5. Знак пришествия
О каком конкретном физическом явлении, т.е. видимом на небе знаке Своего пришествия говорил Господь ученикам?
Многие христиане полагают, грядущий на облаках небесных Сын Человеческий Сам является таким знамением [Л.10-13, 31], как пророк Иезекииль, Исаия и его дети, Мария или Иона.
Однако написано, сначала появится не Господь, а "явится знамение" (Мт.24:30, а), только затем люди увидят Сына Человеческого (ст.30, в). Знамение пришествия ещё НЕ сама парусия. Иисус ясно говорит о следующей очерёдности событий:
1) явится знамение на небе, т.е. астрономический знак от Бога;
2) при виде знака на небе зарыдают все племена, заплачут явно не от видения Христа;
3) затем все народы увидят Сына Человеческого.
Именно такая последовательность событий во времени ещё более чётко прослеживается в 3-х стихах подряд Евангелия от Луки (Лк.21:25-27).
1) "И будут (грозные) знамения в солнце и луне и звёздах" (ст. 25, а);
2) "Люди будут издыхать (падать бездыханными, терять сознание) от страха и ожидания бедствий" (ст. 26, а);
3) "И тогда (они) увидят Сына Человеческого" (ст. 27, а).
Стихи Лк.21:28 и Мт.24:33 подтверждают сказанное: "когда вы увидите, что всё это сбывается",- солнце померкнет, луна не даст света, упадут звёзды, появится знак на небе, зарыдают народы (24:29, 30),- "знайте, что Он уже близко, у самых дверей" (ст.33, пер. [Л.37]).
Сначала 3-и знамения, только после них пришествие Христа, утверждается в наиболее раннем (конец I - начало II века от Р.Х.) христианском вероучении Дидахе [Л.36] - "Учение Господа переданное язычникам через 12 апостолов" (Дид.16:6-8).
"И тогда явится знамение истины: во-первых, знамение отверстия на небе, потом, знамение звука трубного и третье - воскресение мёртвых" (Дид.16:6). После чего "увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных" (ст.8).

Верно. Астрономическое знамение отверстия в небе (Дид.16:6, рис.2), через которое будут падать звезды (Мк.13:24, 25). И последующее возвращение Иисуса Христа (Дид.16:8, Мк.13:26) отделяет некоторый промежуток времени (ст. 29, "Он близко" [Л.35]). Что подтверждается анализом стиха Лк.21:28; пройдёт всего 3,5 года времени Великой скорби.
Одни толкователи считают знамением на небе ярко горящий крест (Иоанн Златоуст, Кирилл Иерусалимский, Ориген) или лик Христа. Другие полагают, на небосводе явится изображение Небесного Иерусалима или огромной светящейся фигуры Сына Человеческого, идущего по облакам. Третьи, - знамя, молния, необыкновенная звезда, Божья слава в «чёрной дыре», необычайно яркий свет, авангард ангелов с трубами и огненным мечом [Л.3, 10-19, 34].
Каждое предположение по-своему интересно, не лишено логики. Однако, опираясь на Библию, обосновать их весьма трудно, если вообще возможно.
Комментарий