Проблемы понимания главной идеи книги Иова

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • ярослав
    Участник

    • 21 March 2006
    • 163

    #1

    Проблемы понимания главной идеи книги Иова

    Для начала нам необходимо определить главную мысль книги Иова, которую хотели донести до своих читателей авторы этого произведения. Обратим внимание на ту часть, в которой Иов разговаривает с друзьями, пришедшими к сокрушенному проблемами человеку. «И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал: разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому». Иов 22. А еще один «религиозник» подтвердил непонятную для него духовную позицию «непорочного» человека, процитировав слова Иова о том, что в представлении того: «Нет пользы для человека в благоугождении Богу». Иов 34. (Имелось в виду нет желаемой человеком, видимой пользы). Эти фразы и сердечная позиция религиозных людей должны нас встревожить. Друзья Иова фактически говорят о том, что человек должен быть праведен для того, чтобы доставлять пользу самому себе. Т. е. за добрые дела людям следует ожидать награды Всевышнего, ну а за злые - справедливую кару. Эта позиция определенной части человечества нашла отражение не только в религии друзей Иова, но в иудаизме времен Христа. Фарисеи считали, что вполне достаточно исполнять определенные заповеди, не заботясь о мотивах этих добрых дел. Но сердце, собственное «я», «далеко отстояло от Бога». Их мало интересовали конечные цели, желания и воля Бога относительно сотворенного человечества, главным мотивом религии было собственное благополучие, душевное и физическое. Мысли Иова о другом. Он пытается доказать друзьям, что какие бы дела он не делал, мотив его при этом чист, бескорыстен. Он делал их только потому, что иначе просто не мог. Таково положение сердца. (Конечно, эти стремления сердца были зависимы от работы Бога в нем, хотя Иов мог этого и не понимать). Вот вам и главный духовный конфликт и отправная точка противостояния этих людей. Иов, по причине посланных ему Богом испытаний, остался в стороне от обьектов религиозных дел, наедине с самим собой, своим сердцем и с Богом. В этот момент он искал не рук Господа, благословляющих его добрые поступки, но Его Лица, Самого Бога, Его волю, желания и планы. К сожалению, его друзья никак не хотели, или не могли понять все это. Поэтому Иов и говорит им: «Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь? Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться? Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека? Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите». Иов 13. Религия этих людей направлена на удовлетворение собственных нужд, ну а если и требуется в чем то покаяться, то для того чтобы Бог восстановил прежние «удобные» отношения. Иов осуждает и противостоит им в их лицемерной жизни перед Богом, когда они делают праведные делами не потому, что их сердце и совесть не позволяют им жить иначе, а для того чтобы получить выгоду от такого «служения» Господу. Да еще и смеют обвинять в каких-то неведомых им проступках этого человека перед Богом, стремясь показать себя «духовными» людьми, знающими Бога. Поэтому друзья Иова явились клеветниками, лжесвидетелями (дьяволом, говоря языком Нового завета) и перед ним самим, и перед Богом. Собственно врагами они оказались не только своему другу, но и Самому Господу, недаром далее говорится, что возгорелся гнев Его на этих людей, их жизненную позицию, высказанную в беседе с Иовом. Всеми речами они подтверждают свое непонимание такого факта: «Неужели даром праведен Иов?». Им эта бескорыстная праведность недоступна. Хорошо о таких людях сказано у пророка Малахии: «Вы говорите: "тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы". Но боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его". И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему». Мал. 3:14. Именно этот день, эту милость и откровение Божье