ВСТУПЛЕНИЕ.
Вопрос: - Сколько нужно программистов чтобы заменить лампочку?
Ответ: - Ни одного! Потому что это аппаратный, а не программный сбой.
К чему я привел эту шутку?
В нашем обыденном сознании, границы между терминами размываются.
И, хотя мы оперируем какими-то словами, но часто, просто не отдаём себе отчета в том, что они означают на самом деле.
Небольшой пример, недавно услышал такую фразу от верующего человека: «Согрешив, Адам лишился благодати.»
Для сказавшего, это было в порядке вещей, но мне эта фраза прямо резала слух.
Я попросил, сказавшего – дать определение термину благодать…
Излишне говорить, что определения я от него так и не дождался.
Скорей всего, где-то внутри, он, для себя, определил благодать – как наличие неких благ!
Но стоит обратиться к Писанию и посмотреть на значение греческого слова, которое переведено на русский словом благодать.
Это слово ca/riv
1 . благосклонность, любезность, благожелательность;
2 . благодать, благоволение;
3 . благодарность, признательность, благодарение;
син. 1656 (e#leov) - милость;
Будучи синонимами, тем не менее, эти слова имеют различие в оттенках значений.
Тот-же лексикон Стронга, из которого я взял это определение, эти различия характеризует так:
1656 (e#leov) - милость подчеркивает сострадание или оказание милости и
доброты человеку в жалком состоянии,
а 5485 (ca/riv) говорит о незаслуженном даре без ожидания воздаяния или возврата;
Если совсем просто, то благодать это не набор каких-то благ, которых Бог якобы лишил Адама, в момент его грехопадения.
Но наоборот, БЛАГОДАТЬ – ЭТО НЕЗАСЛУЖЕННОЕ ДАЯНИЕ!
По справедливости, Бог должен был испепелить Адама в тот-же миг.
Рим.6:23 Ибо возмездие за грех - смерть, …
Но Бог не только не лишил Адама Своей благодати, но наоборот – по Благодати дал ему возможность жить, и пытаться исправить свой грех.
Поэтому Павел и продолжает свою мысль так: «а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.»
Так что, согласно определения благодати, как незаслуженного даяния, Адам не только не лишился благодати, но наоборот получил новую благодать от Бога.
Да, и райская жизнь Адама тоже была не заслужена, поэтому и она являлась примером Благодати Божией.
И ее Адам безусловно потерял!
Однако, потеряв ее, он обрёл другую…
О подобного рода, смене благодати пишет нам апостол:
Иоан.1:16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать…
Т.е. с принятием Христа в свое сердце, мы перемещаемся из одного периода Его благодати, для нас, в другой.
Бог не лишает нас благодати. Тут важно понимать, что благодать Господа, может принимать различные формы для каждого из нас.
И наказание от Него – тоже благодать для нас, ибо помогает нам исправляться.
Впрочем, это был лишь пример того, как неправильное понимание термина – ведет нас к некорректным выводам…
В этой статье, я хотел бы определить границы пророческого и священнического служений, показать их различие и взаимосвязь и дать понимание нашего места в контексте этих служений.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛОВ.
Методологически, стоит опереться на значения изначальных слов Писания. А это еврейские слова НАВИ и КОЭН.
НАВИ(05030) – пророк, синонимами для этого слова выступают слова ХОЗЭ(02374) - прозорливец и, отчасти, РЭЭ(07200) - видящий.
- (нави) - пророк, прорицатель;
- (хозэ) - прозорливец, ясновидящий, пророк, провидец.
- (рээ) - A(qal): видеть, смотреть, рассматривать, обозревать;
Не всегда синонимы хозэ и рээ могут заменить термин нави.
Поэтому опираться я буду именно на термин нави. Тем более, что в трёх-частном делении книг ТаНаХа, раздел Пророки, на иврите – Невиим.
Впервые, с этим словом мы встречаемся в Быт.20:7:
теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив;
а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои.
Бог, является Авимелеху во сне и называет Авраама – НАВИ, т.е. пророк.
И тут-же Бог говорит: он – НАВИ, и помолится о тебе, и тогда ты будешь жив.
И вот тут начинается некоторая путаница… между терминами пророк и священник.
Почему? Давайте разбираться.
Но сперва определимся с термином священник – КОЭН.
