Любовь-агапе???

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Зоровавель
    Ищущий Истину

    • 01 February 2007
    • 3836

    #46
    Сообщение от Orly
    Cдаюсь. Убедили. Братья Зоровавель, Холоп, Санек и др. товарищи, брак-это зло, сеющее в душах антиагапе. И зачем только Бог вообще так устроил, что человеку надо жениться?
    Сдаюсь....??? Что-то не похоже на Orly, опять какой-то подвох...

    Завтра же подаю заявление на развод и присоединяюсь к феминисткам.
    Ты, сестра, только мужу пока не говори, что бы он раньше времени не обрадовался..., а то потом, если передумаешь у него может...
    А если серьезно, то суть беды не в том, что брак это зло, суть беды в том, что человек вместо Бога начинает слушать свою жену.

    Быт 3 17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

    Суд 16 16 И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти.

    Иов 2 9 И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри.

    3 Цар 11 4 Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его.

    1 Кор 14 34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.


    Вы думаете Апостол Павел не проницал пророческим взором будущее, что давал такую заповедь???
    Вот, эти проповеди харизматических Иезавелей, которые сейчас умиляют многих, и сонмы пророчиц выдающих в своих пророчествах астрологические прогнозы, дадут свой плод в будущем.

    Суть от сути, это ещё под вопросом, а вот плоть от плоти это неоспоримый факт.
    Чистая совесть не всегда добрая, между тем, как добрая совесть, всегда чистая.

    Комментарий

    • Orly
      Ветеран

      • 01 November 2003
      • 10371

      #47
      Сообщение от Зоровавель
      А если серьезно, то суть беды не в том, что брак это зло, суть беды в том, что человек вместо Бога начинает слушать свою жену.
      Ну да в общем-то. Это и никакая жена не потерпит. Жена должна слушать мужа. А муж-прислушиваться к голосу жены. Суббординация должна быть такой: Бог-муж-жена. Но сейчас мужья пошли такие, что любят подчиняться.

      Суть от сути, это ещё под вопросом, а вот плоть от плоти это неоспоримый факт.
      "Суть от сути" не менее неоспоримый факт, чем "плоть от плоти". Или ты думаешь, брат во Христе Зоровавель, что я фантазирую?
      Вначале Адам назвал Еву "суть от сути моей" (עצם מעצמי), а после этих слов "плоть от плоти моей" (בשר מבשרי). Нравится тебе "кость от кости моей"-флаг тебе в руки. Но тогда и вторую часть,-"басар мибсари",- переводи буквально: "мясо от мяса моего". и получится мясная лавка, низводяшая женщину до животной тушки:"кость от кости моей и мясо от мяса моего".
      Человек человеку-радость.

      Комментарий

      • Зоровавель
        Ищущий Истину

        • 01 February 2007
        • 3836

        #48
        Сообщение от Orly
        Ну да в общем-то. Это и никакая жена не потерпит. Жена должна слушать мужа. А муж-прислушиваться к голосу жены. Суббординация должна быть такой: Бог-муж-жена. Но сейчас мужья пошли такие, что любят подчиняться.
        Они не сейчас пошли, они пошли раньше, сейчас просто умножились.
        Либо становятся придатком для осуществления желаний женщины, либо злым диктатором, когда о любви, речи быть не может.
        Какой из этих двух вариантов хуже - не знаю...

        "Суть от сути" не менее неоспоримый факт, чем "плоть от плоти". Или ты думаешь, брат во Христе Зоровавель, что я фантазирую?
        Вначале Адам назвал Еву "суть от сути моей" (עצם מעצמי), а после этих слов "плоть от плоти моей" (בשר מבשרי). Нравится тебе "кость от кости моей"-флаг тебе в руки. Но тогда и вторую часть,-"басар мибсари",- переводи буквально: "мясо от мяса моего". и получится мясная лавка, низводяшая женщину до животной тушки:"кость от кости моей и мясо от мяса моего".
        Я не думаю, что ты фантазируешь, Orly, более того знаю, что слова: "Кость Его не сокрушится", пророк изрек о Церкви, о женском начале.
        Но согласись, что костью, она становится когда её муж слушает голос Господа, а не её саму... Другими словами, когда муж слушает Господа, жена становится сутью его, когда жену - она становится плотью его, причем, весьма греховной..., и тогда муж становится животной тушкой из мяса.
        Каббала раскрывает этот механизм..., в зависимости от того, куда склоняется сердце мужа, женщина становится либо благословением, либо проклятием.

