Комментарии к Книгам малых пророков

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Kc1
    Отключен

    • 18 December 2011
    • 1703

    #31
    Сообщение от Vladilen
    2. Комментарии к Книге пророка Софонии. День Господень


    "Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для
    опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства,
    чтоб излить на них негодование Моё, всю ярость гнева Моего; ибо
    огнём
    ревности Моей пожрана будет вся земля"(Соф.3:8)


    ...Проблемы толкования книги. Следует ли воспринимать выражение "Всё истреблю с лица земли ..." (1:2, 3) буквально или метафорически, как гиперболу. Это пророчество уже сбылось или ему предстоит осуществиться в будущем. Какая армия Цеваот уничтожит всё живое на земле.
    Об этом же событии Писание говорит в Новом Завете:

    "Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2Петр.3:10) "и не нашлось им места" (Откр.20:11). Всё это произойдёт по окончании 7-го тысячелетия истории этой земли.

    Комментарий

    • Vladilen
      Ветеран

      • 09 November 2006
      • 71169

      #32
      Сообщение от Kc1
      Об этом же событии Писание говорит в Новом Завете:
      "Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2Петр.3:10) "и не нашлось им места" (Откр.20:11).
      Совершенно верно.

      Сообщение от Kc1
      Всё это произойдёт по окончании 7-го тысячелетия истории этой земли.
      Какой это будет год, на христианскому летосчислению?
      - Библейские пророчества о Втором пришествии

      Комментарий

      • Vladilen
        Ветеран

        • 09 November 2006
        • 71169

        #33
        4. День Господень (1:7-9)

        Слушатели, поражённые пророческой вестью о грядущем наказании, подумали или, возможно, спросили нави: "что же нам делать?" Провидец отвечает им.

        "Умолкни ("молчите") пред лицем Господа Бога, ибо близок день Господень (День для суда Господа над людьми). Уже приготовил Господь (жертву) жертвенное заклание ("резню"), назначил кого позвать
        (и званые Его приготовились к трапезе)" (1:7; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.9]).

        Нужно не только умолкнуть перед Господом, но начать рыдать, как советуют другие ветхозаветные пророки. "Рыдайте; ибо день Господа близок, идёт как разрушительная сила ("гибель" [Л.26]) от Всемогущего" (Ис.13:6; Иоил.1:13-15), "рыдайте! о, злосчастный день! Ибо близок день, так! близок день Господа, день мрачный ("сумрачный" [Л.26]); година ("время беды") народов наступает" (Иез.30:2, 3; Иер.4:8, 9).

        Однако какую трапезу в день суда Яхве над народами имеет в виду Цефанйа? Очевидно ту же самую "великую вечерю Божию" из видения Иоанна об истреблении народов с лица земли (Отк.19:15-18).

        Прообразом эсхатологического видения (пира) Иоханана, т.е. жертвоприношений (в Масоре, "резни") в день Господень (ст.1:7), Софонии послужила "пасхальная жертва Господу" (Исх.12:3-8, 27).

        Накануне праздника Пэсах, жертвенное заклание (пасхальных агнцев) священники резали в иерусалимском храме, после полудня в три смены
        [Л.11, стр. 352], а кровь сливалась в Кедронскую долину. Подобно священнику в храме, Адонай на Пасху приготовит "жертвенное заклание" (ст.1:7, б).

        Такой "пасхой" станет не только народ Иудеи, как полагают авторы
        [Л.1, 5, 24], но все люди [Л.3], отвернувшиеся от заповедей Его, наполняющие землю обманом и злодеяниями. Они будут наказаны.

        Вот, "Господь выходит из жилища Своего, чтобы судить (покарать) народы за сотворённое ими зло (преступления). И явит земля (всю) кровь убитых и больше не скроет их (перестанет скрывать)" (Ис.26:21, совр. пер. [Л.10], в скобках -
        [Л.25]).

        Маловероятно, что под теми, кого Эль Шаддай назначил позвать к пасхальной трапезе, имеются в виду древние халдеи (вавилоняне), как считается в работах
        [Л.1, 6, 8, 24]. Ведь по уставу, "никакой иноплеменник не должен есть" пасху (Исх.12:43).

        Далее, нави Софония, перечисляя кто именно будет наказан, передаёт прямую речь Адоная.

        "И будет в день жертвы (резни)
        Господней ("Господнего жертвоприношения"): Я посещу (накажу) князей и сыновей царя ("предводителей") и всех, одевающихся в одежду иноплеменников (иноземцев); Посещу (накажу) в тот день всех, которые перепрыгивают через порог, которые дом Господа своего наполняют насилием (злодеянием) и обманом ("предательством")" (1:8, 9; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.10]).