искал Иов в своих страданиях. И, самое главное, обратите внимание на то, как называет Бог человека предстоящего перед Ним с таким праведным и непорочным положением сердца. Он называет его сыном. Теперь, самое время вернуться к вступлению книги Иова, к первым трем главам, где вся эта история предстает пред нами как бы в глазах самого Бога и где образно показан ответ Господа людям в естественном эгоистичном сосотоянии, может ли быть праведен человек даром, бескорыстно. Мы фактически уже выяснили, что сынами Божьими в контексте основной идеи этой книги могут называться только люди с сердцем, подобным сердцу Иова, в совести которых работает Господь. Связывать это понятие с ангелами, значить разрывать произведение на части, совершенно не относящиеся друг к другу. Но кто же выступает здесь в роли сатаны противника Иова в его нелицемерной и бескорыстной жизни с Богом? Прочитав всю книгу, можно сделать только один вывод люди, подобные друзьям Иова. Плотская религия дел человеческих ради самих себя противостоит искреннему, непорочному сердцу людей, с которыми работает Бог, пусть даже ради этой работы Он использует страдания, как некое зло для нас. Собственно эта книга не о смысле страданий, как обычно комментируется, ведь Бог так ничего конкретно и не сообщил Иову о его горестной судьбе. И даже не о том, кто именно причиняет зло человеку: непосредственно Господь или некий злой ангел. Очевидно, у людей того времени не было проблем в понимании этого (в отличие от нынешних верующих). И у Иова и у его друзей, как бы неправы в своих суждениях они были, существовало абсолютное единодушие в этом вопросе: и добро и зло приходит от Бога, ну а какой инструментарий Он использует для этого - дело не человеческого ума. Главная идея книги совершенно совпадает с основной идеей всей Библии: Господа волнует, прежде всего, состояние сердца человеческого, как источника всех желаний, стремлений и духовных возможностей личности. И для того, чтобы это сердце было чисто, искренне в своих мотивах и безгранично предано Ему, Творец и работает с человеком. Людей же в их природном, эгоистичном и независимом (духовно) от Бога состоянии интересуют более всего дела, в результате которых они могут извлечь какую-либо выгоду исключительно для себя, неважно в чем она будет выражаться: в спокойном и безмятежном времяпрепровождении, материальных благах или возможности самовыражения. Сколько же еще необходимо времени, для того, чтобы понять: «бог века сего» - человечество, противостоящее своему Творцу? Поставляющее свои собственные желания, стремление, свой характер, все свое «я», а значит и волю, выше желаний и воли Господа. Совершенно не желающее, даже пред лицом всеобщих бед, проблем и страданий человечества, смириться и унизиться пред Лицом Создателя, искать Его сердце, достигать такого же образа мышления, какой есть у Него.
    Пред Богом предстоит все человечество: и доброе и злое. Группа людей, в сердцах которых работает Господь, изменяя их в подобие Образа Своего Иисуса Христа и группа, оставляемая Богом в своем естественном, природном, эгоистичном состоянии. Образы этого используются в Библии неоднократно: 3 Цар. 22:19, Зах 3:1, Псалмы, Дан. 7:11, Лук. 22:31, Откр. 20:11. А противостояние (вражда) двух различных по духовному состоянию групп людей начинается в книге Бытия с пророчества Господа о семени жены и семени змея, затем - Каина и Авеля, продолжается Иаковом и Исавом, Моисеем и фараоном (а вкупе с ним и Кореем), Давидом и Саулом, Вавилонскими, Персидскими и еврейскими царями и первосвященниками, далее Иисусом и фарисеями. В Новом Завете противников Сынов Божьих называют плевелами Сам Господь, «сынами противления» - Павел, древним змеем, дьяволом и сатаной Иоанн и другие авторы Писания. Поэтому картина нарисованная в Иова 1-3, типичная для Писания, трактовать которую необходимо через само Писание и понимание основных идей Божьего Слова.
  • Батёк
    Ветеран