        Если ты считаешь Песнь песней, Святым святых, то должна помнить, что мимолетное чванство и превозношение подруги, было наказано:

        Песн 5 3 Я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его? Я вымыла ноги мои; как же мне марать их?

        Песн 5 6 Отперла я возлюбленному моему, а возлюбленный мой повернулся и ушел. Души во мне не стало, когда он говорил; я искала его и не находила его; звала его, и он не отзывался мне.
        Чистая совесть не всегда добрая, между тем, как добрая совесть, всегда чистая.

        Комментарий

        • санек 969
          христианин

          • 07 June 2008
          • 12151

          #49
          Сообщение от Рыжов Александр
          А когда останавливаются все хим. реакции и исчезает электрика, остаётся что от человека?
          Прах, из праха мы и в прах возвратимся. Бог сказал.
          5. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
          21. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
          24. Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне
          Исполняйте волю Отца Христа, слушайте его Сына.

          Комментарий

          • Orly
            Ветеран

            • 01 November 2003
            • 10371

            #50
            Брат Зоровавель, ты слишком строг к женщинам.
            Каббала раскрывает этот механизм..., в зависимости от того, куда склоняется сердце мужа, женщина становится либо благословением, либо проклятием.
            Вот видишь-зло не в женщине, а в сердце мужчины, в том, куда оно склонится.

            Давно хотела спросить. А откуда у тебя такой пристальный интерес к каббале?
            Человек человеку-радость.

            Комментарий

            • Зоровавель
              Ищущий Истину

              • 01 February 2007
              • 3836

              #51
              Сообщение от Orly
              Брат Зоровавель, ты слишком строг к женщинам.
              Ни моя жена, ни сестры в моей церкви, так не считают. Даже если и строг, то не слишком.

              Вот видишь-зло не в женщине, а в сердце мужчины, в том, куда оно склонится.
              Ну вот, а говоришь сдаюсь... В любом случае, поговорку французов: "шерше ля фам", вы не признаете ни под какими пытками...

              Давно хотела спросить. А откуда у тебя такой пристальный интерес к каббале?
              Видишь ли, Orly, лет десять, тому назад, Дух Святой, дал мне откровение, для понимания Промысла. На тот момент, да и несколько лет позже, я думал что одинок в своем понимании Писаний...
              Каково же было мое удивление, когда я начал находить в каббале, подтверждение моего видения. Конечно, я не знал терминологии каббалы, но очень быстро понял основополагающие принципы этого учения, поскольку они созвучны с моим пониманием Писаний.
              Мне понятны рассуждения мудрецов Торы. Многому научился у них, многое узнал. Но есть и то чего я не нашел у них, может потому, что еще не прочел все. Врочем мне интересен не сколько материал их познания, сколько принципы исследования и толкования Писаний.
              Чистая совесть не всегда добрая, между тем, как добрая совесть, всегда чистая.

              Комментарий

              • nickoyan
                раб, ничего не стоящий

                • 06 April 2009
                • 4085

                #52
                Сообщение от Physician
                У меня вопрос:
                Известно, что любовь-агапе в христианстве - это самая высшая любовь и она НЕ есть чувством или эмоциями, настроением или биохимией. Но любовь-агапе - это сознательное решение посвящения себя объекту любви, выражаемое в делах.

                У Иоанна мы видим, что самым высшим выражением любви-агапе - есть положить душу свою за кого-то:

                От Иоанна 15
                13 Нет больше той любви (АГАПЕ), как если кто положит душу свою за друзей своих.

                А в Коринфянах видим, что сам акт отдачи своего тела не имеет никакого значения...

                1-е Коринфянам 13
                3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви (АГАПЕ) не имею, нет мне в том никакой пользы.

                Так вот вопрос:
                в чем тогда должна выражаться любовь-агапе, как если не в делах, другими словами - чего не хватало тому человеку, который бы отдал тело свое на сожжение???

                Разве не является акт добровольной смерти ради другого человека выражением любви-агапе и доказательством всех тех добродетелей, которые описаны ниже в 1 Кор 13:4-8 ???
                Вопрос очень корректный, правильный, а главное - Библейский!