        Ношение знатью и богачами одежды иноземцев, как и суеверное перепрыгивание через порог дома, очевидно, в подражание жрецам филистимского божества Дагона (перепрыгивавшим порог его храма
        [Л.7, 10]) служили внешними признаками иудеев, отпавших от Яхве Элохим. Внутри, исполненных неправды, зла, обмана, оттого "суд у Господа с жителями сей земли" (Ос.4:1-3).
        - Библейские пророчества о Втором пришествии

        Комментарий

        • Vladilen
          Ветеран

          • 09 November 2006
          • 71169

          #34
          5. Великое разрушение на холмах (1:10, 11)

          Что же произойдёт в день Господень с городом Йерушалаимом и его населением при посещении Цеваотом народа Своего?

          "И будет в тот день, говорит Господь, вопль у ворот рыбных (люди будут взывать о помощи) и рыдание у других ворот и великое разрушение на холмах (И услышат они громкий шум разрушений на холмах вокруг города). Рыдайте, жители нижней части города (станете рыдать), ибо исчезнет (истреблены будут) весь торговый народ, и истреблены будут обременённые серебром (богатые купцы)" (1:10, 11;
          в скобках, текст из [Л.10]).



          Вопль, призывы о помощи, рыдания будут стоять в Йерушалаиме от ворот рыбного рынка до других ворот (Мишнэ), очевидно, в северной части города
          [Л.4].
          Крики населения вызовет "великое разрушение на холмах" (ст.10), точнее, "страшный грохот с холмов" (
          [Л.25], рис.2).

          Громкий шум разрушений явится следствием небывалого великого землетрясения, которое разделит столицу на три части и сокрушит все языческие города (Отк.16:18, 19).

          Невиданное по разрушительным последствиям глобальное землетрясение "в день пылающего гнева Его" (Ис.13:13)
          предсказывают многие библейские пророки: Йешайа (Ис.24:18-20, 29:6), Йоэйл (Иоил.2:10, 3:16), Миха (Мих.1:2-4), Йирмейа (Иер.4:24), Йехэзкэйл (Иез.38:19, 20; в работе [Л.12, стр.834] отмечается: "под великим землетрясением, по-видимому, подразумеваются космические катаклизмы").

          После такой космическо-сейсмической катастрофы, гористая Иудея станет подобной равнине (Зах.14:10). В её столице произойдёт
          "великое разрушение на холмах" (ст.10, очевидно, на холмах Мория и Сион [Л.4]). Оттого будут рыдать жители нижней части города (Махтэйша), расположенной вероятно между указанными холмами; погибнут все торговцы (ст.11, в Масоре, "кенаанейцы" [Л.9], т.е. потомки народа ханаанского).
          - Библейские пророчества о Втором пришествии

          Комментарий

          • Vladilen
            Ветеран

            • 09 November 2006
            • 71169

            #35
            6. Посещение Адонаем Иерусалима (1:12-14)

            Удивительно, но Яхве обещает лично посетить Йерушалаим и наказать живущих беззаботно, отступивших от Него в равнодушии своём.

            "И будет в то время, Я со светильником осмотрю Иерусалим и накажу тех, которые сидят (подобных вину) на дрожжах своих и говорят в сердце своём: "не делает Господь (ничего ни добра, ни зла" (1:12; в скобках, уточнения из
            [Л.26]).

            В этом стихе Софония напоминает иудеям о Бдикат Хамец - важном религиозном ритуале, начинавшемся перед Пэсах, после наступления темноты. Тогда глава семьи, в окружении детей, обыскивал своё жилище со светильником или свечой, чтобы обнаружить квасное (хамец) и удалить его из дома
            [Л.13, 14]. Во исполнение требования Элоах (Исх.12:19).

            Но оскверняет человека не дрожжевой хлеб, а то, что исходит от него:
            "злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния (распутство), кражи, лжесвидетельства, хуления (клевета)" (Мт.15:17-19). В этом, пророк видит грубое нарушение церемонии подготовки пасхального Седера (эсхатологической трапезы) духовно нечистым, равнодушным к Богу народом.

            Тёмной пасхальной ночью, в "день жертвы (резни) Господней" (ст.1:8), Адонай Цеваот обыщет Йерушалаим со светильником, обнаружит закваску греха (ст.12) и уничтожит её (ст.13-18).

            Светильник Всемогущего, превращающий тёмную ночь в ясное утро, это радиант
            [Л.15]. О том, что день Господень придёт ночью пишут апостолы Пётр (2Пет.3:10) и Павел (1Фес.5:2). Современная цивилизация рухнет.

            "И обратятся богатства их в добычу ("будут расхищены"
            [Л.26])и домы их - в запустение: они построят домы, а жить в них не будут, насадят виноградники, а вина из них не будут пить" (1:13).

            Как написано, так и произойдёт. Отступивших от Бога постигнет полная утрата материального благополучия, запустение домов, потеря почвой плодородия.

            Наступит ли разорение Йеуды из-за вавилонского нашествия? Несомненно, однако у ветхозаветных пророков "страдания в ближайшем будущем относятся обычно к вавилонскому плену, а в далёком будущем - к великой скорби"
            [Л.23, стр.53]. Поэтому полностью стих 13 сбудется только в день Господа.

