Тора
(иудаизм, евреи, еврейский образ жизни - книги, статьи и аудиолекции - еврейская интернет библиотека)
Моисей получил Тору на Синае, он передал ее Иегошуа, Иегошуа передал ее старейшинам, старейшины пророкам, а пророки мужам Великого Собрания. (Пиркей авот (Поучения отцов)
Слово Тора означает наставление. Евреи пользуются этим словом в нескольких смыслах. Иногда оно обозначает первые пять книг Библии, иногда Библию в целом, т.е. всю письменную Тору. Слово Тора может также означать всю совокупность традиционного учения, которое истолковывает Библию и ориентирует евреев в повседневной жизни. Это учение передавалось устно из поколения в поколение и известно под названием устной Торы.
ПИСЬМЕННАЯ ТОРА
Письменная Тора состоит из трех частей:
· Тора (Пятикнижие Моисеево)
· Невиим (Книги Пророков)
· Ктувим (Священные Писания)
Начальные буквы названий этих трех частей Т.Н.К составляют слово Танах. Так называется Библия у евреев. Танах написан преимущественно на иврите, есть в нем и небольшие фрагменты на арамейском языке, родственном ивриту.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ
Через семь недель после выхода из Египта евреи пришли к горе Синай (стр.6). Там, под аккомпанемент грома, молний и устрашающих проявлений Б-жественного могущества, Моисей поднялся на гору и скрылся в густом облаке, закрывавшем вершину. Он вернулся через сорок дней, неся две каменные глыбы с высеченными на них надписями. Это были десять заповедей.
За время пребывания на вершине горы Моисей изучил остальные заповеди, которым он по воле Б-га должен был научить народ Израиля, разъясняя их смысл. Вернувшись, он начал обучать народ. Всего есть 613 заповедей, включая те десять, что были высечены на каменных глыбах.
Евреи особо выделяют десять заповедей по двум причинам.
Во-первых, они универсальны, т.е. должны выполняться каждым евреем мужчиной и женщиной, молодым и старым, везде и во все времена.
Во-вторых, они воспринимаются не только как отдельные заповеди, но и как рубрики, по которым распределяются остальные заповеди. Например, заповедь соблюдения Шаббата подразумевает выделение священного дня, это понятие лежит в основе всех заповедей о праздничном дне. Подобным же образом, запрет воровства подразумевает, что нельзя лишать человека его собственности. Эта мысль лежит в основе всех законов об ущербе и компенсации, ссудах и наследстве.
Десять заповедей
· Я Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.
· Да не будет у тебя других Б-гов сверх Меня.
· Не произноси имени Г-спода, Б-га твоего, попусту.
· Помни день субботний, чтобы святить его; не делай никакой работы в этот день.
· Чти отца твоего и мать твою.
· Не убивай.
· Не прелюбодействуй.
· Не кради.
· Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным.
· Не домогайся дома ближнего твоего, не домогайся жены ближнего твоего, ничего, что у ближнего твоего. (Исход 20:1-14)
Тора Пятикнижие Моисеево
Моисей записал то, чему учил его Б-г, в пяти книгах. Эти книги Пятикнижие Моисеево это первая часть Танаха. Они содержат заповеди и нравственные принципы еврейского народа, изложенные в рамках исторического повествования. Ниже приводятся названия и краткое содержание книг Пятикнижия Моисеева:
· Бытие (Берешит)· Исход (Шмот)
· Левит (Ваикра)
· Числа (Бамидбар)
· Второзаконие (Дварим)
Евреи считают эти книги наиболее священной частью Танаха. Истории, рассказанные в Танахе о праотцах и праматерях народа, о египетском рабстве и долгом пути к Земле Обетованной говорят евреям о том, кто они такие; законы и нравственные наставления говорят о том, как жить и выполнять волю Б-га.
Веками евреи любовно переписывали слова Торы на свитки пергамента (стр.85). Они читали Тору, изучали ее, размышляли над ней, мудрецы писали к ней комментарии, объясняя разными способами. Она была источником силы евреев и их вдохновения. Они жили по законам Торы, а в эпохи преследований умирали за них.
На протяжении всей их долгой истории Тора была самым драгоценным достоянием евреев. Они принесли ее с собой во все страны рассеяния. Столетиями еврейские дети, едва начав читать, знакомились с Торой. Заветным желанием всех еврейских родителей было, чтобы их дети прожили свою жизнь по Торе.
