Лев Соломонович,
мне кажется, что Вы допустили ошибку, не считая Откровение богодухновенной книгой.
Да, Откровение сложно для понимания, так как содержит видения не только земного мира, но и трансцендентного.
Возможно, Вам следует использовать современный научный подход к этой удивительной книге?
Например:
Например, зверь (13:1-3) считается всемирным диктатором антихристом; его 7 голов знаменуют 7 бывших государств, а 10 рогов зверя (13:1, 17:12) являются символом будущих правителей 10 государств; жена, облечённая в солнце (12:1, 2), это аллегория Церкви (или Израиля или девы Марии), а печати и послания церквям исторические периоды её развития; венец из 12 звёзд ассоциируется с 12 коленами Израиля (или 12 апостолами); жена, сидящая на звере (17:3-6), символизирует ложную мировую религию и так далее [Л. 1-15].
Одной из причин такого подхода послужило увлечение "отцов Церкви" аллегорическим толкованием Библии, в том числе, книги Откровение. Потому что уровень развития тогдашней науки (II - VIII века) не позволял объяснить образы этого удивительного произведения с помощью рационального знания.
Странно, что современные авторы, в попытках показать, что символизируют персонажи Откровения, по-прежнему, игнорируют буквальное их значение. Ведь эти ассоциации не возникли на пустом месте, а были инициированы чем-то реальным, что Иоанн, как свидетель, видел (1:2, 22:8).
Тридцать пять раз (!) он использует слово (я) "видел" ("eidon") и 27 раз (!) - слово (я) "слышал". Но можно ли увидеть символы будущего? возможно ли услышать условные знаки?
Вероятно, пророк облёк в аллегорическую форму НЕЧТО конкретное реальное (стих 1:11: "То, что видишь, напиши в книгу ..."), однако чрезвычайно трудное для понимания и буквального описания. Если не хватает знаний, мы прибегаем к сравнениям, иносказаниям, метафорам; а, в древние времена,- ещё к зооморфизму (или антропоморфизму), когда неодушевлённые тела и явления природы наделялись свойствами зверей (человека).
Во-вторых, тайновидец всё воспринимал не физическим зрением, так как был в духе; что позволило ему видеть оба мира, физический и трансцендентный, одновременно.
В-третьих, повествования Иоанна, обычно, не ограничиваются рамками одного мира, но происходит постоянная смена места действия: то земля, то небо. При этом, видения земные и небесные нередко наслаиваются друг на друга.
В-четвёртых, подобно ветхозаветным пророкам, Иоанн часто группирует события не в хронологическом порядке, а тематически. По этой причине, некоторые видения не следуют одно за другим во времени или происходят в обратном порядке. Тем не менее, почти каждое из них имеет причинно-следственную связь (причина на небе, следствие на земле).
В-пятых, отдельные видения были показаны пророку несколько раз ( в различных ракурсах). Поэтому одно и тоже событие он описывает дважды или трижды (в разных главах).
При толковании Откровения необходимо также учитывать следующие важные обстоятельства [Л. 16, стр.18, 234, 516, 764, 929]:
1) "в Древнем мире мифология играла такую же роль, какую в современном мире играет наука"; при этом считалось: космос и подземный мир - непознаваемы;
2) "мировоззрение человека полностью определялось верой в сверхъестественное";
203e ; 3) древние верили, что за всем неживым скрывается живое, в частности, "звёзды считались посредниками между богами и людьми, могущими управлять земными событиями";
4) в апокалиптической литературе "далеко не каждая деталь имеет символическое значение".
В настоящее время используются четыре традиционных метода толкования Откровения [Л. 18, стр.922]:
претеристический - все видения и события ограничены периодом жизни Иоанна;
исторический - книга рассматривается как пророческий обзор исторических событий, в том числе, исторических периодов развития Церкви;
футуристический - все видения, в основном, относятся к периоду последнего времени, непосредственно, перед и после второго пришествия Христа;
идеалистический - поэтическая и символическая книга, имеющая чисто духовное значение (описаны вневременные картины вечной борьбы между добром и злом).
Учитывая вышеизложенное, для толкования текста книги Откровение воспользуемся футуристическим методом и способом пшат, придерживаясь пяти правил:
1) за аллегорической формой и астрономическмими символами стремиться обнаружить прототип (реальный образ);
2) наиболее простые объяснения символов искать в тексте самой книги;
3) картины и образы сравнивать с похожими и более понятными иными библейскими пророчествами;
4) принимать во внимание особенности мировоззрения древних (весь мир оживотворён, события на земле отражают происходящее на небе, уверенность в сверъестественном и пр.), а также учитывать их мифологические представления о природе;
5) привлекать современные научные знания.
Используя указанные метод, способ и правила, поразмышляем над главными персонажами и событиями этой удивительной Книги. Наша цель найти ответ на 2 вопроса: 1) с чем ассоциируются её образы? 2) в чём заключается их буквальный смысл?
мне кажется, что Вы допустили ошибку, не считая Откровение богодухновенной книгой.
Да, Откровение сложно для понимания, так как содержит видения не только земного мира, но и трансцендентного.
Возможно, Вам следует использовать современный научный подход к этой удивительной книге?