            "Близок великий день (суда) Господа, близок - и очень поспешает (Этот день быстро приближается): уже слышен голос дня Господня ("страшный шумподнимется в день Господа"). Горько возопиёт тогда и самый храбрый! (
            Горек будет плач людей в этот день, и зарыдают даже храбрые воины!)" (1:14; в скобках: текс из [Л.10], в кавычках - из [Л.26]).

            Выражение "день Господень" встречается как в ТаНаХе, так и в Новом Завете. Например, в пророчествах: Йоэйла (Иоил.1:15, 2:1, 11), Амоса (Ам.5:18, 20), Овадйа (Авд.15), Зехарйа (Зах.14:1), Йешайа (Ис.2:12, 13:6), апостола Петра (2Пет.3:10), апостола Павла (1Фес.5:2).

            Согласно древним воззрениям евреев, "всё время делилось на два века: век нынешний - совершенно непоправимо плохой, и век грядущий - Золотой век Божий. А между ними - День Господень - страшный и ужасный. В этот день мир будет разбит вдребезги и родится другой мир ..."
            [Л.16].

            В видениях пророков, йом Адонай погубит множество людей, животных, птиц, рыб, растений, разрушит города, опустошит землю. Поэтому он часто называется днём: погибели, бедствия, опустошения, скорби, разорения. Этот день поразит всех жителей планеты (Лк.21:35), его не следует считать как одни сутки (Ис.34:8).

            Громкий голос Господа в день гнева слышит не только Софония (ст.1:14), но и пророки Йешайа (Ис.30:30, 33:3), Йоэйл (Иоил.2:11, 3:16), Амос (Ам.1:2). Иеремия уточняет, что голос Яхве это страшный гром (грохот) с высоты, с небес, из жилища Его (Иер.25:30). Но отчего станет горько вопить даже самый храбрый человек? услышав голос дня Господня.
            - Библейские пророчества о Втором пришествии

            Комментарий

            • Vladilen
              Ветеран

              • 09 November 2006
              • 71169

              #36
              7. День гнева, опустошения, тьмы (1:15, 16)

              Пророк Иоиль, описывая нашествие небесного воинства в день Господа (Иоил.2:1-11), характеризует этот день как время тёмное, мрачное, пасмурное и туманное. В очень похожих словах говорит о нём Цефанйа.

              "День гнева (ярости) - день сей, день скорби (бедствия) и тесноты (несчастья), день опустошения (разрушения) и разорения ("Бог покажет Свой гнев в это время, в день страшных бедствий и разрушений"), день тьмы и мрака, день облака и мглы" (1:15;
              в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.10]).

              В Новом Завете, о будущей небывалой великой скорби, которая также означает физические страдания, мучения, боль
              [Л.18, стр.1079], предупреждает Иисус Христос (Мт.24:21).

              Но п
              очему ветхозаветный пророк такими странными эпитетами (тьма, мрак, мгла) характеризует день Яхве? который скорее похож на ночь. Точнее, "ни день, ни ночь", как пишет о нём Зехарйа (Зах.14:1, 7).
              Дело в том, что небывалое великое землетрясение, сделавшее "великое разрушение на холмах" (ст.1:10), вызовет сильнейший импакт (удар). Когда с трубным звуком в море упадёт "как-бы большая гора, пылающая огнём" (Отк.8:8), а на землю - "звезда", открывающая колодец в бездну (9:1, 2).

              В результате мощных тепловых взрывов, в атмосферу попадёт колоссальное количество пара, минеральной пыли, золы, сажи, пепла (дым в 9:2), иных грубодисперсных аэрозолей.

              Отчего "помрачилось солнце и воздух от дыма" (ст.2), на треть снизится интенсивность освещения поверхности земли (8:12, рис.3).

              Во время многодневных круглосуточных дождей наступит полный мрак (16:10, Ам.5:18, 20, Ис.5:30) и будет "
              день тьмы и мрака, день облака и мглы" (ст.1:15).


              Опустошение и разорение, физические страдания, скорбь и несчастья принесёт день гнева жителям земли. Провидец называет его "днём скорби и муки, днём гибели и разрушения" (ст.1:15; совр. пер. [Л.26]. С чем сравнить его?

              "День трубы и бранного крика против укреплённых городов и высоких башен" (1:16; совр. пер. "Он будет похож на военное время, когда в укреплённых городах и на сторожевых башнях раздаются звуки горнов и труб"
              [Л.10]).

              Пророк Йоэйл, день Господень сравнивает с нашествием (необычной) саранчи (Иоил.1:6, 2:2, 4, 7-10), а Софония - на осаду вражеским войском укреплённых городов, под громкие трубные звуки.
              - Библейские пророчества о Втором пришествии

              Комментарий

              • Vladilen
                Ветеран

                • 09 November 2006
                • 71169

                #37
                8. Реактивные психозы (1:17, 18)

                Что же сделает Адонай с осаждёнными жителями Земли? со всех сторон окружёнными небесным воинством
                Цеваот.

