Цитата из Библии:
Какой природный катаклизм произошел на месте Мертвого моря и почему Лоту было приказано убегать из того места без оглядки? Отчего такой строгий запрет смотреть на горящие Содом и Гоморру? Почему жена Лота, оглянувшись назад, больше не смогла двигаться? Она ослепла от яркого излучения?

,-обычно когда бываем на Мертвом море, набираю оттуда целебной соли для солевых ванн.
Бог сообщает Аврааму, что собирается уничтожить Содом и Гоморру, и Авраам спрашивает Его: как, уничтожишь вместе с праведниками? (то есть теми, кто живёт в правильной системе жизненных координат). Уничтожишь ли, если таковых наберётся хотя бы пятьдесят? Бог пообещал, что в случае пятидесяти не уничтожит. Тогда Авраам спросил то же самое про сорок, потом про тридцать праведников. Бог пообещал, что и ради них пощадит 'место сие'. Доторговались и до десяти. И ради них Бог пообещал сохранить город. Потому что, пока был этот десяток, у города ещё оставался хоть какая-то возможность изменить свой 'modus vivendi'. Наличие этих праведников создают как бы иной вектор, иное измерение существования обывателя. Без него - в самом высоком смысле - существование обывателя становится бессмысленно. Бхагаван Шри Раджниш очень метко выразился, что 'толпа никогда никуда не приходит'. Но вот что интересно. Сказав: 'Не истреблю ради десяти', Бог 'пошёл, перестав говорить с Авраамом' (Быт., 18, 33). Он уходит не прощаясь, без каких-либо заявлений и пожеланий на будущее, молча; но молчание это содержательно. Молчание Библии содержательно всегда. Авраам тут же расшифровывает его: десяти праведников не наберётся. Далее Бог использует своего рода 'лакмусовую бумажку': посылает двух вестников в город, дабы проверить, как их примут. Собственно, для жителей это был самый последний шанс. Их встречает сидящий у городских ворот Лот - человек, имеющий совершенно иные взгляды, чем горожане; с их точки зрения он полный извращенец и неудачник, вписаться в местное сообщество и его нравы ему не удалось. Говоря нашим языком, у него были проблемы с социализацией. Он встречает посланников первым, кланяется, и, зная 'пылкий нрав' горожан, тут же заводит посланников к себе домой. События продолжают развиваться: вокруг дома собираются решительно всё мужское население города, привлечённое необыкновенной красотою пришельцев. Новое тело, новые эмоции, и всё такое... Народ скандирует: 'Выведи их к нам, мы познаем их'. Тут Лот идёт на ту же самую жертву, что и ранее Авраам: он собирается пожертвовать своими дочерьми, и предлагает их распалëнной и обезумевшей толпе. Собственно, и Авраам, и Лот - они существуют в одной парадигме, и пример это подчёркивает. А в мире существует только одна парадигма - служение истине. Всё остальное - это от неё отклонение, девиантность, это Содом и Гоморра. Духовное видение подсказало Лоту (как и некогда Аврааму), что иначе погибнут все, в том числе и он, и те же самые дочери. Но тамошние мужчины ничьими дочерьми давно уже не увлекались... В результате посланники защищают Лота от толпы и предлагают ему со всей роднёй немедленно покинуть город. Здесь начинается очень интересное, это имеет непосредственное отношение к 'бабской' тематике. Кроме Лота, в доме были ещё пятеро: две его дочери, два зятя и жена. Зятья (кстати, вполне нормальные и, скорее всего, неглупые люди, коль скоро, вопреки общепринятому, они жили в полноценном браке с женщинами) _н_е_ _в_е_р_я_т_ Лоту, что город сейчас сгорит, и остаются; все женщины уходят за ним. Обратим внимание: как верные жёны, дочери Лота должны были остаться со своими мужьями, в то время было так принято. Вместо этого, они выбирают Лота с его идеями, входящими вразрез с общепринятыми, и беспрекословно за ним идут, не оглядываясь на своих 'законных половинок'. Чем-то - может, женской интуицией? - они почуяли, что устами Лота глаголет истина, и они пошли за Лотом - бросив дом, бросив всё имущество, пошли в никуда. Идёт и его жена, но с ней-то всё более-менее понятно. Для всех этих женщин носителем истины был Лот. Для его дочерей именно он был носителем её, а не их мужья, не их женские желания - не нужно доказывать, что все эти женщины очень хотели остаться дома, с мужьями, тем более, что в этом городе было практически невозможно найти нормального мужчину. Кроме того, ничто ведь пока не предвещало уничтожения города. О грядущих катаклизмах знал только Лот. Не нашлось ещë девяти праведников. Лоту поверили _ж_е_н_щ_и_н_ы_, а не молодые умные мужики. Это говорит о том, что дочери Лота были духовно выше, чем их мужья. Эти последние в критической ситуации, когда речь шла о жизни и смерти, так сказать, духовно пали, они оказались хуже, чем дочери Лота. Дальше всё в точности как в голливудском кинематографе: они вчетвером, в замедленной съёмке, выбегают из городских ворот, а сзади уже поднимается сплошная стена огня. Нужно уйти как можно скорее, не оглядываясь: то, чем жил объятый пламенем город, эта порочная парадигма, она привела к уничтожению той цивилизации. Нужно прежде всего духовно отстранится, дистанцироваться, очиститься от неё; нельзя даже оборачиваться, чтобы взглянуть на пылающий город: 'некто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен' (Лк., 9, 62). Воспоминание - это приобщение, это причащение. Причащение - это воспоминание. От беглецов требовался, казалось бы, формальный момент - лишь не обернуться, лишь не вспоминать о былом не приобщаться к этому прошлому. Тот, кто обернётся, погибнет, так как он - своей волею - уже допустил в сердце этот червячок соблазна, личинку соблазна, этот помысел; он запустил губительный процесс, столь блестяще описанный Нилом Сорским:
("Чтоб им всем пусто было!") есть великий соблазн. Соблазн сорваться с цепи и с криком "Аааа! Сволочи, ненавижу!" броситься топтать ногами повергаемых. Надо полагать, что подобный эмоциональный взрыв есть прямой путь к катастрофе просветленного.
Комментарий