Сказки святых отцов.

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Oleksiy
    Ветеран

    • 30 April 2013
    • 3532

    #1

    Сказки святых отцов.

    Заранее прошу прощения у глубоко верующих в предания людей, но считаю эту тему достойной обсуждения в христианской среде. Вопрос касается доверия к т.н. отцам церкви. Эти люди решали, что является догматом церкви, а что ересью. Понятно, что такой человек должен быть честным по отношению к своим читателям и уж ни в коем случае не должен быть невменяемым сказочником, который может "наплести кучу небылиц и глазом не моргнуть".


    Итак, начнем. Вот одна небылица, о которой поведал Д. Моисеев в своей статье "Ошибались ли святые?":


    "И, безусловно, нельзя требовать от христианина, почитающего св. отцов, признания реальности существования птицы Феникс, о которой повествует выдающийся Отец Церкви рубежа I-II вв. сщмч. Климент Римский: "Около Аравии есть птица, которая называется Феникс. Она рождается только одна и живет по пяти сот лет. Приближаясь к своему разрушению смертному, она делает себе гнездо, в которое, по исполнении своего времени, входит и умирает. Из согнивающего же тела рождается червь, который, питаясь влагою умершего животного, оперяется" (I Посл. к Коринфянам, гл. XXV. Писания мужей апостольских, Рига, 1994, стр.128). О той же птице говорит и Тертуллиан."


    Не знаю как вы, но в свете вышесказанного, всем статьям Климента и Тертуллиана место если не на помойке, то где-то очень близко от нее. Особенно, когда дело касается их сочинений против их оппонентов.
  • Антропос
    Χριστιανός

    • 14 May 2020
    • 1321

    #2
    Сообщение от Oleksiy
    Не знаю как вы, но в свете вышесказанного, всем статьям Климента и Тертуллиана место если не на помойке, то где-то очень близко от нее.
    А если бы о "женщине из ребра" вы узнали не от Моисея, а от Тертуллиана, вы бы и Библию предложили утилизировать? )
    Только подготовленный Верой ум способен открыть
    завесу буквы, скрывающую Истинное Знание.

    Комментарий

    • Анастас
      Ветеран

      • 17 May 2020
      • 3015

      #3
      Сообщение от Oleksiy
      Заранее прошу прощения у глубоко верующих в предания людей, но считаю эту тему достойной обсуждения в христианской среде. Вопрос касается доверия к т.н. отцам церкви. Эти люди решали, что является догматом церкви, а что ересью. Понятно, что такой человек должен быть честным по отношению к своим читателям и уж ни в коем случае не должен быть невменяемым сказочником, который может "наплести кучу небылиц и глазом не моргнуть".


      Итак, начнем. Вот одна небылица, о которой поведал Д. Моисеев в своей статье "Ошибались ли святые?":


      "И, безусловно, нельзя требовать от христианина, почитающего св. отцов, признания реальности существования птицы Феникс, о которой повествует выдающийся Отец Церкви рубежа I-II вв. сщмч. Климент Римский: "Около Аравии есть птица, которая называется Феникс. Она рождается только одна и живет по пяти сот лет. Приближаясь к своему разрушению смертному, она делает себе гнездо, в которое, по исполнении своего времени, входит и умирает. Из согнивающего же тела рождается червь, который, питаясь влагою умершего животного, оперяется" (I Посл. к Коринфянам, гл. XXV. Писания мужей апостольских, Рига, 1994, стр.128). О той же птице говорит и Тертуллиан."


      Не знаю как вы, но в свете вышесказанного, всем статьям Климента и Тертуллиана место если не на помойке, то где-то очень близко от нее. Особенно, когда дело касается их сочинений против их оппонентов.
      Эволюционисты тоже самое говорят.
      у них птица вообще из рыбы получилась.
      А рыба из амебы.
      А амеба из камня

      Комментарий

      • Viktor.o
        Ищущий

        • 20 July 2009
        • 52312

        #4
        Сообщение от Oleksiy
        ...

        Не знаю как вы, но в свете вышесказанного, всем статьям Климента и Тертуллиана место если не на помойке, то где-то очень близко от нее. Особенно, когда дело касается их сочинений против их оппонентов.
        Фантазёры, что скажешь. Один тут форумчанин тоже выкладывал фантазии какого-то свято отца. Тот говорит что телевизоры на свалке вдруг заработают.