Сегодня свитки Торы обычно находятся в синагоге, где их хранят в особом почетном месте. Дома же евреи читают Тору по книге, которую называют хумаш (множественное число хумашим). Это сокращение словосочетания хамиша хумшей Тора пять частей (буквально пять пятых) Торы.
ТОРА́ (תּוֹרָה).
(Тора. Электронная еврейская энциклопедия)
В Пятикнижии Торой названа совокупность законов и постановлений, относящихся к тому или иному предмету, например, «закон [буквально Тора] всесожжения» (Лев. 6:7), «закон [Тора] о жертве повинности» (Лев. 7:1) и т. п. В ряде случаев, например, во Второзаконии 4:44 «Вот закон [Тора], который предложил Моисей сынам Израилевым», или 33:4 «Закон [Тору] дал нам Моисей, наследие обществу Иакова» (ср. «Тора Моисея» ИбН. 1:7; Эзра 3:2, 7:6; 8:1, 8 и другие). Торой называют также Пятикнижие в отличие от Библии в целом.
В более поздней литературе Библия в целом называется Танах акроним названий частей Библии: Тора (Пятикнижие), Невиим (Пророки книги) и Ктувим (Писания; см. подробнее Библия), однако Торой иногда называют и всю Библию.Дальнейшее расширение значения произошло с различением Письменного Закона (Тора ше-би-хтав) и Устного Закона (Тора ше-бе-ал пе): встречающееся в Библии множественное числоторот (в первоначальном смысле этого слова см. выше) было интерпретировано как относящееся к этим двум сферам Божественного откровения, которые традиционно рассматриваются как данные Моисею на горе Синай (ср. слова Саадии Гаона: «Наш народ не народ, кроме как в своих Торах»).
В самом широком смысле Торой называют всю совокупность еврейского традиционного закона от Библии до последних галахических (см. Галаха) нововведений.В современном иврите термин тора означает также философскую, научную и т. п. систему (например, торат Кант `теория, учение, философия Канта`; торат ха-яхасут `теория относительности`). О чтении отрывков из Торы как части синагогальной литургии всубботу и праздничные дни см. Парашат ха-шавуа парашат ха-шавуа. Электронная еврейская энциклопедия; Праздники праздники. Электронная еврейская энциклопедия.
(иудаизм, евреи, еврейский образ жизни - книги, статьи и аудиолекции - еврейская интернет библиотека)
Моисей получил Тору на Синае, он передал ее Иегошуа, Иегошуа передал ее старейшинам, старейшины пророкам, а пророки мужам Великого Собрания. (Пиркей авот (Поучения отцов)
Слово Тора означает наставление. Евреи пользуются этим словом в нескольких смыслах. Иногда оно обозначает первые пять книг Библии, иногда Библию в целом, т.е. всю письменную Тору. Слово Тора может также означать всю совокупность традиционного учения, которое истолковывает Библию и ориентирует евреев в повседневной жизни. Это учение передавалось устно из поколения в поколение и известно под названием устной Торы.
ПИСЬМЕННАЯ ТОРА
Письменная Тора состоит из трех частей:
· Тора (Пятикнижие Моисеево)
· Невиим (Книги Пророков)
· Ктувим (Священные Писания)
Начальные буквы названий этих трех частей Т.Н.К составляют слово Танах. Так называется Библия у евреев. Танах написан преимущественно на иврите, есть в нем и небольшие фрагменты на арамейском языке, родственном ивриту.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ
Через семь недель после выхода из Египта евреи пришли к горе Синай (стр.6). Там, под аккомпанемент грома, молний и устрашающих проявлений Б-жественного могущества, Моисей поднялся на гору и скрылся в густом облаке, закрывавшем вершину. Он вернулся через сорок дней, неся две каменные глыбы с высеченными на них надписями. Это были десять заповедей.
За время пребывания на вершине горы Моисей изучил остальные заповеди, которым он по воле Б-га должен был научить народ Израиля, разъясняя их смысл. Вернувшись, он начал обучать народ. Всего есть 613 заповедей, включая те десять, что были высечены на каменных глыбах.
Евреи особо выделяют десять заповедей по двум причинам.
Во-первых, они универсальны, т.е. должны выполняться каждым евреем мужчиной и женщиной, молодым и старым, везде и во все времена.
