Комментарии к Книгам малых пророков

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Vladilen
    Ветеран

    • 09 November 2006
    • 71141

    #1

    Комментарии к Книгам малых пророков

    1. Комментарии к Книге пророка Иоиля. Нашествие саранчи


    "
    Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе
    Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает
    день Господень, ибо он близок"
    (Иоил.2:1)



    1. Вступление

    Пророк Иоиль, в еврейской транскрипции Йоэйл (означает "Яхве есть Бог"), сын Петуэля. Вот, всё, что о нём известно достоверно. По не подтверждённому преданию, он жил в Иудее (южном царстве) во времена правления иудейского царя Азариии, сына Амасии.

    Время написания книги. Определить невозможно, так как свидетельств, содержащихся в самом произведении, явно недостаточно (называются даты от II до IX веков до Р.Х.). Наиболее вероятно, что пророчества написаны во время правления в Иудее малолетнего царя Иоаса (840 - 801 г.г.) и его опекуна первосвященника Иодая [Л.1]; по-видимому, не позднее победы Амасии над Едомом в 793 году [Л.2]. Хотя, имеются и другие мнения, о более поздних сроках написания книги
    [Л.3-6].

    Композиция книги. 1. Ведение (1:1-5), представляющее автора и содержащее предупреждение о приближающемся бедствии.
    2. Изложение главной темы - день Господень:
    а) орудия наказания (1:6, 7; 2:2-11);
    б) последствия наказания (1:8-20, 2:3, 10);
    в) покаяние, прощение и благословение народа иудейского (2:12-29).
    3. Отступление (2:30-32) для указания признаков начала дня Господа, а также условия спасения в тот день.
    4. Продолжение описания событий:
    а) суд над окрестными народами, притеснявшими Израиль (3:1-15);
    б) появление Господа, превращение Иерусалима в святыню (3:16, 17).
    5. Заключение (3:18-21) - видение состояния
    будущего царства.

    Главная тема. День Господень - эсхатологическое время, когда Всемогущий Бог вмешается в человеческую историю для суда, личного пришествия, установления Своего царства на земле.
    Цель написания книги. Призвать народ к покаянию и возвратить его Господу.

    Содержание. Вначале, Йоэйл пророчествует о небывалом разорении земли. Тотальное опустошение, подобное совместному нашествию армиии гусениц, саранчи, червей и жуков (1:4) произведёт необычный народ с львиными зубами (1:5). В результате, погибнет урожай, засохнут виноградные лозы и плодовые деревья (1:10-12), огонь сожжёт траву на пастбищах и деревья в поле, высохнут потоки вод (1:19, 20). Это время опустошения пророк называет день Господень (1:15).

    Описанию народа многочисленного и сильного, невиданного от начала рода человеческого, который нападёт на землю в день Господень, посвящено начало 2-й главы (2:1-10). Нашествие уникального воинства Яхве Цеваот, во главе с могущественным исполнителем слова Его, невозможно выдержать человеку (2:11).

    Оттого Адонай призывает Свой народ вернуться к Нему в "посте, плаче и рыдании" (2:12-14), созвав торжественное собрание (2:15-17). Тогда Яхве благословит чада Сиона (2:18-26), в том числе, излиянием Духа Своего на всякую плоть (2:27-29). Великий и страшный день Господень будет сопровождаться знамениями, одинаковыми как на небе, так и на земле (2:30), а предшествовать ему будут солнечное и лунное затмения (2:31). Спасётся тот, кто призовёт имя Господне.

    Третья глава посвящена эсхатологическому суду Яхве над народами, нападающими на Иуду и Иерусалим (3:2-14), после возвращения их пленения (3:1). Суд осуществится в долине Иосафата (3:2, 12), очевидно, в Изреельской долине у развалин древнего города Мегиддо. Эта война (3:9, т.е. новозаветное Армагеддонское сражение) произойдёт вскоре после окончания стихийных бедствий дня Господня (3:14). В те дни, будет тусклым свет от Солнца и Луны, а звёзды перестанут блестеть (3:15). Победу одержат сыны израилевы, так как Сам Господь послужит защитой для народа Своего (3:16).

    Оканчивается книга пророчеством о чудесном времени, когда в Иерусалиме будет обитать Бог (3:17), а земля иудейская наполнится изобилием продовольствия и воды (3:18). Наказание постигнет страны, воевавшие против Иуды, который будет жить вечно (3:19-21).

    Главная проблема толкования книги. Является ли глава 1 пророческой или нет. Большинство комментаторов считают, что в первой главе описываются уже имевшие место события (нашествие саранчи и засуха), а во второй - будущие (день Господень). В таком случае, книга рассматривается состоящей из двух разных по форме и содержанию частей: не пророческой исторической (глава 1) и пророческой апокалиптической (главы 2, 3).