                "И Я стесню людей, и они будут ходить (бродить), как слепые, потому что они согрешили (грешили) против Господа (Много людей будет убито), и размётана будет кровь их, как прах (кровь будет литься по земле), и плоть их - как помёт (и трупы будут устилать землю, как навоз)" (1:17; в скобках, текст из
                [Л.10]).

                Цефанйа утверждает, что Эль Шаддай стеснит жителей земли, т.е. ограничит свободу их передвижения, более того, "они будут ходить
                , как слепые". В современном переводе, "Я пошлю на людей такую беду, что они станут бродить, как слепые" [Л.26]. Как понимать эту беду? только аллегорически [Л.24]? Нет.

                В бедственных условиях разорения и скорби (ст.1:15), когда всё живое истребляется с лица земли (ст. 2, 3), а люди разбегаются с криками ужаса (Ис.24:17-19, Иер.49:5, Иез.7:27), у пострадавших могут возникнуть временные психотические расстройства (реактивные психозы). Такие как:

                а) психогенный (реактивный) ступор,- внезапное двигательное расстройство, чаще всего, проявляющееся в потере нормальной способности стоять и ходить ("астазия/абазия");
                б) истерические психозы, клиническим проявлением которых явится, в частности, временная психотическая слепота (оттого в ст.1:17 написано: "как слепые").

                То же самое эсхатологическое видение людей, в состоянии истерической слепоты и астазии/абазии, ранее, открылось пророку Йешайа (Ис.59:9-11).

                "Осязаем (ощупываем) как слепые стену ("натыкаемся на стены"), и , как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся ("и падаем") в полдень, как в сумерки ("даже днём мы не видим"), между живыми - как мёртвые (во мгле - как мертвецы)" (Ис.59:10
                ; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.10]).


                Однако наказание народов слепых, хотя у них есть глаза, и глугих, хотя у них есть уши, не ограничится временными психотическими расстройствами. Кровь людей разольётся по земле, а бесчисленные трупы, без должного погребения, будут разбросаны по весенним полям, как навоз (ст.1:17; Ис.26:21, Иер.25:33).

                "Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева (ярости) Господа, и огнём ревности (гнева) Его пожрана будет вся эта земля ("Господь сокрушит всю землю, и полностью истребит всех людей, живущих на земле"), ибо истребление, и при том внезапное, совершит Он над всеми жителями земли" (1:18
                ; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.10]).

                Никакие богатства не помогут спастись отступившим от Господа, ибо только в Нём спасение (Деян.4:12). Потому что "придёт день, пылающий как печь", чтобы сжечь всех, поступающих нечестиво (Мал.4:1), "никому не будет спасения от него" (Иоил.2:3).


                Уничтожение всего живого на земле огнём гнева Яхве Цеваот не является метафорой. Корень еврейского слова гнев означает "горячее дыхание". В данном случае, это горячая ударная волна, которая обогнёт весь земной шар, ею "пожрана будет вся эта земля" (ст.1:18, б).
                - Библейские пророчества о Втором пришествии

                Комментарий

                • Vladilen
                  Ветеран

                  • 09 November 2006
                  • 71169

                  #38
                  9. Советы пророка необузданному народу (2:1-3)

                  Слушателей Софонии, по-видимому, сильно напугала и глубоко опечалила вызывающая чувство страха речь нави. Поэтому они нуждались в утешении, обличении, наставлении, которые им даёт пророк. Удивителен первый совет Цефанйа, весь пронизанный духом Брит Хадаша (Нового Завета).

                  "Исследуйте (раскаивайтесь) себя внимательно ("измените свою жизнь"), исследуйте (раскайтесь), народ необузданный (бесстыдный), Доколе не пришло определение (приговор) - день пролетит как мякина ("и не пролетели благоприятные дни, как гонимая ветром мякина"
                  [Л.26]) - доколе (пока) не пришёл на вас пламенный гнев Господень, ("измените же свою жизнь") доколе (пока) не наступил для вас день ярости Господней" (2:1, 2; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.10]).

                  Пророк Йоэйл, после предупреждения о нападении небесного воинства Цеваот и опустошения земли в день Господень (Иоил.2:1-11), призывает народ к покаянию (ст.12-14). Мудрое наставление даёт и Цефанйа: исследовать своё бесстыдство, раскаяться, изменить жизнь. Как это сделать,- содержание второго совета нави необузданному народу.

                  "Взыщите (просите) Господа, все смиренные (скромные) земли, исполняющие законы (заповеди) Его; взыщите правду (ищите справедливости), взыщите смиренномудрие (ищите скромности); может быть, вы укроетесь (будете защищены) в день гнева Господня" (2:3
                  ; в скобках, уточнения из Масоры [Л.9]).