        Может быть они святые в поведении? Не шумят, не злятся, любят всех,... но что касается ума - старцы, одним словом.

        Комментарий

        • Котян
          на пути в Иерусалим

          • 01 May 2016
          • 2184

          #5
          Сообщение от Oleksiy
          Итак, начнем. Вот одна небылица, о которой поведал Д. Моисеев в своей статье "Ошибались ли святые?":


          "И, безусловно, нельзя требовать от христианина, почитающего св. отцов, признания реальности существования птицы Феникс, о которой повествует выдающийся Отец Церкви рубежа I-II вв. сщмч. Климент Римский: "Около Аравии есть птица, которая называется Феникс. Она рождается только одна и живет по пяти сот лет. Приближаясь к своему разрушению смертному, она делает себе гнездо, в которое, по исполнении своего времени, входит и умирает. Из согнивающего же тела рождается червь, который, питаясь влагою умершего животного, оперяется" (I Посл. к Коринфянам, гл. XXV. Писания мужей апостольских, Рига, 1994, стр.128). О той же птице говорит и Тертуллиан."
          1 . Феникс как языческий миф из года в года передавался от поколения к поколению.
          Ссылаться на образ Феникса при доказательсвах в догматических диспутах - ветма не правильный шаг.

          2 . Цитату Тертуллиана приведите....
          *суббота для человека*

          Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека;
          (Еккл.12:13)

          Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.
          (Откр.22:14)

          Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса.
          (Откр.14:12)

          Комментарий

          • Андрей1958
            Ветеран

            • 10 September 2019
            • 4925

            #6
            Сообщение от Oleksiy
            выдающийся Отец Церкви рубежа I-II вв. сщмч. Климент Римский: "Около Аравии есть птица, которая называется Феникс. Она рождается только одна и живет по пяти сот лет. Приближаясь к своему разрушению смертному, она делает себе гнездо, в которое, по исполнении своего времени, входит и умирает. Из согнивающего же тела рождается червь, который, питаясь влагою умершего животного, оперяется" (I Посл. к Коринфянам, гл. XXV. Писания мужей апостольских, Рига, 1994, стр.128). О той же птице говорит и Тертуллиан."


            Не знаю как вы, но в свете вышесказанного, всем статьям Климента и Тертуллиана место если не на помойке, то где-то очень близко от нее. Особенно, когда дело касается их сочинений против их оппонентов.
            Если современных христианских богословов и проповедников лишить с детства книг и интернета, то их труды по изучению Библии были бы столь смешны и нелепы, что их не взяли бы не в один юмористический журнал, а только в ежемесячный бюллетень клиники неврозов.

            Комментарий

            • ЯОлег
              Ветеран

              • 03 February 2019
              • 4234

              #7
              Сообщение от Oleksiy
              Сказки святых отцов.
              ...
              Если уж упрекать кого в сказках и небылицах, то почему бы вам не начать с самого грандиозного лжеца и сказочника от "науки" Дарвина, в сказочную ложь которого вот уже почти двести лет верит почти всё безбожное человечество? Ведь именно его лживо-сказочная эволюционная теория до сих пор является основной и утверждается как единственно верная. И именно потому, что она откровенно Богоборческая, а значит сатанинская, она и была подхвачена и насаждена повсюду земными слугами дьявола.

              Почему бы с этой, грандиозной и всемирной сказки-лжи вам не начать? Зачем откапывать и доставать что-то никому не известное, когда на поверхности давно смердит и заражает всех своей явной, откровенной и сатанинской ложью всем известное и открыто навязываемое?

              Или вы, как тот любопытный, из одноимённой басни И.А.Крылова, который всё высматривал в кунсткамере крошечных букашек и козявок, а слона так и не заметил? И какая польза в отцеживании комаров, при поглощении верблюда? Если это не очередной трюк по уводу от главного и распылении внимания на ничего не значащем, имеющий целью перевести внимание со всеобщей, грандиозной лжи на то, что вам не угодно? Ведь это же не что иное, как обозначение ложных целей, с целью увести внимание от главной и действительно Богоборческой.

