Книжник

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Николай Лагин
    Участник

    • 22 February 2002
    • 408

    #61
    Какому хозяину подобен наученный книжник?

    Какому хозяину подобен наученный книжник?


    51 И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи!
    52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое. (Мф.13.51-52)

    Множество имеющихся толкований этого высказывания Иисуса исходят именно из классического синодального перевода этого места, "хозяин выносит".
    Но давайте заглянем в исходный греческий текст, с которого производился синодальный перевод.

    51 Συνήκατε Поняли Ταũτα это πάντα; всё? λέγουσιν Говорят αυτω̣, Ему, Ναί. Да.
    52 ο Он δε же είπεν сказал αυτοις, им, δια Из-за τοũτο этого πας всякий γραμματευς книжник μαθητευθεις наученный τη̣ βασιλεία̣ Царству των ουρανων небес όμοιός подобен εστιν есть ανθρώπω̣ человеку οικοδεσπότη̣ хозяину до́ма όστις который εκβάλλει выносит εκ из τοũ θησαυροũ сокровищницы αυτοũ его καινα новое και и παλαιά. старое. (Мф.13.51-52)

    Замечание. Прилагательное "старое" παλαιά номер Стронга 3820, παλαιός имеет варианты перевода: старый, древний, ветхий.

    Здесь наше внимание к глаголу εκβάλλει, который практически все переводят как "выносит".

    Вот наиболее характерное толкование этого места:
    "...Книжник, наученный проповедью Христа, знающий и старое пророчество и новое учение о Царстве Небесном, будет пользоваться и тем и другим, и как домовитый хозяин выносит из своей сокровищницы не только новое, но и старое, смотря по надобности..." (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия).

    В толковании Б.И. Гладкова наше внимание привлекает именно это "будет пользоваться и тем и другим, и как домовитый хозяин выносит из своей сокровищницы не только новое, но и старое, смотря по надобности". Чем-то напоминает вынос хлеб-соли при встрече дорогих гостей.

    А вот перед нами семантический ряд значений греческого глагола εκβάλλει:

    εκβάλλει глагол, настоящее время, действительный залог, изъявительное наклонение, 3-е лицо, единственное число,
    номер Стронга: 1544, κβλλω выбрасывать, выкидывать, изгонять, выгонять, извергать, высылать.

    εκ-βάλλω (будущее время. εκβαλω , 2-й аорист. εξέβαλον , перфект εκβέβληκα )
    1) выбрасывать;
    2) прибивать, пригонять;
    3) сбрасывать, опрокидывать;
    4) свергать;
    5) валить, срубать;
    6) выбивать, вышибать;
    7) выламывать, взламывать;
    8) изгонять;
    9) прогонять;
    10) прогонять шиканьем или свистом;
    11) отбрасывать, бросать;
    12) ронять;
    13) бросать, подкидывать;
    14) бросать, покидать;
    15) высказывать, произносить;
    16) отвергать, отрицать;
    17) опровергать;
    18) лишать, лишиться чьей-либо дружбы;
    19) лишаться, терять, лишиться всего, что накоплено потом и бережливостью;
    20) рождать, производить на свет;
    21) преждевременно родить, выкинуть;
    22) выкапывать, рыть;
    23) (о линиях) проводить, чертить;
    24) уходить, удаляться;
    25) выходить, вытекать;
    26) выходить из берегов;
    27) средний залог выводить на сушу, высаживать, выгружать.

    Спрашивается, где здесь вообще значение "выносит", значение именно в положительном плане, когда "выносит для дальнейшего использования и применения" как "домовитый хозяин"?

    Основные смысловые значения глагола κβλλω: выбрасывать, выкидывать, изгонять, выгонять, извергать, высылать.

    Мы не знаем, что мешало синодальным переводчикам выбрать близкий к контексту эквивалент из предложенного семантического ряда.

    Итак, о чем же на самом деле сказал Иисус Своим ученикам по поводу "наученного книжника"?
    Настоящий перевод убирает ложь про "домовитых хозяинов", которые что-то бережно "выносят" из своей сокровищницы, ложь, которую пытаются вложить в уста Иисуса всевозможные толкователи.

    На самом деле Иисус говорит и ученикам, и нам:

    "Всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выбрасывает (выкидывает) из сокровищницы своей и Новое, и Ветхое".

    Выбрасывает всё. З а н е н а д о б н о с т ь ю.

    Надо сказать, что в статье "Книжник" (2002г.) мы приходим к такому же выводу, но совершенно иначе, с другой стороны.
    Несмотря на свою давность, статья еще весьма актуальна, ибо говорит о Времени нынешнем.


