Причины возникновения религиозности

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • nonconformist
    Отключен

    • 01 March 2010
    • 33654

    #16
    Сообщение от orlenko
    Нет, не тупым дебилом. Суеверным человеком. Обычным человеком. Нормальным человеком. Быть рациональным - это значит преодолевать свою нормальную, врожденную иррациональность и перекосы. Эти перекосы спасали наших предков от хищников и врагов, но теперь мы имеем дело с побочными эффектами нашего пути развития.

    Другими словами, религиозность или суеверия - это врожденное. Разумное отношение к жизни, в отличие от этого, требует труда. (Я не говорю, что верующие не работают над собой - мы сейчас говорим только о происхождении религиозной идеи).

    Может, открыть отдельную тему о происхождении религии, если уж такой пошел разговор? Кстати, ко вниманию христиан: если моя память мне не изменяет, Александр Мень в своей истории религии тоже рассматривает эволюционную теорию происхождения веры в Бога.
    Не вопрос. Мень так Мень.
    "Что же поддерживало это мирочувствие в первобытном человеке? Страх отвечают нам. Человек боялся ядовитых змей, хищных зверей, боялся поэтому темноты. Крики ночных птиц он относил за счет лесных духов. Но такое объяснение естественно в устах человека городской цивилизации. Наивно было бы думать, что люди, веками охотившиеся в лесах и тундрах, так плохо знали их жизнь, что легко принимали филина за лешего, а обезьяну за злого духа.
    Всякий охотник чувствует себя в лесу как дома. Каждый след, каждый звук знакомы ему. Из поколения в поколение передавался опыт охотников. Их сведения о природе до сих пор во многом оставляют позади знания европейских ученых. И поэтому считать, что просто страх внушал древним людям веру в духовные существа, по крайней мере неосторожно.
    Исследователь, который изучал дикое племя кубу (Суматра), спросил одного из них:
    Ходил ли ты когда-нибудь по лесу?
    Да, часто.
    Слыхал ли там стоны и вздохи?
    Да.
    Что же ты думал?
    Что трещит дерево.
    Не слыхал ли ты криков?
    Да.
    Что же ты подумал?
    Что кричит зверь.
    А если ты не знаешь, какой зверь кричит?
    Я знаю все звериные голоса...
    Значит, ночью в лесу ты ничего не боишься?
    Ничего.
    И ты никогда не встречал там ничего неизвестного, что могло бы тебя испугать?
    Нет, я знаю все...
    Такие вопросы можно было бы задать охотникам многих уголков земного шара, и результат был бы тот же. Правда, в жизни первобытных людей страх имеет место. Но это реальный страх. Страх голода, неудачи в охоте, встречи с опасными животными. Разумеется, в суровых условиях Арктики или тропиков причин реального страха больше, чем в умеренных странах. И тем не менее мы не видим, чтобы обитатели этих стран были менее религиозны, чем эскимосы или африканцы. Следовательно, корни веры в духовный мир нужно искать в чем-то другом."
    "Магизм и единобожие"

    Комментарий

    • orlenko
      ушел в подполье

      • 11 June 2004
      • 5930

      #17
      Сообщение от nonconformist
      Наивно было бы думать, что люди, веками охотившиеся в лесах и тундрах, так плохо знали их жизнь, что легко принимали филина за лешего, а обезьяну за злого духа.

      Т.е. по вашему мнению (или мнению А. Меня), суеверная вера в леших, барабашек, сглаз, порчу и т.д. основана то ли на реальных событиях, то ли на сверхъестественном откровении. Так?

      Вы стараетесь доказать, что я ошибаюсь, приписывая религиозным идеям естественное происхождение. А как, по-вашему, возникни все эти разнообразные идеи? И почему все боги, во всех культурах, похожи на людей, или зверей, или на комбинацию их частей (типа многоруких индиских богов или греческих мифических существ)?
      "Faith means not wanting to know what is true" Friedrich Nietzsche

      Комментарий

      • люминал
        Ветеран

        • 24 April 2010
        • 6833

        #18
        Сообщение от nonconformist
        Следовательно, корни веры в духовный мир нужно искать в чем-то другом."
        Как успокоить мать, погибшего ребенка?
        Сказать, что ее ангелочек в Раю, с Богом, который его забрал к себе, это очень хорошо.