              Комментарий

              • Пломбир
                Ветеран

                • 27 January 2013
                • 15115

                #8
                Сообщение от ЯОлег
                .....лживо-сказочная эволюционная теория до сих пор является основной и утверждается как единственно верная. И именно потому, что она откровенно Богоборческая, а значит сатанинская, она и была подхвачена и насаждена повсюду земными слугами дьявола. ....
                Плюс к основной мысли хочется подчеркнуть,что это все-таки ТЕОРИЯ ,не подтверждённая жизнью.Но они объявили её истиной в последней инстанции.

                Комментарий

                • Валера life
                  Ветеран.

                  • 02 January 2013
                  • 13792

                  #9
                  Сообщение от Oleksiy
                  Вопрос касается доверия к т.н. отцам церкви. Эти люди решали, что является догматом церкви, а что ересью.
                  Так вроде же не святые отцы выбирали догматы, а соборы. Святые отцы давали предания, то-есть добавки от себя к догматам, не меняя последних.
                  Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом исходящим из уст Божьих

                  Комментарий

                  • Oleksiy
                    Ветеран

                    • 30 April 2013
                    • 3532

                    #10
                    Сообщение от Антропос
                    А если бы о "женщине из ребра" вы узнали не от Моисея, а от Тертуллиана, вы бы и Библию предложили утилизировать? )
                    Вы предлагаете мне не верить в женщину из ребра или верить в то, что птица могла образоваться из червя?

                    - - - Добавлено - - -

                    Сообщение от Анастас
                    Эволюционисты тоже самое говорят.
                    у них птица вообще из рыбы получилась.
                    А рыба из амебы.
                    А амеба из камня
                    Ну так они предполагают, а не пишут об этом, как о случившемся факте. А тут уважаемый церковник именно сочиняет сказки. И чем он лучше эволюционистов?

                    - - - Добавлено - - -

                    Сообщение от ЯОлег
                    Если уж упрекать кого в сказках и небылицах, то почему бы вам не начать с самого грандиозного лжеца и сказочника от "науки" Дарвина, в сказочную ложь которого вот уже почти двести лет верит почти всё безбожное человечество? Ведь именно его лживо-сказочная эволюционная теория до сих пор является основной и утверждается как единственно верная. И именно потому, что она откровенно Богоборческая, а значит сатанинская, она и была подхвачена и насаждена повсюду земными слугами дьявола.

                    Почему бы с этой, грандиозной и всемирной сказки-лжи вам не начать? Зачем откапывать и доставать что-то никому не известное, когда на поверхности давно смердит и заражает всех своей явной, откровенной и сатанинской ложью всем известное и открыто навязываемое?

                    Или вы, как тот любопытный, из одноимённой басни И.А.Крылова, который всё высматривал в кунсткамере крошечных букашек и козявок, а слона так и не заметил? И какая польза в отцеживании комаров, при поглощении верблюда? Если это не очередной трюк по уводу от главного и распылении внимания на ничего не значащем, имеющий целью перевести внимание со всеобщей, грандиозной лжи на то, что вам не угодно? Ведь это же не что иное, как обозначение ложных целей, с целью увести внимание от главной и действительно Богоборческой.
                    Классический пример ухода от ответа путем смены темы. Про дарвина где-то в другой теме поищите.

                    - - - Добавлено - - -

                    Сообщение от Валера life
                    Так вроде же не святые отцы выбирали догматы, а соборы. Святые отцы давали предания, то-есть добавки от себя к догматам, не меняя последних.
                    Сохранились их сочинения, в которых эти догматы отстаиваются. А убеждения людей, которых они прямо называют еретиками, наоборот, клеймятся. Теперь все их книги против ересей не заслуживают внимания, т.к. могут включать в себя никем не проверенные факты.

                    - - - Добавлено - - -

                    Сообщение от Пломбир
                    Плюс к основной мысли хочется подчеркнуть,что это все-таки ТЕОРИЯ ,не подтверждённая жизнью.Но они объявили её истиной в последней инстанции.
                    Теория эволюции - это другая тема. Не хотел бы ее тут обсуждать. Но скажу, что я не встречал ни одного приверженца этой теории, кто был бы на 100% уверен в ее правоте. И, напротив, было много глубокоуважаемых верующих, которые верили в теорию эволюции. Например, Александр Мень.

