Кто-то может и почитает эти размышления.
«Одного тебе недостает»
Мк 10:17-27
Читая Библию, полезно «перевоплощаться» в некоторых ее персонажей. Но иногда этого лучше не делать. Хотя получается само.
Когда мы читаем ответ Иисуса богатому юноше, мы будто забываем все известное нам содержание Благой Вести, весь евангельский контекст и перевоплощаемся в этого юношу со всей готовностью и со всей наивностью. В результате смысл ответа Иисуса от нас ускользает так же, как он ускользнул от этого юноши, и мы не замечаем всей грустной иронии этого ответа.
Но ведь удивительно, что такая читательская наивность вообще возможна. Причем смысл ускользал и от древних переписчиков, которые в первоначальный текст 24-го стиха «Дети мои, как трудно войти в Царство Бога» (см. современные переводы) вставили: «надеющимся на богатство» (а почитатели Синодального перевода попались и на эту удочку, делая глубокомысленные выводы из этой вставки).
Как мы читаем Библию, что не видим очевидного? Юноша спрашивает: «что мне делать, чтобы получить вечную жизнь?» (ст. 17). Мы забыли христианскую истину о том, что вечную жизнь нельзя получить никакими заслугами? И мы ухитряемся ответ Иисуса о продаже имения воспринимать в качестве рецепта получения вечной жизни (не видя всего подтекста), даже несмотря на последующие слова Христа «Для людей это невозможно» (ст. 27).
При этом кроме наивного перевоплощения современного читателя в богатого юношу у него есть еще одна проблема: наш современник не знает, что такое богатство в религиозном сознании современников Иисуса (поэтому, кстати, не совсем улавливает причину удивления учеников). Богатство воспринималось как подтверждение праведности. И только помня это, можно увидеть нечто важное: дело не в том, что юноша был скуп и сребролюбив, а в том, что произошло посягательство на его «богословие». Если богатство это свидетельство праведности (свидетельство якобы от Бога), то получается, что Иисус предлагает юноше расстаться с этим свидетельством собственного благочестия, с этой гарантией собственного «спасения».
Иисус посягает на незыблемость железобетонной человеческой религиозности. Кстати, ее ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ здесь принципиальна. Мы как-то пропускаем загадочные слова «что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (ст. 18). Зачем вообще эта реплика? А она очень важна. Юноша рассказывает Господу о собственной БЛАГОСТИ; его обращение «Учитель благий» оказывается для Иисуса прекрасным поводом указать на некое фундаментальное заблуждение этого юноши. Но для нас некоторой проблемой может быть лаконичность Иисуса. Он не пускается в подробные богословские объяснения. Вместо этого Он ставит юношу перед жизненным фактом, создает для него ситуацию, которая должна сама высветить несостоятельность его религиозной картины мира.
Чтобы нам совсем стало понятно, давайте попробуем перефразировать ответ Иисуса:
Одного тебе недостает откажись от своего самого главного богатства, то есть уверенности в собственной праведности.
Это «одно», которого недостает, оказывается самым главным, без чего все остальное теряет смысл. И в этом плане это «одно» вовсе не одно. «Одного тебе недостает» означает, что тебе НИЧЕГО недостает.
Вернемся еще раз к мысли про весь библейский контекст, который мы с легкостью забываем, когда читаем ответ Христа, а заодно посмотрим, как интересно этот контекст соотносится с тем, что мы сказали о роли богатства в религиозном сознании современников Иисуса. Конечно же, я намекаю на знаменитые слова, обращенные к лаодикийской церкви: «Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр 3:17). Кстати, сразу же сопоставим слова о том, что Иисус, взглянув на юношу, «полюбил его», со словами, завершающими обращение к лаодикийской церкви: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр 3:19).
Итак, «одного тебе недостает» грустная ирония. Давайте продолжим возможные перифразы, которые могли бы звучать для кого-то актуально и сегодня:
Одного тебе недостает если ты думаешь, что заслужил спасение исполнением Закона, вспомни, что «человекам это невозможно»;
Одного тебе недостает признай, что то, что ты считаешь своей ортодоксальностью, религиозный мусор;
Одного тебе недостает покайся перед Богом;
Одного тебе недостает уверуй во Христа, ибо ты в Него еще просто не уверовал
Ведь есть еще одна опасность по отношению к прочитанному отрывку и это парадоксально. Мы отождествляем себя с этим юношей лишь на один миг, а потом вспоминаем, что никакого большого имения у нас нет, а поэтому вся эта коллизия для нас неактуальна, а значит вся история вообще «не про нас». На самом же деле проблема универсальна: после перечисления всего того, что мы удачно сделали в рамках собственной религиозности, нам всегда будет недоставать «одного», то есть самого Бога, который один только и может нас спасти.