Во-вторых, они воспринимаются не только как отдельные заповеди, но и как рубрики, по которым распределяются остальные заповеди. Например, заповедь соблюдения Шаббата подразумевает выделение священного дня, это понятие лежит в основе всех заповедей о праздничном дне. Подобным же образом, запрет воровства подразумевает, что нельзя лишать человека его собственности. Эта мысль лежит в основе всех законов об ущербе и компенсации, ссудах и наследстве.
Десять заповедей
· Я Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.
· Да не будет у тебя других Б-гов сверх Меня.
· Не произноси имени Г-спода, Б-га твоего, попусту.
· Помни день субботний, чтобы святить его; не делай никакой работы в этот день.
· Чти отца твоего и мать твою.
· Не убивай.
· Не прелюбодействуй.
· Не кради.
· Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным.
· Не домогайся дома ближнего твоего, не домогайся жены ближнего твоего, ничего, что у ближнего твоего. (Исход 20:1-14)
Тора Пятикнижие Моисеево
Моисей записал то, чему учил его Б-г, в пяти книгах. Эти книги Пятикнижие Моисеево это первая часть Танаха. Они содержат заповеди и нравственные принципы еврейского народа, изложенные в рамках исторического повествования. Ниже приводятся названия и краткое содержание книг Пятикнижия Моисеева:
· Бытие (Берешит)· Исход (Шмот)
· Левит (Ваикра)
· Числа (Бамидбар)
· Второзаконие (Дварим)
Евреи считают эти книги наиболее священной частью Танаха. Истории, рассказанные в Танахе о праотцах и праматерях народа, о египетском рабстве и долгом пути к Земле Обетованной говорят евреям о том, кто они такие; законы и нравственные наставления говорят о том, как жить и выполнять волю Б-га.
Веками евреи любовно переписывали слова Торы на свитки пергамента (стр.85). Они читали Тору, изучали ее, размышляли над ней, мудрецы писали к ней комментарии, объясняя разными способами. Она была источником силы евреев и их вдохновения. Они жили по законам Торы, а в эпохи преследований умирали за них.
На протяжении всей их долгой истории Тора была самым драгоценным достоянием евреев. Они принесли ее с собой во все страны рассеяния. Столетиями еврейские дети, едва начав читать, знакомились с Торой. Заветным желанием всех еврейских родителей было, чтобы их дети прожили свою жизнь по Торе.
Сегодня свитки Торы обычно находятся в синагоге, где их хранят в особом почетном месте. Дома же евреи читают Тору по книге, которую называют хумаш (множественное число хумашим). Это сокращение словосочетания хамиша хумшей Тора пять частей (буквально пять пятых) Торы.
ТОРА́ (תּוֹרָה).
(Тора. Электронная еврейская энциклопедия)
В Пятикнижии Торой названа совокупность законов и постановлений, относящихся к тому или иному предмету, например, «закон [буквально Тора] всесожжения» (Лев. 6:7), «закон [Тора] о жертве повинности» (Лев. 7:1) и т. п. В ряде случаев, например, во Второзаконии 4:44 «Вот закон [Тора], который предложил Моисей сынам Израилевым», или 33:4 «Закон [Тору] дал нам Моисей, наследие обществу Иакова» (ср. «Тора Моисея» ИбН. 1:7; Эзра 3:2, 7:6; 8:1, 8 и другие). Торой называют также Пятикнижие в отличие от Библии в целом.
В более поздней литературе Библия в целом называется Танах акроним названий частей Библии: Тора (Пятикнижие), Невиим (Пророки книги) и Ктувим (Писания; см. подробнее Библия), однако Торой иногда называют и всю Библию.Дальнейшее расширение значения произошло с различением Письменного Закона (Тора ше-би-хтав) и Устного Закона (Тора ше-бе-ал пе): встречающееся в Библии множественное числоторот (в первоначальном смысле этого слова см. выше) было интерпретировано как относящееся к этим двум сферам Божественного откровения, которые традиционно рассматриваются как данные Моисею на горе Синай (ср. слова Саадии Гаона: «Наш народ не народ, кроме как в своих Торах»).
В самом широком смысле Торой называют всю совокупность еврейского традиционного закона от Библии до последних галахических (см. Галаха) нововведений.В современном иврите термин тора означает также философскую, научную и т. п. систему (например, торат Кант `теория, учение, философия Канта`; торат ха-яхасут `теория относительности`). О чтении отрывков из Торы как части синагогальной литургии всубботу и праздничные дни см. Парашат ха-шавуа парашат ха-шавуа. Электронная еврейская энциклопедия; Праздники праздники. Электронная еврейская энциклопедия.
Комментарий