Например:
2. Аллегории Иоанна
Вместе с тем, широкое использование Иоанном аллегорий (иносказаний), метафор, символов астрономического характера (в понятиях, терминах и образах своего времени), затрудняет понимание грядущих событий. Поэтому при их толковании применяется, как правило, символический (аллегорический) способ, при котором в образах Откровения ищется не их буквальный смысл, а иное, скрытое значение.Например, зверь (13:1-3) считается всемирным диктатором антихристом; его 7 голов знаменуют 7 бывших государств, а 10 рогов зверя (13:1, 17:12) являются символом будущих правителей 10 государств; жена, облечённая в солнце (12:1, 2), это аллегория Церкви (или Израиля или девы Марии), а печати и послания церквям исторические периоды её развития; венец из 12 звёзд ассоциируется с 12 коленами Израиля (или 12 апостолами); жена, сидящая на звере (17:3-6), символизирует ложную мировую религию и так далее [Л. 1-15].
Одной из причин такого подхода послужило увлечение "отцов Церкви" аллегорическим толкованием Библии, в том числе, книги Откровение. Потому что уровень развития тогдашней науки (II - VIII века) не позволял объяснить образы этого удивительного произведения с помощью рационального знания.
Странно, что современные авторы, в попытках показать, что символизируют персонажи Откровения, по-прежнему, игнорируют буквальное их значение. Ведь эти ассоциации не возникли на пустом месте, а были инициированы чем-то реальным, что Иоанн, как свидетель, видел (1:2, 22:8).
Тридцать пять раз (!) он использует слово (я) "видел" ("eidon") и 27 раз (!) - слово (я) "слышал". Но можно ли увидеть символы будущего? возможно ли услышать условные знаки?
Вероятно, пророк облёк в аллегорическую форму НЕЧТО конкретное реальное (стих 1:11: "То, что видишь, напиши в книгу ..."), однако чрезвычайно трудное для понимания и буквального описания. Если не хватает знаний, мы прибегаем к сравнениям, иносказаниям, метафорам; а, в древние времена,- ещё к зооморфизму (или антропоморфизму), когда неодушевлённые тела и явления природы наделялись свойствами зверей (человека).
Во-вторых, тайновидец всё воспринимал не физическим зрением, так как был в духе; что позволило ему видеть оба мира, физический и трансцендентный, одновременно.
В-третьих, повествования Иоанна, обычно, не ограничиваются рамками одного мира, но происходит постоянная смена места действия: то земля, то небо. При этом, видения земные и небесные нередко наслаиваются друг на друга.
В-четвёртых, подобно ветхозаветным пророкам, Иоанн часто группирует события не в хронологическом порядке, а тематически. По этой причине, некоторые видения не следуют одно за другим во времени или происходят в обратном порядке. Тем не менее, почти каждое из них имеет причинно-следственную связь (причина на небе, следствие на земле).
В-пятых, отдельные видения были показаны пророку несколько раз ( в различных ракурсах). Поэтому одно и тоже событие он описывает дважды или трижды (в разных главах).
При толковании Откровения необходимо также учитывать следующие важные обстоятельства [Л. 16, стр.18, 234, 516, 764, 929]:
1) "в Древнем мире мифология играла такую же роль, какую в современном мире играет наука"; при этом считалось: космос и подземный мир - непознаваемы;
2) "мировоззрение человека полностью определялось верой в сверхъестественное";
203e ; 3) древние верили, что за всем неживым скрывается живое, в частности, "звёзды считались посредниками между богами и людьми, могущими управлять земными событиями";
4) в апокалиптической литературе "далеко не каждая деталь имеет символическое значение".
3. Способы и методы толкования
Существует четыре основных способа толкования Писаний раввинами: пшат ("простой"), ремез ("намёк"), мидраш ("исследование") и сод ("секрет") [Л. 17]. Наиболее объективным способом считается пшат - прямой, буквальный смысл текста. Если это сделать невозможно, тогда применяют другие способы.В настоящее время используются четыре традиционных метода толкования Откровения [Л. 18, стр.922]:
претеристический - все видения и события ограничены периодом жизни Иоанна;
исторический - книга рассматривается как пророческий обзор исторических событий, в том числе, исторических периодов развития Церкви;
футуристический - все видения, в основном, относятся к периоду последнего времени, непосредственно, перед и после второго пришествия Христа;
идеалистический - поэтическая и символическая книга, имеющая чисто духовное значение (описаны вневременные картины вечной борьбы между добром и злом).
Учитывая вышеизложенное, для толкования текста книги Откровение воспользуемся футуристическим методом и способом пшат, придерживаясь пяти правил:
1) за аллегорической формой и астрономическмими символами стремиться обнаружить прототип (реальный образ);
2) наиболее простые объяснения символов искать в тексте самой книги;
3) картины и образы сравнивать с похожими и более понятными иными библейскими пророчествами;
4) принимать во внимание особенности мировоззрения древних (весь мир оживотворён, события на земле отражают происходящее на небе, уверенность в сверъестественном и пр.), а также учитывать их мифологические представления о природе;
5) привлекать современные научные знания.
Используя указанные метод, способ и правила, поразмышляем над главными персонажами и событиями этой удивительной Книги. Наша цель найти ответ на 2 вопроса: 1) с чем ассоциируются её образы? 2) в чём заключается их буквальный смысл?
Комментарий