Впервые мы встречаем его тоже в Бытии и тоже в контексте событий, происходящих с Авраамом:
Быт.14:18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он
был священник(КОЭН - 03548) Бога Всевышнего, -
- (коэн) - священник, первосвященник, жрец, иерей.
Почему-же я написал, что при чтении Быт.20:7 возникает путаница?
Вот сущностное определение функции пророка:
Втор.18:18 Я воздвигну им Пророка(НАВИ) из среды братьев их, такого как ты,
и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;
Т.е., согласно Слов Господа, пророк – это Тот Кто доносит прямую Волю Господа до людей.
А кто возносит молитвы и ходатайства за людей – Богу????
А вот это уже функции КОЭНа, священника.
Это суть священнического служения – возносить просьбы и моления, и ходатайства за людей – Богу.
Читаем об этом в начале книги Левит:
Лев.1:5 … сыны же Аароновы, священники, …
Лев.1:7 сыны же Аароновы, священники, …
Лев.1:8 … Аароновы, священники….
Лев.1:9…священник …
Лев.1:11 … и сыны Аароновы, священники, …
Лев.1:12 … священник …
Т.е. Священники – это те, кто, собственно, организует работу по вознесению молитв – к Господу.
Иными словами – служение пророка и служение священника – это встречно-направленные служения.
Священник – возносит молитвы и ходатайства от людей – к Богу,
а Пророк – низводит Слово Божие от Бога – к людям.
Но читая, Быт.20:7 возникает мысль о том что пророк – это тот кто молится Богу за людей(«ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив;»), а не тот кто доводит Его Волю обратно людям.
Вот суть той путаницы, о которой писал я.
Как же быть с этим?
Великий иудейский комментатор Раши предлагает такой вариант понимания этой проблемы:
«возврати жену мужа (мужнюю)
И не думай, что она опорочена в его глазах н он не примет ее или что он возненавидит тебя и не будет за тебя молиться. И он знает, что ты не коснулся ее. Поэтому "и будет молиться за тебя"»
Т.е. он помолится за тебя, потому что он пророк и знает, что ты не касался его жены.
А не так, как, мы воспринимаем этот стих, читая поверхностно, мол он помолится, потому что он пророк и это его обязанность.
СОВМЕЩЕНИЯ.
Может ли пророк Божий, быть при этом еще и священником?
Или Священник – может ли он одновременно являться и пророком?
Или это несовместимые понятия?
Или наоборот священник и пророк это непременно связанные служения и одно без другого не бывает?
Попробуем ответить на эти вопросы!
Итак, начнем вот с чего:
Ам.1:1 Слова Амоса, одного из пастухов Фекойских, которые он [слышал] в видении об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года перед землетрясением.
Книга пророка Амоса. Кем он был? Священником? Нет – он был простым пастухом! Но Бог через него решил обратиться к народу и соделал его Своим пророком.
Итак – можно быть пророком, не будучи при этом священником.
Исх.3:1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского.
Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.
Но нигде мы не читаем о пророческих талантах Иофора… Т.е. вполне себе возможно предположить, что и священник – не обязательно пророк.
Но продолжаем, возвращаемся назад в Быт.20:7, где Господь называет Авраама – пророком, но тут-же говорит и о его священнической функции.
Т.е. Авраам – уже сочетал в себе, как функции священника, так и функции пророка.
Или Моисей – он соединял в себе, и функции священника, и функции пророка и даже функции царя, т.е. мирской власти.
Не зря – Моисей назван вождем Израиля, потому что совмещал в себе все эти функции.
Так что пророк – это необязательно священник, как и священник – это не обязательно пророк.
Более того, есть примеры когда священники-отступники получали откровения Божии и озвучивали их, как например Кайафа, который провозгласил: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» Ин.11:50.
И даже есть пример пророка-богоотступника – такого, как Валаам.
Т.е. пророческий дар – не является гарантией личной праведности и спасения.
Это одно из заблуждений тех кто уповает на дары Духа Святого… ☹
О СВЯЩЕННИКАХ - ПЕРВЕНЦАХ.
В Библии мы видим несколько различных священников – Каин, Авель, Ной, Аарон, Иофор, Моисей, Илия…
Есть некие признаки, по которым мы можем их классифицировать, чтобы понять как они соотносятся между собой…
Например Каин.
С чего я вообще взял, что он – священник? Ведь этого нигде не сказано о нем.
А вот с чего – с двух моментов, известных из Писания нам о нем:
1) Быт.4:1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
2) Быт.4:3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
Скажете что принесение даров – это сильная натяжка, по отношению к Каину, чтобы считать его священником?