                  Покаяние производит смирение, оно побуждает искать Господа, стремиться к познанию Его, исполнению заповедей Его, к праведности и кротости. Это единственный путь к возможному спасению в день гнева, утверждает ветхозаветный пророк.
                  - Библейские пророчества о Втором пришествии

                  Комментарий

                  • Vladilen
                    Ветеран

                    • 09 November 2006
                    • 71169

                    #39
                    10. Наказание жителей Филистии, Моава, Аммона (2:4-9)

                    Софония, сделав отступление для призыва бесстыдных людей к покаянию (ст.2:1-3), опять возвращается к главной теме своего пророчества - разорению всей земли в йом Адонай. "В великий день Господень все народы земли предстанут перед Божьим судом" [Л.1, стр.1021]. Как предсказано.

                    "Ибо Газа будет покинута и Аскалон опустеет (будет лежать в руинах), Азот будет выгнан среди дня (к полудню) и Екрон искоренится (опустеет). Горе жителям приморской страны, народу Критскому! Слово Господне - (и для вас) на вас, Хананеи, земля Филистимская! Я истреблю тебя, и не будет у тебя жителей, -" (2:4, 5
                    ; в скобках, уточнения из [Л.10]).

                    Здесь идёт речь о филистимлянах, западном соседе и враге иудеев, которых они продавали в рабство другим народам (Ам.1:6-8). Города Газа, Аскалон, Азот, Екрон и (не названный) Геф являлись административными центрами пяти округов Филистии (евр. "Пелиштим"). Они находились в прибрежной полосе восточной оконечности Средиземного моря.

                    Филистимлян также называли хананеями (ст.2:5) или народом критским, в более древние времена переселившимся с острова Крит (Кафтор). Все жители этой страны покинут её днём; опустеют, а затем разрушатся их города (ст.4) морскими волнами. Ибо "море восшумит (заревёт) и возмутится (разбушуется)" (Лк.21:25, в). Но что же произойдёт с приморской территорией потом?

                    "И будет приморская страна ("пастбищем") пастушьим овчарником ("лугами пастушьими") и загоном для скота. И достанется (будет принадлежать) этот край остаткам
                    (тем, кому удалось выжить) дома Иудина, и будут пасти там (их стада будут пастись на этих пастбищах) и в домах Аскалона будут вечером отдыхать (они будут лежать в опустевших домах), ибо Господь Бог их посетит ("позаботится о них") их и возвратит плен их ("прежнее благоденствие")" (2:6, 7; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.25]).

                    Приморская страна с её городами, после йом Адонай, превратится в пустое поле, пригодное только для выпаса скота. Принадлежать же она будет уцелевшему остатку иудеев, о котором вспомнит Господь, вернёт его из чужих стран. С западного направления пророк переводит свой взор на восток (от Иерушалаима).

                    "Слышал Я поношение (глумление) Моава и ругательства (издевательства) сынов Аммоновых, как они издевались (глумились) над Моим народом и величались ("возвеличивали себя") на пределах ("границах") его" (2:8
                    ; в скобках: уточнения из [Л.25], в кавычках - из [Л.9]).

                    На востоке, соседями Иуды являлись жители стран Моава и Аммона - кровные родственники евреев по линии праотца Лота (Быт.19:37, 38). Они принесли много горя и страданий народу завета, постоянно враждуя с ним.

                    Брань сыновей Моава и ругань сынов Аммоновых относились не только к иудеям, но распространялись на их Бога [Л.4]. Который слышит издевательства, торжественно и грозно отвечает на них.

                    "Посему, живу Я! (так же верно, как то, что Я жив) говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы (порастут сорняками), соляною рытвиною (земля будет покрыта солью), пустынею на веки (будут разрушены навсегда); остаток народа Моего возьмёт их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие (унаследует её и всё, что на ней)" (2:9; в скобках, текст из [Л.10]).
                    - Библейские пророчества о Втором пришествии

                    Комментарий

                    • Vladilen
                      Ветеран

                      • 09 November 2006
                      • 71169

                      #40
                      11. Дождь из серы и огня (2:10, 11)

                      Почему пророк сравнивает судьбу Моава с участью древнего города Содома, а будущеее Аммона - с долей Гоморры? Вероятно, потому что для наказания будут использованы такие же орудия гнева Всемогущего.

                      Во времена Лота, порочных жителей долины Сиддим и сами города (Седом, Амора, Адма, Цевоим) уничтожил необычный (метеорный) дождь из серы и огня
                      [Л.17], "от Господа с неба" (Быт.19:24, 25).

                      Падение метеорных тел (рис.4) Давид называет дождём из горящих углей, огня и серы (Пс.10:6, 17:9), Йеошуа, сын Нуна,- большими камнями с небес (Иис.Н.19:11), а Йехэзкэйл - каменным градом, огнём и серой (Иез.38:22).

                      В день гнева, такой "дождь" от Господа истребит все города Моава и Аммона. Их территория превратится в пустыню, покроется солью, зарастёт сорняками; она будет принадлежать уцелевшему остатку иудеев (ст.9), как Филистия (ст.7). Но за что, Господи, такое жестокое наказание?

