Именно из-за ветхозаветного по сути представления, что души в раю радуются, зная или даже видя грешников в аду, равнодушно взирая на их мучения, не испытывая к ним вообще никакого сострадания, пусть даже без злорадства, благодаря Бога, что Он их спас от такой участи, Его справедливости. Тяжело принять такое:
Вообще в принципе если принимать традиционное учение о вечном существовании ада, придется признать, что Бог "проиграл" дьяволу, то зло, которого не было в начале времен и которого Бог никогда не желал и, что самое главное, творцом которого Он не является, возобладает и одержит победу в эсхатологической перспективе. Оно закрепиться, зафиксируется навечно. То есть дьявол станет равен Богу, по-крайней мере в отношении в вопросе фиксации тления, несовершенства, ветхости природы. Это довольно мрачная и неприятная мысль, но она просто логически вытекает из данной концепции. И она абсолютно отторгается 1 Кор.15.
Именно об этом и говорит митр. Антоний: "Но если себе представить реально: вот, тебя пустили в Царство Божие, а твоего мужа, твою мать или сестру определили в царство тьмы - каково тебе будет в этом Царстве Божием?.. Выйти из положения, как Фома Аквинат выходит (говоря, что тогда мы поймем, что Бог справедлив, и все, что Он делает, - правильно), невозможно, недостаточно мысли, что Бог во всем прав, а душа-то моя будет разрываться. Или придется признать, что Бог уберет самое главное христианское качество людей - сострадание.
А если она не будет разрываться, значит во мне любви-то не так уж много, раз я могу забыть самых родных, самых близких, тех, которые для меня были кровью и плотью моей жизни, просто потому, что сам в рай попал.
Если себе представить это картинно (я, знаете, мыслю очень примитивно, вы это, наверное, замечали уже): в центре будет Бог, Который есть Любовь, Который создал всех по любви, Который в конце книги Ионы говорит: Вот, ты плачешь об этом деревце, которое в одну ночь выросло, Мне ли не горевать о целом городе Ниневии, который Я создал? (см. Иона 4, 10-11)- в центре будет Бог, Который есть совершенная Любовь, Который безутешно будет думать о тех, кто вне Царства Божия...
...
Цель сатаны - создать независимое от Бога, самостоятельное вечное царство. Вечный ад в этом смысле - победа для сатаны: параллельно с Богом он осуществит то, чего хотел, он будет нераздельный царь вечного, со-вечного ада. Это непонятно".
Более вероятным, насколько вообще можно говорить о таких вещах, недоступных понимаю человека, кажется, что любых грешников (а безгрешных людей не бывает, так что нас всех) ждет нечто вроде католического чистилища, только в другом виде. Не как бессмысленная пыточная тюрьма, в которой Бог мучает людей и так уже покаявшихся при жизни, просто потому, что они могли забыть исповедаться даже в одном малюсеньком грешке, но Бог-то все помнит и за этот грешок должен "выжечь" все дотла, а как место, где происходит уже после смерти дальнейший путь раскаяния и преображения человеческой души, очищения сердца, которое способно буквально вывести из ада, в который человек сам загнал себя при жизни, в рай. Если человек был очень добродетельным, этот путь не продлится долго, если же это был страшный грешник, изуродовавший свою душу множеством злых дел, то ему понадобится очень много времени, чтобы в конце концов достичь рая. Это может длиться по нашим меркам веками, но это не значит, что в конечном итоге он не сможет совершить этого внутреннего преображения, чтобы действительно во всех сотворенных людях Бог был бы все во всем (1 Кор. 15: 28).
Наверное, может быть уместна здесь такая аналогия. Один человек поранил палец, но это совсем нестрашная маленькая рана, которая заживет через неделю. А другой попал в автомобильную аварию, у него все переломано, он лежит в реанимации, но он жив, это главное. Пока он окончательно поправится, пройдут месяцы, а то и годы, но в итоге он вернется в свое прежнее состояние, то есть то, которое было до всех повреждений. И тот, и другой в конце концов будут выглядеть одинаково, только у человека после аварии выздоровление займет гораздо больше времени и на теле останутся шрамы как напоминание о пережитом. Точно так же и с душой. У кого-то она изранена грехом менее, у кого-то более, но это не значит, что выздороветь может лишь одна.
