Этот момент, мной уже разъяснялся и расписывался тут неоднократно.
Но оказалось, что найти это не представляется возможным.
А вопрос весьма и весьма значимый, поэтому я и решил записать эту тему!
Ни для кого не секрет, что Имя Бога - чрезвычайно важно.
Моисей спрашивал у Творца, как именовать Его - старейшинам, когда он вернется в Египет, чтобы руководить Исходом евреев из Египта:
Исх.3:13 И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам.
А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?
Интересен и другой момент - момент молитвы, пасторской молитвы Иисуса в Гефсимании:
Иоан.17:6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира;
они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.
И вообще сам вопрос именования Творца широко обсуждаем в самом Писании. Вот например:
Прит.30:4 Кто восходил на небо и нисходил?
кто собрал ветер в пригоршни свои?
кто завязал воду в одежду?
кто поставил все пределы земли?
какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?
И оказывается, что вопрос сей непраздный и весьма полезный, для рассуждения.
Что такое имя, вообще?
Имя - это некое обращение к какой-то личности!
Это сегодня имена детям, родители дают исходя из того как им кажется - благозвучно ли оно или нет?
Но в начале - имя, означало суть!
Причем практически у всех народов. Можно, в качестве примера, вспомнить имена у индейских племен Северной Америки: Сидящий Бык, Сильная Рука, Танцующий с волками и пр...
И в связи с этим возникает вопрос - а как тогда именовать Творца?
Творец, Создатель, Всемогущий, Животворящий, Всемилостивый, Истинный, ... или еще как-то?
И оказывается, что все это только Его проявления, а Сам Он много больше любого из имен, которые мы можем Ему присвоить.
Поэтому вопрос Его именования много шире! Я предлагаю выделить три аспекта:
1) какими терминами мы именуем не Его Самого, а лишь Его проявления, коих много и они различны.
2) каким общим термином, мы можем именовать совокупность всех Его проявлений.
3) Его настоящее Имя.
Первое - именование Его проявлений: ЙХВХ, Элогим, Эль, Шаддай, Цеваот(Саваоф) и тд и тп...
Второе - как мы Его все проявления называем - Бог, Творец, Создатель, Всемогущий, Бог Библии, ЙХВХ и тд и тп... строго говоря - это не совсем Библейские термины, хотя они и есть в Библии, но тем не менее, это скорее поэтический приём называемый СИНЕКДОХА, когда мы частью именуем нечто общее, но опять-же, это не Сам Он... Но буду стараться далее именовать Его Творцом(в этом смысле).
Третье - Имя Его, Его сущность - оно непроизносимо устами. Это некий Духовный термин и вот как раз именно это Имя и открыл Иисус - ученикам Своим. Оно не может быть записано на бумаге, не может быть произнесено устами... Иначе стих - Ин.17:6 - просто бессмыслица какая-то.
Понятно, что третье - даётся только Христом через Духа Святого и не об этом я буду говорить.
Так-же понятно, что второе - это чисто местечковые именования, на которые я лично повлиять тоже не могу...
Так что разговор я хочу здесь вести за первое - за проявления Его в нашем мире.
И вот что интересно, в самых первых главах Писания употребляются только два именования Его проявлений: ЙХВХ и Элогим.
Есть несколько попыток объяснения этого феномена.
1) Есть атеистический вариант, широко разрекламированный Айзеком Азимовым - о нескольких источниках Писания, так называемых - Яхвисте и Жреческом кодексе...
из которых впоследствии слепили единую Тору, и в нее попали оба эти имени, как дань той и другой традиции...
2) Есть вот то что тут исповедует Вовчик, в его упорным желанием отстоять свои два сотворения мира и два потопа...
3) ну и есть логичная точка зрения, которую выше я уже озвучил, что невозможно дать устами Имя тому, Кто не вмещается в наш мир... Поэтому и имена, находящиеся в Библии - объясняют лишь те или иные Его проявления в нашем мире.
Естественно я, исповедую именно эту точку зрения. И говорю именно о ней.