    • 13 October 2004
    • 13757

    #2
    И сам Иов искал Бога чтобы предстать на Суд Его и оправдаться своей праведностью. Вы думаите что он семь дней в не стана от нечего делать сидел? Он исцеления искал служением Богу. А кроме него самого его исцеление никаму не нужно. Поэтому прежде всего служение Богу подразумевает личное спасение.
    Христос - наш Учитель.

    Комментарий

    • gug
      gugенотыч, христианин

      • 24 January 2006
      • 1686

      #3
      Сообщение от ярослав
      ......
      Огромная гордыня - считать, что человек может что-то Богу дать.

      Или что Бог (!) в чём-то от человека нуждается.

      Бог ни в чём ни от кого не нуждается, Бог самодостаточен.

      Он может из придорожных булыжников сделать детей Аврааму.

      Ему лично для Себя не нужны ни наша вера, ни наши дела.

      Воля Божья к людям дана для самих же людей.

      От того, что кто-то Богу не верит, от этого Богу ни тепло, ни холодно.

      Но Божья любовь бескорыстна к нам.

      Поэтому Иисус Христос пошёл на крест.

      Грех неверия опасен не тем, что Бог, якобы, что-то от людей недополучает.

      А тем, что без веры человек не имеет стержня в своём мышлении и в своей морали, а также не имеет надёжного упования, без чего невозможна надёжная вера в доброту.

      Да, Бог сотворил всё для Себя.

      Но! Сотворить для себя возможно по двум причинам: чтобы пользоваться и чтобы заботиться.

      Бог сотворил вселенную и людей, чтобы всё это ЛЮБИТЬ.

      Потому, что Бог есть любовь.

      И даже Суд Божий объясняется только Божьей же любовью, в том и высота этого Суда.
      Последний раз редактировалось gug; 21 March 2006, 07:48 AM.

      Комментарий

      • ярослав
        Участник

        • 21 March 2006
        • 163

        #4
        Сообщение от Батёк
        И сам Иов искал Бога чтобы предстать на Суд Его и оправдаться своей праведностью. Вы думаите что он семь дней в не стана от нечего делать сидел? Он исцеления искал служением Богу. А кроме него самого его исцеление никаму не нужно. Поэтому прежде всего служение Богу подразумевает личное спасение.
        Что вы понимаете под словом "спасение"? В Писании несколько возможных ответов: спасение от справедливого наказания (применяется крайне редко, поскольку Бог только Своей волей определяет судьбу человека в будущем), спасение от проблем в текущей жизни и наконец основное значение: спасение от греха, "рода лукавого и развращенного", своеволия человеческого, являющегося "сатаной", противником Божьим. И если спасения от наказания является совершенным и во Христе 2000 лет назад и безусловным для любого человека к которому оно применяется, то спасение от самих себя, нашей грешной эгоистичной натуры происходит во времени с каждым индивидуумом по мере его рождения и жизнедеятельности. В любом случае "начальником и совершителем веры человеческой (соединяющей его с Господом во всех Его делах) является Бог и если "Он начал доброе дело в нас, то и будет продолжать его до Дня Господня" Фил.1:6.

        Комментарий

        • Батёк
          Ветеран

          • 13 October 2004
          • 13757

          #5
          Я же ответил Иов искал спасения в виде исцеления. Когда фарисеи бежали к Иоану креститься, то они бежали от гнева Господнего, т.е от гиены огненой, а иначе болезней. Мы тоже бежим когда болеем к врачам, думая что таблетками можно грехи исповедовать. Врачи пытаются лечить следствия грехов, а пророки их причины.
          Христос - наш Учитель.

          Комментарий

          • Сергей Л
            Ветеран

            • 29 July 2002
            • 3390

            #6
            я бы выделил в книге Иова такие яркие вещи:

            1. источник бедствий Иова - уверенность Бога в его праведности
            2. друзья, чтущие Бога, жестко обвиняли невинного Иова судя внешне
            3. Иов не уступил своей невиновности
            4. Иов, как ни был праведен, дошел до того, что начал выставлять претензии Богу
            5. оценка Господа - Иов достойно исполнил служение, которое было возложено на него

            Комментарий

            • Батёк
              Ветеран

              • 13 October 2004
              • 13757

              #7
              А главное вы заметили какое служение Богу исполнил Иов?
              Христос - наш Учитель.