        Комментарий

        • nonconformist
          Отключен

          • 01 March 2010
          • 33654

          #19
          Сообщение от orlenko
          Т.е. по вашему мнению (или мнению А. Меня), суеверная вера в леших, барабашек, сглаз, порчу и т.д. основана то ли на реальных событиях, то ли на сверхъестественном откровении. Так?
          "Эдуард Тэйлор считал, что «древние дикари-философы, вероятно, прежде всего сделали само собой напрашивающееся заключение, что у каждого человека есть жизнь и есть призрак»67. И этот «анимизм» они перенесли на природу. Но мы уже видели, что «философствующий дикарь» это миф. Исследования мышления современных примитивных племен показали, что не рефлексия и не «философия» руководят первобытными людьми, а иррациональная интуиция. Они видят мир «полным духов» не потому, что размышляли о нем, а потому, что ощущали мистическую тайну в природе.
          И если мы обратимся к религии «дикарей» в ее конкретных проявлениях, то, по словам Л. Леви-Брюля, убедимся, что их вера в сверхъестественный мир не выступает как «заключение, сделанное путем рассуждения». Духовный мир для них «реален и даже более глубоко реален, чем мир общедоступного и обыденного опыта. Этот второй мир тоже является объектом опыта, но опыта сверхъестественного, имеющего, значит, высшую ценность. Одним словом, согласно Вирцу, как и согласно Тэйлору, существование сверхчувственной реальности «умозаключается». Мне же, напротив, кажется, что она является непосредственно данной. Там, где ему видится деятельность разума и мыслительных способностей, я констатирую то, что он сам в нескольких местах называет чувством, другими словами, опыт»68.
          Первобытный человек видел повсюду сокрытую одушевленность: и в стволах деревьев, и в лесных животных, и в беге облаков. Для него взаимодействие вещей в мире это не только взаимодействие видимого, но в то же время и более всего взаимодействие невидимого. В журчащем ручье, в пламени костра обитали духи, враждебные или добрые, а иногда и нейтральные. Стихии не казались ему чем-то бездушным. Невидимый мир не составлял для него какого-то изолированного плана бытия. Он был тут же, рядом, он подразумевался во всем. «Для первобытного мышления, пишет Леви-Брюль, не существует двух миров, соприкасающихся друг с другом, отличных, но вместе с тем связанных, более или менее проникающих друг в друга. Для первобытного мышления существует только один мир. Всякая действительность мистична, как и всякое действие, следовательно, мистичным является и всякое восприятие»69. Духи оказываются гениями-покровителями каждого клочка земли, имея в своей власти все явления природы, совершающиеся в данном месте, и все события в жизни людей, живущих в их пределах. Число их бесконечно. Они наполняют весь мир, и нет в природе силы или предмета, начиная от моря до комка земли на поле, которые бы не имели своего божества. Они охраняют холмы, рощи, реки, ключи, тропинки и хижины. Им известно каждое действие человека, все нужды и интересы местности, находящейся под их властью70. Таким образом, не просто страх перед природой или неведение относительно голосов животных и птиц становятся источником веры в одухотворенность мира. Если такой страх и появлялся, то он был скорее результатом чувства этой одухотворенности. Не просто зверь, гора или дерево являлись причиной мистического страха человека, а то, как он воспринимал их. "
          "Магизм и единобожие"

          Комментарий

          • nonconformist
            Отключен

            • 01 March 2010
            • 33654

            #20
            Сообщение от люминал
            Как успокоить мать, погибшего ребенка?
            Сказать, что ее ангелочек в Раю, с Богом, который его забрал к себе, это очень хорошо.
            Это где ты такие дивные тезисы о рае в первобытных религиях видела?
            Фантастическое невежество!

            Комментарий

            • Drunker
              ☮☮☮☮☮☮☮

              • 31 January 2004
              • 10271

              #21
              Сообщение от orlenko
              Я думаю, вы понимаете лучше, чем делаете вид. Не знаю только, зачем вы делаете вид, что не понимаете. Идея о том, что кто-то должен управлять засухами, наводнениями, нашествием саранчи и удачей в охоте, совершенно естественна, инстинктивна. Кто зажег звезды? Кто не дает дождя в засуху? Кто бросил молнию в большой дуб? Кто-то должен быть, совершенно очевидно.
              А если посмотреть шире - должна же быть причина остальных причин, у которой нет причины.