    Автор данного комментария не согласен с таким подходом, воспринимая книгу как единое эсхатологическое пророчество. Не человеческой историей главы 1, а Словом Господа, которое было к Иоилю (1:1).
    - Библейские пророчества о Втором пришествии
  • Vladilen
    Ветеран

    • 09 November 2006
    • 71141

    #2
    2. Нашествие необычной саранчи (1:1-7)

    Пророческая книга начинается с вопросов Господа, на которые не требуется отвечать, так как ничего подобного не случалось ни при жизни современников Иоиля, ни при жизни предыдущих поколений. Невероятно, если Адонай, через пророка, даёт откровение иудеям о содержании уже постигшего их бедствия (1:1-20).

    "Слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Вафуила. Слушайте это, старцы, и внимайте, все жители земли сей: бывало ли такое (Случалось ли что-либо подобное раньше) во дни ваши или во дни отцов ваших? (Нет, не случалось!). Передайте (расскажите) об этои детям вашим; а дети ваши пусть скажут свои детям, а их дети - следующему (поколению) роду:" (1:1-3; в скобках, совр. пер. [Л.7]).

    После представления (ст.1), пророк привлекает внимание слушателей интригующим вопросом (ст.2). Важность дальнейшего ответа на который подчёркивается указанием передавать его из рода в род (ст.3). Речь пойдёт о будущем ужасном бедствии - полном разорении земли иудейской, путём уничтожения зелёных растений. В том числе, всех листьев на виноградных лозах, подобно нашествию прожорливых гусениц, насекомых, червей.

    "Оставшееся от гусеницы ела саранча (То, что не съели гусеницы, съела саранча
    ), оставшееся от саранчи ели черви, а оставшееся от червей доели жуки. Пробудитесь, пьяницы, и (громко) плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке (Нет больше вашего сладкого вина), ибо он отнят от уст ваших!" (1:4, 5; в скобках, текст из [Л.7]).

    Существует мнение, идущее ещё от "отцов церкви", что в ст.4 Йоэйл аллегорическим языком говорит об армиях: ассирийцев, вавилонян, мидо-персов и римлян. Они опустошали Израиль и Иуду (
    странное мнение, ведь из ст.2, 3 следует - подобное никогда не случалось раньше).

    Современные же комментаторы (например, [Л.1-6, 9, 10, 12, 16]) полагают,- об одном из нашествий стадных вредителей сельского хозяйства. В частности, считается, что речь идёт о хорошо знакомой жителям древнего Ближнего Востока саранче (рис.1) в 4-х стадиях её развития [Л.4, 6, 8, 9; Л.10, стр.74; Л.12, стр.1023].

    Однако ясно написано: саранча ела только "оставшееся от гусеницы" (в Масоретском тексте, "газам" [Л.11]), черви ("елэк") - "оставшееся от саранчи", а жуки ("хасил") доели всё остальное. Иными словами, растительность уничтожат гусеницы, насекомые и черви, а не только одна саранча.

    Считается, что Иоиль напоминает старцам о регулярных нашествиях
    вредителей сельского хозяйства в прошлом (Втор.28:38, 2Пар.6:28, 7:13). Ведь одна особь, например, саранчи может достигать в длину до 9-и сантиметров и уничтожает в день количество растительности, равное собственному весу.

    Прилетают саранчовые огромными массами, насчитывающими миллиарды насекомых; оседая на площади в сотни квадратных километров. Кулиги и стаи саранчи полностью уничтожают все сельскохозяйственные и дикорастущие растения.

    Некоторые комментаторы утверждают,- пророк вспоминает о реальном нашествии саранчи при жизни его поколения
    [Л.5, 6]. В таком случае, почему на вопрос: "Случалось ли что-либо подобное раньше"? Иоиль отвечает: "Нет, не случалось!" (ст.2, [Л.7]). А дальше подробно рассказывает (зачем?) о том (1:6-20), что они могли видеть своими глазами.

    Скорее всего, учитывая текст главы 1 и, особенно, начало главы 2, стих 1:4 это прообраз. Аналогия будущего бедствия, за отсутствием иных терминов и адекватных понятий; сравнение, развиваемое в последующих стихах.


    "Ибо пришёл ("вторгся") на землю мою народ сильный и бесчисленный (Огромная и сильная страна
    ); зубы у него - зубы львиные, и челюсти (клыки) у него, как у львицы. Опустошил ("разорил") он виноградную лозу мою, и смоковницу мою обломал (погубят фиговые деревья!), ободрал ("кору") её до-гола и бросил (Саранча объест кору с моих деревьев): сделались ("стали") белыми ветви её" (1:6, 7; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.23]).
    - Библейские пророчества о Втором пришествии

    Комментарий

    • стажерка
      Ветеран

      • 25 January 2012
      • 1470

      #3
      О саранче написано для тех, "кому не дано знать тайны царствия", мне так кажется.