Давайте проанализируем изменения именований Его на протяжении первых шести глав:
1) 1:1 - 2:3 - Бог(Элогим),
2) 2:4 - 3:1а - Господь Бог(ЙХВХ Элогим),
3) 3:1б - 3:8а - Бог(Элогим),
4) 3:8б - 3:24 - Господь Бог(ЙХВХ Элогим),
5) 4:1 - 4:24 - Господь(ЙХВХ),
6) 4:25 - Бог(Элогим),
7) 4:26 - Господь(ЙХВХ),
8) 5:1 - 5:28 - Бог(Элогим),
9) 5:29 - 6:8 - Господь(ЙХВХ),
10) 6:9 - 6:22 - Бог(Элогим)...
При поверхностном прочтении создаётся впечатление о случайности того или иного именования...
Мол - автор Писания сам не знал, поэтому именовал Его когда как ему в голову взбредало...
Однако, если внимательно присмотреться, то можно увидеть следующее слово Элогим - происходит из корня Сила(Эль), поэтому Элогим в контексте применения этого именования к Творцу означает Того единого, Кто обладает ВСЕМИ СИЛАМИ!
С этом смысле Элогим показывает Его проявление, как Законодателя и Судию.
И исходя из этого именование Элогим - означает Его проявления как Законодателя и Судии.
А вот ЙХВХ - это именование проявления Его Милости в нашем мире.
1) К примеру - вплоть до 2:3 - не было на земле человека, а значит не было никого к кому можно было бы применять Милость!
Творец там проявлял Себя, только как Законодатель - Он сказал и становилось так, только так, и никак иначе.
2) Но вот начинается этап воплощения(2:7 лицор, не путать с ливро из 1:27) человека и с этого момента Творец начинает именоваться - ЙХВХ Элогим, т.е. не только как Законодатель и Судия, но еще и как Милующий отец!
3) Далее - на авансцену выходит змей, для него качество Милости незнакомо, для него Творец - только Законодатель и Судия, потому он именует Его - Бог(Элогим).
Жена, увлечена его словами и вслед за змеем начинает именовать его тоже Бог, а не Господь Бог, заканчивается это нехорошо... во-первых она добавляет в Его заповедь - отсебятину, и тут же нарушает как свою отсебятину, так и исходную заповедь. Свершается грехопадение.
4) Творец должен как-то реагировать. И мы видим Его реакцию 3:8б и до конца главы... Если бы Он применил к людям только качество Судьи - то Он бы во мгновение ока испепелил бы их. Адам, чувствуя это и спрятался от Него, чувство стыда возникло именно как проявление нарушения Его заповеди.
Видите?
начинается с увлечения жены словами змея, который каким-то образом смог сокрыть от нее качество милости Творца.
а заканчивается всё стыдом, и страхом перед Творцом.
Творец проявляет оба качества и Суд и Милость, по отношению к человекам. Как Судья - Он изгнал их из Эдема, а как Милосердный Отец не убил, а дал надежду на спасение через "Семя Жены". Да наказание суровое, и мы все до сих пор страдаем на этом пути, но ... и совершенное тоже весьма сильно испортило мир, в него вошли грех и грехом смерть, если помните, поэтому путь исправления такой тяжелый...
И мы пока на этом пути...
5) Вот Адам с Евой оказались вне Эдема, где у них не было забот и поэтому Творец должен их поддерживать, иначе они не выживут. Поэтому Он вообще исключает своё качество Судьи, по отношению к ним... и остаётся только качество Милости.
6) Но Ева, которая в начале чеетвертой главы видела в Творце только милость(приобрела я человека от ЙХВХ), теперь, по прошествии времени, пережившая смерть Авеля, потерю Каина и пр... невзгоды реальной жизни, уже видит в Творце только качество судьи, поэтому в 4:25 она именует Его Бог - Элогим.
7) Однако во времена Еноса, люди стали видеть в Нем не только Судью, но еще и Его Милость, и поэтому стали призывать именно ее на себя!
8) в пятой главе - описывается процесс восхождения человека к Творцу. Это схема нашего восхождения, и через 10 имен патриархов - даны этапы нашего восхождения.