                "...Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем".(1Ин. 4:16)

                Любовь (греч. Агапе) - это природа живого Бога! И люди, начиная от рождения, не имеют этой Любви в себе, и часто путают с человеческой
                любовью (греч. эрос, филия, сторге). Тогда всает резонный вопрос, как обрести Божественную любовь, и как определить, есть ли она во мне (если
                я христианин, например)? На все вопросы нам дает ответ - Слово Божье:

                "...любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам". (Рим. 5:5)

                Но прежде всего, мы понимаем, нужно следующее:

                "Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа".(Деян. 2:38)

                И теперь Господь повелевает нам:

                "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего".(Ин. 15:5)

                И теперь, как определить, есть ли во мне Его Любовь (Агапе)?
                Слово Божье открывает нам:

                "Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
                а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем.
                Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал"
                .(1Ин. 2:4-6)

                Одна из заповедей:

                "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
                Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего".(1Ин. 2:15,16)

                Все очень просто, живем ли мы по стихиям мира сего, или мы любим Бога и
                Христа, соблюдая Его заповеди? Может быть кто-то пытается служить двум
                господам, разделяя часть времени живя в свое удовольствие (компьютерные
                игры, мирское телевидение, различная мирская литература, театр, и др.
                развлечения...), а часть Богу, иногда читая Библию, посещая христианские собрания, конференции, молитвенные собрания и многое подобное... думая при этом - что спасены...

                Но Христос, предвидя это говорит:

                "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
                Иуда не Искариот говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?
                Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
                Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца"
                .(Ин. 14:21-24)

                Все очень просто! Давайте испытаем свою жизнь, в свете Слова Божьего, и тогда узнаем, пребывает ли в нас Любовь Божья, любим ли мы Бога?...

                А если нет, тогда:

                "Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода".
                "Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают"
                .(Ин. 15:2;6)

                Комментарий

                • nickoyan
                  раб, ничего не стоящий

                  • 06 April 2009
                  • 4085

                  #53
                  Благослови Господь Христос, сделать правильный выбор!

                  Комментарий

                  • Jazzpunk
                    всегда радуйтесь

                    • 12 July 2009
                    • 923

                    #54
                    Сообщение от Physician
                    1-е Коринфянам 13
                    3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви (АГАПЕ) не имею, нет мне в том никакой пользы.

                    Так вот вопрос:
                    в чем тогда должна выражаться любовь-агапе, как если не в делах, другими словами - чего не хватало тому человеку, который бы отдал тело свое на сожжение???

                    Разве не является акт добровольной смерти ради другого человека выражением любви-агапе и доказательством всех тех добродетелей, которые описаны ниже в 1 Кор 13:4-8 ???
                    В чём выражается АГАПЕ? Это Дар Святого Духа! Просто вы не читали нормального перевода 1-го Корю 13:1-4.

                    Комментарий

                    • Topaz
                      Вне деноминаций

                      • 22 April 2005
                      • 7783

                      #55
                      Согласен с Jazzрunk. Если Господь не управит сердце в Любовь Христову, то все тщетно. Если вы видите, что в вас ЭТОГО НЕТ, как допустим я это вижу в себе, любимом. Просите, стучите, настойте вовремя и не вовремя.

                      "Ибо ВСЕ ищут СВОЕГО, а не того, что угодно Христу..."
                      Последний раз редактировалось Topaz; 16 October 2011, 02:45 PM.
                      «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать 1Кор.8:2.

                      «Не тот учитель кто учит, а тот кто живёт так как учит».

                      Комментарий

                      • zenko
                        Участник

                        • 24 September 2012
                        • 55

                        #56
                        Полностью поддерживаю тех, кто писал, что именно любовь-агапе есть истинное терминологическое обозначение подлинной христианской любви: Бога к человеку, человека к Богу, ближним, дальним... и даже врагам (везде употребляется именно агапический термин - чтобы здесь не говорить о филологии дам ссылку на статью о евангельском понятии любви-агапе).

                        Также безусловно поддерживаю то, что любовь-агапе есть Божий дар - только с той оговорской, что Господь дает дары тем, кто стремится к ним и работает для этого ("соработничает", греч. синергос, с Богом). Хотя, безусловно, в качестве "аванса" Господь давал каждому из нас искру этой любви - только мы либо теряли этот дар, либо вообще не замечали его (глядя на него глазами, замутненными внешним миром с его эросом, сексом и т. д).

