СОВЕСТЬ - способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла (св. Игнатий Брянчанинов), естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни (св. Авва Дорофей).
Если совесть не является природным инстинктом, то как объяснить её происхождение? Наличие совести свидетельствует о Боге Творце, Который при создании человека, сотворил его по Своему образу и подобию (Бытие 1:27), вложив в его сердце Свой Святой Закон (способность различать добро и зло) и стремление поступать по истине.
Но грех испортил Божий образ и подобие в человеке. Повреждённая грехом совесть стала менее чувствительна, утратив способность и силу поступать в соответствием с требованиями внутреннего Закона Божия совести. И чем более умножался на земле грех, тем слабее в человеке звучал голос его совести.
Если бы человек не был повреждён и испорчен грехом, ему не нужен был бы письменный Закон Божий. Он бы полагался на свою совесть, которая руководила бы всеми его поступками так, как это угодно Господу.
Если совесть не является природным инстинктом, то как объяснить её происхождение? Наличие совести свидетельствует о Боге Творце, Который при создании человека, сотворил его по Своему образу и подобию (Бытие 1:27), вложив в его сердце Свой Святой Закон (способность различать добро и зло) и стремление поступать по истине.
Но грех испортил Божий образ и подобие в человеке. Повреждённая грехом совесть стала менее чувствительна, утратив способность и силу поступать в соответствием с требованиями внутреннего Закона Божия совести. И чем более умножался на земле грех, тем слабее в человеке звучал голос его совести.
Если бы человек не был повреждён и испорчен грехом, ему не нужен был бы письменный Закон Божий. Он бы полагался на свою совесть, которая руководила бы всеми его поступками так, как это угодно Господу.
Комментарий