              Комментарий

              • Сергей Л
                Ветеран

                • 29 July 2002
                • 3390

                #8
                давай поразмышляем
                Бог сказал сатане: видел, как праведен Иов?
                сатана: куплен он тем, что Ты ему даешь, вот он Тебя и благословяет
                Бог: хорошо, забери у него все, только пусть он будет жив

                в итоге выяснилось, что Иов не куплен, а любит Бога как одна личность любит другую, бескорыстно, любит Бога самого, а не то, что Он дает
                то есть Бога есть за что любить и любят как личность

                наверное, примерно так
                попутно, конечно, многие другие вещи сделались

                Комментарий

                • Батёк
                  Ветеран

                  • 13 October 2004
                  • 13757

                  #9
                  А попутно было так: сел Иов в вретище и пепле вне стана своего и семь дней никто не подходил к нему, потому-что знали, что мученья его невыносимы. Т.е. семь дней он был нечист и никто не преближался к нему, пока он не очистился. Очищение было подобно чищтилишу и он злословил за то Бога. А когда исцелился, то конечно Бога сразу узрел и уверовал.
                  Последний раз редактировалось Батёк; 24 March 2006, 05:07 AM.
                  Христос - наш Учитель.

                  Комментарий

                  • Mansur
                    Отключен

                    • 03 September 2005
                    • 995

                    #10
                    Мир вам!
                    Ярослав, основа понимания книги Иова, контраст двух типов людей, где один из которых старается познать, почему он наказуем, а другие нет, считая наказание проявлением немилости Божией, ибо наказуемый Иов, вопрошая и рассуждая, увидел Господа!
                    И отвечал Иов Господу и сказал: Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? - Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле. Иов 42:1-6.
                    Те же, кто не старался познать Владыку миров, получают осуждения гнева Божия.
                    И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Иов 42:7.
                    Мир вам!II.

                    Комментарий

                    • mgoll
                      Завсегдатай

                      • 26 October 2000
                      • 676

                      #11
                      Иов понял что есть противник - сатана

                      JOB
                      Михаил https://christ-s-body.byethost10.com/

                      Комментарий

                      • Николай
                        Богу одному поклоняйся
                        Совет Форума

                        • 20 June 2003
                        • 10590

                        #12
                        Сообщение от mgoll
                        Иов понял что есть противник - сатана
                        Ничего подобного!
                        Бог все держит под своим контролем, нигде в книге нет, чтобы в своих несчастьях Иов винил сатану.

                        21 Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня. (Иов.19:21)

                        Главная мысль книги -
                        Иов через страдания познал Бога и приобрел Его характер всепрощающей любви:

                        5 Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя;
                        6 поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле. (Иов.42:5,6)
                        https://esxatos.com

                        Комментарий

                        • Щелчек
                          Участник

                          • 13 February 2007
                          • 112

                          #13
                          Сообщение от Николай
                          Ничего подобного!
                          Главная мысль книги -
                          Иов через страдания познал Бога и приобрел Его характер всепрощающей любви:
                          В книге Иова сталкиваются 4 богословия..... здесь я насчитал еще парочку...

                          Комментарий

                          • Ольгерт
                            Ветеран

                            • 24 September 2000
                            • 18313

                            #14
                            Сообщение от Николай
                            Ничего подобного!
                            Бог все держит под своим контролем, нигде в книге нет, чтобы в своих несчастьях Иов винил сатану.
                            5 Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя;
                            6 поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле. (Иов.42:5,6)[/COLOR][/I]
                            Что-то в статье я не нашел слов "понял, что противник сатана"...
                            Иов как раз отрицал , что Бог его наказывает.
                            "И открыть всем, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы".

                            Комментарий

                            • Николай
                              Богу одному поклоняйся
                              Совет Форума

                              • 20 June 2003
                              • 10590

                              #15
                              Сообщение от Ольгерт
                              Что-то в статье я не нашел слов "понял, что противник сатана"...
                              Иов как раз отрицал , что Бог его наказывает
                              Вы всегда торопитесь, словно молоко у вас выкипает

                              1 См. http://www.evangelie.ru/forum/showpo...9&postcount=11

                              2 вы считаете, что Иов отрицает испытание от бога несмотря на его слова: "Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня". (Иов.19:21)
                              https://esxatos.com

                              Комментарий

                              Обработка...