Не надо так просто увязывать свободу и массовость.
Когда выбор уже сделан, нет смысла говорить о свободе выбора. Выбрав, человек уже отказался от всех альтернатив и "отбросил" свободу как использованный предмет.
Поэтому реально о свободе можно говорить только на тот момент, когда человек еще только перебирает и "взвешивает" варианты.
И вот тут то несвобода выражется не в том - сколько человек уже выбрало такой вариант, а - насколько весомым аргументом эта массовость оказывается для выбирающего.
К примеру, если кто-то носит явно неудобную для него(нее) одежду или обувь, просто потому, что именно такая сейчас модна, то ... действительно "потому, что все так" носят оказало сильное влияние, ограничив свободу выбора (или вообще лишив ее).
Но если, он (она) легко мог бы выбрать что-то другое, но просто так совпало, что и большинство выбрало то же, то это был вполне свободный выбор. При этом сам человек может и не задумываться глубоко - почему именно такой выбор. Взял то, что большинство использует, оно понравилось (подошло), другие варианты не заинтересовали ... В этом случае тоже можно сказать "потому, что все ...", но при этом выбор был свободным. (Он конечно мог быть и не совсем свободным, но это уже была несвобода от своих привычек, вкусов, желаний ... но не от "массовости").
Так, что если грех делается именно потому, что "все так делают", то действительно "какой же это свободный выбор". Но если выбор сделан по другим критериям, например "его так просто (и приятно) делать...", то он может быть и не свободный, но ... совсем по другой причине.
Когда выбор уже сделан, нет смысла говорить о свободе выбора. Выбрав, человек уже отказался от всех альтернатив и "отбросил" свободу как использованный предмет.
Поэтому реально о свободе можно говорить только на тот момент, когда человек еще только перебирает и "взвешивает" варианты.
И вот тут то несвобода выражется не в том - сколько человек уже выбрало такой вариант, а - насколько весомым аргументом эта массовость оказывается для выбирающего.
К примеру, если кто-то носит явно неудобную для него(нее) одежду или обувь, просто потому, что именно такая сейчас модна, то ... действительно "потому, что все так" носят оказало сильное влияние, ограничив свободу выбора (или вообще лишив ее).
Но если, он (она) легко мог бы выбрать что-то другое, но просто так совпало, что и большинство выбрало то же, то это был вполне свободный выбор. При этом сам человек может и не задумываться глубоко - почему именно такой выбор. Взял то, что большинство использует, оно понравилось (подошло), другие варианты не заинтересовали ... В этом случае тоже можно сказать "потому, что все ...", но при этом выбор был свободным. (Он конечно мог быть и не совсем свободным, но это уже была несвобода от своих привычек, вкусов, желаний ... но не от "массовости").
Так, что если грех делается именно потому, что "все так делают", то действительно "какой же это свободный выбор". Но если выбор сделан по другим критериям, например "его так просто (и приятно) делать...", то он может быть и не свободный, но ... совсем по другой причине.
Комментарий