Это как схема маршрута поезда, установленная руководством Ж/Д, поэтому там Творец именуется Бог(Элогим) - это проявление Его как Законодателя.
Начинается она со "станции" Адам(глина, красная земля, т.е. плотское содержание),
А заканчивается такими станциями - "Ламех" - ослабляющий(действие греха), "Мафусал"(Метушелах - отгоняющий смерть) и "Ной"(утешитель).
Метушелах(в синодальном Мафусаил) здесь в родословии Сифа - не надо путать с Метушаэлем из родословия Каина(в синодальном тоже Мафусаил) - Тут Метушаэль - означает - призывающий смерть, фактически - самоубийца, в отличие от Метушелаха из родословия Сифа.
9) Начинается жизнеописание Ноя
И тут Творец проявляет ему Своё качество Милости, поэтому тут ЙХВХ.
10) Далее - суд над всеми остальными - потоп, и к потонувшему человечеству проявляется Его качество Суда - Элогим...
и так далее и тому подобное...
Как видите - никакого спонтанного. стихийного, случайного, стохастического именования Творца. Всё подчинено этой логике.
Образно, об этой логике говорит нам и книга Песня Песней. Там оба этих качества Божиих, предстают пред нами в виде рук возлюбленного Суламифи:
Песн.2:6 Левая рука его у меня под
головою, а правая обнимает меня.
Правая рука - это Его Милость, ею Он обнимает нас, а Левая рука - Его Суд, поэтому она у нас под головой - взвешивает и измеряет наши помыслы, решения и действия.
Причем это повторяется дважды в Песне Песней! Вот второй раз:
Песн.8:3 Левая рука его у меня под
головою, а правая обнимает меня.
Эта книга Библии, как бы начинается с этого утверждения. Им-же и заканчивается!
Есть притча о том, как Бог планировал сотворить наш мир!
И Он думал, если буду творить его только судом, то это будет безрадостный, жестокий мир.
А если только милостью, то он скатится в бездну греха.
И поэтому Творец решил творить наш мир и Судом и Милостью!
Но оказалось, что найти это не представляется возможным.
А вопрос весьма и весьма значимый, поэтому я и решил записать эту тему!
Ни для кого не секрет, что Имя Бога - чрезвычайно важно.
Моисей спрашивал у Творца, как именовать Его - старейшинам, когда он вернется в Египет, чтобы руководить Исходом евреев из Египта:
Исх.3:13 И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам.
А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?
Интересен и другой момент - момент молитвы, пасторской молитвы Иисуса в Гефсимании:
Иоан.17:6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира;
они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.
И вообще сам вопрос именования Творца широко обсуждаем в самом Писании. Вот например:
Прит.30:4 Кто восходил на небо и нисходил?
кто собрал ветер в пригоршни свои?
кто завязал воду в одежду?
кто поставил все пределы земли?
какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?
И оказывается, что вопрос сей непраздный и весьма полезный, для рассуждения.
Что такое имя, вообще?
Имя - это некое обращение к какой-то личности!
Это сегодня имена детям, родители дают исходя из того как им кажется - благозвучно ли оно или нет?
Но в начале - имя, означало суть!
Причем практически у всех народов. Можно, в качестве примера, вспомнить имена у индейских племен Северной Америки: Сидящий Бык, Сильная Рука, Танцующий с волками и пр...
И в связи с этим возникает вопрос - а как тогда именовать Творца?
Творец, Создатель, Всемогущий, Животворящий, Всемилостивый, Истинный, ... или еще как-то?
И оказывается, что все это только Его проявления, а Сам Он много больше любого из имен, которые мы можем Ему присвоить.
Поэтому вопрос Его именования много шире! Я предлагаю выделить три аспекта:
1) какими терминами мы именуем не Его Самого, а лишь Его проявления, коих много и они различны.
2) каким общим термином, мы можем именовать совокупность всех Его проявлений.
3) Его настоящее Имя.
Первое - именование Его проявлений: ЙХВХ, Элогим, Эль, Шаддай, Цеваот(Саваоф) и тд и тп...