«Одного тебе недостает»
Мк 10:17-27
Читая Библию, полезно «перевоплощаться» в некоторых ее персонажей. Но иногда этого лучше не делать. Хотя получается само.
Когда мы читаем ответ Иисуса богатому юноше, мы будто забываем все известное нам содержание Благой Вести, весь евангельский контекст и перевоплощаемся в этого юношу со всей готовностью и со всей наивностью. В результате смысл ответа Иисуса от нас ускользает так же, как он ускользнул от этого юноши, и мы не замечаем всей грустной иронии этого ответа.
Но ведь удивительно, что такая читательская наивность вообще возможна. Причем смысл ускользал и от древних переписчиков, которые в первоначальный текст 24-го стиха «Дети мои, как трудно войти в Царство Бога» (см. современные переводы) вставили: «надеющимся на богатство» (а почитатели Синодального перевода попались и на эту удочку, делая глубокомысленные выводы из этой вставки).
Как мы читаем Библию, что не видим очевидного? Юноша спрашивает: «что мне делать, чтобы получить вечную жизнь?» (ст. 17). Мы забыли христианскую истину о том, что вечную жизнь нельзя получить никакими заслугами? И мы ухитряемся ответ Иисуса о продаже имения воспринимать в качестве рецепта получения вечной жизни (не видя всего подтекста), даже несмотря на последующие слова Христа «Для людей это невозможно» (ст. 27).
При этом кроме наивного перевоплощения современного читателя в богатого юношу у него есть еще одна проблема: наш современник не знает, что такое богатство в религиозном сознании современников Иисуса (поэтому, кстати, не совсем улавливает причину удивления учеников). Богатство воспринималось как подтверждение праведности. И только помня это, можно увидеть нечто важное: дело не в том, что юноша был скуп и сребролюбив, а в том, что произошло посягательство на его «богословие». Если богатство это свидетельство праведности (свидетельство якобы от Бога), то получается, что Иисус предлагает юноше расстаться с этим свидетельством собственного благочестия, с этой гарантией собственного «спасения».
Иисус посягает на незыблемость железобетонной человеческой религиозности. Кстати, ее ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ здесь принципиальна. Мы как-то пропускаем загадочные слова «что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (ст. 18). Зачем вообще эта реплика? А она очень важна. Юноша рассказывает Господу о собственной БЛАГОСТИ; его обращение «Учитель благий» оказывается для Иисуса прекрасным поводом указать на некое фундаментальное заблуждение этого юноши. Но для нас некоторой проблемой может быть лаконичность Иисуса. Он не пускается в подробные богословские объяснения. Вместо этого Он ставит юношу перед жизненным фактом, создает для него ситуацию, которая должна сама высветить несостоятельность его религиозной картины мира.
Чтобы нам совсем стало понятно, давайте попробуем перефразировать ответ Иисуса:
Одного тебе недостает откажись от своего самого главного богатства, то есть уверенности в собственной праведности.
Это «одно», которого недостает, оказывается самым главным, без чего все остальное теряет смысл. И в этом плане это «одно» вовсе не одно. «Одного тебе недостает» означает, что тебе НИЧЕГО недостает.
Вернемся еще раз к мысли про весь библейский контекст, который мы с легкостью забываем, когда читаем ответ Христа, а заодно посмотрим, как интересно этот контекст соотносится с тем, что мы сказали о роли богатства в религиозном сознании современников Иисуса. Конечно же, я намекаю на знаменитые слова, обращенные к лаодикийской церкви: «Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр 3:17). Кстати, сразу же сопоставим слова о том, что Иисус, взглянув на юношу, «полюбил его», со словами, завершающими обращение к лаодикийской церкви: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр 3:19).
Итак, «одного тебе недостает» грустная ирония. Давайте продолжим возможные перифразы, которые могли бы звучать для кого-то актуально и сегодня:
Одного тебе недостает если ты думаешь, что заслужил спасение исполнением Закона, вспомни, что «человекам это невозможно»;
Одного тебе недостает признай, что то, что ты считаешь своей ортодоксальностью, религиозный мусор;
Одного тебе недостает покайся перед Богом;
Одного тебе недостает уверуй во Христа, ибо ты в Него еще просто не уверовал
Ведь есть еще одна опасность по отношению к прочитанному отрывку и это парадоксально. Мы отождествляем себя с этим юношей лишь на один миг, а потом вспоминаем, что никакого большого имения у нас нет, а поэтому вся эта коллизия для нас неактуальна, а значит вся история вообще «не про нас». На самом же деле проблема универсальна: после перечисления всего того, что мы удачно сделали в рамках собственной религиозности, нам всегда будет недоставать «одного», то есть самого Бога, который один только и может нас спасти.






Комментарий