Археология сегодня находит все больше свидетеьств того, что упомянутые в Библии древние города действительно существовали. Это обычно воспринимается апологетами как подтверждение истинности Библии. Однако если знать археологию подробней, становятся видны несостыковки библейского изложения и реальных фактов истории.
Возьмем для примера основополагающую легенду о двенадцати детях Иакова. Эта история начинается с того, как Авраам (тогда еще Аврам) отправляется по зову Бога из Ура Халдейского через Харран в Палестину.
NB! В Библии Ур назван "халдейским" (см. Быт. 11:28), однако во времена мифологического Авраама этот город еще не был халдейским. Халдеи расселились на окраинах Вавилонии только в 1-й половине 1-го тыс. до н. э. (БСЭ: Халдеи. Это говорит о том, что книга Бытия была написана не ранее того времени, когда халдеи захватили Ур, а затем и вавилонизировались, и ее авторство никакому Моисею быть приписано не может.
Библейское повествование указывает на родословие Авраама, в числе которого - Исаак, у которого родился Иаков, коему Яхве обещал многократно размножить его "семя".
Иаков мигрирует в Харран к Лавану, где у него рождаются первые дети: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иссахар, Завулон и Иосиф..
После этого Иаков возвращается в Палестину (по дороге и Пенуэла успешно борется с Богом), встречается с братом Исавом в Сокхофе и затем приходит в Сихем (это уже Палестина). В дальнейшем Ни Иаков, н его отпрыски, в Месопотамию не возвращаются. Они мигрируют по Палестине и между Палестиной и Египтом.
В Вефиле (Палестина) у Иакова рождается Вениамин.
А теперь сравним это повествование с археологическими данными.
См. также подробнее - Библейский справочник. История Исхода
Однако же из этих находок следует, что Авраам - это вовсе не "патриарх", а персонифицированное имя целого племени (заметим, что согласно Библии в то время у Авраама еще не было столько "детей", чтобы они составляли по численности "племя", о котором вынуждены были бы упомянуть архивы Мари, равно как и его "дети" в Библии не могли составлять отдельные племена).
Поскольку Авраам - это племя, а не отдельная персона, стало быть, он не мог совокупляться с Саррой и рождать детей. Т.е. повествование Библии - это не более, чем миф. Под угрозой оказался и "договор" Яхве с Араамом.
Обратите также внимание на то, что документы Мари не упоминают никого из "детей" Иакова, кроме Вениамина. Но согласно Библии Вениамин родился только в Ханаане, и никогда в Месопотамии не был.
Вот карта, где указано географическое положение государства Мари:

Т.е. налицо разница между археологическим фактом и Библией.
Возьмем для примера основополагающую легенду о двенадцати детях Иакова. Эта история начинается с того, как Авраам (тогда еще Аврам) отправляется по зову Бога из Ура Халдейского через Харран в Палестину.
NB! В Библии Ур назван "халдейским" (см. Быт. 11:28), однако во времена мифологического Авраама этот город еще не был халдейским. Халдеи расселились на окраинах Вавилонии только в 1-й половине 1-го тыс. до н. э. (БСЭ: Халдеи. Это говорит о том, что книга Бытия была написана не ранее того времени, когда халдеи захватили Ур, а затем и вавилонизировались, и ее авторство никакому Моисею быть приписано не может.
Библейское повествование указывает на родословие Авраама, в числе которого - Исаак, у которого родился Иаков, коему Яхве обещал многократно размножить его "семя".
Иаков мигрирует в Харран к Лавану, где у него рождаются первые дети: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иссахар, Завулон и Иосиф..
После этого Иаков возвращается в Палестину (по дороге и Пенуэла успешно борется с Богом), встречается с братом Исавом в Сокхофе и затем приходит в Сихем (это уже Палестина). В дальнейшем Ни Иаков, н его отпрыски, в Месопотамию не возвращаются. Они мигрируют по Палестине и между Палестиной и Египтом.
В Вефиле (Палестина) у Иакова рождается Вениамин.
А теперь сравним это повествование с археологическими данными.
СЮРПРИЗЫ КЛИНОПИСНОГО АРХИВА МАРИ
/.../
Так внезапное разрушение и катастрофическая гибель Мари оказались большой удачей для археологов - город погиб в момент своего расцвета. Усиление Хаммурапи в Вавилоне привело к тому, что им были захвачены сначала Урук, а затем Исин, потом на 35-ом году своего почти 43-летнего правления Хаммурапи (ок. 1792-1750 гг. до н.э.) "по велению Ану и Энлила разрушил стены Мари".
/.../
Самая главная находка, пережив пожары и расрушения, почти не пострадала, подтвердив пословицу: «Рукописи не горят» В ходе раскопок учёными был обнаружен царский архив, состоящий из 33 тысяч глиняных табличек с клинописным
Глиняные лепёшки или плитки - источник записи и передачи информации середины III-ого тысячелетия до н.э.