Однако вот смотрите – слова Евы: «приобрела я человека от Господа».
Она пребывала в полной уверенности, что он и есть то самое семя, обещанное Богом, для ее спасения…
Соответственно она и воспитывала Каина именно в таком статусе.
Это не было ее одномоментным заблуждением, нет.
Она выпестовала эту мысль долго.
Из чего это следует?
а) из имени первенца, т.е. Каина.
б) из имени его младшего брата – Авеля.
Почему она назвала первенца Каином? – потому что считала что приобрела от Господа – спасителя.
Почему второго сына она назвала Авелем? – потому что считала его бессмысленным, пустым.
Его имя означает:
1. суета, пустота, тщета, напраслина;
2. дуновение, дыхание.
«Логику» ее мыслей можно понять так – мол если Каин – это наш спаситель – то самое СЕМЯ, то зачем тогда нужен второй сын? – видимо – это Бог чего-то там недодумал, наверное это нечто ненужное…
То что она руководствовалась этой «логикой» не один год, а как минимум от рождения Каина до рождения Авеля – это очевидно. А между их рождениями прошло ну-у, как минимум один год, а то и несколько. И всё это время она считала Каина спасителем.
Понимаете?
А из этого следует что вряд ли она и в дальнейшем оставила эту «логику».
Что скорей всего и привело Каина к когнитивному диссонансу, мол я-же спаситель, но Бог не мою жертву принял, а Авеля – пустышки?
И это его сильно задевало, что и привело в конце концов к братоубийству. Но это другая тема. Сейчас же важно увидеть – священство по типу первенца!
Этот тип священства, до сих пор очень сильно развит у многих немонотеистических народов.
Кого можно еще отнести к этому типу священства?
Возможно Иов! Вот что он говорит друзьям своим о себе:
Иов.29:7 когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое, -
Иов.29:8 юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли;
Иов.29:9 князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои;
Иов.29:10 голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их.
Очевидно, что он обладал судебной если не царской властью, ибо у ворот городов собирался суд, как известно.
А такую власть он, наверное, мог получить, по наследству, будучи первенцем.
И как священник в конце он должен будет принести жертву и ходатайствовать за тех своих друзей, если помните:
Иов.42:8 Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.
продолжение следует...
Вопрос: - Сколько нужно программистов чтобы заменить лампочку?
Ответ: - Ни одного! Потому что это аппаратный, а не программный сбой.
К чему я привел эту шутку?
В нашем обыденном сознании, границы между терминами размываются.
И, хотя мы оперируем какими-то словами, но часто, просто не отдаём себе отчета в том, что они означают на самом деле.
Небольшой пример, недавно услышал такую фразу от верующего человека: «Согрешив, Адам лишился благодати.»
Для сказавшего, это было в порядке вещей, но мне эта фраза прямо резала слух.
Я попросил, сказавшего – дать определение термину благодать…
Излишне говорить, что определения я от него так и не дождался.
Скорей всего, где-то внутри, он, для себя, определил благодать – как наличие неких благ!
Но стоит обратиться к Писанию и посмотреть на значение греческого слова, которое переведено на русский словом благодать.
Это слово ca/riv
1 . благосклонность, любезность, благожелательность;
2 . благодать, благоволение;
3 . благодарность, признательность, благодарение;
син. 1656 (e#leov) - милость;
Будучи синонимами, тем не менее, эти слова имеют различие в оттенках значений.
Тот-же лексикон Стронга, из которого я взял это определение, эти различия характеризует так:
1656 (e#leov) - милость подчеркивает сострадание или оказание милости и
доброты человеку в жалком состоянии,
а 5485 (ca/riv) говорит о незаслуженном даре без ожидания воздаяния или возврата;
Если совсем просто, то благодать это не набор каких-то благ, которых Бог якобы лишил Адама, в момент его грехопадения.
Но наоборот, БЛАГОДАТЬ – ЭТО НЕЗАСЛУЖЕННОЕ ДАЯНИЕ!
По справедливости, Бог должен был испепелить Адама в тот-же миг.
Рим.6:23 Ибо возмездие за грех - смерть, …
Но Бог не только не лишил Адама Своей благодати, но наоборот – по Благодати дал ему возможность жить, и пытаться исправить свой грех.
Поэтому Павел и продолжает свою мысль так: «а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.»
