Для начала нам необходимо определить главную мысль книги Иова, которую хотели донести до своих читателей авторы этого произведения. Обратим внимание на ту часть, в которой Иов разговаривает с друзьями, пришедшими к сокрушенному проблемами человеку. «И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал: разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому». Иов 22. А еще один «религиозник» подтвердил непонятную для него духовную позицию «непорочного» человека, процитировав слова Иова о том, что в представлении того: «Нет пользы для человека в благоугождении Богу». Иов 34. (Имелось в виду нет желаемой человеком, видимой пользы). Эти фразы и сердечная позиция религиозных людей должны нас встревожить. Друзья Иова фактически говорят о том, что человек должен быть праведен для того, чтобы доставлять пользу самому себе. Т. е. за добрые дела людям следует ожидать награды Всевышнего, ну а за злые - справедливую кару. Эта позиция определенной части человечества нашла отражение не только в религии друзей Иова, но в иудаизме времен Христа. Фарисеи считали, что вполне достаточно исполнять определенные заповеди, не заботясь о мотивах этих добрых дел. Но сердце, собственное «я», «далеко отстояло от Бога». Их мало интересовали конечные цели, желания и воля Бога относительно сотворенного человечества, главным мотивом религии было собственное благополучие, душевное и физическое. Мысли Иова о другом. Он пытается доказать друзьям, что какие бы дела он не делал, мотив его при этом чист, бескорыстен. Он делал их только потому, что иначе просто не мог. Таково положение сердца. (Конечно, эти стремления сердца были зависимы от работы Бога в нем, хотя Иов мог этого и не понимать). Вот вам и главный духовный конфликт и отправная точка противостояния этих людей. Иов, по причине посланных ему Богом испытаний, остался в стороне от обьектов религиозных дел, наедине с самим собой, своим сердцем и с Богом. В этот момент он искал не рук Господа, благословляющих его добрые поступки, но Его Лица, Самого Бога, Его волю, желания и планы. К сожалению, его друзья никак не хотели, или не могли понять все это. Поэтому Иов и говорит им: «Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь? Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться? Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека? Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите». Иов 13. Религия этих людей направлена на удовлетворение собственных нужд, ну а если и требуется в чем то покаяться, то для того чтобы Бог восстановил прежние «удобные» отношения. Иов осуждает и противостоит им в их лицемерной жизни перед Богом, когда они делают праведные делами не потому, что их сердце и совесть не позволяют им жить иначе, а для того чтобы получить выгоду от такого «служения» Господу. Да еще и смеют обвинять в каких-то неведомых им проступках этого человека перед Богом, стремясь показать себя «духовными» людьми, знающими Бога. Поэтому друзья Иова явились клеветниками, лжесвидетелями (дьяволом, говоря языком Нового завета) и перед ним самим, и перед Богом. Собственно врагами они оказались не только своему другу, но и Самому Господу, недаром далее говорится, что возгорелся гнев Его на этих людей, их жизненную позицию, высказанную в беседе с Иовом. Всеми речами они подтверждают свое непонимание такого факта: «Неужели даром праведен Иов?». Им эта бескорыстная праведность недоступна. Хорошо о таких людях сказано у пророка Малахии: «Вы говорите: "тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы". Но боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его". И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему». Мал. 3:14. Именно этот день, эту милость и откровение Божье искал Иов в своих страданиях. И, самое главное, обратите внимание на то, как называет Бог человека предстоящего перед Ним с таким праведным и непорочным положением сердца. Он называет его сыном. Теперь, самое время вернуться к вступлению книги Иова, к первым трем главам, где вся эта история предстает пред нами как бы в глазах самого Бога и где образно показан ответ Господа людям в естественном эгоистичном сосотоянии, может ли быть праведен человек даром, бескорыстно. Мы фактически уже выяснили, что сынами Божьими в контексте основной идеи этой книги могут называться только люди с сердцем, подобным сердцу