Причины возникновения религиозности
Свернуть
X
-
Будут в твоей жизни и взлёты, и падения, и удачи, и разочарования. Но помни, сынок, самое главное - как бы ни сложилась твоя судьба, в какие бы обстоятельства ты ни попал, при любом раскладе надо оставаться человеком! Хитрой, коварной, беспощадной тварью! (c) bormorКомментарий
-
Будут в твоей жизни и взлёты, и падения, и удачи, и разочарования. Но помни, сынок, самое главное - как бы ни сложилась твоя судьба, в какие бы обстоятельства ты ни попал, при любом раскладе надо оставаться человеком! Хитрой, коварной, беспощадной тварью! (c) bormorКомментарий
-
Верующий всегда может объяснить нравственность атеиста наличием у него совести - Закона Божьего в сердце, несмотря на то что человек в Бога не верит. Это похоже на то как неверующие пытаются объяснить веру неврозами или как Харрис изучать при помощи МРТ.
Но нравственность атеистов изменчива как во времени (сегодня может считаться нравственным то, что раньше считалось безнравственным), так и от одного человека к другому (у каждого своя нравственность). Хотя и верующие грешат подобным непостоянством, но у них есть некий эталон, с которым можно сравнить свои взгляды. У неверующих же полная свобода.
Поскольку религия не полагается на гипотезы, исходя из которых можно строить проверяемые прогнозы, она объясняет все "задним умом". Яркий пример - объяснения верующих, почему человек ушел из Церкви: "ага, ушел, значит, и не был верующим". А потом - "ага, вернулся, значит, все-таки был". Это не объяснения в настоящем смысле этого слова, а толкование истории таким образом, чтобы она обязательно подтверждала наше религиозное мировоззрение. Таким способом можно "объяснить" что угодно. Однако, благодаря таким объяснениям мы не приобретаем никакой новой информации.
Вот экстремальный пример, не относящийся к присутствующим здесь христианам (я надеюсь), но относящийся к религиозному способу "познания" в целом: Гитлер аргументировал свои планы по очистке Германии и Европы от евреев "волей Божьей", и его не предали анафеме, не отлучили от Церкви. Интуиция, главнейший способ познания, как здесь аргументировал Нонконформист, вполне позволяла немецким католикам и лютеранам принимать такую риторику:
Меня критиковали из-за моего отношения к еврейскому вопросу. Католическая Церковь считала евреев тлетворным явлением в течение полутора тысяч лет, помещала их в гетто и пр., потому что она понимала, кто такие евреи на самом деле. В эпоху либерализма эта опасность более не осознается. Я возвращаюсь к тому времени, в которое была реализована пятнадцативековая традиция. Я не ставлю расу выше религии, но я осознаю, что представители этой расы растлевают государство и Церковь, и может быть, я делаю христианству великую услугу, выгоняя их из школ и общественных должностей.
Рациональный подход к нравственности привязывает ее к реальной вещи: к человеческому страданию. Тот факт, что страдание - плохо, не изменчив во времени (если только мы не станем воображать, что страдание на земле ничего не значит, потому что на небесах... и т.д.) Это элементарная вещь. Это не какой-то внешний эталон, это то, что мы носим в себе и не можем потерять.
Если завтра произойдет какой-то катаклизм, в результате которого будет утрачена вся литература, культура, религия и наука, и останутся в живых несколько детей, которые каким-то образом выживут и построят человечество с нуля - новый язык, новое общество, - как вы думаете, к каким нравственным идеям они придут через десять тысяч лет? И к каким научным идеям? Точно так же, как мы, они в конце концов сообразят, что делать друг другу плохо - это плохо. И откроют законы Ньютона и уравнения Максвелла, и научатся использовать МРТ, и обнаружат точно те же характерные закономерности в мозге, которые сейчас видим мы.
А что будет с их религией? Наверняка какая-то религия у них будет, только она точно не будет иметь ничего общего с нынешними религиями."Faith means not wanting to know what is true" Friedrich NietzscheКомментарий
-
Атеизм - это научный термин?...
А кто по-Вашему является настоящим христианином?
Если "по-моему", то ... поскольку у меня нет проблем отделять "своих христиан" от "чужих", я особых ограничений не накладываю. Для себя я решил, что буду соглашаться считать христианином любого, кто искренне принимает Символ Веры, без изъятий. И хотя там нет никаких явных обязательств на какие-либо дела, но не представляю - как можно верить в Сына "распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого" и не выводить из этого никаких собственных обязательств. Типа - Он за меня пострадал, но я за это никому ничего не должен.
Это всё теория. На практике христианин может быть настолько грешным, что атеист и деист на его фоне будут выглядеть святыми. Но именно поэтому возможно он и будет искать Бога как выход из своего состояния.
Большее значение для чего?
Вы верите, что дела имеют какое-то значение большее, чем они сами собой представляют?
Скептицизм подразумевает сомнение, а не убеждённость в каком-либо мнении. Не вера, но и не отрицание.В какой?
С Вашей точки зрения - да, всё выглядит именно так как Вы говорите.
