Собственно, при разборе 1Ин 1:2 приведу тот же самый аргумент, который приводил ранее для Ин 5:26: в Ин 17:3 говорится, что Жизнь есть именно Отец, тогда как Иисус Отцом лишь послан. Т.е., Христос никак не собезначален Отцу по-определению.
Если же эти стихи попытаться трактовать строго в тринитарном ключе, то Вам придется признать, что действие происходит не от сущности, а от лица, что будет монофелитством в чистом виде, т.к. именно у монофелитов лицо производит действие, но не сущность. А в случае монофелитства получим что? Правильно: Иисус Христос не есть Бог и объединен с Логосом лишь косвенно- через единое действие, Логос во Христе не воплощен и сам Христос не есть Бог Сын.
С какой стороны эту триаду стихов (Ин 17:3, Ин 5:26 и 1 Ин 1:2) ни поверни, и так, и эдак и разэдак Троица не получается: либо имеем арианство, либо монофелитство, либо несторианство, но никак не тринитарную ортодоксию.
И первенец из воскресших - Сам Господь Иисус Христос (1 Петра 3:18). Вы забываете, что Христос есть сам воскресаемый Отцом и в этом Его принципиальное отличие от Отца: Отец не умирал и не Воскресал, Христос- умер и воскрес. Он по-настоящему умер (то есть совсем), быв воскресешен Отцом. Так что неравенство Христа Богу очевидно: Бог "воскрешает и оживляет", причем, всех, а Сын- только "оживляет" тех, кого, "хочет оживить" ( θέλει ζω̨οποιει̃ ). Смертное во Христе поглощено жизнью (2Корт 5:4), после чего в нем, разумеется, пребывает Дух Животворящий (1 Кор 15:45). Но нужно четко понимать, что Дух- "от Отца Исходит" и именно от Него. В противном случае Вам придется признать правоту католиков и их добавления Filioque: Ин 5:21 - это один из наиболее частых аргументов латинян в пользу догматизации Filioque. А если признавать Filioque, то снова неизбежно получается иерархия и субординатизм: дух исходить от Отца и Сына как "одного источника" и субъектность обоих размывается до степени смешения- Троицы опять нет.
На мой взгляд, более точно этот стих передают Кулаков:
И РБО:
Кстати, 21-му стиху предшествует 20-й и в общем контексте- т.е., вместе с 20-м стихом, 21-й окончательно теряет всякую возможность тринитарной интерпретации. Вот как выглядит всё вместе со стихами с 19-го по 21-й, например, у того же Кулакова:
Итак, "ничего не сделает Сын от Себя", "Отец... показывает ему всё, что делает Сам, и еще больше покажет".
Субординатизм очевидный: Сын всё имеет от Отца по благодати, Сам от себя не имеет ничего, Отцу не равен, усыновлен через Крещение ("Се Сын мой возлюбленный, Его слушайте") и смертное в Нем поглощено жизнью после смерти и воскресения (2 Кор 5:4).
Ни о Троице, ни о Божественности Христа этот стих не свидетельствует вообще никак. Почему? См. 17-.ю главу Евангелия от Иоанна, стихи 21-23
Т.е., Троицу пришлось бы превратить в восьмидесятисемирицу, т.к. Христос молился о "единстве" как, очевидно, с двенадцатью, так и с семидесятью двумя.
Кстати, обратите внимание на контекст Ин 10:38:
Итак, всё предельно ясно и понятно: Христа обвинили в богохульстве, в том, что он себя посчитал Богом. Он это явно отрицает и называет себя Сыном Божиим.
Интересно, что Вы поняли Христа точно так же, как те, кто собирался Его побить камнями. Ничего личного- просто констатирую факт.