    С Любовью, Николай Лагин.
    "Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко" (Ис.55.6)

    Комментарий

    • Николай Лагин
      Участник

      • 22 February 2002
      • 408

      #62
      Пророчество Иисуса о Последнем Времени (начало)

      Вам предлагается обновленная и дополненная версия статьи "Книжник", со дня первой публикации которой прошло более 22 лет. Несмотря на столь длинный срок, статья до сих пор не потеряла своей актуальности. В новой редакции более ясно и детально обозначена сущность рассматриваемого в статье пророчества Иисуса.



      Книжник

      (Пророчество Иисуса о Последнем Времени)



      И все сыновья твои будут научены Господом
      (Исаия 54.13)



      В Евангелии от Матфея в главе 13 имеется заключение, которым Иисус подвел итог Своей беседы с учениками в доме:
      "Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое". (Мф.13.52)
      Что именно сказал здесь Иисус? О чем таком важном Он поведал не только ученикам, но и всем нам?

      К сожалению, известные богословы, толкователи Писаний на стих Мф.13.52 не дают удовлетворительно-вразумительного ответа.
      Более того, на поверку их толкования не столько помогают в разрешении поставленного вопроса, сколько запутывают, уводят в явно ложно-надуманном направлении, где уже совсем не просматривается какая-либо связь с исходным словом Спасителя. Убедиться в этом не сложно. Достаточно ознакомиться с комментариями данного стиха таких известных представителей школы экзегетов как: Блаженный Августин, Блаженный Феофилакт Болгарский, профессор А.П. Лопухин, Евфимий Зигабен, Б.И. Гладков и др.

      Конечно, вдумчивому читателю без толкований не обойтись. В этом деле богословами-исследователями давно проделана большая работа. Многие непонятные и сокрытые моменты Писания они более-менее прояснили и высветили. Чаще всего это касается идеологически нейтральных моментов Писания. Думающие верующие благодарны им за это. Что же касается сильно идеологизированных моментов, особенно тех, где в Писании стоит прямая речь Иисуса Христа, то большинство известных толкований на поверку просто не выдерживает никакой критики. Потому и заходят люди, неудовлетворенные официальными толковательными версиями, на различные религиозные форумы, чтобы хоть там, от продвинутых участников, получить, по возможности, более или менее удовлетворительное разъяснение сложных мест Писания.

      Разбирать сами ошибки толкователей неблагодарное и пустейшее занятие. Лучше указывать не на ошибки, а на основные коренные причины их появления. Укажем две из них.
      Во-первых, частая ошибка в толковании может возникнуть по причине определенных ложных догматических установок в голове толкователя. И тогда, при всем своем желании, старании и таланте толкователю прийти к истинному пониманию, в принципе, будет невозможно.
      Во-вторых, наиболее частые ошибки возникают, когда богословы при работе с Евангельскими текстами в той или иной мере пренебрегают контекстом. Дело всё в том, что конкретный стих, сам по себе, ни в коем случае нельзя рассматривать в отрыве от контекста1, с которым этот стих семантически (по смыслу) неразрывно связан. Потому что именно в контекстных смысловых связях и находятся необходимые ключи-подсказки, позволяющие нам открыть те самые путеводные дверцы, через которые мы можем выйти к истинному пониманию конкретного стиха. И тогда только в нас может произойти рождение спасительного смысла. То есть, того смысла, что изначально заложил Спаситель в Своем Слове.

      1 Контекст (лат. contextus сплетение, соединение) Связное словесное целое по отношению к входящему в него определенному слову или фразе. Надо взять фразу в контексте, и тогда она станет понятной. (Толковый словарь Ушакова)

      Вот почему своё исследование мы начинаем именно с контекста. В контексте, прежде всего, следует определиться с его границами. То есть, с началом и концом определенной части евангельского текста, с которым так или иначе просматривается семантическая связь рассматриваемого нами евангельского момента (в нашем случае это заключение Иисуса Мф.13.52). Если говорить о контексте стиха Мф.13.52, то по определению, он заключен в границы: Мф.13.34 (начало) и Мф.13.53 (конец).
      Замечание. Граница начала контекста видится как Мф.13.36. Но лучше взять Мф.13.34. Причина этого будет показана несколько ниже.
      Содержание контекста:

      "34 Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,
      35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.
      36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
      37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
      38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы сыны лукавого;
      39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
      40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:
      41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
      42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
      43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
      44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.
      45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
      46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.
      47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
      48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
      49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
      50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
      51 И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи!
      52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
      53 И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда." (Мф.13.34-53)