      Комментарий

      • Vladilen
        Ветеран

        • 09 November 2006
        • 71141

        #4
        Сообщение от стажерка
        О саранче написано для тех, "кому не дано знать тайны царствия", мне так кажется.
        Возможно, возможно ...
        но и для тех, кто ещё не догадался.
        - Библейские пророчества о Втором пришествии

        Комментарий

        • Vladilen
          Ветеран

          • 09 November 2006
          • 71141

          #5
          3. Народ с львиными зубами (1:8-14)

          Какую огромную и сильную страну или бесчисленный народ с львиными зубами имеет в виду Йоэйл? Традиционная, самая распространённая гипотеза - саранча с аллегорическими львиными зубами и клыками львицы [Л.1-6, 8-10, 12, 13, 15-17].

          Однако эти насекомые не могут обломать дерево, но
          только тонкие ветки, от них не засыхают виноградная лоза и смоковница (ст.12, "саранча не жалует эти растения" [Л.8, стр. 881]). Не тлеют зёрна под землёй (ст.17), не горят пажити и деревья в поле (ст.19), не высыхают потоки вод (ст.20).

          По указанным причинам, толкователи 1-й главы вынуждены ссылаться не только на нашествие насекомых или вражеских войск, но также на продолжительную засуху и огонь (метафорический или буквальный), в качестве возможных иных причин бедствия. Вопреки ясному указанию на единственную причину - нашествие невиданного народа (ст.6), вызвавшего засуху (1:10-12, 17) и огонь, попаливший деревья (ст.19).

          Образ массового нашествия известных насекомых, гусениц, червей Иоиль использовал,
          по-видимому, для сравнения с чем-то похожим, но не знакомым. Например, "в древней ближневосточной литературе войска нередко сравнивались со стаями саранчи" [Л.8, стр. 880]. От нашествия невиданного ранее войска (2:2, 3) пророк призывает Эрец Ийсраэль рыдать, и объясняет почему.

          "Рыдай, как молодая жена (невеста), препоясавшись вретищем, о муже (потерявшая жениха) юности своей! Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме (храме) Господнем; плачут священники (плачте и печальтесь), служители Господни. Опустошено поле, сетует ("плачет") земля; ибо истреблён хлеб (посевы), высох виноградный сок ("молодой виноград")
          , завяла маслина" (1:8-10; в скобках: уточнения из [Л.7], в кавычках - из [Л.24]).

          О будущих событиях дня Господа (ст.15) Йоэйл пишет так, как будто они происходят в его время, проходят перед его глазами. Нас это не должно удивлять, ведь "говорить о будущем в грамматической категории настоящего или даже прошедшего времени - характерный приём пророческой речи, свидетельствовавший об уверенности говорившего в осуществлении того, о чём он пророчествовал"
          [Л.5, стр. 84].

          В таких чрезвычайно бедственных обстоятельствах в йом Адонай (ст.1:8-15), Иоиль призывает рыдать, как и другие ветхозаветные пророки (Ис.13:6, Иез.30:2, 3, Соф.1:11). Ещё один призыв сына Вафуила и его объяснение содержатся в стихе 11.

          "Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле (погиб урожай на полях); Засохла виноградная лоза и смоковница завяла (фиговые деревья умирают); гранатовое дерево, пальма и яблонь (яблони) - все дерева в поле посохли; потому и веселье у сынов человеческих (людей) исчезло" (1:11, 12; в скобках, уточнения
          из [Л.7]).

          Но почему будут краснеть от стыда земледельцы? Не оттого ли, что кровь прильёт к лицам? из-за расширения периферийных кровеносных сосудов (по-научному, "блашинг-синдром"). Причиной чего явится трепет (тряска) организма (ст.2:6), психоэмоциональный стресс, нейроциркуляторная дистония.

          Есть о чём рыдать и виноградарям, так как первыми уничтожатся все посевы ячменя (перед самой его жатвой) и пшеницы (ст.11). Потом, виноградные лозы,
          пальмы, смоковницы, иные плодовые деревья (ст.12).

          Причиной гибели урожая, лоз и деревьев, в данном случае, явится очень высокая температура воздуха (как ни странно, при потускневшем солнце (2:10). Такую жару трудно выдержать даже людям, как это провидит Иоханан. "И жёг людей сильный зной" (Отк.16:9, а).

          Исчезновение веселья у сынов человеческих (ст.12), побуждает ветхозаветного пророка дать несколько советов.

          "Препояшьтесь вретищем(наденьте траурные одежды) и плачьте, священники! рыдайте служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах (Вы будете спать в траурных одеждах), служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния (винного приношения). Назначьте (людям) пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего и взывайте (молитесь) к Господу" (1:13, 14, в скобках,
          текст из [Л.7]).