Прошу прощения, Вы пропустили окончания стиха 10: "и я прославился в них". И "мое"- это, собственно, ученики. В 9-м стихе сказано:
Т.е., всё логично: Бог дал Христу учеников, но по факту они (ученики) - Божии. Бог - дал, Христос- получил "здесь и сейчас" не весь мир (Христос молится не за весь мир), а вот этих конкретных учеников.
Красивая фигура речи, вообще никак не указывающая на божественность. Во-первых, оно ни в коем случае не уникально. Так, Иоанн Креститель говорит:
Евангелие от Марка 1:7. При этом, Христос- даже еще не Сын Божий. "Сын Божий" из Мк 1:1- позднейшая вставка, отсутствующая во всех древнейших рукописях. Во всех древнейших рукописях Христос именуется "Сыном Божиим" только и исключиельно после крещения в Иордане (да, это адопцианство и оно- норма ортодоксии, именно его исповедал Лукиан Антиохийский и Павел Самосатский).
Далее, "аз есмь"- также не указывает на Божественность. Здесь "аз есмь" в оригинале- ἐγὼ εἰμί
Точно то же самое ἐγὼ εἰμί встречаем, например, в Ин 9:9, где "слепой от рождения" говорит: "это я"- т.е., опять же, ἐγώ εἰμι (можете сами проверить по критическому изданию РБО и удостовериться).
Что же о "прежде Авраама", то, действительно, многие народы "нащупывали" христианство, "чаяли" его еще до наступления христианской эпохи (самый известный пример приведен в "Дилогии о примордиальном христианстве" Мережковского) и уже Сам Христос окончательно пришел, когда исполнилась "полнота времени" (послание к Галатам 4:4). Хотя я, лично, допускаю здесь идею о предсуществовании души, которая была нормой ортодоксии в александрийской богословской школе, конкретно, у Климента Александрийского, Дидима и Оригена. Климента рекомендую в выпуске издательства Олега Абышко, там в предисловиях этот момент очень подробно рассмотрен: патриарх Фотий подозревал Климента не только в вере в предсуществование души, но и в вере в ее, души, метенсоматоз и метемфизикоз. Во всяком случае, это заявление выглядит как классический анамнезис. В принципе, ничего в этом удивительного нет: Христос рос в изгнании в Египте, где мнение о трансмиграции или предсуществовании душ было широко распространено, также Иосиф Флавий упоминает о наличии веры в переселение душ у иудеев. При этом, обратите внимание, и Ориген, и Дидим, и даже Климент- все трое- субординатисты и субординатизм есть норма александрийского богословия наравне с признанием предсуществования души. Что характерно, тринитарный догмат насаждается в Церкви одновременно с "креационной" антропологией, которой ранняя церковь не знала, либо вообще отрицая бессмертия души (генерационизм, традуционизм), либо признавая ее предсуществование до рождения и растворение в Божестве после смерти.
В контексте генерационизма высказывание Хриса также находит вполне себе приемлемое объяснение, не предполагающее утверждение его, Христа, божественности. В контексте генерационизма (апологетами которого были Тертуллиан, Татиан Сириец, Григорий Богослов- особенно это у него заметно в "Песнопениях таинственых"), естественный порядок таков, что души потомков рождаются из душ предков точно так же, как и тела. Т.е., частица души Авраама переходит его потомкам, частица души Измаила переходит его потомкам и т.д. Бог не вмешивается в этот естественный порядок, но in potentio , может:
Мф 3:9
Разумеется, камни от смены этого порядка сами "богами" не станут, как "богом" не являлся и Иисус Христос.
Ну и последнее: сказать "прежде Авраама" могли и ангелы, но ангелы "богами" не являются.
Лук 16:22
Ангелы- прежде Авраама в посмертии, обладают большей свободой, чем Авраам. Ну и наконец, сравним:
потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
1 Фес 4:16
И
зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
2 Кор 4:14
вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
1 Кор 15:52
И еще:
Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских.