                        Уже писали, что любовь-агапе не сводится только к эмоциям, как это обычно делают - это есть светский стереотип восприятия любви. Дополним сказанное. Наибольшая заповедь в законе, по слову Господа сформулирована так (в Евангелии от Матфея): "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим" (Мф. 22, 37). В Евангелиях от Марка и Луки к перечисленным душе, сердцу и разумению, добавлено "всею крепостию твоею" (Мк. 12, 30; Лк. 10, 27).
                        Разберем эти понятия:
                        слово "сердце" в узком смысле это эмоции и чувства; "сердечный" человек, это человек добрый, отзывчивый, эмоциональный; правда, есть и широкое (или глубинное) понимание сердца, как середины, центра всего человеческого существа;
                        слово "разумение" греч. διανοια обозначает: 1) разум, разумение, сознание; 2) мысль, мнение, смысл; 3) образ мыслей; то есть Бога надо любить всем свои разумом, сделать Его смыслом своей жизни и центром своего образа мысли, или, выражаясь современным языком, своего мировоззрения;
                        и слово "крепость" греч. ισχυς есть "сила", "мощь", "крепость" в данном контексте она есть синоним волевой силы, волевого стремления, то есть человек должен стремится к Богу и всей своей волей;
                        перечисленные эмоции, разум и воля составляют основные, центральные силы души, то есть фактически их совместное перечисление есть отсылка ко всей душе как таковой, в ее целостности; но Слово Божье точно и в деталях, ибо есть еще и другие силы души и чтобы не перечислять их все, сказано, что любить Бога надо и "всею душею твоею". Как писал об этом блаж. Августин: "Слова: всем сердцем, всею душею и всею мыслию объемлю собою все существо наше..." (Августин. 1835, с. 36).
                        Таким образом целостная христианская любовь-агапе возможна только тогда, когда человек любит Бога всей своей душой в ее целостности и всеми отдельными ее частями: эмоциями, чувствами, разумом, волей и т. д. То есть христианская любовь-агапе не только эмоция, но это и разум, и воля и все остальное вместе и целостно. Фактически, это есть отношение целостного человека к другому человеку, как целостности, по большому счету это есть отношение человека как личности к другому человеку как личности (и к Богу, как Личности).

                        Второй существующий мирской стереотип восприятия христианской любви заключается в том, что она сводится, выражаясь психологическим языком, к одному из психических процессов, то есть чему-то протекающему достаточно быстро.
                        Согласно современным общепсихологическим представлениям все психические явления принято делить на три основные группы: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Два основных критерия их различия являются следующими:
                        1) временной параметр: психические процессы протекают быстрее всего (например, какая-нибудь сильная эмоция, аффект, длится всего несколько секунд), психическое настроение более длительно, психические свойства (черты характера) изменяются в течение всей жизни;
                        2) причинно-следственный параметр, то есть что на них влияет и по какой причине: на психический процесс в силу его подвижности и так сказать восприимчивости могут влиять многие второстепенные и даже случайные факторы окружения человека; психические состояния в целом меняются медленнее и по бо-лее веским причинам; психические же свойства, например, черты характера меняются медленнее всего и даже если их хочет изменить сам человек, сделать это очень не просто для этого нужно длительное время, постоянно и целеустремленно прикладывать к этому усилия.
                        Так что же есть любовь-агапе с точки зрения подобной классификации? Любовь может быть и как процесс, и как состояние, и как свойство личности (черта характера).
                        Рассмотрим следующий пример: пришли молодожены через месяц после свадьбы в ЗАГС разводиться. Их спрашивают: "почему женились?" "полюбили!"; "а почему разводитесь?" "разлюбили!". Понятно, что это не любовь как состояние (а тем более, как черта характера). Хотя вполне может быть, что в начале у них и была определенная эмоция, чувство друг по отношению к другу, но это была только искра, и ее надо было сберечь и раздуть в огонек (это состояние), из которого только и может получиться настоящий и постоянно горящий костер настоящей любви, как черты характера.
                        Таким образом, последовательность приумножения, разгорания любви следующая: искра огонек костер (то есть от быстро протекающего процесса к черте характера). Это можно назвать даже законом духовного роста: от простого к сложному и от сиюминутного к вечному. Но для того, чтобы прийти к любви, как к черте характера, нужно пройти долгий и трудный путь. Фактически это и есть стяжание любви как христианской добродетели, что есть цель и задача жизни каждого христианина.
                        Прошу извинить, если кому-нибудь покажется много психологического в тексте (небольшой профессиональный крен;-).