Второе - как мы Его все проявления называем - Бог, Творец, Создатель, Всемогущий, Бог Библии, ЙХВХ и тд и тп... строго говоря - это не совсем Библейские термины, хотя они и есть в Библии, но тем не менее, это скорее поэтический приём называемый СИНЕКДОХА, когда мы частью именуем нечто общее, но опять-же, это не Сам Он... Но буду стараться далее именовать Его Творцом(в этом смысле).
Третье - Имя Его, Его сущность - оно непроизносимо устами. Это некий Духовный термин и вот как раз именно это Имя и открыл Иисус - ученикам Своим. Оно не может быть записано на бумаге, не может быть произнесено устами... Иначе стих - Ин.17:6 - просто бессмыслица какая-то.
Понятно, что третье - даётся только Христом через Духа Святого и не об этом я буду говорить.
Так-же понятно, что второе - это чисто местечковые именования, на которые я лично повлиять тоже не могу...
Так что разговор я хочу здесь вести за первое - за проявления Его в нашем мире.
И вот что интересно, в самых первых главах Писания употребляются только два именования Его проявлений: ЙХВХ и Элогим.
Есть несколько попыток объяснения этого феномена.
1) Есть атеистический вариант, широко разрекламированный Айзеком Азимовым - о нескольких источниках Писания, так называемых - Яхвисте и Жреческом кодексе...
из которых впоследствии слепили единую Тору, и в нее попали оба эти имени, как дань той и другой традиции...
2) Есть вот то что тут исповедует Вовчик, в его упорным желанием отстоять свои два сотворения мира и два потопа...
3) ну и есть логичная точка зрения, которую выше я уже озвучил, что невозможно дать устами Имя тому, Кто не вмещается в наш мир... Поэтому и имена, находящиеся в Библии - объясняют лишь те или иные Его проявления в нашем мире.
Естественно я, исповедую именно эту точку зрения. И говорю именно о ней.
Давайте проанализируем изменения именований Его на протяжении первых шести глав:
1) 1:1 - 2:3 - Бог(Элогим),
2) 2:4 - 3:1а - Господь Бог(ЙХВХ Элогим),
3) 3:1б - 3:8а - Бог(Элогим),
4) 3:8б - 3:24 - Господь Бог(ЙХВХ Элогим),
5) 4:1 - 4:24 - Господь(ЙХВХ),
6) 4:25 - Бог(Элогим),
7) 4:26 - Господь(ЙХВХ),
8) 5:1 - 5:28 - Бог(Элогим),
9) 5:29 - 6:8 - Господь(ЙХВХ),
10) 6:9 - 6:22 - Бог(Элогим)...
При поверхностном прочтении создаётся впечатление о случайности того или иного именования...
Мол - автор Писания сам не знал, поэтому именовал Его когда как ему в голову взбредало...
Однако, если внимательно присмотреться, то можно увидеть следующее слово Элогим - происходит из корня Сила(Эль), поэтому Элогим в контексте применения этого именования к Творцу означает Того единого, Кто обладает ВСЕМИ СИЛАМИ!
С этом смысле Элогим показывает Его проявление, как Законодателя и Судию.
И исходя из этого именование Элогим - означает Его проявления как Законодателя и Судии.
А вот ЙХВХ - это именование проявления Его Милости в нашем мире.
1) К примеру - вплоть до 2:3 - не было на земле человека, а значит не было никого к кому можно было бы применять Милость!
Творец там проявлял Себя, только как Законодатель - Он сказал и становилось так, только так, и никак иначе.
2) Но вот начинается этап воплощения(2:7 лицор, не путать с ливро из 1:27) человека и с этого момента Творец начинает именоваться - ЙХВХ Элогим, т.е. не только как Законодатель и Судия, но еще и как Милующий отец!
3) Далее - на авансцену выходит змей, для него качество Милости незнакомо, для него Творец - только Законодатель и Судия, потому он именует Его - Бог(Элогим).
