"История иудаизма до нашей эры. Появление культа Яхве
Книга Бытия (евр. "Берейшит", "Начало", "В начале"), первая из Книг канона, содержит историю о Каине и Авеле (гл. 4). Согласно ей два потомка первых людей (Адама и Евы) принесли жертвы Господу Яхве, однако Господь Яхве предпочел не жертву Каина, который был земледельцем, а жертву Авеля, пастуха овец. Ученые видят в этом след от соприкосновения кочующих из Аравийских степей евреев (или по-другому, ивритов, т.е. "перешедших реку", именуемых в месопотамских и египетских текстах народом абиру, апиру, или хабиру) с племенем кейнитов (каинитов), которые поклонялись богу, носившему непроизноимое имя Й-Х-В-Х".
Каин (каиниты) упоминается в Библии несколько раз (Чис. 24:22, ИсНав. 15:57) (см. Примечание 1.) В действительности кейниты не были земледельцами, и легенда о том, что Яхве предпочел жертву пастуха Авеля, а не земледельца Каина, лишь символизирует то, что бог Яхве встал на сторону пришлых ивритов и взял их под свое покровительство, отвергнув кейнитов. Религия яхвизма того времени - это наипримитивнейшая религия кочевников.
Впрочем, существует несколько версий происхождения культа Яхве у евреев (мадианитянская версия сегодня не разделяется многими учеными).
Примечание 1 Каины в той или иной фонетической форме встречаются в Библии как одни из главных действующих лиц в истории племен Израиля. Каиниты были в списке народов Ханаана, которым должен был наследовать Авраам. Они же потом предстают как часть колена Иуды, давшего второе название Израилю, а также еврейской религии (иудеи, иудаизм), или ближайшими их соседями. Каинитом был тесть Моисея (Судьи 1:16).
Иаиль из той же книги Судей (4:11; 4:21), сыгравшая главную роль в борьбе израильтян с ханаанейским царем Сисарой, была женой кенеянина с характерным для каинитов именем Хевер. Хевер, как и иври (еврей) пишется с и произносится с придыханием. Это еще одно указание на близкое родство каинитов и евреев.
Каиниты упоминаются также и как соседи израильтян (1 Самуил 15:6)."
Книга Бытия (евр. "Берейшит", "Начало", "В начале"), первая из Книг канона, содержит историю о Каине и Авеле (гл. 4). Согласно ей два потомка первых людей (Адама и Евы) принесли жертвы Господу Яхве, однако Господь Яхве предпочел не жертву Каина, который был земледельцем, а жертву Авеля, пастуха овец. Ученые видят в этом след от соприкосновения кочующих из Аравийских степей евреев (или по-другому, ивритов, т.е. "перешедших реку", именуемых в месопотамских и египетских текстах народом абиру, апиру, или хабиру) с племенем кейнитов (каинитов), которые поклонялись богу, носившему непроизноимое имя Й-Х-В-Х".
Каин (каиниты) упоминается в Библии несколько раз (Чис. 24:22, ИсНав. 15:57) (см. Примечание 1.) В действительности кейниты не были земледельцами, и легенда о том, что Яхве предпочел жертву пастуха Авеля, а не земледельца Каина, лишь символизирует то, что бог Яхве встал на сторону пришлых ивритов и взял их под свое покровительство, отвергнув кейнитов. Религия яхвизма того времени - это наипримитивнейшая религия кочевников.
Впрочем, существует несколько версий происхождения культа Яхве у евреев (мадианитянская версия сегодня не разделяется многими учеными).
Примечание 1 Каины в той или иной фонетической форме встречаются в Библии как одни из главных действующих лиц в истории племен Израиля. Каиниты были в списке народов Ханаана, которым должен был наследовать Авраам. Они же потом предстают как часть колена Иуды, давшего второе название Израилю, а также еврейской религии (иудеи, иудаизм), или ближайшими их соседями. Каинитом был тесть Моисея (Судьи 1:16).
Иаиль из той же книги Судей (4:11; 4:21), сыгравшая главную роль в борьбе израильтян с ханаанейским царем Сисарой, была женой кенеянина с характерным для каинитов именем Хевер. Хевер, как и иври (еврей) пишется с и произносится с придыханием. Это еще одно указание на близкое родство каинитов и евреев.
Каиниты упоминаются также и как соседи израильтян (1 Самуил 15:6)."
Комментарий