Иова, в совести которых работает Господь. Связывать это понятие с ангелами, значить разрывать произведение на части, совершенно не относящиеся друг к другу. Но кто же выступает здесь в роли сатаны противника Иова в его нелицемерной и бескорыстной жизни с Богом? Прочитав всю книгу, можно сделать только один вывод люди, подобные друзьям Иова. Плотская религия дел человеческих ради самих себя противостоит искреннему, непорочному сердцу людей, с которыми работает Бог, пусть даже ради этой работы Он использует страдания, как некое зло для нас. Собственно эта книга не о смысле страданий, как обычно комментируется, ведь Бог так ничего конкретно и не сообщил Иову о его горестной судьбе. И даже не о том, кто именно причиняет зло человеку: непосредственно Господь или некий злой ангел. Очевидно, у людей того времени не было проблем в понимании этого (в отличие от нынешних верующих). И у Иова и у его друзей, как бы неправы в своих суждениях они были, существовало абсолютное единодушие в этом вопросе: и добро и зло приходит от Бога, ну а какой инструментарий Он использует для этого - дело не человеческого ума. Главная идея книги совершенно совпадает с основной идеей всей Библии: Господа волнует, прежде всего, состояние сердца человеческого, как источника всех желаний, стремлений и духовных возможностей личности. И для того, чтобы это сердце было чисто, искренне в своих мотивах и безгранично предано Ему, Творец и работает с человеком. Людей же в их природном, эгоистичном и независимом (духовно) от Бога состоянии интересуют более всего дела, в результате которых они могут извлечь какую-либо выгоду исключительно для себя, неважно в чем она будет выражаться: в спокойном и безмятежном времяпрепровождении, материальных благах или возможности самовыражения. Сколько же еще необходимо времени, для того, чтобы понять: «бог века сего» - человечество, противостоящее своему Творцу? Поставляющее свои собственные желания, стремление, свой характер, все свое «я», а значит и волю, выше желаний и воли Господа. Совершенно не желающее, даже пред лицом всеобщих бед, проблем и страданий человечества, смириться и унизиться пред Лицом Создателя, искать Его сердце, достигать такого же образа мышления, какой есть у Него.
Пред Богом предстоит все человечество: и доброе и злое. Группа людей, в сердцах которых работает Господь, изменяя их в подобие Образа Своего Иисуса Христа и группа, оставляемая Богом в своем естественном, природном, эгоистичном состоянии. Образы этого используются в Библии неоднократно: 3 Цар. 22:19, Зах 3:1, Псалмы, Дан. 7:11, Лук. 22:31, Откр. 20:11. А противостояние (вражда) двух различных по духовному состоянию групп людей начинается в книге Бытия с пророчества Господа о семени жены и семени змея, затем - Каина и Авеля, продолжается Иаковом и Исавом, Моисеем и фараоном (а вкупе с ним и Кореем), Давидом и Саулом, Вавилонскими, Персидскими и еврейскими царями и первосвященниками, далее Иисусом и фарисеями. В Новом Завете противников Сынов Божьих называют плевелами Сам Господь, «сынами противления» - Павел, древним змеем, дьяволом и сатаной Иоанн и другие авторы Писания. Поэтому картина нарисованная в Иова 1-3, типичная для Писания, трактовать которую необходимо через само Писание и понимание основных идей Божьего Слова.
Пред Богом предстоит все человечество: и доброе и злое. Группа людей, в сердцах которых работает Господь, изменяя их в подобие Образа Своего Иисуса Христа и группа, оставляемая Богом в своем естественном, природном, эгоистичном состоянии. Образы этого используются в Библии неоднократно: 3 Цар. 22:19, Зах 3:1, Псалмы, Дан. 7:11, Лук. 22:31, Откр. 20:11. А противостояние (вражда) двух различных по духовному состоянию групп людей начинается в книге Бытия с пророчества Господа о семени жены и семени змея, затем - Каина и Авеля, продолжается Иаковом и Исавом, Моисеем и фараоном (а вкупе с ним и Кореем), Давидом и Саулом, Вавилонскими, Персидскими и еврейскими царями и первосвященниками, далее Иисусом и фарисеями. В Новом Завете противников Сынов Божьих называют плевелами Сам Господь, «сынами противления» - Павел, древним змеем, дьяволом и сатаной Иоанн и другие авторы Писания. Поэтому картина нарисованная в Иова 1-3, типичная для Писания, трактовать которую необходимо через само Писание и понимание основных идей Божьего Слова.
Комментарий