Чтобы понять смысл слова "Единый" нужно обратиться к Торе. Конкретно, к главе Шмот.
У Моше (Моисея) было очень трудное положение. Как он только обратился к Паро (фараону) об освобождении Израиля, сразу же стало хуже. И Моше задал очень серьёзный вопрос, пасуг(стих) 23 глава 5:
«...и с тех пор, как я пришёл к Паро говорить "ИМЕНЕМ ТВОИМ" , плохо стало народу этому, и спасти не спас ТЫ, народа СВОЕГО...».
Моше пришёл говорить "ИМЕНЕМ ТВОИМ" и думал что должно стать лучше ну никак не хуже. - а почему? Моше так понимал.
Но есть нечто более глубокое чем просто рассуждение, что при освобождении якобы должно быть хорошо и легко, ведь имя которое было сообщено Моше ( это четырёх буквенное ЮТ КЕЙ ВАВ КЕЙ - АШЕМ), и это имя в Танахе означает - РОХАМИМ (МИЛОСЕРДИЕ), то есть Моше понял, что при освобождении должно быть проявлено качество- МИЛОСЕРДИЕ к народу. И должно быть хорошо, легко - РОХАМИМ ...
И ответ на этот вопрос Моше получает в начале главы ВАИКРА пасуг 2 глава 6:
«...и говорил Элогим Моше - Я АШЕМ!»
То есть знай Моше, когда Я пользуюсь именем АШЕМ (ЮТ КЕЙ ВАВ КЕЙ), это не означает, что есть только одно качество, а всегда есть комплекс качеств.
Единство качеств,- ЕХУДА МЕДОТ.
То есть там, где АШЕМ - МИЛОСЕРДИЕ, там и ЭЛОГИМ - качество суда.
АШЕМ всегда включает ЕДИНСТВО КАЧЕСТВ.
Иными словами Моше, тут впервые узнаёт тайну настоящего МОНОТЕИЗМА! Настоящий монотеизм это не просто
когда человек отвечает, на вопрос сколько есть богов ОДИН. Это ИСЛАМ.
Но этого мало!
Монотеизм Торы и Израиля, состоит в том, что ВСЕВЫШНИЙ НЕ ТОЛЬКО ОДИН ПО КОЛИЧЕСТВУ, но и ЕДИН ПО КАЧЕСТВАМ.
ОН ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВО ВСЕХ КАЧЕСТВАХ!!!
Нет того качества, которое было бы не от НЕГО. И когда ОН действует, через какое либо проявление, то все другие качества задействованы тоже.
Если всё идёт хорошо, там есть немножко и трудностей.
Когда всё тяжело, есть немножко и милосердия, когда тяжёлая ситуация.
Потому нет ничего удивительного, что при освобождении народа, когда становится легко, вначале было тяжело.
Дальше, ещё интереснее. Моше задаёт много вопросов, интересных. И также получает много, интересных ответов :
«...Я открывался АВРАГАМУ, ИЦХАКУ, ИАКОВУ - именем ЭЛЬ ШАДДАЙ,
но имя Моё - АШЕМ - не открыл Я им!
Каждый раз, как ВСЕВЫШНИЙ обещал потомство и землю ОТЦАМ.
ОН говорил - ЭЛЬ ШАДДАЙ, эту землю даю тебе!
Понятно, что это то имя, что обещает потомство и землю!
А имя МОЁ АШЕМ, то есть ЦЕНТРАЛЬНОЕ ИМЯ - АШЕМ, - Я не открылся им!
Вопрос, почему Он не мог открыться этим именем ОТЦАМ?
Потому что они были ОТЦЫ! Отцы, это те, кто живёт во имя будущих поколений детей. И потому ЭЛЬ ШАДДАЙ, а именем АШЕМ, не открывался! То есть во времена ОТЦОВ, ВСЕВЫШНИЙ не может полностью проявить СЕБЯ. Только обещает проявиться и показать ЕДИНСТВО КАЧЕСТВ ХАРАКТЕРА когда уже будет целый народ!