«Когда учёные начали расшифровывать хроники, рапорты и переписку государства Мари, обнаружилась удивительная вещь: упоминаемые в этих документах названия городов Нахур, Фаррахи, Сарухи и Фалеки, поразительно похожие на имена родственников Авраама Нахор, Фарра, Серух и Фалек. Кроме того, там говорится о племенах Аваирам, Иакоб-эль и даже о племени Вениамин, которое появилось на границе и досаждало жителям Мари". Налицо вероятность того, что "имена Авраама, его внука Иакова и самого младшего из сыновей Иакова, Вениамина, находятся в непосредственной связи с названиями этих племён». (З.Косидовский: "Библейские сказания", 1978).
Не стеснённые атеистической идеологией, западные исследователи пишут намного яснее: «Ассириологи, разбираясь с перепиской между правителями и областными управляющими царства Мари, натолкнулись на другие таблички, на которых был целый ряд следующих друг за другом знакомо звучащих имен из Библейской истории: Фалек, Серух, Нахор и Фарра, и Аран Имена предков Авраама возникают из глубины времён Документы царства Мари предоставили потрясающие доказательства того, что Библейские истории о патриархах это не «религиозные легенды», за которые их часто и охотно принимают, а рассказы, описывающие то, что происходило в исторический период, который можно точно датировать Находки в Мари подтвердили точность дат по Библии» (Andre Parrot: "Sumer: The Dawn of Art" - Андре Парро: "Шумер: Рассвет Искусства", 1961, на англ. яз.).
(Государство Мари)
/.../
Так внезапное разрушение и катастрофическая гибель Мари оказались большой удачей для археологов - город погиб в момент своего расцвета. Усиление Хаммурапи в Вавилоне привело к тому, что им были захвачены сначала Урук, а затем Исин, потом на 35-ом году своего почти 43-летнего правления Хаммурапи (ок. 1792-1750 гг. до н.э.) "по велению Ану и Энлила разрушил стены Мари".
/.../
Самая главная находка, пережив пожары и расрушения, почти не пострадала, подтвердив пословицу: «Рукописи не горят» В ходе раскопок учёными был обнаружен царский архив, состоящий из 33 тысяч глиняных табличек с клинописным
Глиняные лепёшки или плитки - источник записи и передачи информации середины III-ого тысячелетия до н.э.
«Когда учёные начали расшифровывать хроники, рапорты и переписку государства Мари, обнаружилась удивительная вещь: упоминаемые в этих документах названия городов Нахур, Фаррахи, Сарухи и Фалеки, поразительно похожие на имена родственников Авраама Нахор, Фарра, Серух и Фалек. Кроме того, там говорится о племенах Аваирам, Иакоб-эль и даже о племени Вениамин, которое появилось на границе и досаждало жителям Мари". Налицо вероятность того, что "имена Авраама, его внука Иакова и самого младшего из сыновей Иакова, Вениамина, находятся в непосредственной связи с названиями этих племён». (З.Косидовский: "Библейские сказания", 1978).
Не стеснённые атеистической идеологией, западные исследователи пишут намного яснее: «Ассириологи, разбираясь с перепиской между правителями и областными управляющими царства Мари, натолкнулись на другие таблички, на которых был целый ряд следующих друг за другом знакомо звучащих имен из Библейской истории: Фалек, Серух, Нахор и Фарра, и Аран Имена предков Авраама возникают из глубины времён Документы царства Мари предоставили потрясающие доказательства того, что Библейские истории о патриархах это не «религиозные легенды», за которые их часто и охотно принимают, а рассказы, описывающие то, что происходило в исторический период, который можно точно датировать Находки в Мари подтвердили точность дат по Библии» (Andre Parrot: "Sumer: The Dawn of Art" - Андре Парро: "Шумер: Рассвет Искусства", 1961, на англ. яз.).
(Государство Мари)
Однако же из этих находок следует, что Авраам - это вовсе не "патриарх", а персонифицированное имя целого племени (заметим, что согласно Библии в то время у Авраама еще не было столько "детей", чтобы они составляли по численности "племя", о котором вынуждены были бы упомянуть архивы Мари, равно как и его "дети" в Библии не могли составлять отдельные племена).
Поскольку Авраам - это племя, а не отдельная персона, стало быть, он не мог совокупляться с Саррой и рождать детей. Т.е. повествование Библии - это не более, чем миф. Под угрозой оказался и "договор" Яхве с Араамом.
Обратите также внимание на то, что документы Мари не упоминают никого из "детей" Иакова, кроме Вениамина. Но согласно Библии Вениамин родился только в Ханаане, и никогда в Месопотамии не был.
Цитата из Библии:
Вот карта, где указано географическое положение государства Мари:

Т.е. налицо разница между археологическим фактом и Библией.
Комментарий