Да, это все довольно тяжело принять, учитывая то, сколько зла можно видеть каждый день и в глубине душе думать, что хоть в аду-то эти злые люди за все ответят. Но тогда сразу же надо вспомнить и себя самих, подумать, а что если мои грехи перед Богом не менее тяжкие, чем у того убийцы, вора, клеветника? Ведь даже гнев на ближнего приравнивается Христом к убийству. ->
Цитата от Aquinas:
"Если человек испытывает жалость в отношении другого, то он неизбежно разделяет с ним его несчастье. Но обретшие рай благословенные спасенные души не могут ни в чем испытывать горечи. Поэтому они не могут испытывать жалости к страдающим в аду грешникам". Thomas Aquinas, The Summa Theologica, Supplementum Tertia Partis, Question 94, Article 2. |
Вообще в принципе если принимать традиционное учение о вечном существовании ада, придется признать, что Бог "проиграл" дьяволу, то зло, которого не было в начале времен и которого Бог никогда не желал и, что самое главное, творцом которого Он не является, возобладает и одержит победу в эсхатологической перспективе. Оно закрепиться, зафиксируется навечно. То есть дьявол станет равен Богу, по-крайней мере в отношении в вопросе фиксации тления, несовершенства, ветхости природы. Это довольно мрачная и неприятная мысль, но она просто логически вытекает из данной концепции. И она абсолютно отторгается 1 Кор.15.
Именно об этом и говорит митр. Антоний: "Но если себе представить реально: вот, тебя пустили в Царство Божие, а твоего мужа, твою мать или сестру определили в царство тьмы - каково тебе будет в этом Царстве Божием?.. Выйти из положения, как Фома Аквинат выходит (говоря, что тогда мы поймем, что Бог справедлив, и все, что Он делает, - правильно), невозможно, недостаточно мысли, что Бог во всем прав, а душа-то моя будет разрываться. Или придется признать, что Бог уберет самое главное христианское качество людей - сострадание.
А если она не будет разрываться, значит во мне любви-то не так уж много, раз я могу забыть самых родных, самых близких, тех, которые для меня были кровью и плотью моей жизни, просто потому, что сам в рай попал.
Если себе представить это картинно (я, знаете, мыслю очень примитивно, вы это, наверное, замечали уже): в центре будет Бог, Который есть Любовь, Который создал всех по любви, Который в конце книги Ионы говорит: Вот, ты плачешь об этом деревце, которое в одну ночь выросло, Мне ли не горевать о целом городе Ниневии, который Я создал? (см. Иона 4, 10-11)- в центре будет Бог, Который есть совершенная Любовь, Который безутешно будет думать о тех, кто вне Царства Божия...
...
Цель сатаны - создать независимое от Бога, самостоятельное вечное царство. Вечный ад в этом смысле - победа для сатаны: параллельно с Богом он осуществит то, чего хотел, он будет нераздельный царь вечного, со-вечного ада. Это непонятно".
Более вероятным, насколько вообще можно говорить о таких вещах, недоступных понимаю человека, кажется, что любых грешников (а безгрешных людей не бывает, так что нас всех) ждет нечто вроде католического чистилища, только в другом виде. Не как бессмысленная пыточная тюрьма, в которой Бог мучает людей и так уже покаявшихся при жизни, просто потому, что они могли забыть исповедаться даже в одном малюсеньком грешке, но Бог-то все помнит и за этот грешок должен "выжечь" все дотла, а как место, где происходит уже после смерти дальнейший путь раскаяния и преображения человеческой души, очищения сердца, которое способно буквально вывести из ада, в который человек сам загнал себя при жизни, в рай. Если человек был очень добродетельным, этот путь не продлится долго, если же это был страшный грешник, изуродовавший свою душу множеством злых дел, то ему понадобится очень много времени, чтобы в конце концов достичь рая. Это может длиться по нашим меркам веками, но это не значит, что в конечном итоге он не сможет совершить этого внутреннего преображения, чтобы действительно во всех сотворенных людях Бог был бы все во всем (1 Кор. 15: 28).
Наверное, может быть уместна здесь такая аналогия. Один человек поранил палец, но это совсем нестрашная маленькая рана, которая заживет через неделю. А другой попал в автомобильную аварию, у него все переломано, он лежит в реанимации, но он жив, это главное. Пока он окончательно поправится, пройдут месяцы, а то и годы, но в итоге он вернется в свое прежнее состояние, то есть то, которое было до всех повреждений. И тот, и другой в конце концов будут выглядеть одинаково, только у человека после аварии выздоровление займет гораздо больше времени и на теле останутся шрамы как напоминание о пережитом. Точно так же и с душой. У кого-то она изранена грехом менее, у кого-то более, но это не значит, что выздороветь может лишь одна.
Да, это все довольно тяжело принять, учитывая то, сколько зла можно видеть каждый день и в глубине душе думать, что хоть в аду-то эти злые люди за все ответят. Но тогда сразу же надо вспомнить и себя самих, подумать, а что если мои грехи перед Богом не менее тяжкие, чем у того убийцы, вора, клеветника? Ведь даже гнев на ближнего приравнивается Христом к убийству. ->
Комментарий