У Моше (Моисея) было очень трудное положение. Как он только обратился к Паро (фараону) об освобождении Израиля, сразу же стало хуже. И Моше задал очень серьёзный вопрос, пасуг(стих) 23 глава 5:
«...и с тех пор, как я пришёл к Паро говорить "ИМЕНЕМ ТВОИМ" , плохо стало народу этому, и спасти не спас ТЫ, народа СВОЕГО...».
Моше пришёл говорить "ИМЕНЕМ ТВОИМ" и думал что должно стать лучше ну никак не хуже. - а почему? Моше так понимал.
Но есть нечто более глубокое чем просто рассуждение, что при освобождении якобы должно быть хорошо и легко, ведь имя которое было сообщено Моше ( это четырёх буквенное ЮТ КЕЙ ВАВ КЕЙ - АШЕМ), и это имя в Танахе означает - РОХАМИМ (МИЛОСЕРДИЕ), то есть Моше понял, что при освобождении должно быть проявлено качество- МИЛОСЕРДИЕ к народу. И должно быть хорошо, легко - РОХАМИМ ...
И ответ на этот вопрос Моше получает в начале главы ВАИКРА пасуг 2 глава 6:
«...и говорил Элогим Моше - Я АШЕМ!»
То есть знай Моше, когда Я пользуюсь именем АШЕМ (ЮТ КЕЙ ВАВ КЕЙ), это не означает, что есть только одно качество, а всегда есть комплекс качеств.
Единство качеств,- ЕХУДА МЕДОТ.
То есть там, где АШЕМ - МИЛОСЕРДИЕ, там и ЭЛОГИМ - качество суда.
АШЕМ всегда включает ЕДИНСТВО КАЧЕСТВ.
Иными словами Моше, тут впервые узнаёт тайну настоящего МОНОТЕИЗМА! Настоящий монотеизм это не просто
когда человек отвечает, на вопрос сколько есть богов ОДИН. Это ИСЛАМ.
Но этого мало!
Монотеизм Торы и Израиля, состоит в том, что ВСЕВЫШНИЙ НЕ ТОЛЬКО ОДИН ПО КОЛИЧЕСТВУ, но и ЕДИН ПО КАЧЕСТВАМ.
ОН ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВО ВСЕХ КАЧЕСТВАХ!!!
Нет того качества, которое было бы не от НЕГО. И когда ОН действует, через какое либо проявление, то все другие качества задействованы тоже.
Если всё идёт хорошо, там есть немножко и трудностей.
Когда всё тяжело, есть немножко и милосердия, когда тяжёлая ситуация.
Потому нет ничего удивительного, что при освобождении народа, когда становится легко, вначале было тяжело.
Дальше, ещё интереснее. Моше задаёт много вопросов, интересных. И также получает много, интересных ответов :
«...Я открывался АВРАГАМУ, ИЦХАКУ, ИАКОВУ - именем ЭЛЬ ШАДДАЙ,
но имя Моё - АШЕМ - не открыл Я им!
Каждый раз, как ВСЕВЫШНИЙ обещал потомство и землю ОТЦАМ.
ОН говорил - ЭЛЬ ШАДДАЙ, эту землю даю тебе!
Понятно, что это то имя, что обещает потомство и землю!
А имя МОЁ АШЕМ, то есть ЦЕНТРАЛЬНОЕ ИМЯ - АШЕМ, - Я не открылся им!
Вопрос, почему Он не мог открыться этим именем ОТЦАМ?
Потому что они были ОТЦЫ! Отцы, это те, кто живёт во имя будущих поколений детей. И потому ЭЛЬ ШАДДАЙ, а именем АШЕМ, не открывался! То есть во времена ОТЦОВ, ВСЕВЫШНИЙ не может полностью проявить СЕБЯ. Только обещает проявиться и показать ЕДИНСТВО КАЧЕСТВ ХАРАКТЕРА когда уже будет целый народ!
Комментарий