                      "Это им - за высокомерие (гордыню) их, за то, что они издевались (глумились) и величались (бесчинствовали) над народом Господа Саваофа. Страшен будет для них Господь; ибо истребит (унизит) всех богов земли, и Ему будут поклоняться (все люди) - каждый со своего места (в своей стране) - все острова народов (народы в каждом краю)" (2:10, 11
                      ; в скобках, текст из [Л.25]).

                      Закон возмездия, установленный Творцом вселенной, действует во все времена. Что посеет народ, то и пожнёт: "оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его" (Иов.4:8). Всё высокомерное и превозносящееся будет уничтожено в день Адонай Цеваот (Ис.2:12-18).

                      Невероятно, но как пророк Исаия (2:18), так и Софония (ст.2:11) утверждают: на земле не останется ни идолов ни богов (сегодня только в общеиндуистском пантеоне тысячи божеств!). Всех богов земли истребит (развенчает) Господь, одному Ему будут поклоняться все народы
                      [Л.6], каждый на месте своём ("все острова народов" означают "языческий мир в его совокупности" [Л.4]).
                      - Библейские пророчества о Втором пришествии

                      Комментарий

                      • Vladilen
                        Ветеран

                        • 09 November 2006
                        • 71169

                        #41
                        2. Наказание жителей Ефиопии и Ассура (2:12-15)

                        Самым опасным южным соседом Иудеи всегда был Египет. Ефиоплянами, они же кушиты, назывался народ, живший в верховьях реки Нил, к югу от первого порога, на территории современного Судана, южного Египта, северной Эфиопии [Л.4, 7].

                        "И вы, Ефиопляне (кушиты), избиты будете мечем Моим (от Моего меча падёте)" (2:12;
                        в скобках, уточнения из [Л.26]).

                        Под ефиоплянами, Цефанйа, по-видимому, подразумевал всех жителей Египта
                        [Л.1], которым длительное время правила эфиопская династия. Жители падут от меча Господа (ст.12), но какой меч имеет в виду нави?

                        В древней литературе Ближнего Востока, почти у каждого вида человеческого оружия был божественный аналог: у меча, стрелы, копья
                        [Л.18, стр. 165]. Считалось, что огромный меч бога изготавливается из небесного огня [Л.19, стр. 149].

                        Пророк Йешайа, за падением звёзд и сворачиванием небес (Ис.34:4) в день войны Господа с народами (ст.1-3), видит меч Его на небе, полный крови (ст.5, 6). Сверкающий меч Яхве, который не возвращается в ножны (радиант), Йехэзкэйл, сравнивает с молнией (Иез.21:4-10). Меч Его истребит праведного и нечестивого, "пойдёт на всякую плоть от юга до севера" (ст.4).

                        Видение гибели множества людей от меча Господа было открыто Иоханану. "А прочие убиты мечем (мечом) Сидящего (всадника) на коне, исходящим (выходящим) из уст (рта) Его; и все птицы напитались (досыта наелись) их трупами" (Отк.19:21; в скобках, уточнения из совр. пер.
                        [Л.20]).

                        Меч Господа у Софонии (ст.2:12), также как у Исаии, Иезекииля, Иоанна, вероятнее всего, означает след от полёта крупных небесных тел. В до научное время, именуемых: колесницы Его и огонь (Ис.66:15, 16), язык Его (30:27), жезл (Иез.21:10, Пс.2:9), большие гора и звезда (Отк.8:8-10).

                        На севере, относительно Иудеи, могущественным и воинственным соседом вялялась Ассирия. Жителям её уготована та же участь.

                        "
                        И обернётся Господь на север и накажет Ассирию. Он разрушит Ниневию, и будет город этот, как вымершая сухая пустыня. И жить в этом разрушенном городе будут только овцы и дикие животные, а на уцелевших столбах будут сидеть совы и вороны. Их крики будут раздаваться в окнах. Вороны будут сидеть на порогах домов, а в пустых домах будут сидеть чёрные птицы.

                        Сейчас Ниневия гордится и радуется, и жители её думают, что они в безопасности. Они думают, что Ниневия - лучшее место в мире, но разрушен будет город их! Он станет пустым местом, где обитают лишь дикие звери. Всякий, проходя мимо него, лишь присвистнет и покачает головой, когда увидит как страшно разрушен город"
                        (2:13-15; совр. пер. [Л.10]).

                        К какому времени следует отнести исполнение этого предсказания? Несомненно, к концу VII века до Р.Х., когда ослабевшая Ассирийская империя в 612 году потеряла свою хорошо укреплённую столицу Ниневию. Она была захвачена, ограблена и разрушена объединённой армией мидийцев и халдеев (вавилонян). До сих пор, Ниневия не восстановлена, развалины города скрывают два больших холма
                        [Л.2].