                    Комментарий

                    • Антропос
                      Χριστιανός

                      • 14 May 2020
                      • 1321

                      #11
                      Сообщение от Oleksiy
                      Вы предлагаете мне не верить в женщину из ребра или верить в то, что птица могла образоваться из червя?
                      Я предлагаю не ограничивать восприятие текстовой информации её буквальным смыслом )
                      Только подготовленный Верой ум способен открыть
                      завесу буквы, скрывающую Истинное Знание.

                      Комментарий

                      • руслан 1984
                        Ветеран

                        • 04 July 2016
                        • 7127

                        #12
                        Сообщение от Oleksiy
                        Не знаю как вы, но в свете вышесказанного, всем статьям Климента и Тертуллиана место если не на помойке, то где-то очень близко от нее. Особенно, когда дело касается их сочинений против их оппонентов.
                        И Климент, и Тертуллин и Дарвин выражали своё мнение исходя из уровня состояния науки на то время. Думаю этот список можно дополнить и современниками, статьи которых через время будут выглядеть так же.
                        ...

                        Комментарий

                        • Лука
                          Отключен

                          • 14 September 2003
                          • 77980

                          #13
                          Моисеев Д., свящ.
                          Ошибались ли святые?


                          В современном богословии, к сожалению, все сильнее намечается тенденция возрождать к жизни некоторые богословские мнения, которые хотя и высказывались отдельными Святыми отцами, но тем не менее не были приняты Церковью. В оправдание такому подходу приводится католическая теория о так называемых теологуменах (частных богословских мнениях), согласно которой имеет право на жизнь любое утверждение, если только оно было высказано святым. Раз этого утверждения придерживался человек святой, то оно является лишь его частным взглядом, но никак не ошибкой, и любой христианин имеет право его разделять. С другой стороны, некоторые верующие считают кощунственной даже саму мысль о возможности ошибок в святоотеческих творениях. Поэтому нелишне будет узнать отношение Церкви и самих отцов к этому вопросу.

                          Наиболее четко отношение Церкви к этой проблеме выразил преп. Варсонуфий Великий, отвечая на вопрос одного из монахов своей обители, заданный по поводу отдельных аспектов учения свт. Григория Нисского. Сам преподобный при этом открывает и подчеркивает, что говорит по особому откровению, полученному им от Бога. Это заставляет исключить в данном случае возможность ошибки. Итак, давайте обратимся к книге "Преподобных отцев Варсануфия Великаго и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников":

                          " Вопрос 610. Св. Григорий Нисский говорит, что мучение будет смягчено и окончится. Итак, скажи, Отец мой, почему такой человек не говорит справедливо, как прилично было бы мужу Святому, сподобившемуся беседовать по внушению Духа Святаго. Также и о рае некоторые Отцы и учители несогласны между собою И в других главах Писания можно найти некоторое разногласие. Просим тебя, Владыко, объясни нам сие

                          Ответ Варсануфия. Итак послушайте, что Бог открыл мне, за три дня до того, как вы написали мне свой вопрос Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии; ибо Апостол говорит: отчасти разумеваем и отчасти пророчествуем (1 Кор., 13,9 )... Святые, сделавшись учителями, или сами собою, или принуждаемые к тому другими людьми, весьма преуспели, превзошли своих учителей и, получив утверждение свыше, изложили новое учение, но вместе с тем сохранили и то, что приняли от прежних учителей своих, т.е. учение неправое. Преуспев впоследствии и сделавшись учителями духовными, они не помолились Богу, чтобы Он открыл им относительно первых их учителей: Духом ли Святым внушено было то, что они им преподали, но, почитая их премудрыми и разумными, не исследовали их слов; и таким образом мнения учителей их перемешались с их собственным учением, и Святые сии говорили иногда то, чему научились от своих учителей, иногда же то, что здраво постигали собственным умом; впоследствии же и те и другие слова приписаны были им. Принимая от других, преуспев и сделавшись лучшими, Святые Духом Святым говорили то, что вверялось им с утверждением от Него; говорили и то, что им было преподано прежними учителями их, не исследывая слов их, тогда как им должно было исследовать оные, и через молитву к Богу и вопрошения просвещенных Духом удостовериться, справедливы ли они. Таким образом перемешались учения, и все, что говорили сии Святые мужи, их имени приписывалось. Итак, когда слышишь, что кто-либо из них говорит о себе, что он от Духа Святаго слышанное поведает, то сие несомненно, и мы должны тому верить. Если же Святый муж и говорит о вышеупомянутых мнениях, то не найдешь, чтобы он подтверждал слова свои, как бы имел утверждение свыше, но они проистекли из учения прежних его учителей, и он, доверяя знанию и премудрости их, не вопрошал Бога, истинно ли сие