                        БИБЛИОГРАФИЯ
                        Августин блаж. еп. Иппонийский. Христианская наука или основания св. герменевтики и церковного красноречия. Киев: Тип. Киево-печерской Лавры, 1835 (переизд.: СПб.: Аксион эстин, 2004).
                        Кому интересно,
                        моя персональная страница

                        Комментарий

                        • Дмитрий Резник
                          Ветеран

                          • 14 February 2001
                          • 15477

                          #57
                          Сообщение от zenko
                          Полностью поддерживаю тех, кто писал, что именно любовь-агапе есть истинное терминологическое обозначение подлинной христианской любви
                          Это противоречит тому, как слово используется в НЗ и Септуагинте.
                          С уважением,
                          Дмитрий

                          Интересующихся темой понимания Нового Завета в еврейском контексте (и не только) приглашаю посетить блог https://dpreznik.wordpress.com/.

                          Комментарий

                          • Дмитрий Резник
                            Ветеран

                            • 14 February 2001
                            • 15477

                            #58
                            Сообщение от Зоровавель
                            Дима Резник, в своих изысканиях, упустил один интересный отрывок из 21-й главы ев. от Иоанна с 15-го по 17-й стих включительно.

                            Возьмите подстрочник этого текста, посмотрите и подумайте, на досуге, почему в одном контексте употреблены эти различные по написанию слова???
                            Я не упустил этот отрывок, я достаточно сказал в статье о том, что слова агапэ и филиа используются взаимозаменяемо. И Иоанн в 21 главе именно так их и использует. Как синонимы. Причем не только эгапэ и филиа. Он использует в этом же отрывке разные греческие слова для "знать", для "пасти", для "овец/агнцев".
                            С уважением,
                            Дмитрий

                            Интересующихся темой понимания Нового Завета в еврейском контексте (и не только) приглашаю посетить блог https://dpreznik.wordpress.com/.

                            Комментарий

                            • zenko
                              Участник

                              • 24 September 2012
                              • 55

                              #59
                              Агапическая и филическая любовь

                              Прошу простить, наверняка уже были филологические штудии по поводу новозаветного употребления слов агапе и филиа, но вот еще одна точка зрения - не только в филологическом аспекте, но и с важными богословско-, антропологическо-, психологическими выводами.

                              Слово "агапе" (αγαπη) имело в Новом Завете наиболее возвышенный смысл из всех относящихся к любви слов. Оно обозначало: любить (бескорыстно и самоотверженно), желать добра, ценить. Это любовь, в которой проявляется готовность служить людям и помогать им. Это наиболее конструктивный в личностном плане вид любви, ибо таинственным образом дело обстоит так, что чем больше личность отдает, тем более она остается самой собой (Вальверде. 2000, с.366).

                              Именно это понятие употребляется в подавляющем большинстве евангельских мест для обозначения любви Бога к человеку и любви человека к Богу или другим людям. Но в таком контексте оно начало употребляться именно в христианском контексте: "Тексты Нового Завета важнейшая веха в истории этого глагола. Впервые мы наблюдаем резкие изменения в его семантике. Суховатое и рассудочное αγαπαν наполнилось новым живым духовным содержанием и на основании присущего этому слову уже в классическом греческом круга значений ценить -- сравнивать -- выбирать (с присовокуплением доселе несвойственного ему оттенка любви-жалости, любви сострадательной и даже жертвенной) приобрело в качестве своего основного оттенка значение чувства, свободно избирающего себе объект направлением воли, чувства сознательного и нравственно оцениваемого, и при этом стало употребляться везде, где речь идет о любви в сфере нового учения, о любви христианской во всей ее широте: от любви к Богу до любви к женам" (Козлов. 1995, с. 27).