          Яхве Элохим является не только источником благословений для народа Своего, но Он также "огонь поядающий" (Втор.4:24) для отступивших от Него. Оттого
          Иоиль предлагает священникам при храме надеть вретища, т.е. неудобную одежду из грубой козьей или верблюжьей шерсти [Л.8, стр.882]. А также назначить общественный пост, объявить священное собрание и взывать к Господу. Но почему нужно взывать?
          - Библейские пророчества о Втором пришествии

          Комментарий

          • стажерка
            Ветеран

            • 25 January 2012
            • 1470

            #6
            "Дано будет солнцу жечь людей огнем". Откровение гл.16:8,9. когда праведники все будут собраны воедино в царстве небесном.
            В это время изливается гнев Бога из ч а ш гнева Бога. Это Суд Бога. Поздно каяться. Да никто и не раскается.
            Исчезнет небо. Это магнитное поле, защищающее нас от космоса и вредного воздействия солнечной радиации, удерживающее атмосферу: : "Бог сотворил небо и землю (солнечную систему) они исчезнут А Бог пребывает, и как одежду свернет и все изменится".
            Это произойдет после собрания в житницу "семя", а плевелы будут гореть огнем на земле, на суше между водами.
            Интереснее сравнить Ангелов Христа с трубами: И пошлет Он Ангелов Своих с трубою громогласною" ....
            и Священников Левитов с трубами . Иис. Навин.гл.6
            Почему там Левитские священники трубят, а в Новом Завете Ангелы? Откровение гл.8

            Комментарий

            • Vladilen
              Ветеран

              • 09 November 2006
              • 71141

              #7
              Сообщение от стажерка
              "Дано будет солнцу жечь людей огнем". Откровение гл.16:8,9. когда праведники все будут собраны воедино в царстве небесном.
              В это время изливается гнев Бога из ч а ш гнева Бога. Это Суд Бога. Поздно каяться. Да никто и не раскается.
              Исчезнет небо. Это магнитное поле, защищающее нас от космоса и вредного воздействия солнечной радиации, удерживающее атмосферу: : "Бог сотворил небо и землю (солнечную систему) они исчезнут А Бог пребывает, и как одежду свернет и все изменится".
              Это произойдет после собрания в житницу "семя", а плевелы будут гореть огнем на земле, на суше между водами.
              Интереснее сравнить Ангелов Христа с трубами: И пошлет Он Ангелов Своих с трубою громогласною" ....
              и Священников Левитов с трубами . Иис. Навин.гл.6
              Почему там Левитские священники трубят, а в Новом Завете Ангелы? Откровение гл.8
              Возможно, будет и так, как Вы считаете.
              - Библейские пророчества о Втором пришествии

              Комментарий

              • Vladilen
                Ветеран

                • 09 November 2006
                • 71141

                #8
                4. День Господень (1:15-20)

                Йоэйл видит, как наступает великий, страшный, опустошительный йом Адонай, близость которого ощущали почти все ветхозаветные пророки.

                "О, какой день!
                (Горюйте!) ибо день Господень близок: как опустошение ("подобно опустошению" [Л.24] или "как разгром" [Л.11]) от Всемогущего придёт он" (1:15, "как грабитель, нагрянет" [Л.23]).

                В Библии, день Господень означает кульминационные события личного вмешательства Творца вселенной в земную историю для суда и/или спасения
                [Л.2, 12, 13]). Во многих ветхозаветных пророчествах этот день связан с эсхатологическими карами небесными, гибелью людей, животных, птиц, рыб, разрушением городов, опустошением земли (Ис.13:4-12, 24:1-13; Соф. 1:2-18, 3:6-8; Авд.15, 16 и так далее).

                Оттого йом Адонай, как в ТаНаХе, так и Новом Завете, также именуется: день бедствия, день опустошения, день погибели, день мщения, день тьмы и мрака; день суда, великий день гнева Его, день тот (оный), великая скорбь. День Яхве не следует воспринимать, как одни сутки (Ис.34:8).

                Этот день опустошения нагрянет, как грабитель (ст.15). Йом Адонай поразит не только Эрец Йисраэль, но весь мир, всех жителей земли, как предупреждает нас Иисус Христос.

                "Ибо он, как сеть, найдёт на всех живущих по всему лицу земному" (Лк.21:35; совр. пер. "он обрушится на всех людей, живущих по всей земле"
                [Л.14]). Какие же опустошения, нави, провидит в день Эль Шаддая?

                "Не пред нашими ли глазами отнимается пища ("сгинул хлеб"), от дома Бога нашего - веселье и радость? Истлели зёрна ("семена напрасно были брошены впашню!") под глыбами своими (Мы посеяли зерно, но оно высохло под землёй. Наши растения засохли и погибли
                ), опустели житницы, разрушены ("рушатся") кладовые, ибо не стало хлеба. Как ("жалобно") стонет ("ревёт") скот (от голода), уныло ходят стада волов (скота), ибо нет для них пажити ("в поисках пастбищ"); томятся и стада овец (даже стада овец погибают)" (1:16-18; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.23]).