Дан 10:13
Если же эти стихи попытаться трактовать строго в тринитарном ключе, то Вам придется признать, что действие происходит не от сущности, а от лица, что будет монофелитством в чистом виде, т.к. именно у монофелитов лицо производит действие, но не сущность. А в случае монофелитства получим что? Правильно: Иисус Христос не есть Бог и объединен с Логосом лишь косвенно- через единое действие, Логос во Христе не воплощен и сам Христос не есть Бог Сын.
С какой стороны эту триаду стихов (Ин 17:3, Ин 5:26 и 1 Ин 1:2) ни поверни, и так, и эдак и разэдак Троица не получается: либо имеем арианство, либо монофелитство, либо несторианство, но никак не тринитарную ортодоксию.
И первенец из воскресших - Сам Господь Иисус Христос (1 Петра 3:18). Вы забываете, что Христос есть сам воскресаемый Отцом и в этом Его принципиальное отличие от Отца: Отец не умирал и не Воскресал, Христос- умер и воскрес. Он по-настоящему умер (то есть совсем), быв воскресешен Отцом. Так что неравенство Христа Богу очевидно: Бог "воскрешает и оживляет", причем, всех, а Сын- только "оживляет" тех, кого, "хочет оживить" ( θέλει ζω̨οποιει̃ ). Смертное во Христе поглощено жизнью (2Корт 5:4), после чего в нем, разумеется, пребывает Дух Животворящий (1 Кор 15:45). Но нужно четко понимать, что Дух- "от Отца Исходит" и именно от Него. В противном случае Вам придется признать правоту католиков и их добавления Filioque: Ин 5:21 - это один из наиболее частых аргументов латинян в пользу догматизации Filioque. А если признавать Filioque, то снова неизбежно получается иерархия и субординатизм: дух исходить от Отца и Сына как "одного источника" и субъектность обоих размывается до степени смешения- Троицы опять нет.
На мой взгляд, более точно этот стих передают Кулаков:
Ведь как Отец пробуждает мертвых и возвращает им жизнь,
так и Сын дарует жизнь, кому хочет.
так и Сын дарует жизнь, кому хочет.
И РБО:
Как Отец поднимает мертвых и дает им жизнь, так и Сын дает жизнь тем, кому хочет.
Кстати, 21-му стиху предшествует 20-й и в общем контексте- т.е., вместе с 20-м стихом, 21-й окончательно теряет всякую возможность тринитарной интерпретации. Вот как выглядит всё вместе со стихами с 19-го по 21-й, например, у того же Кулакова:
Цитата из Библии:
Итак, "ничего не сделает Сын от Себя", "Отец... показывает ему всё, что делает Сам, и еще больше покажет".
Субординатизм очевидный: Сын всё имеет от Отца по благодати, Сам от себя не имеет ничего, Отцу не равен, усыновлен через Крещение ("Се Сын мой возлюбленный, Его слушайте") и смертное в Нем поглощено жизнью после смерти и воскресения (2 Кор 5:4).
Ни о Троице, ни о Божественности Христа этот стих не свидетельствует вообще никак. Почему? См. 17-.ю главу Евангелия от Иоанна, стихи 21-23
Цитата из Библии:
Т.е., Троицу пришлось бы превратить в восьмидесятисемирицу, т.к. Христос молился о "единстве" как, очевидно, с двенадцатью, так и с семидесятью двумя.
Кстати, обратите внимание на контекст Ин 10:38:
Цитата из Библии:
Итак, всё предельно ясно и понятно: Христа обвинили в богохульстве, в том, что он себя посчитал Богом. Он это явно отрицает и называет себя Сыном Божиим.
Интересно, что Вы поняли Христа точно так же, как те, кто собирался Его побить камнями. Ничего личного- просто констатирую факт.
Прошу прощения, Вы пропустили окончания стиха 10: "и я прославился в них". И "мое"- это, собственно, ученики. В 9-м стихе сказано:
Цитата из Библии:
Т.е., всё логично: Бог дал Христу учеников, но по факту они (ученики) - Божии. Бог - дал, Христос- получил "здесь и сейчас" не весь мир (Христос молится не за весь мир), а вот этих конкретных учеников.