                              Приведем наиболее важные их них:
                              "Нет больше той любви (αγαπην), как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин 15. 13);
                              "Как возлюбил (ηγαπησεν) Меня Отец, и Я возлюбил (ηγαπσα) вас" (Ин 15. 9);
                              "Заповедь новую даю вам, да любите (αγαπατε) друг друга; как Я возлюбил (ηγαπησα) вас, так и вы да любите (αγαπατε) друг друга" (Ин 13. 34);
                              "Я говорю вам: любите (αγαπατε) врагов ваших" (Мф 5. 44);
                              "возлюби (αγαπησεις) Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею ду-шею твоею и всем разумением твоим" (Мф 22. 37);
                              "возлюби (αγαπησεις) ближнего твоего, как самого себя" (Мф 22. 39);
                              "Ибо так возлюбил (ηγαπησεν) Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного" (Ин 3. 16);
                              "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви (αγαπην) не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий" (1 Кор 13. 1) (и все последующие стихи о любви);
                              "Но кто любит (αγαπα) Бога, тому дано знание от Него" (1 Кор 8. 3);
                              "живите в любви (αγαπη), как и Христос возлюбил (ηγαπησεν) нас" (Еф 5. 2);
                              "Ибо весь закон в одном слове заключается: люби (αγαπησεις) ближнего твоего, как самого себя" (Гал 5. 14);
                              жена "спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви (αγαπη) и в святости с целомудрием" (1Тим 2. 15);
                              "Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви (αγαπης) и добрым делам" (Евр 10. 24);
                              "Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби (αγαπησεις) ближнего твоего, как самого себя" (Рим 13. 9);
                              "Мужья, любите (αγαπατε) своих жен, как и Христос возлюбил (ηγαπησεν) Церковь и предал Себя за нее" (Еф 5. 25);
                              "Кто любит (αγαπων) брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна" (1 Ин 2. 10);
                              "Бог есть любовь (αγαπη), и пребывающий в любви (αγαπη) пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ин 4. 16);
                              "В любви (αγαπη) нет страха, но совершенная любовь (αγαπη) изгоняет страх" (1 Ин 4. 18);
                              "сохраняйте себя в любви (αγαπη) Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни" (Иуд 1. 21).

                              В полном смысле этого слова можно сказать, что христианство явилось именно как откровение о любви, но такой любви, какой еще никогда прежде не знал мир. Эту любовь явил Собой Бог-Сын: "Любовь являет нам Свою тайну на Кресте, раскрываясь как Жертва, когда искупительный путь Господа предстает пред нами в виде превосходящих всяческое разумение страданий и унижений, вобрав всю немощь человеческой природы, чтобы растерзать на Кресте Послушания смерть" (Сидорова. 1999, с.45). И описание этой любви выразилось в Слове Божьем вполне конкретным и однозначным способом в виде понятия любви-агапе.

                              Слово "филео" (φιλεω) обозначало: любить, относиться по-дружески, испытывать привязанность, питать чувства, и, даже, целовать. Отсюда и произошло понятие "филиа" (φιλια) любовь, привязанность, дружба. Оно имело широкое и часто не очень дифференцированное употребление: от дружбы с товарищем до любви к пищевым деликатесам. Кроме того, если φίλία означает любовь в смысле естественной склонности, в виде аффекта с оттенком непроизвольности, то в понятии αγαπη на первый план выступает момент именно свободного избрания объекта любви (Зарин. 1996, с.370-371).

                              В тексте Нового завета это слово используется в различных подобных значениях: друг, приятель (Лк 16. 9; Ин 15. 13; Деян 19. 31; Иак 4. 4 и др.), целовать (Лк 7. 38; 7. 45; 15. 20; 22. 48; Мф 26. 48), любить есть (Мф 11. 19), любить пред-возлежание на пиршествах (Мф 23. 6), сребролюбие (Лк 16. 14; 1 Тим 6. 10; 2 Тим 3. 2), самолюбие (2 Тим 3. 2), любящий спорить (1 Кор 11. 16), любящий первенствовать (3 Ин 1. 9), любящий удовольствия, сластолюбивый (2 Тим 3. 4), любящий неправду (Откр 22. 15), не любящий добра (2 Тим 3. 3).

                              Филическая любовь неправильна и в отношении самого себя: "любящий (φιλων) душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную" (Ин 12. 25). Если по евангельскому слову (Мф 22. 39) ближнего нужно возлюбить (αγαπησεις) как самого себя, то, безусловно, здесь предполагается, что и себя надо любить именно любовью агапической; это подтверждается и тем, что такое негативное качество, как самолюбие, обозначается именно филически (2 Тим 3. 2).

