1. Комментарии к Книге пророка Иоиля. Нашествие саранчи
"Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе
Время написания книги. Определить невозможно, так как свидетельств, содержащихся в самом произведении, явно недостаточно (называются даты от II до IX веков до Р.Х.). Наиболее вероятно, что пророчества написаны во время правления в Иудее малолетнего царя Иоаса (840 - 801 г.г.) и его опекуна первосвященника Иодая [Л.1]; по-видимому, не позднее победы Амасии над Едомом в 793 году [Л.2]. Хотя, имеются и другие мнения, о более поздних сроках написания книги [Л.3-6].
Композиция книги. 1. Ведение (1:1-5), представляющее автора и содержащее предупреждение о приближающемся бедствии.
2. Изложение главной темы - день Господень:
а) орудия наказания (1:6, 7; 2:2-11);
б) последствия наказания (1:8-20, 2:3, 10);
в) покаяние, прощение и благословение народа иудейского (2:12-29).
3. Отступление (2:30-32) для указания признаков начала дня Господа, а также условия спасения в тот день.
4. Продолжение описания событий:
а) суд над окрестными народами, притеснявшими Израиль (3:1-15);
б) появление Господа, превращение Иерусалима в святыню (3:16, 17).
5. Заключение (3:18-21) - видение состояния будущего царства.
Главная тема. День Господень - эсхатологическое время, когда Всемогущий Бог вмешается в человеческую историю для суда, личного пришествия, установления Своего царства на земле.
Цель написания книги. Призвать народ к покаянию и возвратить его Господу.
Содержание. Вначале, Йоэйл пророчествует о небывалом разорении земли. Тотальное опустошение, подобное совместному нашествию армиии гусениц, саранчи, червей и жуков (1:4) произведёт необычный народ с львиными зубами (1:5). В результате, погибнет урожай, засохнут виноградные лозы и плодовые деревья (1:10-12), огонь сожжёт траву на пастбищах и деревья в поле, высохнут потоки вод (1:19, 20). Это время опустошения пророк называет день Господень (1:15).
Описанию народа многочисленного и сильного, невиданного от начала рода человеческого, который нападёт на землю в день Господень, посвящено начало 2-й главы (2:1-10). Нашествие уникального воинства Яхве Цеваот, во главе с могущественным исполнителем слова Его, невозможно выдержать человеку (2:11).
Оттого Адонай призывает Свой народ вернуться к Нему в "посте, плаче и рыдании" (2:12-14), созвав торжественное собрание (2:15-17). Тогда Яхве благословит чада Сиона (2:18-26), в том числе, излиянием Духа Своего на всякую плоть (2:27-29). Великий и страшный день Господень будет сопровождаться знамениями, одинаковыми как на небе, так и на земле (2:30), а предшествовать ему будут солнечное и лунное затмения (2:31). Спасётся тот, кто призовёт имя Господне.
Третья глава посвящена эсхатологическому суду Яхве над народами, нападающими на Иуду и Иерусалим (3:2-14), после возвращения их пленения (3:1). Суд осуществится в долине Иосафата (3:2, 12), очевидно, в Изреельской долине у развалин древнего города Мегиддо. Эта война (3:9, т.е. новозаветное Армагеддонское сражение) произойдёт вскоре после окончания стихийных бедствий дня Господня (3:14). В те дни, будет тусклым свет от Солнца и Луны, а звёзды перестанут блестеть (3:15). Победу одержат сыны израилевы, так как Сам Господь послужит защитой для народа Своего (3:16).
Оканчивается книга пророчеством о чудесном времени, когда в Иерусалиме будет обитать Бог (3:17), а земля иудейская наполнится изобилием продовольствия и воды (3:18). Наказание постигнет страны, воевавшие против Иуды, который будет жить вечно (3:19-21).
Главная проблема толкования книги. Является ли глава 1 пророческой или нет. Большинство комментаторов считают, что в первой главе описываются уже имевшие место события (нашествие саранчи и засуха), а во второй - будущие (день Господень). В таком случае, книга рассматривается состоящей из двух разных по форме и содержанию частей: не пророческой исторической (глава 1) и пророческой апокалиптической (главы 2, 3).
Автор данного комментария не согласен с таким подходом, воспринимая книгу как единое эсхатологическое пророчество. Не человеческой историей главы 1, а Словом Господа, которое было к Иоилю (1:1).
"Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе
Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает
день Господень, ибо он близок"(Иоил.2:1)
день Господень, ибо он близок"(Иоил.2:1)
1. Вступление
Пророк Иоиль, в еврейской транскрипции Йоэйл (означает "Яхве есть Бог"), сын Петуэля. Вот, всё, что о нём известно достоверно. По не подтверждённому преданию, он жил в Иудее (южном царстве) во времена правления иудейского царя Азариии, сына Амасии.Время написания книги. Определить невозможно, так как свидетельств, содержащихся в самом произведении, явно недостаточно (называются даты от II до IX веков до Р.Х.). Наиболее вероятно, что пророчества написаны во время правления в Иудее малолетнего царя Иоаса (840 - 801 г.г.) и его опекуна первосвященника Иодая [Л.1]; по-видимому, не позднее победы Амасии над Едомом в 793 году [Л.2]. Хотя, имеются и другие мнения, о более поздних сроках написания книги [Л.3-6].
Композиция книги. 1. Ведение (1:1-5), представляющее автора и содержащее предупреждение о приближающемся бедствии.
2. Изложение главной темы - день Господень:
а) орудия наказания (1:6, 7; 2:2-11);
б) последствия наказания (1:8-20, 2:3, 10);
в) покаяние, прощение и благословение народа иудейского (2:12-29).
3. Отступление (2:30-32) для указания признаков начала дня Господа, а также условия спасения в тот день.
4. Продолжение описания событий:
а) суд над окрестными народами, притеснявшими Израиль (3:1-15);
б) появление Господа, превращение Иерусалима в святыню (3:16, 17).
5. Заключение (3:18-21) - видение состояния будущего царства.
Главная тема. День Господень - эсхатологическое время, когда Всемогущий Бог вмешается в человеческую историю для суда, личного пришествия, установления Своего царства на земле.
Цель написания книги. Призвать народ к покаянию и возвратить его Господу.
Содержание. Вначале, Йоэйл пророчествует о небывалом разорении земли. Тотальное опустошение, подобное совместному нашествию армиии гусениц, саранчи, червей и жуков (1:4) произведёт необычный народ с львиными зубами (1:5). В результате, погибнет урожай, засохнут виноградные лозы и плодовые деревья (1:10-12), огонь сожжёт траву на пастбищах и деревья в поле, высохнут потоки вод (1:19, 20). Это время опустошения пророк называет день Господень (1:15).
Описанию народа многочисленного и сильного, невиданного от начала рода человеческого, который нападёт на землю в день Господень, посвящено начало 2-й главы (2:1-10). Нашествие уникального воинства Яхве Цеваот, во главе с могущественным исполнителем слова Его, невозможно выдержать человеку (2:11).
Оттого Адонай призывает Свой народ вернуться к Нему в "посте, плаче и рыдании" (2:12-14), созвав торжественное собрание (2:15-17). Тогда Яхве благословит чада Сиона (2:18-26), в том числе, излиянием Духа Своего на всякую плоть (2:27-29). Великий и страшный день Господень будет сопровождаться знамениями, одинаковыми как на небе, так и на земле (2:30), а предшествовать ему будут солнечное и лунное затмения (2:31). Спасётся тот, кто призовёт имя Господне.
Третья глава посвящена эсхатологическому суду Яхве над народами, нападающими на Иуду и Иерусалим (3:2-14), после возвращения их пленения (3:1). Суд осуществится в долине Иосафата (3:2, 12), очевидно, в Изреельской долине у развалин древнего города Мегиддо. Эта война (3:9, т.е. новозаветное Армагеддонское сражение) произойдёт вскоре после окончания стихийных бедствий дня Господня (3:14). В те дни, будет тусклым свет от Солнца и Луны, а звёзды перестанут блестеть (3:15). Победу одержат сыны израилевы, так как Сам Господь послужит защитой для народа Своего (3:16).
Оканчивается книга пророчеством о чудесном времени, когда в Иерусалиме будет обитать Бог (3:17), а земля иудейская наполнится изобилием продовольствия и воды (3:18). Наказание постигнет страны, воевавшие против Иуды, который будет жить вечно (3:19-21).
Главная проблема толкования книги. Является ли глава 1 пророческой или нет. Большинство комментаторов считают, что в первой главе описываются уже имевшие место события (нашествие саранчи и засуха), а во второй - будущие (день Господень). В таком случае, книга рассматривается состоящей из двух разных по форме и содержанию частей: не пророческой исторической (глава 1) и пророческой апокалиптической (главы 2, 3).
Автор данного комментария не согласен с таким подходом, воспринимая книгу как единое эсхатологическое пророчество. Не человеческой историей главы 1, а Словом Господа, которое было к Иоилю (1:1).
Комментарий