Я первое время вообще почти не понимал библейский текст. Мог процитировать догматически значимые места в отрыве от всего остального, но и не больше. И Библию читал из-под палки, предпочитал духовную литературу, там ведь все понятно и доступно описано. Все резко поменялось, когда до меня дошло, что с Библией можно работать, как я работаю с обычными текстами: там такие же сюжетные линии, главные идеи, шапки, окончания и все то, что отличает нормальный "человеческий" текст от неких святых мантр.
Аллегоризм - это из другой области, из области применения.
А в плане изучения первичного смысла текста, надо ж понимать, что Библию писали не ангелы, не марсиане, и не верующие 21 века. Богу несложно вложить Свою истину и в уста дикаря, но дикарь ее выразит доступными ему средствами языка, опираясь на доступное ему мировоззрение, в рамках своей дикарской культуры. Но современный читатель должен понимать это, и на это делать скидку. А не пытаться прикрыть это фиговым листочком нелепых объяснений в стиле Руссо о "прекрасном и невинном дикаре".
Да, жертвенность Авраама, готового принести в жертву собственного сына прекрасна. Но она находится в рамках безобразной культуры человеческих жертвоприношений Богу, к которой и Авраам был причастен. И, видя первое, нельзя отрицать второе.
Аллегоризм - это из другой области, из области применения.
А в плане изучения первичного смысла текста, надо ж понимать, что Библию писали не ангелы, не марсиане, и не верующие 21 века. Богу несложно вложить Свою истину и в уста дикаря, но дикарь ее выразит доступными ему средствами языка, опираясь на доступное ему мировоззрение, в рамках своей дикарской культуры. Но современный читатель должен понимать это, и на это делать скидку. А не пытаться прикрыть это фиговым листочком нелепых объяснений в стиле Руссо о "прекрасном и невинном дикаре".
Да, жертвенность Авраама, готового принести в жертву собственного сына прекрасна. Но она находится в рамках безобразной культуры человеческих жертвоприношений Богу, к которой и Авраам был причастен. И, видя первое, нельзя отрицать второе.
Комментарий