                              В евангельском словоупотреблении, правда, имеется и несколько исключений, в которых филическая любовь употребляется в возвышенном контексте, прилагаясь даже к Иисусу Христу и Богу, и на это, конечно же, нельзя закрывать гла-за. Приведем соответствующие цитаты:
                              "Ибо Отец любит (φιλει) Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь" (Ин 5. 20); во всех параллельных местах к этому библейскому стиху (Ин 3. 35; Ин 17. 26; Мф. 3. 17; Мф 17. 5; 2 Пет 1. 17) любовь Отца к Сыну выражается только в агапической форме, так что это место вполне обоснованно можно считать за ошибку, появившуюся при переписывании текста; кроме того, если агапическая любовь самая чистая и высшая, это никак не отрицает наличие филической любви, как любви-приятия, благоволения и т. д.;
                              "Кто не любит (φιλει) Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа" (1 Кор 16. 22); сам Иисус Христос в отношении к Себе других говорит именно о агапической любви (Ин 8. 42; 14. 15; 14. 21; 14. 23; 21. 15); этому же примеру следуют и апостолы в отношении к Христу (Гал 5. 6; Еф 6. 24; Евр 6. 10; 1 Пет 1. 8; 1 Ин 4. 19; 1 Ин 5. 1); кроме того, если филическая любовь к Христу является предыдущей ступенькой к любви агапической, тогда слова ап. Павла (особенно их особый категоризм) можно понять так, что если кто-то из христиан не любит Господа хотя бы простой, доступной каждому, филической любовью, то дело весьма плохо и требует наказания и исправления; что мысль апостола именно такова, или имеет подобную направленность, показывает и то, что сразу после этого он говорит именно о агапической любви: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь (αγαπη) моя со всеми вами во Христе Иисусе" (1 Кор 16. 23-24), как бы подавая этим личный пример и призывая к такой же любви; в пользу подобного понимания апостольской мысли говорит и то, что подобной ка-тегоричности в отношении агапической любви нет ни у апостолов, ни у евангели-стов: и сам Иисус Христос, и апостолы увещевают в недостаточности любви и призывают к возрастанию в любви, но нигде не анафемствуют за отсутствие любви; да, все мы по божественной заповеди обязаны любить Бога и стремиться к этому, но, с другой стороны, любовь не может быть не свободной и Бог учитывает нашу свободу и не принуждает нас к агапической любви, а ждет ее как свободно-го, сознательного подарка от человека;
                              "Кого Я люблю (φιλω), тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся" (Откр 3. 19); в остальных местах Откровения, где говорится о любви, используется именно агапическая форма (Откр 1. 5; 2. 4; 2. 19; 3. 9; 12. 11; 20. 8), филическая же любовь появляется в виде любви к неправде: "А вне псы и чаро-деи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий (φιλων) и делающий неправду" (Откр 22. 15).

                              Таким образом, как нам кажется, наличие этих мест абсолютно ничего не меняет в оценке филической любви в ее отношении к любви агапической: ни количественно (три раза из почти двухсот случаев словоупотребления, а остальное приходится на агапические формы), ни качественно-содержательно, поскольку предполагает возможность другого толкования. Поэтому эти исключения еще больше подтверждают общее правило, кроме того нельзя не учитывать, что их на-личие может обуславливаться и ошибками переписчиков текстов, которые, опять же, могли не обращать специального внимания на разделение в употреблении близких по смыслу глаголов любви, тем более, что филическое словоупотребление было широко распространено как в обычной, повседневной жизни, так и в культурной среде, философских текстах и т. д.

                              С точки зрения концептуального анализа слов филиа и агапе в Новом завете особенно интересен диалог между Иисусом Христом и ап. Петром (Ин 21. 15-17), внутренняя подоплека которого стала практически непонятной при переводе на русский язык:
                              "Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
                              Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
                              Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих".

                              Дело в том, что и в первом, и во втором вопрошании Иисуса Христа используется именно слово "агапас" (αγαπας), а в соответствующих ответах ап. Петра слова "фило" (φιλω). Таким образом, оба раза Иисус Христос спрашивает ап. Петра, любит ли он его любовью бескорыстной и самоотверженной ("агапической"), а в ответ слышит общие утверждения о любви обыденной ("филической").

                              Священник Максим Козлов в специальной работе, посвященной "Глаголам любви в Новом Завете", наоборот считает, что филия более близкая любовь, чем агапе, и на нее Петр не имел права, после отречения (Козлов Максим свящ. 1995, № 2, с.32). Это, как нам кажется, не совсем верно, ибо, во-первых, последовательное использование ап. Петром филического глагола любви (а значит, и его "право" на соответствующую любовь) в данном диалоге никак не отрицается самим Христом (наоборот, при этом Петр благословляется "пасти овец" Христовых), во-вторых, любовь-филиа не столько более близкая, сколько более простая и заземленная, своеобразная "любовь-дружба", в отличие от возвышенной любви-агапе (Малков. 1997, с.53-54).