                Так и будет, пища отнимется перед глазами людей. Во-первых, гибель урожая зерновых культур в поле (ст.11). Во-вторых, уничтожение пажити (весенней травы) для крупного и мелкого скота на лугах (ст.18). В-третьих, пересеянные семена истлеют под землёй (ст.17), а те, что прорастут,- исчахнут (ст.10-12). Однако завянут не от засухи
                [Л.1, 5, 6], но из-за круглосуточной полумглы (3:15).

                Немногие хлебные растения принесут плод свой,- невызревшее зерно, которое не даст муки (Ос.8:7). Не станет хлеба, опустеют житницы, а кладовые разрушат не саранча или засуха, но великое землетрясение (Отк.16:18). Останется только взывать к Адонай Элоах.

                "К тебе, Господи, взываю (о помощи)
                ; ибо огонь пожрал злачные пастбища пустыни, и пламя попалило все дерева в поле (Огонь превратил наши зелёные поля в пустыню, и пламя выжгло все деревья). Даже и животные на поле взывают к Тебе, потому что иссохли потоки вод ("высохли русла водных потоков"), и огонь истребил пастбища пустыни (Огонь выжег наши пастбища и превратил их в пустыню)" (1:19, 20; в скобках: текст из [Л.7] в кавычках - из [Л.11]).



                Траву на пастбищах и деревья в поле,
                как утверждает пророк, пожрёт буквальный огонь (ст.19), вопреки современной версии о стаях саранчи (рис.2) и последующей засухе.

                Более того, иссякнут "потоки вод" (ст.20, б). Странно, ведь засуха (зной) и даже огонь могут осушить только не проточные мелкие водоёмы, а не русла непересыхающих водных потоков (ручьёв, рек), как пишет Йоэйл. Новозаветные видения Иоанна развеивают наши сомнения.

                "Первый ангел вострубил, и сделались
                ("посыпался") град и огонь, смешанные с кровью, и пали (всё это низверглось) на землю; ("И сгорела треть земли") и третья часть дерев сгорела, и вся трава зелёная сгорела. Вторый ангел вострубил, и как-бы большая гора, пылающая огнём (нечто, подобное огромной горе, охваченной огнём), низверглась в море ..." (Отк.8:7, 8; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.23]).

                Действительно, в день Господень, злачные пастбища и часть деревьев уничтожат не насекомые или засуха, но необычная "саранча" из града, огня, крови, ниспавших с неба на землю. Падения небесных тел (Отк.8:5-11, 9:1, 2) и великое землетрясение (6:12, 16:18) изменят геоморфологические особенности местности (16:20). В результате чего, высохнет вода, например, в полноводных реках Евфрат (16:12) и Нил (Ис.19:5, Зах.10:11), других проточных водоёмах; как провидит Иоиль, "иссохли потоки вод" (ст.20).
                - Библейские пророчества о Втором пришествии

                Комментарий

                • стажерка
                  Ветеран

                  • 25 January 2012
                  • 1470

                  #9
                  Ап. Павел советует: "Будьте как ожидающие второго пришествия".
                  Пока не осуществится "золотой в е к ". правления Христа, Это произойдет после СЕДЬМОГО ТРУБНОГО ЗВУКА , которым Ангел Христа возвестит о первом собрании праведников на небо и о том, что Диавол лишен силы и заточен в бездну, не наступит этот ужасный и страшный для нечестивых людей день.
                  Откровение гл.11:15 -
                  И седьмой Ангел вострубил, и услышал я голоса с неба говорящие:
                  Царство м ир а соделалось царством Господа Бога и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. (на небе вечное царство)
                  Откровен.гл.12:10
                  И услышал я громкий голос говорящий с неба:
                  Ныне настало царство и спасение, и сила Бога нашего и власть Христа Его,
                  Потому что НИЗВЕРЖЕН в Бездну клеветник братий наших ...
                  Царство наступает только после седьмого, последнего трубного звука Ангелов Христа.

                  Откровен. 10:7 - Когда вострубит седьмой Ангел, свершится т а й н а Божия...
                  1Коринф.гл.15. - Говорю вам Т А Й Н У: Не все мы умрем, но все изменимся. (во 2 пришествие)
                  Вдруг, во мгновение ока, при ПОСЛЕДНЕЙ, (седьмой) трубе,
                  Ибо вострубит (седьмой Ангел) и мертвые воскреснут нетленными, а живые изменятся (преобразятся)
                  и в м е с т е будут похищены от земли, возмутся на небеса.
                  Вот такие события радостные произойдут во 2 пришествие Христа.
                  "Будьте как ожидающие второго пришествия". Ба придут времена отрады от лица Господа Бога, да пошлет ОН ...