      Думаю, будет не лишне внести здесь некоторую ясность через изложение всей ситуации, описываемой в контексте.
      Итак, Иисус у моря "поучал много притчами". Одной из притч была притча о плевелах. И когда Он, отпустив народ, вошел в дом, то ученики попросили Его изъяснить им эту притчу. Иисус поясняет притчу, заканчивая пояснение событиями суда кончины века. И тут же сразу подряд рассказывает три новые притчи: "Еще подобно Царство Небесное сокровищу...", "Еще подобно Царство Небесное купцу...", "Еще подобно Царство Небесное неводу...", а затем снова чуть ли не слово в слово о событиях суда кончины века.
      Далее Он спрашивает их: "Поняли ли вы все это? Они говорят Ему: Так, Господи!"
      И вот после этого Иисус делает Свой замечательный вывод: "Поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое." (Мф.13.52)
      А последующий стих Мф.13.53 ̶ "И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда" может считаться заключительным стихом рассматриваемого нами контекста.
      Таким образом, границы беседы обозначены, рамками "вошел в дом" "пошел оттуда".
      Момент поучения в доме примечателен тем, что, разъясняя ученикам одну из не понятых ими принародно рассказанных притч, Иисус тут же по ходу вводит три новые, а затем делает из этих притч вывод, который на первый взгляд кажется легко связуемым с содержанием притч.

      Интересно, как известные богословы обычно понимают или трактуют обозначенный в Мф.13.52 вывод Иисуса.
      Приведем характерное толкование этого места Евангелия.
      "...Книжник, наученный проповедью Христа, знающий и старое пророчество и новое учение о Царстве Небесном, будет пользоваться и тем и другим, и как домовитый хозяин выносит из своей сокровищницы не только новое, но и старое, смотря по надобности..." (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия)
      Спрашивается, а чем же нас так не удовлетворяет это и другие, подобные ему, толкования?
      А не удовлетворяет оно нас, прежде всего, своей смысловой оторванностью от выше расположенного контекста. Ну, видно же невооруженным глазом, что данное высказывание Иисуса (Мф.13.52) нельзя ни в коем случае трактовать как самостоятельное, в отрыве от предыдущего текста. Хотя бы потому, что оно начинается со слова "поэтому" и представляет собой, таким образом, вывод или заключение из того, что Иисус сказал чуть ранее, до слова "поэтому". И не учитывать в своем анализе того, что Иисус "сказал ранее" грубейшая ошибка.
      Обратите внимание, что и Сам Иисус перед тем, как сделать это Свое заключение, особо обращает внимание учеников на всё то, что Он только что перед этим поведал им: "Поняли ли вы все это?" Тем самым Он прямо указывает на тесную связь Своего заключения с предыдущим Его высказыванием. На что ученики сказали Ему: "Так, Господи!"
      А как ведем себя мы?
      Как угодно, но только не как Его ученики. Видим очевидное и закрываем на это глаза, явно пренебрегаем Его Словом.

      Так вот, только после того, как на обращенный уже к нам вопрос Иисуса "Поняли ли вы все это?" мы будем в состоянии ответить: "Так, Господи!", только после этого мы имеем полное право приступить к самому́ заключению Мф.13.52. А вот, что конкретно должны были тогда понять ученики, а сегодня должны понять мы, с этим нам следует разбираться.

      Приступим. Для большей ясности изобразим всю беседу Иисуса в виде схемы (см. рис. 1).



      Прежде, чем начать этот наш небольшой анализ, одно замечание касательно само́й сущности контекстной связи.
      Тот вывод-решение, который мы получим в конце анализа, обязательно должен опираться на выявленную нами однозначную, недвусмысленную связь сути, заложенной в трех притчах, со смысловым содержанием заключения Иисуса в Мф.13.52. При этом суть, заложенная в трех притчах, должна являть собой общий для всех трех притч смысл или некую общую для всех сюжетную линию.

      И еще. В рассматриваемом контексте имеются некоторые характерные моменты, которые нуждаются в нашем особом к ним внимании. Что это за моменты?
      Во-первых. "Иисус говорил народу притчами, и без притч не говорил им" (Мф.13.34). Ученикам же, наедине, изъяснял значение некоторых притч.
      Так вот, эти три притчи неспроста были рассказаны не народу во всеуслышание, а ученикам в доме. Тем самым как бы подчеркивается их, притч, более высокий порядок сложности. На это же, дополнительно, указывает вопрос Иисуса к ученикам: "Поняли ли вы все это?"
      Во-вторых. Предупреждение о сокровенности, тайне по тексту перед началом раздела: "...изреку сокровенное от создания мира". (Мф.13.35)
      В-третьих. Текстовое обрамление, как бы "взятие в вилку", блока из трех притч одинаковыми описаниями суда кончины века (см. рис. 1). То есть, три подряд рассказанные Иисусом притчи как-то уж слишком символично заключены между описаниями сцен кончины века, когда Мф.13.49 почти повторяет сказанное в Мф.13.41, а Мф.13.50 слово в слово копирует Мф.13.42.

      Теперь постараемся вникнуть в суть всех трех притч, понять их общий смысл.
      Притча первая.
      Некий человек находит на поле сокровище.
      Ради него продает все, что имеет, и покупает то поле.

      Притча вторая.
      Купец ради одной драгоценной жемчужины продал все, что имел и купил ее.