Алкоголики тоже часто не хотят признавать свою зависимость. Как в анекдоте: я каждый день хожу в магазин ... за водкой - наверное я шопоголик.
Бунт против Бога он не всегда сознательный.Будут в твоей жизни и взлёты, и падения, и удачи, и разочарования. Но помни, сынок, самое главное - как бы ни сложилась твоя судьба, в какие бы обстоятельства ты ни попал, при любом раскладе надо оставаться человеком! Хитрой, коварной, беспощадной тварью! (c) bormorКомментарий
-
А какая разница христианская в данном случае религия или почитание Вицли-Пуцли? Весь смысл в том, что атеизм у Эйнштейна летит как фанера над Парижем, сколько бы здешние атеисты не тщились его за уши в свою компашку затащить!Комментарий
-
Касательно Ветрова. Зачем читают юмористический журнал? Типа, "Крокодила"?
Поглумиться или правоту признавать? А Ветров был бы там королем рубрики "Нарочно не придумаешь!"Комментарий
-
От того, какой смысл вкладывать в слова, зависит все, Нон. Вы-то это понимаете, но устраиваете клоунаду для неискушенного наблюдателя. Эйнштейн использовал слово "религия" не в смысле поклонения какому-либо Богу ."Faith means not wanting to know what is true" Friedrich NietzscheКомментарий
-
Удален дубликат сообщения.
Невозможно отрицать того, кого в действительности нет - Христианского Бога.
Атеизм, как объективное мировое мировоззрение, не признает чувства веры в Бога
достаточным и действительным аргументом в пользу существования Бога, и , исходя из
этого и соответственно этому, не признает конкретной деятельности человека,
направленной или совершаемой, в поддержку чувства веры в Бога.
(Пишу слово Бог с прописной буквы только из-за уважения, ведь верующий в Бога тоже человек)Комментарий
-
Вот в этой:
Но бунт против "того, чего нет" не может быть вообще.
Для того, чтобы бунтовать, надо сначала поверить в Его реальность.
Неудачный пример. Они же потому и алкоголики, что алкоголь потребляют, и тогда действительно не важно - признают ли они свою зависимость от этого. Я ничего не потребляю - ни сами "сверхъестественные сущности", ни веру в них. Нет предмета зависимости.
Или для Вас можно привести другой пример - анорексию. Люди не потребляют пищу. Их непотребление становится их зависимостью - изменяется тело и жизненные процессы в организме.Комментарий
-
Рациональный подход к нравственности привязывает ее к реальной вещи: к человеческому страданию. Тот факт, что страдание - плохо, не изменчив во времени (если только мы не станем воображать, что страдание на земле ничего не значит, потому что на небесах... и т.д.) Это элементарная вещь. Это не какой-то внешний эталон, это то, что мы носим в себе и не можем потерять.
Плохо, когда страдаю я. Какое мне дело до всех остальных? Что может заставить атеиста относиться к другим также как к себе, т.е. не причинять им страданий. Их страданий он ведь не чувствует. Для него они не реальны, а всего лишь картинка и звуки, которые он может наблюдать. Как просмотр фильма. Ну ещё можно снимать показания приборов, для целей науки. Например, некоторые немецкие учёные проводили научные опыты над людьми. Людей поддавали воздействию холода, низкого давления. И фиксировали изменения в теле человека.
И ещё - обратной стороной таких взглядов является гедонизм - стремление к получению удовольствий. Или эвдемонизм - стремление к счастью. У каждого своё представление о счастье, у каждого свои вкусы в получении удовольствий. Значит атеистическая нравственность не универсальна, а индивидуальна (у каждого своя)? Ещё здесь присутствует момент неосуждения и невмешательства в дела других людей, если они не причиняют физических страданий другим.
А бывают ли нефизические страдания на Ваш взгляд? Как быть с ними?
Ещё жертвенность в таком случае нерациональна. Любой отказ от собственных благ в пользу другого бессмыслен.Комментарий
-
Это больше похоже на инстинкты животных.
Плохо, когда страдаю я. Какое мне дело до всех остальных? Что может заставить атеиста относиться к другим также как к себе, т.е. не причинять им страданий. Их страданий он ведь не чувствует. Для него они не реальны, а всего лишь картинка и звуки,
Вавша аргументация сейчас пошла на второй круг жалоб, что рациональный подход не нает ничего готовенького, а требует от нас поразмыслить и поработать. Если это для вас неприемлемый вариант, продолжайте ожидать чудесного преобразования в святого человека свыше."Faith means not wanting to know what is true" Friedrich NietzscheКомментарий
-
Нон, по поводу вашей ошибки с Эйнштейном:
То, что вы читали о моих религиозных убеждениях* разумеется, ложь, которая систематически повторяется. Я не верю в персонифицированного Бога, и я никогда не отрицал этого, но выразил это отчетливо. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это только безграничное восхищение устройством мира, насколько наша наука способна его постичь."Faith means not wanting to know what is true" Friedrich NietzscheКомментарий
-
Комментарий