                              Кроме того, дело здесь не только в значениях "глаголов любви", но и в способе их конкретного текстуального употребления. Конечно, нужно учитывать, что в реальности диалог между Иисусом Христом и ап. Петром происходил либо на древнеарамейском, либо на смеси последнего с общенародным греческим ("койне"), но это никак не снимает проблемы того, а что же, собственно, хотел сказать именно этим текстом написавший его по-гречески ап. Иоанн (который как раз хорошо знал и греческий язык, и греческую культуру).

                              Приведем схематичную структуру этого диалога с точки зрения употребляемых глаголов любви (указывая в скобках их греческие формы):
                              1) вопрос агапас (αγαπας); ответ фило (φιλω) (Ин 21. 15);
                              2) вопрос агапас (αγαπας); ответ фило (φιλω) (Ин 21. 16);
                              3) вопрос филеис (φιλεις); ответ фило (φιλω) (Ин 21. 17).

                              Тогда общую мысль ап. Иоанна можно выразить приблизительно так: 1) Христос спрашивает ап. Петра о самоотверженной любви, той самой, которой нужно возлюбить (αγαπησεις) Бога и своего ближнего (Мф 22. 37, 39); в ответ же Он слышит, что ап. Петр любит Его близкой, но заземленной филической любовью; то есть, заостряя ситуацию, Христос спрашивает о готовности умереть за Него, ибо нет большей той любви (αγαπην), как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15. 13), а в ответ слышит, что к Нему питают дружеские чувства; 2) и второй раз Христос вопрошает о том же, но уже усиливая значимость во-проса, что выражается уже в самом факте его повтора; Петр отвечает также он не улавливает этих тонкостей или не особенно обращает на них внимание; 3) поэтому не удивительно, что "Петр опечалился" при третьем его вопрошании он то думает, во-первых, что отвечает верно, и во-вторых, что отвечает на один и тот же вопрос; но при третьем вопрошании, и это принципиально важно, использован не слово агапас, а филео Христос идет навстречу используемому Петром языку, но при этом как бы вопрошает: "так все-таки ты меня не агапао, а филио?"; и в третий раз Петр отвечает одинаково, но теперь уже подтверждая вопрос Христа о филичности своей любви; но Богу дороги и те крупицы любви, которые в нас есть, или которые мы не можем осознать и выразить и это делает понятным, почему после каждого вопрошания Христос благословляет Петра на его служение другим ("паси овец Моих"), ибо только в таком служении и будет очищаться любовь филическая и взращиваться настоящая агапическая любовь.

                              В этом, как нам кажется, и состоит этот, один из многих непростых уроков, который преподал Господь не только апостолам, но и всем христианам и всему миру.


                              Из статьи "Евангельское понятие любви-αγαπε и актуальные проблемы христианской антропологии и психологии".

                              ----------------------------

                              Поэтому, как мне кажется, и по букве, и по духу Нового Завета не может быть и речи о взаимозаменяемости агапического и филического терминов любви.
                              Кому интересно,
                              моя персональная страница

                              Комментарий

                              • Дмитрий Резник
                                Ветеран

                                • 14 February 2001
                                • 15477

                                #60
                                Сообщение от zenko
                                Поэтому, как мне кажется, и по букве, и по духу Нового Завета не может быть и речи о взаимозаменяемости агапического и филического терминов любви.
                                Вам таки кажется. Я в статье привел массу примеров именно взаимозаменяемости, и в обсуждении статьи ответил на каждый возможный аргумент. Я на множестве примеров показал, что ни о каком особо возвышенном значении этого слова именно что не может быть речи. И теперь Вы копируете огромную безграмотную статью, ожидая, надо полагать, что я повторю все снова? Вы читали мою статью?
                                По поводу Иоан 21 тут отвечал давным-давно:
                                С уважением,
                                Дмитрий

                                Интересующихся темой понимания Нового Завета в еврейском контексте (и не только) приглашаю посетить блог https://dpreznik.wordpress.com/.

                                Комментарий

                                Обработка...