломлением, и тут крепко засела в памяти... "Кто имеет право участвовать в вечере Господней? Те братья и сестры, которые приняли святое водное крещение и являются членами поместной церкви, и не находятся ни на замечании, ни на отлучении. Также те братья и сестры из других церквей нашего братства, которые оставили свои церкви в мире и не находятся ни на замечании, ни на отлучении. Остальных просим воздержаться". После этого (а иногда и перед этим) пресвитеры и диаконы разламывают хлеб на кусочки, делают из них горку на бронзовом блюде, а потом разносят по рядам. Те, кто решил не участвовать, стоят по стойке "смирно" и не смеют касаться. После этого тем же маршрутом проносят и чашу с вином, от которой все отпивают по глоточку. Если кто из незнакомых с неверующим видом решит поучаствовать, то диаконы обычно особо говорят таким, чтобы не участвовали.
После хлебопреломления служителя и прочие братья направляются посещать тех, кто по старости или по болезни не смог придти на собрание. Таковым приносятся хлеб и вино с общецерковной вечери, а так как над ними была совершена молитва, то вследствие этого они считаются особыми и пригодными для участия. Для посещений используются маленькие бутылочки из-под коньяка, а хлеб заворачивается в салфетку. Не знаю, насколько все это соответствует Писанию, но и я в таковых посещениях немало поучаствовал. Во время этих мини-хлебопреломлений пришлось услышать очень многое. Зачастую все оканчивается уже на пороге: "Ой, а я уже поела...". В любом случае не хотелось разбираться с элементами суеверия, - лучше сразу уйти. Кстати, во время бесед с неверующими родственниками ("там молодой поп пришел") заметна разница между простым стремлением человека к Христу и грудой баптистской мишуры. Стена встает уже и там, что я пришел с обрядом, а не с чем-то реальным, духовным. И именно в такие моменты реальность архипелага ощущается особо отчетливо. И виртуальные стены стоят покрепче и пореальнее тюремных стен. Через эти стены не проходит даже крик.
Мне опротивели вопросы о баптистах из серии "А что у вас нельзя?" или "А что у вас надо делать?". Те, кто из христианства сделал пародию, превратив его в архипелаг, наверное, и не догадываются, что это на их совести лежат все эти люди, так сильно жаждущие, так искренно стремящиеся, но не в состоянии перелезть через эту стену...
"Есть хоть что-то живое в этом царстве облеванных временем стен?" DDT
IV
Если говорить о повседневной жизни архипелага, то рано или поздно все сводится к вопросу "можно-нельзя", при чем обоснования этих "нельзя" играют явно второстепенную роль. Надо сказать, что все эти игры в "можно-нельзя" являются даже не профанацией христианства, а отказом от христианства. Не к месту было бы сейчас доказывать это богословски, но эта сторона архипелага является самой темной и тлетворной из всего, что можно там найти.
Всем известно, что баптисты не пьют и не курят. Когда я пришел в собрание, то я не пил и не курил, и вовсе не по религиозным мотивам. Спрашивать об этом не хотелось, ну я и не спрашивал. В первый раз, однако, пришлось столкнуться с подобного рода запрещениями, когда кто-то так, между прочим, сказал об удивительных вкусовых качествах наперстка коньяка, добавленного в кофе. Эта кулинарная хитрость навлекла на себя бурю праведного негодования вперемешку с хаотическими цитатами из Библии: "Не упивайтесь вином!", "Не смотри на вино!", "У кого ссоры?", ну и подобное. Решив исследовать этот вопрос, я выпросил Библию у одного братка (своей у меня тогда не было) и, уединившись на всю ночь, пытался сделать экспертное заключение по данному вопросу (о таких вещах, как словари и симфонии, я тогда и не слышал). Да, в баптистском мире симфония - это не классическое музыкальное произведение, а докомпьютерный особый алфавитный указатель, облегчающий поиск и тематические подборки из Библии. Но - назад к моему исследованию. Тогда я не нашел абсолютно ничего, что намекало бы на недопустимость курения (разве что Ваалу), и уж абсолютно ничего, что хотя бы намекало на то, что практика вливания наперстка коньяка в кофе является ужасным злом. Не нашел я и ссылок на недопустимость употребления пива, вина или водки - ну любому более-менее разумному человеку понятна разница между употреблением и злоупотреблением.