              Комментарий

              • orlenko
                ушел в подполье

                • 11 June 2004
                • 5930

                #22
                Сообщение от nonconformist
                он был скорее результатом чувства этой одухотворенности
                Другими словами, А.Мень говорит, что человек интуитивно чувствует, что за всем этим кто-то стоит. Я примерно то же самое говорю
                "Faith means not wanting to know what is true" Friedrich Nietzsche

                Комментарий

                • nonconformist
                  Отключен

                  • 01 March 2010
                  • 33654

                  #23
                  Сообщение от orlenko
                  Другими словами, А.Мень говорит, что человек интуитивно чувствует, что за всем этим кто-то стоит. Я примерно то же самое говорю
                  Так интуиция не тождественна выдумке. В религиозной гносеологии интуитивное познание считается высшей формой познания.

                  Комментарий

                  • люминал
                    Ветеран

                    • 24 April 2010
                    • 6833

                    #24
                    Сообщение от nonconformist
                    Это где ты такие дивные тезисы о рае в первобытных религиях видела?
                    Фантастическое невежество!
                    Народные плачи. До сих пор поют.
                    А что бы Вы сказали этой матери? Бог не справедлив?!

                    Комментарий

                    • orlenko
                      ушел в подполье

                      • 11 June 2004
                      • 5930

                      #25
                      Сообщение от nonconformist
                      Так интуиция не тождественна выдумке. В религиозной гносеологии интуитивное познание считается высшей формой познания.
                      В религиозной, да, считается. Но стоит ли ему, этому интуитивному познанию, доверять? Оно видит опасности там, где они могут быть, и видит призраков там, где их точно нет.

                      Вот если бы у нас был какой-то другой способ изучать вселенную...
                      "Faith means not wanting to know what is true" Friedrich Nietzsche

                      Комментарий

                      • orlenko
                        ушел в подполье

                        • 11 June 2004
                        • 5930

                        #26
                        Сообщение от Drunker
                        А если посмотреть шире - должна же быть причина остальных причин, у которой нет причины.
                        Дрункер, я уточню: когда я говорил "Кто зажег звезды", я озвучивал вопрос, естественно приходящий почти любому человеку в голову. И "Кто-то должен быть" - тоже естетвенно приходящий в голову ответ. Это совсем не значит, что это правильный ответ


                        А насчет аргумента с Первопричиной - это вообще странный аргумент, логически ничего не поясняющий. Если вы говорите, что у всего должна быть причина, то и у Причины Вселенной тоже должна быть причина, мы ничего не прояснили введением понятия Творца. А если может быть что-то или кто-то без причины (например, Творец), то почему бы самой Вселенной не быть беспричинной?

                        Да простят меня модераторы за отступление от темы. Постараюсь больше так не делать.
                        "Faith means not wanting to know what is true" Friedrich Nietzsche

                        Комментарий

                        • Drunker
                          ☮☮☮☮☮☮☮

                          • 31 January 2004
                          • 10271

                          #27
                          Сообщение от orlenko
                          Все это время я думал, что разговариваю с Богом, а оказалось, я разговаривал с чем-то другим.
                          Оказалось - это значит, что Вы точно убедились в этом. Но в чём именно? Что Бога нет или в том, что Ваша духовная жизнь была самообманом?

                          Доказательства того, что Бога нет, на мой взгляд получить невозможно. Атеизм - это отрицание. Разумное, правдивое отрицание возможно на точном знании. А получить знание о несуществовании Бога принципиально невозможно. Правильнее, честнее было бы признать - я не знаю есть или нет. Но это агностицизм, а не атеизм.

                          Сообщение от orlenko
                          В какой-то момент я понял, что все мое богообщение - ответы на молитвы, откровения в Библии, духовное водительство через проповеди и т.п., было тем, что в православии называется прелестью. Самообманом.
                          Прелесть по определению это не просто самообман, это бесы прельщают человека. Но в целом понятно, что Вы имеете ввиду. Если я принимаю за Истину православное учение, то вся деятельность христиан не признающих эту Истину, для меня выглядит странно. Люди искренне верят, становятся лучше, добрее, но из-за "веры в Деда Мороза" (надеюсь меня поймут правильно и никто не обидится - это всего лишь сравнение), т.е. веры не в то, что есть на самом деле, а в то, что они сами придумали или им кто-то внушил. Только ситуация осложняется тем, что в их вере часть правды (как я её понимаю) всё же присутствует. Со своей стороны они считают, что истинно их учение, а все остальные "верят в Деда Мороза".