                          Вопрос 611. Почему Бог попустил таким мужам иметь неправильные мнения, хотя они не просили о сем разумении; но почему не дано оно им туне для отвращения вреда, который могут получить впоследствии читающие? Ибо хотя они сами и не преткнулись ни в правой вере, ни в добродетели, но подобные мне, слабые и нерадивые, веря им несомненно, легко могут получить чрез то вред, в неведении сказанного вами, что и Святые не могли постигнуть всех таинств и что они не помолились Богу об удостоверении, справедливы ли оныя мнения, или нет

                          Ответ: Бог не оставил таких мужей в заблуждении, потому что тот оставляет другого в заблуждении, кого спрашивают о пути, но он не говорит истины. Святые же не вопрошали Бога о сем, чтобы узнать от Него истину. Если же говоришь, почему Бог благодатию Своею не воспрепятствовал им в том для пользы других, которые впоследствии будут читать их писания, то можешь сказать и о всяком грешнике: почему Бог не воспрепятствовал ему Своею благодатью, когда знал, что он грехами своими соблазнит многих, и многие получат через него вред. В таком случае и жизнь человеческая будет уже не свободная, но подверженная насилию. И кто может воспрепятствовать Богу спасти таким образом всякого человека? Что же, разве в Писании не находятся такие изречения, о которые претыкаются неведающие и неразумеющие духовного смысла Писания? Итак, должны ли мы сказать, почему Бог не открыл всем духовного смысла Писания, чтобы люди не получали вреда, но предоставил Святым, бывшим в различные времена, труд изъяснить нужное? Для того-то и постановлены учителя и истолкователи, как говорит Апостол (1 Кор., 12,28; 30) Как Господь явил нам путь жизни через Пророков и Апостолов, хотя каждый из них говорил частно, и Бог не вещал исключительно чрез одного из них, а оставленное одним по воле Божией сказано другим, так творил Бог и со Святыми, после них бывшими: о чем одни говорят сомнительно, то истолковывают следующие за ними, чтобы Бог всегда прославлялся чрез Святых Своих".

                          Подобное отношение к этому вопросу мы находим и у других св. отцов. Так, преп. Иоанн Кассиан Римлянин, говоря о книгах бл.Августина, замечает: "Даже у весьма ученых мужей есть то, что можно рассматривать, подвергая сомнению" (цит. по Иером. Серафим (Роуз). Вкус истинного православия. М., 1995, стр.31).

                          Святой патриарх Фотий также дает православную оценку ошибочным мнениям, встречающимся у святых отцов: "Мало ли было затруднительных положений, которые вынуждали многих Отцов частью выражаться не точно, частью говорить по применению к обстоятельствам при нападении врагов, а иное и по человеческому неведению, которому подпадали и они? Если иные и говорили не точно, или по неизвестной для нас причине даже уклонились от прямого пути, но исследований не было и никто не вызывал их к дознанию истины, - мы оставляем их в числе отцов , точно также, как бы они и не говорили того, частью за знаменитость их жизни и славу добродетелей, частью за непорочность веры их в прочих отношениях; но не следуем тем словам их, где погрешили они " (Цит. по Архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви, Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1996, т.3, стр.334).