                        Следовательно, пророчество Цефанйа о гибели жителей на территории древней Ассирии сбылось окончательно? Нет, полностью оно исполнится в эсхатологический день Господень, что хорошо видно из дальнейших стихов (3:6, 8, 9).
                        - Библейские пророчества о Втором пришествии

                        Комментарий

                        • Vladilen
                          Ветеран

                          • 09 November 2006
                          • 71169

                          #42
                          13. Горе нечистому Иерусалиму (3:1-6)

                          От темы истребления природы и людей (1:2, 3), в том числе, наказания жителей стран, с четырёх сторон окружавших Иудею (2:4-15), пророк возвращается к теме суда Элохим над избранным народом, начатой ещё в стихах 1:4-18.

                          "Горе (тебе, Иерусалим) городу нечистому и осквернённому (Твой народ боролся против Бога!), притеснителю! (
                          Твой народ притеснял другой народ, и ты запятнан грехом). Не слушает голоса (Меня), не принимает (Моего) наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается" (3:1, 2; в скобках, текст из [Л.10]).

                          Из контекста следует, что "мятежный"
                          [Л.26] город, запятнаный грехом, это Йерушалаим, которому Цефанйа предсказывает несчастья (ст.1). Горе жителям столицы принесёт их не послушание Яхве.

                          Четыре тяжёлых обвинения предъявляет современникам пророк: они не слушаются голоса Его (от истинных пророков), не принимают наставлений Его (от верных священников), не полагаются на Него в жизни и не приближаются к Нему серцем (буквально, "не приближаются к Богу с молитвой"
                          [Л.3]).

                          Эти обличения относятся ко всем жителям нечистого города, но особенно серьёзные беспощадные обвинения бросает Софония иудейской "элите".

                          "Князья его ("Вельможи") посреди него - рыкающие львы, судьи его - вечерние ("ночные") волки, не оставляющие до утра ни одной кости. (лже)Пророки его - люди легкомысленные (пусты), вероломные; священники его оскверняют святыню (святое), попирают закон (злодействовали над Торой)" (3:3, 4
                          ; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.25]).

                          Ответственность за низкое духовное состояние общества нави возлагает на руководителей: сановников, судей, пророков, священников. Вместо того, чтобы пасти стадо, которое им доверил Адонай, они нагло расхищают его (Ис.1:23, Иер.5:26-28, Мих.3:9-11).

                          Горькие слова обличения ветхозаветных пророков вполне применимы к современному светскому государству Йисраэль. О котором пророчествовал Ошейа: "сейчас израильтяне говорят: "У нас нет царя. Мы не чтим Господа!" (Ос.10:3, совр. пер.
                          [Л.10]). Однако Благословенный, во все времена, Один и тот же.

                          "Господь праведен посреди него ("всё ещё с этим городом"), не делает неправды (несправедливости), каждое утро (в свете) являет суд Свой неизменно (не отсутствует); но беззаконник (грешник) не знает стыда" (3:5; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.10]).

                          Грешник, упорствующий в беззаконии своём, не останеся безнаказанным. Жители Йерушалаима подвергнутся суду и мести Яхве Элохим, как предсказывают те же самые пророки, в своих последующих стихах (Ис.1:24, Иер.5:29). "Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин" (Мих.3:12, а).

                          Если Эль Шаддай не пощадил нечестивые народы, простит ли Он мятежный город? упрямую телицу, бесплодную смоковницу, сухие кости.

                          "Я истребил (целые) народы, разрушены твердыни (укреплённые крепости) их; пустыми сделал улицы (разрушил) их, так что никто уже не ходит по ним; розорены (и пусты) города их ("города лежат в руинах"): нет ни одного человека, нет жителей (никто больше в них не живёт)" (3:6; в скобках: уточнения из
                          [Л.10], в кавычках - из [Л.25]).

                          Здесь может идти речь как о прошедших событиях, например, уничтожении в 722 году до Р.Х. ассирийским царём Саргоном II северного царства (Израиля), так и будущих. А именно, гибели Ассирийской империи в 605 году, разорении южного царства (Иудеи) вавилонянами в 605-586 годах, и даже эсхатологическом дне Господа (ст.3:8).

                          Ведь, предрекая близкие к его времени события, Софония, предсказывал сходные с ними, но более отдалённые и важные (т.н. "пророческая перспектива").
                          - Библейские пророчества о Втором пришествии

                          Комментарий

                          • Vladilen
                            Ветеран

                            • 09 November 2006
                            • 71169

                            #43
                            4. Истребление народов и царств (3:7, 8)

                            В начале третьей главы, пророк предсказывает горе нечистому городу (Иерусалиму), жители которого отвергают наставления и водительство Господа во всех сферах жизни. Нет ни почтения к Нему, ни страха перед Ним.

                            "Я говорил: "бойся только Меня, принимай наставление!" и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло
                            (Мне не придётся наказывать вас), какое Я постановил о нём (как Я задумал); а они прилежно старались портить все свои действия ("Но они старались ещё усерднее делать одно лишь зло")" (3:7; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.26]).