                          Т.е. в конечном счёте вопрос сводится к тому - где же правда. Что представляет собой объективная реальность?

                          Комментарий

                          • orlenko
                            ушел в подполье

                            • 11 June 2004
                            • 5930

                            #28
                            Сообщение от Drunker
                            Доказательства того, что Бога нет, на мой взгляд получить невозможно.
                            Можно, если говорить о конкретном, вполне определенном Боге (или боге).

                            Например, Зевса нет. Одина нет. Тора нет. Ярилы нет. Перуна нет. Почему мы можем быть в этом уверены? Потому что в "сопроводительной документации" к каждому из этих богов, т.е. в мифологии, описан конкретный характер, определенные закономерности поведения, характерные места присутствия и т.д. Сопоставив эти вещи - характер персонажа, его поведение и т.д. с реальностью, мы можем убедиться, что это просто сказка.

                            Вот такое же сопоставление можно проделать и с библейским Богом. И прийти к тому же результату, что и с Ярилой. (Заметьте, это не значит, что нельзя придумать вариант Бога, который не мог бы существовать, -- недавно был хороший разговор об этом в другой ветке -- но тогда он уже не будет библейским Богом.)
                            "Faith means not wanting to know what is true" Friedrich Nietzsche

                            Комментарий

                            • g14
                              .

                              • 18 February 2005
                              • 10465

                              #29
                              Сообщение от orlenko
                              Можно, если говорить о конкретном, вполне определенном Боге (или боге).

                              Например, Зевса нет. Одина нет. Тора нет. Ярилы нет. Перуна нет. Почему мы можем быть в этом уверены? Потому что в "сопроводительной документации" к каждому из этих богов, т.е. в мифологии, описан конкретный характер, определенные закономерности поведения, характерные места присутствия и т.д. Сопоставив эти вещи - характер персонажа, его поведение и т.д. с реальностью, мы можем убедиться, что это просто сказка.

                              Вот такое же сопоставление можно проделать и с библейским Богом. И прийти к тому же результату, что и с Ярилой.
                              Ярило как раз есть, и все его видят каждый день примерно таким:

                              Нажмите на изображение для увеличения.

Название:	011.jpg
Просмотров:	1
Размер:	17.9 Кб
ID:	10123387

                              От него зависит на Земле практически все.
                              "Как некоторые слепые начинают видеть, когда снимаются с их глаз катаракты, так прозревает и душа, когда снимается с нее ее катаракта, то есть тело"

                              Комментарий

                              • Drunker
                                ☮☮☮☮☮☮☮

                                • 31 January 2004
                                • 10271

                                #30
                                Сообщение от orlenko
                                А насчет аргумента с Первопричиной - это вообще странный аргумент, логически ничего не поясняющий. Если вы говорите, что у всего должна быть причина, то и у Причины Вселенной тоже должна быть причина, мы ничего не прояснили введением понятия Творца. А если может быть что-то или кто-то без причины (например, Творец), то почему бы самой Вселенной не быть беспричинной?
                                Если отождествить понятие Бог и Первопричина, то получается, что атеизм, научный материализм и т.п. - это религия, в которой место Бога занимает Вселенная. Древние люди мыслили не так масштабно, они выбирали на роль Бога как причины непонятных явлений лишь части Вселенной - например, животных, Солнце. Атеизм, получается, религия более высокого уровня, но ниже, чем вера в Бога.

                                Вселенная - это всё существующее вместе с нами. Это существующая реальность, которую признают и атеисты и верующие в Бога. Идея Бога - это идея о чём-то отделённом (отличном, отличающемся) от Вселенной и от нас.

                                Мы не говорим, что у всего должна быть причина. Мы говорим, что в природе мы наблюдаем, что у всего есть причина, но возможно есть что-то существующее без причины и являющееся причиной всего остального.

                                Комментарий

                                Обработка...