                          Сам Блаженный Августин , который, несмотря на исповедание им ряда неприемлемых для православного сознания идей, тем не менее безусловно принадлежит к лику святых (его память празднуется 15 июня ст. ст.), в заключение своей книги "О Троице" писал: "Господи, Боже Единый, Боже Троице, то, что я сказал в этой книге от Тебя, пусть это будет принято как Твое; если же что-то я сказал от себя, то да простишь меня Ты, и те, кто Твои" (Иером. Серафим (Роуз), цит. соч., стр.39).

                          Святой Марк Эфесский , говоря во "Втором слове об очистительном огне" по поводу тех ошибок, которые имеются в учении свт. Григория Нисского, отмечает: "Большая разница между сказанным в канонических писаниях и предании Церкви, и тем, что было отдельным из учителей частным образом написано или даже учением его; так первому, как преданному Богом, мы должны веровать, а второму мы не должны безусловно веровать или принимать без исследовния. Ибо возможно, что кто-нибудь и учителем является, а все же не все говорит совершенно правильно. Ибо какая нужда была бы отцам во Вселенских Соборах, если бы каждый из них не мог ни в чем отступить от истины. В этом, в известной мере, поскользнулись Дионисий, епископ Александрийский и Григорий Чудотворец; хотя один из них понес мученический венец, а другого самое наименование довлеет для хвалы" (Архим. Амвросий (Погодин), Святой Марк Эфесский и Флорентийская Уния. "Сирин", 1994, стр.128).

                          Святитель Василий Великий говорит о сщмч. Дионисии Александрийском (память 5 октября ст. ст.) так: "Я не восхищаюсь всем тем, что написано сим мужем; а есть нечто, что и совершенно не одобряю. Ибо, быть может, это был он, кто первый дал семена нечестию аномейскому. Причина же сего, думаю, не дурная направленность души, но горячее желание противостать Савеллию" (Архим. Амвросий (Погодин), указ. соч., стр. 128).

                          Более того, ошибались даже Соборы, чьи решения признаны каноническими. Так, например, 16-е правило Шестого Вселенского Собора исправляет ошибку, допущенную в 15-м правиле Святого Поместного Неокесарийского Собора. отцы Неокесарийского Собора постановили, что в любом, даже очень большом городе, не должно быть более семи диаконов, ссылаясь при этом на книгу Деяний Апостольских. Отцы же Шестого Вселенского Собора поправили их, говоря, что служение тех диаконов относилось к потребностям трапез, а не к Таинствам, и поэтому к диаконам-священнослужителям не должно применяться численное ограничение (См. Книгу Правил, а также указ. соч. архим. Амвросия, стр.28).

                          Таким образом, учение Церкви по этому вопросу говорит вполне однозначно, что мы должны сверять наши взгляды не с мнением одного или даже нескольких уважаемых Отцов, но с соборным преданием всей Церкви. Если же мы не должны слепо принимать все святоотеческие высказывания, относящиеся к вопросам догматическим, то есть безусловно важным для нашего спасения, то уж тем более мы не имеем права возводить в ранг истины те, ныне устаревшие, но общепринятые во времена того или иного Отца сведения из географии, медицины, естествознания и прочих наук только на том основании, что они встречаются в святоотеческих творениях. Ведь Св. отцы использовали научные данные своего времени не ради того, чтобы подтвердить или опровергнуть их, но чтобы с их помощью привести людей к размышлению о Боге, о Его свойствах и действиях в мире, и тем самым дать им духовную пользу. "У меня одна цель все обращать в назидание Церкви," писал свт. Василий Великий (Беседы на Шестоднев, т.1, стр. 132). "Исследование о сущности каждого существа, или подпадающего нашему умозрению, или подлежащего нашим чувствам, ни мало не послужит к назиданию Церкви" (там же, стр.13-14.).