      Притча третья.
      Невод, захвативший в море рыб всякого рода, вытащили на берег, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.

      (Продолжение следует)
      Вложения
      Последний раз редактировалось Николай Лагин; 23 July 2023, 04:05 PM. Причина: добавление ссылки
      "Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко" (Ис.55.6)

      Комментарий

      • Николай Лагин
        Участник

        • 22 February 2002
        • 408

        #63
        Пророчество Иисуса о Последнем Времени (продолжение)

        (Продолжение)

        Общий смысл первых двух притч таков: Некий человек ради одной драгоценности продает всё, что имеет и взамен приобретает эту драгоценность.
        Кажется, что третья притча несколько выбивается из этого ряда. На деле и по сути смысл её тот же, что и первых двух, но с определенными интересными оттенками.
        Писатель Б.И. Гладков дает следующее толкование третьей притчи: "Здесь говорится о том времени, когда евангельская проповедь распространится по всему миру, когда основанная Христом Церковь вместит в себя (захватит) все народы земли; тогда вытащат невод на берег, хорошее соберут в сосуды, а худое выбросят вон". (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия)
        Мы можем только удивиться такому меткому толкованию. Похожему скорее на пророчество или предсказание. Трудно не согласиться со сказанным. Жаль только, что Гладков подразумевал здесь одно, а реальность предложит иное Свершение, но всё в точности, в согласии с этим его высказыванием.

        И еще, касательно третьей притчи. Замечаем, что в апокрифическом Евангелии от Фомы2 ("Иисус сказал") имеется подобная ей притча, которая интереснейшим образом встает в ряд с двумя вышеназванными притчами. Вот ее содержание: "И Он сказал: "Человек подобен мудрому рыбаку, который бросил свою сеть в море. Он вытащил ее из моря, полную малых рыб; среди них этот мудрый рыбак нашел большую и хорошую рыбу. Он выбросил всех малых рыб в море, он без труда выбрал большую рыбу. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!" (Ев. от Фомы, 8).


        2 "В декабре 1945 года в Египте на восточном берегу Нила в окрестностях древнего поселения, называвшегося тогда по-гречески Хенобоскион, а сейчас по-арабски Наг-Хаммади, была обнаружена целая библиотека из 42 произведений разного жанра (евангелия, трактаты, рассуждения, т.д.). В их числе Евангелие от Фомы, Евангелие от Марии, Евангелие от Филиппа, "Гром. Совершенный ум", апокриф Иоанна (одна из версий которого была найдена в Египте в конце XIX века) и др. Эта библиотека является самой древней из известных в мире.
        Евангелие от Фомы из собрания рукописей Наг-Хаммади считают исследователи написанным прежде, чем канонические Евангелия." (С. Сальникова, После воскресения)


        Смысл этой притчи таков:
        Человек подобен мудрому рыбаку, который без труда выбрал из сети одну большую и хорошую рыбу, а всех малых рыб выбросил в море.

        Налицо явное подобие данной притчи первой и второй. Причем, эта притча несет в себе некоторый усилительный момент: во-первых, рыба символ Христа3, во-вторых, вместо "покупает приобретает" появляется "выбирает", в-третьих, вместо "продает" "выбрасывает".


        3 "Вы помните, что рыба была символом присутствия Христова в жизни. Первым христианам из Иудеи было очень трудно перешагнуть ветхозаветный обычай не изображать Бога... В первые века Спасителя изображали или в виде рыбы, или в виде агнца, или в виде виноградной лозы, то есть пользовались только символическими изображениями." (Г.П. Чистяков, Над строками Нового Завета)

        Теперь, с учетом найденной третьей притчи, получаем некий обобщенный, единственно возможный смысл всех трех притч, который нам прямо и однозначно являет вполне определенное обобщенное сюжетное действие или же событие, в котором:

        "Некий человек ради одной драгоценности продает (выбрасывает) всё, что имеет и взамен приобретает (выбирает) эту драгоценность."

        И при этом:
        1. То, что он имеет и, что приобретает все находится под символом Христа ("малая рыба", "большая рыба").
        2. В моменте приобретения появляется элемент выбора (пусть "без труда", но "выбирает" мудрый рыбак).
        3. В схематичном изображении появляется дополнительно концовка добавочной притчи: "Тот, кто имеет уши, да слышит!"
        Так что это выражение оказывается теперь уже не только перед блоком из трех притч, но и после (см. рис. 2)




        Что касается притчи о неводе, тесно связанной с последующим заключением о событиях кончины века, то ее разберем несколько ниже.
        Обратившись к рис. 2 замечаем, что блок из трех одно смысловых притч обрамлен в: "Кто имеет уши слышать, да слышит!"
        Что есть притча? Это своего рода загадка. А загадка с таким двойным сопровождением - призыв к удвоенной внимательности, как бы намек: "Будьте особо внимательны! Не все здесь так просто, как покажется на первый взгляд".
        Далее из рис. 2 замечаем, что блок из 3-х притч кроме замеченного нами внутреннего обрамления имеет еще и внешнее: вместе с притчей о неводе заключен в события суда кончины века. Таким образом, получаем еще одну разгадку, как бы ответ на вопрос: "Когда все это должно произойти?"
        По сути, "кончина века" это есть Последние времена.