                  Комментарий

                  • Vladilen
                    Ветеран

                    • 09 November 2006
                    • 71141

                    #10
                    Сообщение от стажерка
                    Ап. Павел советует: "Будьте как ожидающие второго пришествия".
                    Сестра,
                    нельзя ли дать ссылку на стих, в котором это говорится?
                    - Библейские пророчества о Втором пришествии

                    Комментарий

                    • Vladilen
                      Ветеран

                      • 09 November 2006
                      • 71141

                      #11
                      5. Орудия наказания (2:1, 2)

                      Если в первой главе мы читаем об опустошительных последствиях дня Яхве, то вторая отведена Иоилем для более подробного описания того же самого орудия Всемогущего. Вопреки широко распространённому мнению о разных орудиях наказания: нашествия саранчи (глава 1) и вторжения вражеского человеческого войска (2:1-11).

                      Во-первых, в оригинале нет разбиения текста на главы. Во-вторых, оба события относятся к одному и тому же дню Господа (1:15, 2:1). В-третьих, "полчище Его" (2:11) тождественно выражению "великое войско Моё" (2:25) из саранчи, червей жуков и гусениц (сравните 1:4 с 2:25). В-четвёртых, между главами явно видны литературные параллели, отражающие как черты необычных насекомых, так и невиданных армейских соединений.

                      Следовательно, главы 1 и 2 посвящены откровению об одном и том же сильном бесчисленном народе - небесной армии Цеваот (1:6, 2:11). При виде которой, нужно немедленно объявлять тревогу.

                      "Трубите трубою (в рог) на Сионе и бейте (поднимите) тревогу на святой горе Моей; да (пусть) трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок -" (2:1; в скобках, текст из
                      [Л.23]).

                      Нави призывает трубить в трубу, точнее, рог (евр. "шофар"), чтобы поднять тревогу, так как приближается день возмездия, о котором писали почти все ветхозаветные пророки. В это время, будут трепетать "все жители земли" (ст.1) и не только от страха (Лк.21:26). Но от внезапной физической вибрации внутренних органов, в состояние которой войдут также звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся (Иез.38:20, а).
                      Пророк таким видит день Господень.

                      "День тьмы и мрака, день облачный
                      и туманный (день туч и мглы): как утренняя заря, распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века (с древних времён) и после того не будет (в будущих поколениях) в роды родов" (2:2; в скобках, уточнения из [Л.24]).


                      В те дни тьмы, мрака, мглы (Соф.1:15), произойдут настолько необычные изменения в атмосфере, что днём потемнеет. Воздух станет малопрозрачным, словно туман, но возникнет, как бы, заря (Иоил.2:2).
                      Маловероятно, что такие оптические эффекты создаст стая саранчи
                      [Л.3, 6, 15; Л.12, стр.1023] или человеческая армия, как написано: "таинственный народ закроет ... горизонт и самое небо" [Л.5]. О таком пасмурном эсхатологическом дне (круглосуточной полумгле) пророчествовует Зехарйа.

                      "День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь
                      (в Масоре, "И будет в тот день: не будет света; холод и мороз" [Л.11]); лишь в вечернее время явится свет" (Зах.14:7; совр. пер. "не будет в этот день ни дня, ни ночи; и когда обычно опускается тьма, всё ещё будет свет" [Л.7]).

                      Почему не будет света, но холод и мороз, мы сможем узнать, если ответим на другой вопрос: о каком народе говорит Йоэйл в стихе 2:2? При этом, обратим внимание на слова нави, что этого народа "не бывало от века (с древних времён) и после того не будет (в будущих поколениях) в роды родов".
                      - Библейские пророчества о Втором пришествии

                      Комментарий

                      • Vladilen
                        Ветеран

                        • 09 November 2006
                        • 71141

                        #12
                        6. Небесная армия Цеваот (2:3-5)

                        Так как не может нарушиться Писание, следует признать: в стихе 2:2 (и Зах.14:7) речь не идёт ни о нашествии насекомых, как утверждается в
                        [Л.2, 3, 6, 8, 9, 12, 15-17], ни о человеческом войске ассирийцев [Л.1, 5, 10].

                        Возможно, пророк имел в виду небесную армию Бога Цеваота - Господа воинств? Полчище необычной "саранчи", невиданной от века, падающей с неба на землю (рис.3).

                        А именно, "град и огонь, смешанные с кровью" (Отк.8:7), "как-бы большая гора, пылающая огнём" (8:8), "большая звезда, горящая подобно светильнику" (8:10), звезда, открывающая колодец в бездну (9:1).

                        Пророк Йешайа, за вторжением вавилонян (Ис.13:1, 2), провидит день Господень (ст.6) и Его боевое войско (ст.3-5). Оно идёт "из отдалённой страны, от края неба (из-за горизонта)" (ст.5) и производит большой шум на горах (ст.4).

                        Разрушительная сила от Всемогущего (ст.6) потрясёт небо и земля содрогнётся на месте своём (ст.13), померкнет свет от солнца, луны, звёзд (ст.10); земля сделается пустыней (ст.9). Об опустошении, которое произведёт армия возмездия Яхве, Йоэйл рассказывает следующее, естественно, в до научных терминах и определениях.