Решив не искушать мудрейших проповедников моими вопросами и дабы кто не усомнился в моей верноподданности, на сей раз я решил повопрошать кого-нибудь помоложе. Ответы были самые разнообразные, все сводилось к зависимости, вреду для здоровья и антисоциальному поведению. То есть причин для основных баптистских запретов просто не было, все эти запреты уходили корнями к какому-то неведомому преданию.
Меня не раз посещала абсурдная мысль: мол, что если существует некая особая баптистская книга, к которой допускается только узкий круг посвященных, достигших высшей ступени просвещения? Это выглядело бы как-то очень торжественно и таинственно, я представлял, что раз в год А. М. Бычков и В. Е. Логвиненко надевают особые одежды и при свечах под звуки кантов открывают некий сейф, в котором лежит старинная книга, в которой собраны все ответы на баптистские "почему?". Или здесь все же есть какое-то устное предание, - ну как еще объяснить все это, не могут же люди верить, сами не зная во что? Что такое все эти "братства", "немощные", "мир", все эти запреты, - если никто не знает даже простых значений слов, или источника запретов, как же можно во все это верить?
Про телевизор в архипелаге надо говорить отдельно. И хотя не учится, что иметь или смотреть телевизор - грех (а что такое грех, тоже никто толком не знает), но неоднократно проскальзывает, что слишком много смотреть его - это уж точно грех. На бытовом уровне духовность оценивается именно отсутствием данного предмета в доме, звание пресвитера и телевизор - несовместимы. На уровне энтузиастов писались явно бездарные художественные рассказы и делались по ним радиопостановки, главным смыслом которых было, что если будешь смотреть телевизор, то останешься на Великую Скорбь, со всеми вытекающими отсюда неприятностями. Причем в большинстве случаев доходило до неприкрытого маразма, - проповедники бестелевизионной жизни утверждали, что истинное покаяние должно сопровождаться личной расправой над телевизором, предпочтительно через выбрасывание оного через окно...
Основной причиной негласного запрета на телевизоры, кино, театры, футболы и хоккеи называется то, что эти увеселительные мероприятия отвлекают от главного занятия жизни христианина - чтения Библии. Я за свой "черпакский" год прочитал Библию четыре раза, то есть больше, чем иной бестелевизионщик прочитывает за всю свою сознательную жизнь. По этой самой причине подобные аргументы казались крайне несостоятельными. Да и в самом деле - ну не все же свободное время читать Библию, ведь это же учение, а любой человек учится для чего-то, ну для чего же я учусь, читая Библию? Для вечности? Что-то тут явно не сходилось...
На косметику тоже существует неписаный запрет. Вернее, не на всю косметику, а на определенную. Например, допускается применение кремов, шампуней, одеколонов, дезодорантов (хотя последние и не пользуются популярностью) и гигиенической губной помады, но не допускаются лак для ногтей (даже бесцветный), пудра для лица, тушь для ресниц, духи, декоративная губная помада, краска для волос и тому подобное. Причем непонятно это деление на хорошую и плохую косметику, - мне так и не удалось выяснить богословскую разницу между шампунем и пудрой. Обычно новопришедшим и "приближенным" делается скидка, но работа по подгонке к стандартам начинается вместе со статусом "приближенного". Обычно крещение не преподают (ну и язык!), если кандидат не "дорос" до правильного использования косметики. Результатом такого культового запрещения является юродиво-замученная внешность женщины, отдающая неестественной неряшливостью. Когда же ко всему этому добавляется весомая гуля на голове, покрытая платочком, как парашютом, то все это явление производит впечатление, скажем так, весьма странное.
Зато в ЕХБшном быту твердо засело предание, что перед самим хлебопреломлением нельзя ни есть, ни пить. Кстати, это очень интересное явление - бытовые суеверия держатся гораздо крепче, чем самое повторяемое научение с кафедры. И об этих тайнах говорят исключительно в узких кругах...
Собрание с вечерей даже и начинается по-особому - на столе перед кафедрой располагаются "видимые знаки", а общее пение дает понять, что все собрание будет пронизано духом скорби и недостоинства. Считается, что должно участвовать можно только после двухчасовой скорби и сожалений, и хорошо бы поплакать. На это и настроено все собрание.