                            Избежать несчастий можно через послушание Господу, исполнение наставлений Его. Своеволие же творения, по отношению к Творцу, во все времена приносит один и тот же трагический результат - падение, суд, смерть (Быт.2:17, 3:6-19, 6:4-7, 1Цар.28:16-19, Деян.5:1-10).

                            Не станет исключением лукавый, прелюбодейный и неверный род сей, который ждёт участь предыдущего развращённого рода человеческого (2Пет.3:6, 7). Истребятся народы и царства земли в день гнева Всемогущего, по Его обещанию. "Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их ..." (Ис.13:11, совр. пер. "Я в мир пришлю беду, Я накажу за зло и за грехи"
                            [Л.10]).

                            "Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану (встану) для опустошения (разорения), ибо Мною определено (приговор Мой) собрать народы, созвать царства, чтоб излить на них
                            (гнев) негодование Моё, всю ярость гнева Моего; ибо огнём (гнева) ревности Моей пожрана будет вся земля ("в пламени Моего ревнивого гнева сгорит вся земля")" (3:8; в скобках, уточнения из [Л.9], в кавычках - из [Л.26]).

                            Действительно, в отличие от до потопного мира, погубленного водой, нынешняя цивилизации будет уничтожена огнём (рис.5), как утверждает апостол Пётр (2Пет.3:6, 7).

                            "А нынешние небеса (небо) и земля ... сберегаются огню (для огня) на день (до дня) суда и погибели нечестивых (безбожных) человеков (людей)" (ст.7; в скобках, уточнения из совр. пер.
                            [Л.20]).

                            Стих 3:8 завершает главную тему книги - день Господа. Эсхатологическое время Его суда над всй землёй (1:2, 3), в том числе, над Иудеей, Иерусалимом (1:4-2:3), окрестными народами (2:4-15).
                            - Библейские пророчества о Втором пришествии

                            Комментарий

                            • Алексей707070
                              Завсегдатай

                              • 26 December 2012
                              • 912

                              #44
                              Комментарии к Книгам малых пророков

                              Сообщение от Vladilen
                              4. Истребление народов и царств (3:7, 8) В начале третьей главы, пророк предсказывает горе нечистому городу (Иерусалиму), жители которого отвергают наставления и водительство Господа во всех сферах жизни. Нет ни почтения к Нему, ни страха перед Ним. "Я говорил: "бойся только Меня, принимай наставление!" и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло (Мне не придётся наказывать вас), какое Я постановил о нём (как Я задумал); а они прилежно старались портить все свои действия ("Но они старались ещё усерднее делать одно лишь зло")" (3:7; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.26]). Избежать несчастий можно через послушание Господу, исполнение наставлений Его. Своеволие же творения, по отношению к Творцу, во все времена приносит один и тот же трагический результат - падение, суд, смерть (Быт.2:17, 3:6-19, 6:4-7, 1Цар.28:16-19, Деян.5:1-10). Не станет исключением лукавый, прелюбодейный и неверный род сей, который ждёт участь предыдущего развращённого рода человеческого (2Пет.3:6, 7). Истребятся народы и царства земли в день гнева Всемогущего, по Его обещанию. "Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их ..." (Ис.13:11, совр. пер. "Я в мир пришлю беду, Я накажу за зло и за грехи" [Л.10]). "Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану (встану) для опустошения (разорения), ибо Мною определено (приговор Мой) собрать народы, созвать царства, чтоб излить на них (гнев) негодование Моё, всю ярость гнева Моего; ибо огнём (гнева) ревности Моей пожрана будет вся земля ("в пламени Моего ревнивого гнева сгорит вся земля")" (3:8; в скобках, уточнения из [Л.9], в кавычках - из [Л.26]). Действительно, в отличие от до потопного мира, погубленного водой, нынешняя цивилизации будет уничтожена огнём (рис.5), как утверждает апостол Пётр (2Пет.3:6, 7). "А нынешние небеса (небо) и земля ... сберегаются огню (для огня) на день (до дня) суда и погибели нечестивых (безбожных) человеков (людей)" (ст.7; в скобках, уточнения из совр. пер. [Л.20]). Стих 3:8 завершает главную тему книги - день Господа. Эсхатологическое время Его суда над всй землёй (1:2, 3), в том числе, над Иудеей, Иерусалимом (1:4-2:3), окрестными народами (2:4-15).
                              Целую книгу списал,а когда и как обсуждать её?
                              Верность в твои времена окажется богатством спасения.Мудрость,знание и страх перед Иеговой-это сокровище для того,кто ими владеет. (Иса.33:6)

                              Комментарий

                              • Vladilen
                                Ветеран

                                • 09 November 2006
                                • 71169

                                #45
                                Сообщение от Алексей707070
                                Целую книгу списал,а когда и как обсуждать её?
                                Если Вы имеете в виду данные комментарии,
                                то обсудить их можно здесь же, на этом форуме.
                                - Библейские пророчества о Втором пришествии

                                Комментарий

                                Обработка...