        Подведем промежуточный итог того, к чему мы подошли.
        Найдя обобщенный смысл трех притч, мы вышли на описание подсказки некоего вполне определенного события. Теперь мы знаем время (Последние времена), когда это событие должно произойти. И тогда, с учетом всего найденного, что мы видим? Что именно говорит Иисус нам через Свои притчи?

        Оказывается, Иисус через притчи показал:
        − некоего человека, который
        − в Последние времена
        − ради одной драгоценности (имеющей в себе символ Христа)
        продает (выбрасывает) всё, что имеет (также содержащее в себе символ Христа) и
        − взамен приобретает эту драгоценность.

        Именно этот смысл должны были уяснить себе понятливые ученики Иисуса, когда Он их спросил: "Поняли ли вы всё это?" (см. рис. 2).
        Сейчас трудно сказать, как и что на самом деле поняли "всё это" Его ученики, когда ответили Ему: "Так, Господи." Для нас это совсем не важно.
        Нам важно другое. Иисус делает Свое заключение или вывод, который начинается с союзного слова "поэтому". В данном случае, через слово "поэтому" = "по-этому" = "подобно этому", Иисус вводит определенное смысловое подобие4.
        Тем самым Иисус как бы дает простую подсказку и ученикам, и всем нам. Иисус намекает, что тот, кто понял общий смысл только что рассказанных притч, тот по аналогии поймет и Его задумку, связанную со "всяким наученным книжником".

        То есть, смысл заключительного высказывания Иисуса к ученикам примерно таков: "Вот вы поняли обобщенный смысл притч, где некий человек (хозяин) в Последние времена ради одной драгоценности (имеющей в себе символ Христа!) продает (выбрасывает) всё, что имеет (также содержащее в себе символ Христа!) и взамен приобретает эту драгоценность. Замечательно! Так вот, оказывается, что подобно этому человеку поступает и "всякий книжник, наученный Царству Небесному. То есть, он, книжник, поступает подобно тому самому притчевому человеку-хозяину, который "выносит" из сокровищницы своей новое и старое."

        4 О слове "поэтому". В исходном древнегреческом тексте стоит δι τοτο (поэтому, из-за, по этой причине, вследствие). В любом случае (идет ли речь о древнегреческом или русском синодальном тексте) контекст слова может подсказывать и уточнять нам его семантическое значение. Для δι τοτο (поэтому, из-за, по этой причине, вследствие) контекст подсказывает нам наличие причинно-следственной связи подобия или аналогии.


        Это пока начальная версия смысла заключительного высказывания Иисуса, требующая в дальнейшем определенного уточнения. Дело в том, что у Иисуса притчевый человек-хозяин продает и выбрасывает всё, что имеет, ради какой-то одной очень великой драгоценности.
        А книжник?
        Просматривается ли у нашего книжника подобная великая драгоценность, ради которой можно пожертвовать всем у него имеющимся?
        Мы пока что-то такой драгоценности у книжника не видим.
        А что мы видим?
        А первое, что мы видим, то, что здесь бросается в глаза и не вызывает сомнений в толковании не только у нас, но и у большинства богословов, это идущие в связке "книжник" "новое и старое". По сути, "книжник" это человек, работающий по книгам со словом Божьим, "новое" Новый Завет, "старое" Ветхий Завет. Подчеркнем, что в этом вопросе у богословов особых разногласий не имеется.

        Что касается драгоценности у книжника. В рассматриваемом нами заключении Иисуса обращаем внимание на следующие слова: " всякий книжник, наученный Царству Небесному". Сразу возникает вопрос: "Интересно, по какому такому учебнику этот книжник смог стать "наученным Царству Небесному?"
        По Ветхому Завету? Вряд ли кто станет спорить, что это невозможно.
        По Новому Завету, тем более, что его зачастую называют "Провозвестием Царства Небесного"?
        Но все мы прекрасно знаем, что "Иисус говорил притчами (загадками), и без притч не говорил им". Ученикам же наедине изъяснял значение некоторых притч, но при этом вводил много новых, разгадкой которых, в частности, мы и занимаемся в этой работе. Из учебы в школе, из обучения какой-либо профессии нам известно, что научить чему-либо можно только явно, а не загадками без решений. Тем более, когда речь идет о Царстве Небесном. По сильной разноголосице толкований Евангелия даже внутри одной конфессии мы видим сегодня, насколько люди оказались действительно наученными Царству Небесному. О многом говорит и сама история христианства, разделившегося на множество конфессий и верований.