Так что, согласно определения благодати, как незаслуженного даяния, Адам не только не лишился благодати, но наоборот получил новую благодать от Бога.
Да, и райская жизнь Адама тоже была не заслужена, поэтому и она являлась примером Благодати Божией.
И ее Адам безусловно потерял!
Однако, потеряв ее, он обрёл другую…
О подобного рода, смене благодати пишет нам апостол:
Иоан.1:16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать…
Т.е. с принятием Христа в свое сердце, мы перемещаемся из одного периода Его благодати, для нас, в другой.
Бог не лишает нас благодати. Тут важно понимать, что благодать Господа, может принимать различные формы для каждого из нас.
И наказание от Него – тоже благодать для нас, ибо помогает нам исправляться.
Впрочем, это был лишь пример того, как неправильное понимание термина – ведет нас к некорректным выводам…
В этой статье, я хотел бы определить границы пророческого и священнического служений, показать их различие и взаимосвязь и дать понимание нашего места в контексте этих служений.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛОВ.
Методологически, стоит опереться на значения изначальных слов Писания. А это еврейские слова НАВИ и КОЭН.
НАВИ(05030) – пророк, синонимами для этого слова выступают слова ХОЗЭ(02374) - прозорливец и, отчасти, РЭЭ(07200) - видящий.
Не всегда синонимы хозэ и рээ могут заменить термин нави.
Поэтому опираться я буду именно на термин нави. Тем более, что в трёх-частном делении книг ТаНаХа, раздел Пророки, на иврите – Невиим.
Впервые, с этим словом мы встречаемся в Быт.20:7:
теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив;
а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои.
Бог, является Авимелеху во сне и называет Авраама – НАВИ, т.е. пророк.
И тут-же Бог говорит: он – НАВИ, и помолится о тебе, и тогда ты будешь жив.
И вот тут начинается некоторая путаница… между терминами пророк и священник.
Почему? Давайте разбираться.
Но сперва определимся с термином священник – КОЭН.
Впервые мы встречаем его тоже в Бытии и тоже в контексте событий, происходящих с Авраамом:
Быт.14:18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он
был священник(КОЭН - 03548) Бога Всевышнего, -
Почему-же я написал, что при чтении Быт.20:7 возникает путаница?
Вот сущностное определение функции пророка:
Втор.18:18 Я воздвигну им Пророка(НАВИ) из среды братьев их, такого как ты,
и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;
Т.е., согласно Слов Господа, пророк – это Тот Кто доносит прямую Волю Господа до людей.
А кто возносит молитвы и ходатайства за людей – Богу????
А вот это уже функции КОЭНа, священника.
Это суть священнического служения – возносить просьбы и моления, и ходатайства за людей – Богу.
Читаем об этом в начале книги Левит:
Лев.1:5 … сыны же Аароновы, священники, …
Лев.1:7 сыны же Аароновы, священники, …
Лев.1:8 … Аароновы, священники….
Лев.1:9…священник …
Лев.1:11 … и сыны Аароновы, священники, …
Лев.1:12 … священник …
Т.е. Священники – это те, кто, собственно, организует работу по вознесению молитв – к Господу.
Иными словами – служение пророка и служение священника – это встречно-направленные служения.
Священник – возносит молитвы и ходатайства от людей – к Богу,
а Пророк – низводит Слово Божие от Бога – к людям.
Но читая, Быт.20:7 возникает мысль о том что пророк – это тот кто молится Богу за людей(«ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив;»), а не тот кто доводит Его Волю обратно людям.
Вот суть той путаницы, о которой писал я.
Как же быть с этим?
Великий иудейский комментатор Раши предлагает такой вариант понимания этой проблемы:
«возврати жену мужа (мужнюю)
И не думай, что она опорочена в его глазах н он не примет ее или что он возненавидит тебя и не будет за тебя молиться. И он знает, что ты не коснулся ее. Поэтому "и будет молиться за тебя"»
Т.е. он помолится за тебя, потому что он пророк и знает, что ты не касался его жены.
А не так, как, мы воспринимаем этот стих, читая поверхностно, мол он помолится, потому что он пророк и это его обязанность.
СОВМЕЩЕНИЯ.
Может ли пророк Божий, быть при этом еще и священником?
Или Священник – может ли он одновременно являться и пророком?
Или это несовместимые понятия?
Или наоборот священник и пророк это непременно связанные служения и одно без другого не бывает?