"И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук ваших". Книга Малахии, гл.2, ст.13.
То немногое, что обычно выносится из проповедей перед вечерей, это знание, что в случае недостойного участия будет очень плохо. Причем под "недостойным" понимается несколько отличное от того, о чем писал Павел Коринфянам, - в собраниях все время повторяется, что если кто-то поругался с соседом, то он не может участвовать, а то... Сакраментальная фраза, произносимая перед самим хлебопреломлением, и тут крепко засела в памяти... "Кто имеет право участвовать в вечере Господней? Те братья и сестры, которые приняли святое водное крещение и являются членами поместной церкви, и не находятся ни на замечании, ни на отлучении. Также те братья и сестры из других церквей нашего братства, которые оставили свои церкви в мире и не находятся ни на замечании, ни на отлучении. Остальных просим воздержаться". После этого (а иногда и перед этим) пресвитеры и диаконы разламывают хлеб на кусочки, делают из них горку на бронзовом блюде, а потом разносят по рядам. Те, кто решил не участвовать, стоят по стойке "смирно" и не смеют касаться. После этого тем же маршрутом проносят и чашу с вином, от которой все отпивают по глоточку. Если кто из незнакомых с неверующим видом решит поучаствовать, то диаконы обычно особо говорят таким, чтобы не участвовали.
После хлебопреломления служителя и прочие братья направляются посещать тех, кто по старости или по болезни не смог придти на собрание. Таковым приносятся хлеб и вино с общецерковной вечери, а так как над ними была совершена молитва, то вследствие этого они считаются особыми и пригодными для участия. Для посещений используются маленькие бутылочки из-под коньяка, а хлеб заворачивается в салфетку. Не знаю, насколько все это соответствует Писанию, но и я в таковых посещениях немало поучаствовал. Во время этих мини-хлебопреломлений пришлось услышать очень многое. Зачастую все оканчивается уже на пороге: "Ой, а я уже поела...". В любом случае не хотелось разбираться с элементами суеверия, - лучше сразу уйти. Кстати, во время бесед с неверующими родственниками ("там молодой поп пришел") заметна разница между простым стремлением человека к Христу и грудой баптистской мишуры. Стена встает уже и там, что я пришел с обрядом, а не с чем-то реальным, духовным. И именно в такие моменты реальность архипелага ощущается особо отчетливо. И виртуальные стены стоят покрепче и пореальнее тюремных стен. Через эти стены не проходит даже крик.
Мне опротивели вопросы о баптистах из серии "А что у вас нельзя?" или "А что у вас надо делать?". Те, кто из христианства сделал пародию, превратив его в архипелаг, наверное, и не догадываются, что это на их совести лежат все эти люди, так сильно жаждущие, так искренно стремящиеся, но не в состоянии перелезть через эту стену...
"Есть хоть что-то живое в этом царстве облеванных временем стен?" DDT
IV
Если говорить о повседневной жизни архипелага, то рано или поздно все сводится к вопросу "можно-нельзя", при чем обоснования этих "нельзя" играют явно второстепенную роль. Надо сказать, что все эти игры в "можно-нельзя" являются даже не профанацией христианства, а отказом от христианства. Не к месту было бы сейчас доказывать это богословски, но эта сторона архипелага является самой темной и тлетворной из всего, что можно там найти.
Всем известно, что баптисты не пьют и не курят. Когда я пришел в собрание, то я не пил и не курил, и вовсе не по религиозным мотивам. Спрашивать об этом не хотелось, ну я и не спрашивал. В первый раз, однако, пришлось столкнуться с подобного рода запрещениями, когда кто-то так, между прочим, сказал об удивительных вкусовых качествах наперстка коньяка, добавленного в кофе. Эта кулинарная хитрость навлекла на себя бурю праведного негодования вперемешку с хаотическими цитатами из Библии: "Не упивайтесь вином!", "Не смотри на вино!", "У кого ссоры?", ну и подобное. Решив исследовать этот вопрос, я выпросил Библию у одного братка (своей у меня тогда не было) и, уединившись на всю ночь, пытался сделать экспертное заключение по данному вопросу (о таких вещах, как словари и симфонии, я тогда и не слышал). Да, в баптистском мире симфония - это не классическое музыкальное произведение, а докомпьютерный особый алфавитный указатель, облегчающий поиск и тематические подборки из Библии. Но - назад к моему исследованию. Тогда я не нашел абсолютно ничего, что намекало бы на недопустимость курения (разве что Ваалу), и уж абсолютно ничего, что хотя бы намекало на то, что практика вливания наперстка коньяка в кофе является ужасным злом. Не нашел я и ссылок на недопустимость употребления пива, вина или водки - ну любому более-менее разумному человеку понятна разница между употреблением и злоупотреблением.