Жена, увлечена его словами и вслед за змеем начинает именовать его тоже Бог, а не Господь Бог, заканчивается это нехорошо... во-первых она добавляет в Его заповедь - отсебятину, и тут же нарушает как свою отсебятину, так и исходную заповедь. Свершается грехопадение.
4) Творец должен как-то реагировать. И мы видим Его реакцию 3:8б и до конца главы... Если бы Он применил к людям только качество Судьи - то Он бы во мгновение ока испепелил бы их. Адам, чувствуя это и спрятался от Него, чувство стыда возникло именно как проявление нарушения Его заповеди.
Видите?
начинается с увлечения жены словами змея, который каким-то образом смог сокрыть от нее качество милости Творца.
а заканчивается всё стыдом, и страхом перед Творцом.
Творец проявляет оба качества и Суд и Милость, по отношению к человекам. Как Судья - Он изгнал их из Эдема, а как Милосердный Отец не убил, а дал надежду на спасение через "Семя Жены". Да наказание суровое, и мы все до сих пор страдаем на этом пути, но ... и совершенное тоже весьма сильно испортило мир, в него вошли грех и грехом смерть, если помните, поэтому путь исправления такой тяжелый...
И мы пока на этом пути...
5) Вот Адам с Евой оказались вне Эдема, где у них не было забот и поэтому Творец должен их поддерживать, иначе они не выживут. Поэтому Он вообще исключает своё качество Судьи, по отношению к ним... и остаётся только качество Милости.
6) Но Ева, которая в начале чеетвертой главы видела в Творце только милость(приобрела я человека от ЙХВХ), теперь, по прошествии времени, пережившая смерть Авеля, потерю Каина и пр... невзгоды реальной жизни, уже видит в Творце только качество судьи, поэтому в 4:25 она именует Его Бог - Элогим.
7) Однако во времена Еноса, люди стали видеть в Нем не только Судью, но еще и Его Милость, и поэтому стали призывать именно ее на себя!
8) в пятой главе - описывается процесс восхождения человека к Творцу. Это схема нашего восхождения, и через 10 имен патриархов - даны этапы нашего восхождения.
Это как схема маршрута поезда, установленная руководством Ж/Д, поэтому там Творец именуется Бог(Элогим) - это проявление Его как Законодателя.
Начинается она со "станции" Адам(глина, красная земля, т.е. плотское содержание),
А заканчивается такими станциями - "Ламех" - ослабляющий(действие греха), "Мафусал"(Метушелах - отгоняющий смерть) и "Ной"(утешитель).
Метушелах(в синодальном Мафусаил) здесь в родословии Сифа - не надо путать с Метушаэлем из родословия Каина(в синодальном тоже Мафусаил) - Тут Метушаэль - означает - призывающий смерть, фактически - самоубийца, в отличие от Метушелаха из родословия Сифа.
9) Начинается жизнеописание Ноя
И тут Творец проявляет ему Своё качество Милости, поэтому тут ЙХВХ.
10) Далее - суд над всеми остальными - потоп, и к потонувшему человечеству проявляется Его качество Суда - Элогим...
и так далее и тому подобное...
Как видите - никакого спонтанного. стихийного, случайного, стохастического именования Творца. Всё подчинено этой логике.
Образно, об этой логике говорит нам и книга Песня Песней. Там оба этих качества Божиих, предстают пред нами в виде рук возлюбленного Суламифи:
Песн.2:6 Левая рука его у меня под
головою, а правая обнимает меня.
Правая рука - это Его Милость, ею Он обнимает нас, а Левая рука - Его Суд, поэтому она у нас под головой - взвешивает и измеряет наши помыслы, решения и действия.
Причем это повторяется дважды в Песне Песней! Вот второй раз:
Песн.8:3 Левая рука его у меня под
головою, а правая обнимает меня.
Эта книга Библии, как бы начинается с этого утверждения. Им-же и заканчивается!
Есть притча о том, как Бог планировал сотворить наш мир!
И Он думал, если буду творить его только судом, то это будет безрадостный, жестокий мир.
А если только милостью, то он скатится в бездну греха.
И поэтому Творец решил творить наш мир и Судом и Милостью!

Комментарий