        Но если ни Новый Завет, ни тем более Ветхий завет не могут служить "учебником" Царства Небесного, спрашивается, по какой такой книге наш "книжник" мог бы стать "наученным Царству Небесному"?
        Воспользуемся найденной нами подсказкой, что все это произойдет в последние времена.
        Интересно, а как людям узнать или понять, что то время, в котором они живут и есть то самое последнее время. Как они это узнают? Кто или что им это подскажет?
        Оказывается, что в свое время и ученики Иисуса уже поднимали этот вопрос перед Своим Учителем, спрашивали Его о каком-то признаке: "Скажи нам, какой признак Твоего Пришествия и кончины века?" (Мф.24.3) Примечательно, что в своем вопросе ученики связывают эти самые последние времена или кончину века с Новым Пришествием Христа. Для них уже тогда было очевидным, что явление одного события (Пришествия Христа) влечет за собой осуществление события другого (кончины века, последних времен). На что Иисус им ответил: "И проповедано будет сие(?) Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец" (Мф.24.14). А у Марка: "И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие". (Мк.13.10)
        То, что здесь речь идет не о Новом Завете можно понять из того, что Иисус здесь дает ответ ученикам на их вопрос о "признаке Его Следующего Пришествия" и говорит именно о будущем признаке Своего будущего Пришествия. То есть, Он говорит о том, чего еще не существует и существовать еще не может, потому как и Пришествие, и его признак, всё вместе явления далекого и неопределенного будущего. По этой причине Иисус никак не мог сказать "сие Евангелие Царствия" (Мф.24.14). Иисус сказал просто "Евангелие Царствия", как в Евангелии от Марка (см. Мк.13.10) Слово "сие" здесь явно позднее добавление к словам Христа.

        Немного о самом понятии слова "признак". Согласно словаря Ушакова, "признак это та сторона в предмете или явлении, по которой его, предмет или явление, можно узнать, определить или описа́ть и которая служит его приметой, знаком". По сути, признак это имманентное свойство предмета или явления, нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу, по которому, собственно, можно узнать сам предмет, явление или процесс. Если говорить о временном их соответствии, то признак какого-либо явления никак не может появиться раньше самого явления. Конкретный признак всегда есть порождение конкретного явления. Поэтому прошлогодний снег никак не может быть признаком зимы следующего года. Признаком зимы следующего года может быть только снег следующего года.
        Интересно заметить, что о признаке (явления) мы спрашиваем только тогда, когда само явление, которому присущ данный конкретный признак, − не явное, не очевидное для многих. В нашем случае, когда ученики просят Иисуса дать им информацию о признаке Его Последующего Пришествия, то, надо полагать, они уже тогда знали и понимали, что следующий Приход Христа в мир не будет для мира ни явным и ни очевидным. В этом состоит главная причина того, почему ученики просили Иисуса указать им признак Его будущего Пришествия. Ибо для явного Пришествия никаких признаков не требуется. Любые признаки требуются именно для неявного, как бы сокрытого Пришествия.

        (Окончание следует)


        Вложения
        Последний раз редактировалось Николай Лагин; 23 July 2023, 11:54 AM.
        "Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко" (Ис.55.6)

        Комментарий

        • Николай Лагин
          Участник

          • 22 February 2002
          • 408

          #64
          Пророчество Иисуса о Последнем Времени (окончание)

          (Окончание)

          И вот когда ученики задают Иисусу вопрос: "Какой признак Твоего Пришествия и кончины века?", а Иисус отвечает им, что признаком Его будущего Пришествия станет "проповедь Евангелия Царствия", то всем должно быть ясно, что Он говорит здесь о совсем другой Своей проповеди Благой Вести. Иисус говорит о проповеди, которую Он будет нести в Следующем Своем Пришествия. Иначе и быть не может. Христос, Слово Божие, в Свое Новое Будущее Пришествие просто обязан будет снова донести до нас Новое Божие Послание. И эту, уже последнюю, заключительную и совершенно Новую Проповедь Евангелия Царствия Христос, Посланник Божий, лично Сам будет нести в наш мир. И вот об этой-то Его Новой Проповеди Евангелия Царствия, как о характерном Признаке именно Его будущего Пришествия, Иисус пророчески говорил Своим ученикам в Мк.13.10 и в Мф.24.14.
          Само собой разумеется, Слово Будущего Посланника Божия не должно растаять в окружающем воздухе, но должно быть всевозможными способами зафиксировано. В прошлом, во времена Иисуса Христа, это были всевозможные папирусы, дощечки, свитки, кожаные кодексы и пр. В наше время возможностей несоизмеримо больше. Как по количеству, так и по качеству. От книг до аудио- и видео-носителей. Если говорить о дне сегодняшнем, Слово Посланника Божия должно быть зафиксировано на всех доступных во время Его Нового Пришествия средствах − от книг до фотографий и аудио-видеозаписей
          Но для человека, имеющего дело с книгами, работающего с книгами, то есть, для "книжника" именно книга всегда была и будет главным источником познания и обучения. Поэтому Слово Посланника Божия, Его Проповедь Евангелия Царствия, зафиксированное на книжном носителе, и станет тем самым Признаком Нового Пришествия Христа, о котором когда-то пророчествовал Иисус. Само собой разумеется, всякая книга имеет свое уникальное название. Интересно знать, как должна называться Эта, в своем роде уникальная Книга?