                          Поэтому в этих случаях отцы, конечно же, не молились Богу, чтобы Тот открыл им истинность или ложность тех или иных научных положений (см. выше слова преп. Варсануфия Великого), а просто брали те утверждения, которые в их время казались несомненными. Например, тот же свт. Василий Великий в своих "Беседах на Шестоднев" говорит: "Некоторые заметили даже, что срубленные и обожженные сосны превращались в дубы" (стр. 88); "Кто же сомневается об эфире, что он не огнен, и не в раскаленном состоянии?" (стр. 53); "Что воспрепятствовало бы Чермному (Красному) морю наводнить собою весь Египет, который в сравнении с ним составляет впадину? Египет ниже Чермного моря" (стр. 65-66); "Огонь совокупно занял все надземное пространство" (стр. 67-68); "Каждая стихия, вследствие общего качества, соединяется со смежной к ней стихией, а вследствие общения в сродном, соединяется и с противоположной. Например, земля, будучи суха и холодна, соединяется с водой по сродству холодности, а чрез воду соединяется с воздухом, потому что вода, поставленная в средине между землей и воздухом, прикасается холодностью к земле, а влажностью к воздуху" (стр. 71). Преподобный Иоанн Дамаскин , описывая в "Точном изложении Православной веры" научные данные, обычно предваряет их словами "говорят, что". Однако же и он утверждает, что "кометы некоторые знамения, объявляющие о смерти царей" (стр. 62 [134] ); "всех ветров двенадцать" (стр. 66 [138] ). Также он принимает и учение Аристотеля о четырех стихиях. Естественно, ни один человек в настоящее время этих мнений не разделяет.

                          Объяснение свт. Григорием Нисским физиологии сна тоже является устаревшим. Никто теперь всерьез не будет говорить, что "когда внутри от естественной теплоты воскипает пища, пары собираются в объемах головы наподобие дыма, просачивающегося в стенные щели. Потому, испаряясь оттуда через каналы чувственных способностей, расходятся по телу, причем неизбежно останавливается чувство, оттесненное проходом этих паров" (Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995, стр. 40).

                          И, безусловно, нельзя требовать от христианина, почитающего св. отцов, признания реальности существования птицы Феникс, о которой повествует выдающийся Отец Церкви рубежа I-II вв. сщмч. Климент Римский: "Около Аравии есть птица, которая называется Феникс. Она рождается только одна и живет по пяти сот лет. Приближаясь к своему разрушению смертному, она делает себе гнездо, в которое, по исполнении своего времени, входит и умирает. Из согнивающего же тела рождается червь, который, питаясь влагою умершего животного, оперяется" (I Посл. к Коринфянам, гл. XXV. Писания мужей апостольских, Рига, 1994, стр.128). О той же птице говорит и Тертуллиан.

                          Можно привести и еще не один десяток подобных цитат, но цель данной работы не поразить читателя их количеством, а лишь подтвердить необходимость трезвого подхода к изучению святоотеческого наследия. Каждый христианин обязан уметь отделять в творениях отцов пшеницу горнего знания от плевел дольнего мира. Это ни в коей мере не умаляет нашего благоговения перед самими отцами, ибо наша Церковь устами великого богослова свт. Фотия Константинопольского призывает "не принимать как учение то, в чем они (Св. отцы) заблуждались, но лобызать человеков" (В. М. Лурье. Послесловие к книге св. Григория Нисского "Об устроении человека", стр. 174).

                          Источник: "Азбука Веры"

                          Комментарий

                          • Starik905
                            Ветеран

                            • 01 October 2017
                            • 2612

                            #14
                            Сообщение от Антропос
                            А если бы о "женщине из ребра" вы узнали не от Моисея, а от Тертуллиана, вы бы и Библию предложили утилизировать? )
                            Безусловно...если бы библию написал Тертуллиан, то ей бы была грош цена...

                            Комментарий

                            • Starik905
                              Ветеран

                              • 01 October 2017
                              • 2612

                              #15
                              Я тоже давно заметил, с каким восторгом и трепетом православные относятся к всякого рода небылицам... особенно когда вопросы касаются жития святых...Даже такое явление как «благодатный огонь», для православных куда важнее вести Евангельской, которая уже не вдохновляет их как должно.... Порой верующие из православных верят откровенным глупостям, слышал недавно от батюшки, как он на полном серьезе кормил своих прихожан такими россказнями, мол один святой более 60 лет находился в пустыне и одежда не нем истлела, а Бог покрыл его нежным пухом из собственного волоса и ему было тепло в прохладные дни, не жарко в дни жаркие... а птицы по велению свыше приносили ему дары Причастия и он причащался регулярно....
                              Скажите православные, вы действительно без всего этого вымысла уже и верить Евангелию не способны?

                              Комментарий

                              Обработка...