Попробуем ответить на эти вопросы!
Итак, начнем вот с чего:
Ам.1:1 Слова Амоса, одного из пастухов Фекойских, которые он [слышал] в видении об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года перед землетрясением.
Книга пророка Амоса. Кем он был? Священником? Нет – он был простым пастухом! Но Бог через него решил обратиться к народу и соделал его Своим пророком.
Итак – можно быть пророком, не будучи при этом священником.
Исх.3:1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского.
Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.
Но нигде мы не читаем о пророческих талантах Иофора… Т.е. вполне себе возможно предположить, что и священник – не обязательно пророк.
Но продолжаем, возвращаемся назад в Быт.20:7, где Господь называет Авраама – пророком, но тут-же говорит и о его священнической функции.
Т.е. Авраам – уже сочетал в себе, как функции священника, так и функции пророка.
Или Моисей – он соединял в себе, и функции священника, и функции пророка и даже функции царя, т.е. мирской власти.
Не зря – Моисей назван вождем Израиля, потому что совмещал в себе все эти функции.
Так что пророк – это необязательно священник, как и священник – это не обязательно пророк.
Более того, есть примеры когда священники-отступники получали откровения Божии и озвучивали их, как например Кайафа, который провозгласил: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» Ин.11:50.
И даже есть пример пророка-богоотступника – такого, как Валаам.
Т.е. пророческий дар – не является гарантией личной праведности и спасения.
Это одно из заблуждений тех кто уповает на дары Духа Святого… ☹
О СВЯЩЕННИКАХ - ПЕРВЕНЦАХ.
В Библии мы видим несколько различных священников – Каин, Авель, Ной, Аарон, Иофор, Моисей, Илия…
Есть некие признаки, по которым мы можем их классифицировать, чтобы понять как они соотносятся между собой…
Например Каин.
С чего я вообще взял, что он – священник? Ведь этого нигде не сказано о нем.
А вот с чего – с двух моментов, известных из Писания нам о нем:
1) Быт.4:1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
2) Быт.4:3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
Скажете что принесение даров – это сильная натяжка, по отношению к Каину, чтобы считать его священником?
Однако вот смотрите – слова Евы: «приобрела я человека от Господа».
Она пребывала в полной уверенности, что он и есть то самое семя, обещанное Богом, для ее спасения…
Соответственно она и воспитывала Каина именно в таком статусе.
Это не было ее одномоментным заблуждением, нет.
Она выпестовала эту мысль долго.
Из чего это следует?
а) из имени первенца, т.е. Каина.
б) из имени его младшего брата – Авеля.
Почему она назвала первенца Каином? – потому что считала что приобрела от Господа – спасителя.
Почему второго сына она назвала Авелем? – потому что считала его бессмысленным, пустым.
Его имя означает:
1. суета, пустота, тщета, напраслина;
2. дуновение, дыхание.
«Логику» ее мыслей можно понять так – мол если Каин – это наш спаситель – то самое СЕМЯ, то зачем тогда нужен второй сын? – видимо – это Бог чего-то там недодумал, наверное это нечто ненужное…
То что она руководствовалась этой «логикой» не один год, а как минимум от рождения Каина до рождения Авеля – это очевидно. А между их рождениями прошло ну-у, как минимум один год, а то и несколько. И всё это время она считала Каина спасителем.
Понимаете?
А из этого следует что вряд ли она и в дальнейшем оставила эту «логику».
Что скорей всего и привело Каина к когнитивному диссонансу, мол я-же спаситель, но Бог не мою жертву принял, а Авеля – пустышки?
И это его сильно задевало, что и привело в конце концов к братоубийству. Но это другая тема. Сейчас же важно увидеть – священство по типу первенца!
Этот тип священства, до сих пор очень сильно развит у многих немонотеистических народов.
Кого можно еще отнести к этому типу священства?
Возможно Иов! Вот что он говорит друзьям своим о себе:
Иов.29:7 когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое, -
Иов.29:8 юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли;
Иов.29:9 князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои;
Иов.29:10 голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их.
Очевидно, что он обладал судебной если не царской властью, ибо у ворот городов собирался суд, как известно.
А такую власть он, наверное, мог получить, по наследству, будучи первенцем.
И как священник в конце он должен будет принести жертву и ходатайствовать за тех своих друзей, если помните:
Иов.42:8 Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.
продолжение следует...
Комментарий