          Уточним название будущего Пришествия Христа. Обычно мы говорим о Втором Пришествии Христа. Но поскольку это Свое будущее Пришествие Сам Иисус всегда связывал с Последними временами, то, значит, и называться оно должно также Последним Пришествием.
          Подытожим вышесказанное. И дадим наконец ответ на поставленный нами выше вопрос: "По какой книге книжник мог бы стать "наученным" Царству Небесному?"


          В Последние времена, как признак Последнего Пришествия Христа и как результат Его проповеднической деятельности, должно появиться Евангелие Царствия Небесного, написанное явно, без загадок, по которому "книжник" и сможет стать наученным Царству Небесному.

          Вот о чем на самом деле поведал Иисус Своим ученикам.
          Оказывается, уже в то далекое время Иисус говорил о следующем Своем Последнем Пришествии.
          В котором Он обязательно будет проповедовать людям.
          А по результатам Его проповедей в мире появится совершенно новое Евангелие (Благая Весть), Евангелие Царствия Небесного. Это будет Книга, написанная явно, без трудных для понимания притч и загадок. И эта явленная миру Книга Евангелия Царствия Небесного, по которой всякий книжник непременно сможет стать наученным Царству Небесному, и будет, по сути, той самой драгоценностью, ради которой он, книжник, может спокойно вынести из своей сокровищницы как новое, так и старое.

          "Поэтому всякий книжник, наученный (по Книге Евангелия Царствия Небесного) Царству Небесному, подобен (упомянутому в притчах) хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое." (Мф.13.52)

          Теперь мы знаем, что является для нашего книжника драгоценностью. Та самая, описанная в притчах Иисуса, драгоценность для нашего книжника это Проповедь вновь Пришедшего Христа, оформленная в виде Книги Евангелия Царствия, источник спасительного научения.

          И вот, с учетом такого обновленного понимания мы окончательно выходим на смысл всего заключительного высказывания Иисуса ученикам:
          "Итак, говорит ученикам Иисус, вы сказали, что поняли обобщенный смысл притч, где некий человек (хозяин) в Последние времена ради одной драгоценности (имеющей в себе символ Христа!) продает (выбрасывает) всё, что имеет (также содержащее в себе символ Христа!) и взамен приобретает эту драгоценность. Замечательно!
          Но знайте, что подобно этому человеку станет поступать и "всякий книжник, наученный Царству Небесному". Поэтому Я говорю вам, что "всякий книжник, наученный Царству Небесному", подобно притчевому человеку-хозяину "выносит" из сокровищницы своей новое и старое и взамен приобретает драгоценность Книгу Евангелия Царствия Небесного. Ту самую Книгу, по которой он стал наученным Царству Небесному."

          Следует заметить, что именно научение по Книге дало книжнику понимание истинной драгоценности. Осознание Книги Евангелия Царствия Небесного как истинно спасительной драгоценности, породило у книжника желание приобрести себе такую драгоценность.

          Иисус сказал, что "книжник выносит". Интересно знать, каков истинный смысл вкладывал Иисус в это слово "выносит"?
          Что касается богословов, в начале статьи мы уже приводили характерное для многих богословов толкование Б.И. Гладкова.
          В выводе Гладкова "книжник", наученный проповедью Христа, знающий и старое и новое и пользующийся этим ("выносит") как домовитый хозяин, то есть такой, который к имеющемуся у него старому добавил новое и всем этим (и новым, и старым) пользуется.
          Теперь подобные толкования, как сильно искажающие смысл, нас уже никак не могут удовлетворить.
          Мы только что выяснили, что притчи, на которые Иисус просил учеников обратить особое внимание, и на основе которых Он делает Свой главный вывод, говорят совсем о другом. Они, притчи, показывают человека, который ничего не добавил к имеющемуся у него, а, заимевши драгоценность, выбросил или продал имеющееся у него гораздо менее ценное.
          Итак, главное, что должны были понять ученики, и мы в том числе, это предложенную Иисусом вполне определенную аналогию между действиями человека в притчах и действиями наученного книжника.
          И всё-таки, как бы ни была очевидна и выверена та или иная мысль или идея, хотелось бы, чтобы читатель сам решил, каков истинный смысл вкладывал Иисус в слово "выносит". Это важно.
          Ибо, "тот, кто имеет уши, да слышит А тем внешним все бывает в притчах".

