15. Когда это будет?
Слушателей Цефанйа, как и современников пророка Йоэйла, конечно же интересовал вопрос: "когда наступит великий день скорби, опустошения и разорения?". Адонай не даёт прямого ответа, но предлагает ждать Его (3:8, а). Аналогично, на вопрос учеников "когда это будет?", Господь Иисус Христос ответил: "бодрствуйте" (Мт.24:3, 42).
Всем нужно бодрствовать в ожидании дня, когда Всемогущий восстанет для излияния семи чаш гнева на все народы, для разорения всех царств на земле (ст.3:8, б; Отк.16:1-21). Огнём, исходящим от Него, "пожрана будет вся земля" (ст.3:8, в), как в видении Йоэйла (Иоил.2:3).
Точно такое же обещание, Цеваот, передаёт нам через пророка Йешайа. Сообщая дополнительные подробности Своего посещения с небесными колесницами (армиями) и пылающим огнём.
"Послушай, Господь идёт в огне, Его армии - в облаках пыли, идёт Он, чтобы на народ излить свой гнев и наказать их пламенем огня" (Ис.66:15, совр. пер. [Л.10]). Поэтому, у Софонии (3:8), под огнём ревности (гнева) Яхве, который пожрёт землю, следует понимать буквальный огонь с неба от Бога.
Согласно других пророчеств Исаии, посещение земли Элохим будет сопровождаться громом, шумом (взрывами), землетрясением, каменным градом, бурей и вихрем, пламенем всепожирающего огня, наводнением (Ис.29:6, 30:30). Цель посещения - суд над народами.
"Он будет судить людей и покарает их огнём и мечом Своим" (Ис.66:16, совр. пер. [Л.10]). Из Ис.66:15-22 следует, что не все люди будут истреблены с лица земли, как это могло показаться при чтении Книги пророка Софонии (особенно, ст.1:2, 3).
Действительно, параллельные библейские стихи свидетельствуют - во время великой скорби, погибнет множество людей, но полного их истребления не будет (Иер.4:23-27, 5:18, Иез.14:22, Мт.24:21, 22).
Следует отметить, что стих Соф.3:8 не имеет никакого отношения ни к Армагеддонской битве, как считают авторы [Л.1, 4], ни к собранию "всех (??) языческих народов перед Иерусалимом" [Л.8].
Во-первых, по окончании дня Господня, ближневосточный военный конфликт возникнет между Израилем и окрестными народами (Иоил.3:11, Зах.14:3 - совр. пер. "соседние народы"). Он не будет носить всемирного характера [Л.21].
Во-вторых, воевавшие против евреев племена погибнут в результате эпидемий и междуусобицы (Зах.14:12, 13). Но не будут пожраны огнём, как народы и царства в пророчествах Цефанйа и Йешайа (в йом Адонай).
Комментарий