Красивая фигура речи, вообще никак не указывающая на божественность. Во-первых, оно ни в коем случае не уникально. Так, Иоанн Креститель говорит:
Цитата из Библии:
Евангелие от Марка 1:7. При этом, Христос- даже еще не Сын Божий. "Сын Божий" из Мк 1:1- позднейшая вставка, отсутствующая во всех древнейших рукописях. Во всех древнейших рукописях Христос именуется "Сыном Божиим" только и исключиельно после крещения в Иордане (да, это адопцианство и оно- норма ортодоксии, именно его исповедал Лукиан Антиохийский и Павел Самосатский).
Далее, "аз есмь"- также не указывает на Божественность. Здесь "аз есмь" в оригинале- ἐγὼ εἰμί
Точно то же самое ἐγὼ εἰμί встречаем, например, в Ин 9:9, где "слепой от рождения" говорит: "это я"- т.е., опять же, ἐγώ εἰμι (можете сами проверить по критическому изданию РБО и удостовериться).
Что же о "прежде Авраама", то, действительно, многие народы "нащупывали" христианство, "чаяли" его еще до наступления христианской эпохи (самый известный пример приведен в "Дилогии о примордиальном христианстве" Мережковского) и уже Сам Христос окончательно пришел, когда исполнилась "полнота времени" (послание к Галатам 4:4). Хотя я, лично, допускаю здесь идею о предсуществовании души, которая была нормой ортодоксии в александрийской богословской школе, конкретно, у Климента Александрийского, Дидима и Оригена. Климента рекомендую в выпуске издательства Олега Абышко, там в предисловиях этот момент очень подробно рассмотрен: патриарх Фотий подозревал Климента не только в вере в предсуществование души, но и в вере в ее, души, метенсоматоз и метемфизикоз. Во всяком случае, это заявление выглядит как классический анамнезис. В принципе, ничего в этом удивительного нет: Христос рос в изгнании в Египте, где мнение о трансмиграции или предсуществовании душ было широко распространено, также Иосиф Флавий упоминает о наличии веры в переселение душ у иудеев. При этом, обратите внимание, и Ориген, и Дидим, и даже Климент- все трое- субординатисты и субординатизм есть норма александрийского богословия наравне с признанием предсуществования души. Что характерно, тринитарный догмат насаждается в Церкви одновременно с "креационной" антропологией, которой ранняя церковь не знала, либо вообще отрицая бессмертия души (генерационизм, традуционизм), либо признавая ее предсуществование до рождения и растворение в Божестве после смерти.
В контексте генерационизма высказывание Хриса также находит вполне себе приемлемое объяснение, не предполагающее утверждение его, Христа, божественности. В контексте генерационизма (апологетами которого были Тертуллиан, Татиан Сириец, Григорий Богослов- особенно это у него заметно в "Песнопениях таинственых"), естественный порядок таков, что души потомков рождаются из душ предков точно так же, как и тела. Т.е., частица души Авраама переходит его потомкам, частица души Измаила переходит его потомкам и т.д. Бог не вмешивается в этот естественный порядок, но in potentio , может:
Цитата из Библии:
Мф 3:9
Разумеется, камни от смены этого порядка сами "богами" не станут, как "богом" не являлся и Иисус Христос.
Ну и последнее: сказать "прежде Авраама" могли и ангелы, но ангелы "богами" не являются.
Цитата из Библии:
Лук 16:22
Ангелы- прежде Авраама в посмертии, обладают большей свободой, чем Авраам. Ну и наконец, сравним:
потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
1 Фес 4:16
И
зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
2 Кор 4:14
вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
1 Кор 15:52
И еще:
Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских.
Дан 10:13




Комментарий