          Примечание. Кому-то может показаться несколько некорректным использование близкой по смыслу притчи из апокрифического Евангелия от Фомы.
          На это можно сказать следующее. Даже, если мы уберем эту притчу, в принципе ничего не измениться, вывод все равно останется прежним. Разве что пропадут некие усилительно-оттеночные моменты.

          Внимательный читатель не забыл про невод и обещание показать связь этой притчи со сделанными выводами. Интересно, что толкование, которое будет нами дано не станет сильно отличаться от приведенного толкования Б.И. Гладкова:
          "Здесь говориться о Последнем времени, когда Евангелие Царствия распространится по всему миру, когда основанная Христом Церковь вместит в себя (захватит) все народы земли; тогда вытащат невод на берег, хорошее соберут в сосуды, а худое выбросят вон".
          Таким образом, в толковании Б.И. Гладкова произведено всего два небольших изменения-уточнения.
          Здесь необходимо сказать, что притча о неводе неспроста стоит в одном ряду с притчами о сокровище и жемчужине. Этим как бы показывается, что там и там говорится об одном и том же. Только масштабы разные: Евангелие Царствия, приведенное к масштабу одного человека сокровище и жемчужина; Евангелие Царствия в масштабе мира невод, сеть.

          Наивно полагать, что многие люди увидят в Евангелии Царствия драгоценность, а невод захватит многих. ''Потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.'' (Мф. 7.14-15). Поэтому многие вместо жемчужин и сокровищ увидят камушки и стекляшки. И для многих ячейка этой сети окажется слишком крупной, чтобы задержаться.
          Ну что же, в этом и проявится Высшая Божья Справедливость, не нарушающая Закона Свободы Выбора.
          Каждый человек, которого коснется Слово Божье, заключенное в Евангелие Царствия, сам своей собственной рукой осуществит свой судьбоносный Выбор, приняв Последнее Слово как свое, либо отвергнув, как чужое.
          Этот Выбор и станет для человека Судом Божьим.

          В заключении необходимо сказать следующее.
          Притчи о сокровище, о жемчужине и о рыбаке повествуют, о возможных путях обретения "Слова Божия", находящегося в этом Последнем Евангелии Царствия.
          В притче о сокровище говорится о внезапном, неожиданном обретении сокровища не искал, но вот нашел.
          В притче о жемчужине об обретении драгоценной жемчужины после долгих поисков долго искал и нашел.
          В притче о мудром рыбаке говориться как бы о том человеке, что постоянно занят трудом на ниве Господней и про которого сказано, что "он без труда выбрал большую рыбу".
          Но здесь Иисус подчеркивает, что в отличие от человека, нашедшего сокровище и купца, нашедшего жемчужину, рыбаку необходимо быть мудрым.
          И видимо неспроста эта притча отсутствует в тексте Евангелия от Матфея, как бы говоря своим отсутствием, что рыбаков-то много будет, а вот мудрых
          И это о них, о тех, кто постоянно занят трудом на ниве Господней, говорил в свое время Иисус: "Ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина"(Лк.14.24)
          И что удивительно, сегодня мы наблюдаем, как осуществляется это древнее пророчество Иисуса.
          Ведь и на самом деле, до сего времени пока "никто из тех званых так и не вкусил Его Ужина". Поразительно.

          И последнее. Самое главное. Какой вывод следует из найденного нами пророчества Иисуса, что "в Последние времена, как признак Пришествия Христа и кончины века, должно появиться Евангелие Царствия, написанное явно, без загадок, по которому "книжник" и сможет стать наученным Царству Небесному"?
          Вывод простой. Если на Земле уже́ появилось Евангелие Царствия, то оно, как признак, указывает на Новое Пришествие на Землю Христа, а также говорит о наступлении на Земле "кончины века" или Последнего времени.

          Господь через Своего пророка Исаию из далекого прошлого обратился к нам, в наше будущее последнее судьбоносное время:
          "6 Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.
          7 Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив.
          8 Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь.
          9 Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.
          10 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, -
          11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его." (Ис.55.6-11)

          "Ищите Господа, когда можно найти Его...", - говорит нам пророк Исаия. А я говорю вам, сильно занятым путями собственными, путями важными: "Ищите Господа пока вам можно найти Его..."


          PS. Сильно любознательному читателю будет весьма интересно знать, что нам скажет по поводу синодального "выносит" греческий подстрочник.
          Оказывается, там этой двусмысленности как будто бы и нет. Небольшая заметка по этому поводу: Какому хозяину подобен наученный книжник?
          Ссылка на ту же заметку в VK: Книжник (дополнение).

          С Любовью, Николай Лагин
          22.02.2001 17.07.2023
          Последний раз редактировалось Николай Лагин; 23 July 2023, 01:31 PM. Причина: орфография
          "Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко" (Ис.55.6)

          Комментарий

          Обработка...