В предыдущих постах я, возможно, неправильно применил слово "действие" вместо слова "движение". Это правда.
Вопрос о свободе воли
Свернуть
X
-
2. Я вообще выражаю сомнение по поводу существования воли как таковой. По крайней мере, такоен понятие, как "свобода выбора", приписываемая воле, не выдерживает никакой критики, поскольку выбор всегда обусловлен причинами.
Да сама воля обусловлена формой человека, а форма человека обусловлена ... ... богом.Комментарий
-
Комментарий
-
А поступки людей зависят исключительно от флуктуаций электронов в мозгу, происходящих строго по физзаконам.
Тоесть человек у материалистов ничем принципиально не отличается от табуретки. Упс.Комментарий
-
Насколько я понимаю, христианство предполагает наличие у человека [свободной] воли. Воля будто бы принимает решение о выборе между тем-то и тем-то на основании умозаключений.
Но ведь воля не может быть свободной, поскольку имеет причины. Значит, воля зависит от причин, как и любое другое следствие. Иными словами, свободным может быть только нечто БЕСпричинное, т.е. бог.
Но если воля не свободна, то это уже и не воля, а ничто.
Жду ваших комментариев. Ссылки из библии принимаю, если они несут в себе смысл, а не просто некое утверждение.Комментарий
-
Это лишь схема "всеобщей причинности", под которую удобно подгонять все явления. По понятной причине. Я уже писал в другой теме:
Мы говорим, что в природе мы наблюдаем, что у всего есть причина,...
Это распространенное заблуждение. Мы как раз в большинстве случаев не наблюдаем причин в природе. Мы аксиоматично полагаем, что они есть, их не может не быть.
Дело в том, что любое знание, которое мы добываем, нужно нам с одной целью - предсказывать, прогнозировать последствия наших действий. Ну, или наоборот - подобрать такое действие, которое проведет к нужным результатам (что, по сути, то же самое). В любом случае знание приобретает вид причинно-следственных связей:
Если приложить силу к предмету, он начнет ускоряться.
Чтобы избавиться от чувства голода, надо поесть.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Во всех этих правилах есть причина и следствие: сила-ускорение, еда-насыщение, почитание родителей-продление жизни. То, что не имеет причины для нас бесполезно. Мы не можем "вычислить" - что ему предшествовало и не можем ничего сделать, чтобы воспроизвести или наоборот избежать этого в будущем.
Вот именно поэтому, познавая мир, "вглядываясь" в природу, мы изначально предполагаем, что все в ней подчиняется причинно-следственным связям. Все имеет свою причину и может быть причиной еще чего-нибудь. Даже если мы не знаем причину какого-нибудь явления и даже не представляем - как ее искать, мы все равно полагаем, что причина есть, просто нам она неизвестна, пока неизвестна. Но, строго говоря, мы не знаем - так ли это на самом деле. И не можем этого знать. Просто принимаем как постулат, аксиому, догму. Без доказательств.
Кстати, квантовая механика утверждает, что некоторые события в микромире не имеют причин. Не потому, что "мы их пока не знаем", а потому, что их реально нет и быть не может. И если это действительно так, этого достаточно, для того, чтобы признать утверждение "в природе мы наблюдаем, что у всего есть причина" ошибочным.
Так вот, parazels, вы не можете знать (и никто не может) - насколько действие даже неодушевленной вещи обусловлено, а насколько - случайно. Применяя то же самое к человеку - вы не можете знать, был ли его поступок полностью детерминирован или таки какая-то свобода в его действиях была подлинной.Будут в твоей жизни и взлёты, и падения, и удачи, и разочарования. Но помни, сынок, самое главное - как бы ни сложилась твоя судьба, в какие бы обстоятельства ты ни попал, при любом раскладе надо оставаться человеком! Хитрой, коварной, беспощадной тварью! (c) bormorКомментарий
-
Чтобы не смешивалось, надо есть одно блюдо примерно через каждые 4 часа.Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений. / Рене Декарт /...Комментарий
-
Хочу поправить себя:
Свобода - это акт, не имеющий ограничений. Субъектом такого акта может выступать только бесконечная субстанция. И это бог.
Любая другая субстанция или вещь имеет не бесконечную, а ограниченную форму. Ограниченная форма обусловливает не свободный, а ограниченный акт. Например, нож, исходя из формы, может резать, но не может плавать и т.д.
Точно так же и акт воли ограничен:
- формой человека, которая также имеет причину и т.д.;
- остальными причинами, воздействующими на форму человека.Комментарий
-
Вот именно поэтому, познавая мир, "вглядываясь" в природу, мы изначально предполагаем, что все в ней подчиняется причинно-следственным связям. Все имеет свою причину и может быть причиной еще чего-нибудь. Даже если мы не знаем причину какого-нибудь явления и даже не представляем - как ее искать, мы все равно полагаем, что причина есть, просто нам она неизвестна, пока неизвестна. Но, строго говоря, мы не знаем - так ли это на самом деле. И не можем этого знать. Просто принимаем как постулат, аксиому, догму. Без доказательств.
Если же вы ставите под сомнение способность человека к познанию в широком смысле (например, нет гарантии, что зелёный цвет действительно зелёный), то в таком случае вам придётся отказаться от всех аксиом, умозаключений, чувств и т.д. В конечном счёте, вам придётся отказаться от самого себя!
Мы - люди - вынуждены рассуждать о вещах через призму человеческого разума, поскольку никаких других инструментов не имеем по факту. Смиритесь с этим.Последний раз редактировалось parazels; 16 July 2012, 12:38 PM.Комментарий
-
Комментарий
Комментарий