Решив не искушать мудрейших проповедников моими вопросами и дабы кто не усомнился в моей верноподданности, на сей раз я решил повопрошать кого-нибудь помоложе. Ответы были самые разнообразные, все сводилось к зависимости, вреду для здоровья и антисоциальному поведению. То есть причин для основных баптистских запретов просто не было, все эти запреты уходили корнями к какому-то неведомому преданию.
Меня не раз посещала абсурдная мысль: мол, что если существует некая особая баптистская книга, к которой допускается только узкий круг посвященных, достигших высшей ступени просвещения? Это выглядело бы как-то очень торжественно и таинственно, я представлял, что раз в год А. М. Бычков и В. Е. Логвиненко надевают особые одежды и при свечах под звуки кантов открывают некий сейф, в котором лежит старинная книга, в которой собраны все ответы на баптистские "почему?". Или здесь все же есть какое-то устное предание, - ну как еще объяснить все это, не могут же люди верить, сами не зная во что? Что такое все эти "братства", "немощные", "мир", все эти запреты, - если никто не знает даже простых значений слов, или источника запретов, как же можно во все это верить?
Про телевизор в архипелаге надо говорить отдельно. И хотя не учится, что иметь или смотреть телевизор - грех (а что такое грех, тоже никто толком не знает), но неоднократно проскальзывает, что слишком много смотреть его - это уж точно грех. На бытовом уровне духовность оценивается именно отсутствием данного предмета в доме, звание пресвитера и телевизор - несовместимы. На уровне энтузиастов писались явно бездарные художественные рассказы и делались по ним радиопостановки, главным смыслом которых было, что если будешь смотреть телевизор, то останешься на Великую Скорбь, со всеми вытекающими отсюда неприятностями. Причем в большинстве случаев доходило до неприкрытого маразма, - проповедники бестелевизионной жизни утверждали, что истинное покаяние должно сопровождаться личной расправой над телевизором, предпочтительно через выбрасывание оного через окно...
Основной причиной негласного запрета на телевизоры, кино, театры, футболы и хоккеи называется то, что эти увеселительные мероприятия отвлекают от главного занятия жизни христианина - чтения Библии. Я за свой "черпакский" год прочитал Библию четыре раза, то есть больше, чем иной бестелевизионщик прочитывает за всю свою сознательную жизнь. По этой самой причине подобные аргументы казались крайне несостоятельными. Да и в самом деле - ну не все же свободное время читать Библию, ведь это же учение, а любой человек учится для чего-то, ну для чего же я учусь, читая Библию? Для вечности? Что-то тут явно не сходилось...
На косметику тоже существует неписаный запрет. Вернее, не на всю косметику, а на определенную. Например, допускается применение кремов, шампуней, одеколонов, дезодорантов (хотя последние и не пользуются популярностью) и гигиенической губной помады, но не допускаются лак для ногтей (даже бесцветный), пудра для лица, тушь для ресниц, духи, декоративная губная помада, краска для волос и тому подобное. Причем непонятно это деление на хорошую и плохую косметику, - мне так и не удалось выяснить богословскую разницу между шампунем и пудрой. Обычно новопришедшим и "приближенным" делается скидка, но работа по подгонке к стандартам начинается вместе со статусом "приближенного". Обычно крещение не преподают (ну и язык!), если кандидат не "дорос" до правильного использования косметики. Результатом такого культового запрещения является юродиво-замученная внешность женщины, отдающая неестественной неряшливостью. Когда же ко всему этому добавляется весомая гуля на голове, покрытая платочком, как парашютом, то все это явление производит впечатление, скажем так, весьма странное.
Комментарий