                        "Пред ним пожирает огонь, а за ним палит ("полыхает") пламя (Они оставляют позади себя землю, спалённую огнём); перед ним ("его приходом") земля как сад Едемский, а позади ("после") его будет опустошенная степь ("выжженная пустыня"
                        [Л.24]), и никому (и ничему) не будет спасения от него. Вид его как вид коней, и скачут они как всадники (конница); Скачут по вершинам гор как бы со стуком (грохотом) колесниц (несущихся по вершинам гор), как бы с (шумом) треском огненного пламени, пожирающего солому, как сильный народ, выстроенный к битве ("так огромное войско рядами идёт в сражение")" (2:3-5; в скобках: текст из [Л.7], в кавчках - из [Л.23]).

                        Если это ряды небесных тел, а не саранча, головка которой похожа на лошадиную (рис.1), почему сильный народ сравнивается с конями и всадниками? отчего они скачут по вершинам гор (разве такое возможно?) да ещё с грохотом колесниц?

                        - Библейские пророчества о Втором пришествии

                        Комментарий

                        • vit7
                          Временно отключен

                          • 17 March 2010
                          • 7337

                          #13
                          Сообщение от Vladilen
                          1. Комментарии к Книге пророка Иоиля. Нашествие саранчи


                          "
                          Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе
                          Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает
                          день Господень, ибо он близок"
                          (Иоил.2:1)



                          1. Вступление

                          Пророк Иоиль, в еврейской транскрипции Йоэйл (означает "Яхве есть Бог"), сын Петуэля. Вот, всё, что о нём известно достоверно. По не подтверждённому преданию, он жил в Иудее (южном царстве) во времена правления иудейского царя Азариии, сына Амасии.

                          Время написания книги. Определить невозможно, так как свидетельств, содержащихся в самом произведении, явно недостаточно (называются даты от II до IX веков до Р.Х.). Наиболее вероятно, что пророчества написаны во время правления в Иудее малолетнего царя Иоаса (840 - 801 г.г.) и его опекуна первосвященника Иодая [Л.1]; по-видимому, не позднее победы Амасии над Едомом в 793 году [Л.2]. Хотя, имеются и другие мнения, о более поздних сроках написания книги
                          [Л.3-6].


                          Православный источник :

                          Среди исследователей пророка Иоиля принято переводить его имя «Иоиль» с еврейского как «Иегова есть Бог». Хотя были и другие предположения. Например, блж. Иероним Стридонский переводил имя пророка как «начинающий».


                          О личности пророка Иоиля и обстоятельствах его жизни можно строить бесчисленные предположения, потому что точные исторические данные отсутствуют.

                          Возможно, он родился и погребен в Вефероне, как записано у свв. Ефрема Сирина, Епифания и Дорофея со ссылкой на древнее предание. Из самой книги пророка мы знаем, что он был «Сын Петуэла (или Вафуила) (1:1). Но неизвестно, кем был Петуэл. Исследователь Раши утверждает, что это пророк Самуил (у которого, действительно, был сын по имени Иоиль). Гольдгаузен называет отцом пророка Иоиля Петахию, современника Давида, начальника 19-й священнической чреды (1 Пар.24:16). Впрочем, ни одно из предположений не имеет достаточных оснований....


                          Смысл первой речи: отцы Церкви отдавали предпочтение аллегорическому толкованию, согласно которому саранча и засуха это образы неприятельских грядущих нападений на Иудею.

                          Прп. Ефрем Сирин (+387) был приверженцем аллегорического толкования книги пророка Иоиля. Например, в образе четырех видов саранчи он видел четырех врагов Иудеи: Тиглатпаласара, Салманасара, Сеннахерима и Навуходоносора.

                          Блаженный Иероним тоже аллегорически толковал эту книгу, но под видом саранчи, по его мнению, пророк имел в виду четыре враждебных Иудее народа: ассиро-вавилонян, мидо-персев, македонян и преемников Александра, особенно Антиоха Епифана, и римлян. Но, в то же время, блж. Иероним первым из отцов Церкви предложил, наряду с аллегорическим, и буквальное толкование первой речи святого Иоиля.

                          Блаженный Феодорит тоже толковал первую речь буквально-аллегорически.

                          Святитель Кирилл Александрийский (+444) допускал буквальное понимание слов Иоиля о саранче.
                          В Новое время мало кто из исследователей придерживался аллегорического толкования.

                          В Новейшее время, начиная с Креднера, буквальное понимание возобладало. Его давали из отечественных библеистов Хергоезерский, Орда, Смирнов, Некрасов, арх. Ириней Псковский и др.

                          Скорее всего, правильно будет согласиться с блж. Феодоритом в том, что в первой речи пророка Иоиля можно найти и буквальный, и аллегорический смыслы.

