Люди не хотят осмысливать веру. Неотомизм - официальная философия Католической Церкви.
Рождение неотомизма приходится на 70-е годы XIX века и связано с решениями I Ватиканского собора (1869-1870 гг.) В 1879 году в энциклике папы Льва XIII (энциклика послание Папы Римского, адресованное всем католикам), философия Фомы Аквинского была объявлена единственно истинной и "вековечной". В 1893 году был создан и Высший институт философии (Бельгия) ведущий центр неотомизма вплоть до нашего времени. В 1914 г. папа Пий X огласил программный документ неотомизма "24 томистских тезиса", в которых излагались основные онтологические, антропологические и другие положения современной католической философии.
Основополагающий принцип неотомизма раскрывается в требовании гармонии веры и разума. Вера и разум в неотомизме не антиподы, а два потока, два способа достижения одной и той же цели познания Бога. Высшим актом веры является божественное Откровение, которое является также и высшим способом познания мира. Отталкиваясь от идеи Фомы Аквинского, что "Вера это божественная подсказка", неотомисты выделяют три формы постижения истины: науку, философию, теологию. Низшей из них является наука. Она только описывает явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Философия более высокая ступень рационального познания. Она является учением о бытии, сущности каждой вещи. Главной задачей философии является познание Бога как первопричины и конечной цели всех вещей. Развивая тезис Петра Дамиани о философии как служанке богословия, неотомисты уточняют: "Фидеизм (фидеизм направление философской мысли, ставящее веру на место знания) ослабляет богословие, увольняя эту служанку; рационализм освобождает эту служанку от крепостной зависимости. Одно непрактично, другое нетерпимо. Философия есть и должна быть служанкой веры". Апеллируя к "свету разума", неотомисты обосновывают догматы о существовании Бога, бессмертии души. При этом некоторые догматы, например, Боговоплощения, воскресения, троичности бога, считаются принципиально непостижимыми средствами философии и науки. Они раскрываются только на основе теологии.
Теология оказывается одновременно и вершиной рационального знания, и знанием нерациональным, сверхразумным верой. Получается, что вера не только расширяет границы разума, но и является окончательным критерием истины в силу того, что, будучи носителем Божественного откровения, непогрешима.
Таким образом, истины веры не могут противоречить истинам разума, ибо Бог есть творец и Откровения, и разума, а противоречить же себе Он в принципе не способен.
Рождение неотомизма приходится на 70-е годы XIX века и связано с решениями I Ватиканского собора (1869-1870 гг.) В 1879 году в энциклике папы Льва XIII (энциклика послание Папы Римского, адресованное всем католикам), философия Фомы Аквинского была объявлена единственно истинной и "вековечной". В 1893 году был создан и Высший институт философии (Бельгия) ведущий центр неотомизма вплоть до нашего времени. В 1914 г. папа Пий X огласил программный документ неотомизма "24 томистских тезиса", в которых излагались основные онтологические, антропологические и другие положения современной католической философии.
Основополагающий принцип неотомизма раскрывается в требовании гармонии веры и разума. Вера и разум в неотомизме не антиподы, а два потока, два способа достижения одной и той же цели познания Бога. Высшим актом веры является божественное Откровение, которое является также и высшим способом познания мира. Отталкиваясь от идеи Фомы Аквинского, что "Вера это божественная подсказка", неотомисты выделяют три формы постижения истины: науку, философию, теологию. Низшей из них является наука. Она только описывает явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Философия более высокая ступень рационального познания. Она является учением о бытии, сущности каждой вещи. Главной задачей философии является познание Бога как первопричины и конечной цели всех вещей. Развивая тезис Петра Дамиани о философии как служанке богословия, неотомисты уточняют: "Фидеизм (фидеизм направление философской мысли, ставящее веру на место знания) ослабляет богословие, увольняя эту служанку; рационализм освобождает эту служанку от крепостной зависимости. Одно непрактично, другое нетерпимо. Философия есть и должна быть служанкой веры". Апеллируя к "свету разума", неотомисты обосновывают догматы о существовании Бога, бессмертии души. При этом некоторые догматы, например, Боговоплощения, воскресения, троичности бога, считаются принципиально непостижимыми средствами философии и науки. Они раскрываются только на основе теологии.
Теология оказывается одновременно и вершиной рационального знания, и знанием нерациональным, сверхразумным верой. Получается, что вера не только расширяет границы разума, но и является окончательным критерием истины в силу того, что, будучи носителем Божественного откровения, непогрешима.
Таким образом, истины веры не могут противоречить истинам разума, ибо Бог есть творец и Откровения, и разума, а противоречить же себе Он в принципе не способен.
Комментарий