                          Комментарий

                          • Vladilen
                            Ветеран

                            • 09 November 2006
                            • 71141

                            #14
                            vit7,.
                            Спасибо за информацию.
                            Что Вы этим хотели сказать?
                            - Библейские пророчества о Втором пришествии

                            Комментарий

                            • Vladilen
                              Ветеран

                              • 09 November 2006
                              • 71141

                              #15
                              7. Небесные тела в мифологии (2:3-6)

                              В древности, кони (колесницы) являлись непременным атрибутом небесных тел (солнца, луны, планет, звёзд, ярких метеоров). Обожествлённые тела передвигались по небу и перемещались из одного мира (например, верхнего) в другой мир (на землю) на конях или колесницах, олицетворявших небесные явления [Л.8, стр. 459, Л.18, стр.116, 666].

                              Вершины гор считались местом, где земля соприкасалась с небом
                              [Л.12], так как "в сознании древнего человека не было большой разницы между горными вершинами и небесами" [Л.8, стр. 824]. Оттого необычная конница скачет по небосводу, точнее, с небес распространяется по горам (2:2, б).

                              Летящая по небу "звезда, горящая подобно светильнику" (Отк.8:10, по-научному, "болид") на высоте ниже 55 километров создаёт такие мощные физические явления в атмосфере:

                              1) звуковые эффекты - грохот, громовые раскаты, стук, треск, которые можно сравнить "со стуком колесниц" и "треском огненного пламени" (ст.5, б);
                              2) световые эффекты - огненный шар с разлетающимися искрами и языками огня, подобно "пламени, пожирающего солому" (ст.5, в);
                              3) взрыв, т.е. как правило, разрушение тела аэродинамическими силами в атмосфере с выпаденим из области задержки (на большую площадь в виде эллипса) множества мелких метеоритов, будто "сильный народ", готовый к сражению (ст.5, г).

                              Что же произойдёт, когда небесная саранча с грохотом поскачет по вершинам гор? Согласно Писаниям, "придёт день, пылающий как печь" (Мал.4:1; Соф.3:8, Ис.29:6, 30:30, 66:15, Лк.17:29, 30, 2Пет.3:10). Иоилю открывается такое видение.

                              "Пред ним пожирает огонь, а за ним палит пламя (Они оставляют позади себя землю, спалённую огнём); перед ним земля как сад Едемский, а позади его будет опустошенная степь ("пустыня необитаемая"), и никому (и ничему) не будет спасения от него" (2:3; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.11]).

                              При падении крупного небесного тела (например, астероида) на землю и тепловом взрыве, возникает расширяющийся огненный шар с температурой в центре более миллиона градусов. Образуется высокотемпературная ударная волна из раскалённых газов и каменной пыли, которую пророк Нахум называет "вихрем", "бурей", "облаком пыли" от шествия Яхве по земле (Наум.1:3-5). Она мгновенно сожжёт всё вокруг эпицентра на сотни и тысячи километров.

                              Вспыхнет то, что легко сгорает: вся трава, листья, кустарники; затем, за пролетевшей ударной волной, в пламени огня будут гореть деревья (Отк.8:7, Иоил.1:9, 20). В точности как в видении Иоиля:
                              "Пред ним пожирает огонь, а за ним палит пламя" (2:3; нет никаких оснований считать эти огонь и пламя поэтическими метафорами).

                              Пророк видит, как цветущая райская земля стала выжженной пустыней; погибли животные, птицы, люди - "никому не будет спасения спасения от него" (ст.3, б; Соф.1:2, 3). Даже деревья обломает ударная волна. Песок и каменная пыль, летящие с огромной сверхзвуковой скоростью, обдерут кору, как пескоструйным аппаратом, до древесины ("до-гола" в ст. 1:7). Ветви многолетних растений сделаются белыми (ст.7, в).

                              Реакция народов на катастрофические события выглядит, на первый взгляд, странной, если воспринимать содержание стиха 6 буквально.

                              "При виде его затрепещут
                              ("трепещут" [Л.11]) народы, у всех лицапобледнеют (точнее, "мрачнеют" [Л.11])" (2:6, "Сжались в страхе пред ним народы, бледны от ужаса лица" [Л.23]).

                              Не только от ужаса, при виде небесной армии Цеваот, будут трепетать народы, но и от невиданного физического явления - резонанса. В данном случае, сильного возрастания амплитуды колебаний человеческих органов под влиянием внешних воздействий (колебаний земли, воды, воздуха). По частоте, они совпадают с частотой собственных колебаний (5-12 Герц) внутренних органов (сердца, лёгких, желудка и пр.).

                              Оттого затрясутся чресла, внутренности, губы, сердце, кости (Ис.21:3, Авв.3:16, Иер.23:9, Плач.1:20). Кровь прильёт к лицам, они покраснеют (Иоил.2:6, б; в совр. пер., "побледнеют", "бледны", что переведено не точно).
                              - Библейские пророчества о Втором пришествии

                              Комментарий

                              Обработка...