Песня о «Песни песней Соломона»
Иносказательное толкование книги «Песня песней Соломона» получило столь широкое распространение, что практически не приходилось слышать о непосредственном, действительном сюжете этой книги, а зачастую и сама попытка говорить о книге «Песня песней» воспринимается чуть ли не как предосудительная. Фактически положение вещей такое, что книга эта оказалась вне центра внимания верующих и поэтому , естественно, никому не приходит в голову проводить какие-то исследования в книге «Песня песней Соломона». Иногда можно слышать - и это от евангельских верующих что текст этой книги не имеет для нас особой ценности, а ее общий смысл сводится к тому, что Христос любит Церковь, а Церковь любит Христа Одним словом, книга о любви. Случается, говорят иное: книга «Песня песней » - это новелла об отношениях между царем Соломоном и пастушкой Суламитой, которые называют друг друга самыми ласковыми именами: возлюбленный. ВозлюбленнаяТак или иначе, определение однозначно книга о любви.
И все-таки книга «Песня песней Соломона» - это книга не о любви. Именно так не о любви! Что же составляет предмет повествования этой книги? О какие событиях она говорит?
Прежде всего, в текстах книги « Песня песней» ест целый ряд мест, которые опровергают будущее представление о том, что возлюбленным Суламиты является Соломон.
«Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень? к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих?» Песн. 1:6
Очень сомнительно, чтобы царь Соломон пас овец он, кажется, был предельно занят заботами государственного масштаба. А если ему и доставало времени отдыхать в полдень, то его место отдыха было, конечно, известно. И трудно поверить, что обыкновенные пастухи были Соломону товарищами.
«Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами.» Песн. 2:3
В тексте 6,8 сказано. Что у Соломона есть 60 цариц, 80 наложниц и девиц без числа. Странно было бы Соломона называть юношей после заключения 60 официальных браков, Да и по возрасту, если свой первый брак Соломон заключил в 20 лет, а затем ежегодно еще имел по шесть браков, то и в этом случае ему должно быть не менее 30 лет, а это возраст отнюдь не юношеский.
«Голос возлюбленного моего! вот, он идет, скачет по горам, прыгает по холмам.» Песн. 2:8
Для царя еврейского государства как-то слишком легкомысленно.
«Друг мой похож на серну или на молодого оленя. Вот, он стоит у нас за стеною, заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку.» Песн. 2:9
Где это «у нас за стеною»? У кого «у нас»? Можно ли представить чтобы славный царь заглядывал в окно, мелькал сквозь решетку? Невероятно!
«Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему; он пасет между лилиями.» Песн. 2:16
Ни между лилиями, ни около лилий Соломон овец не пас
«На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его.» Песн. 3:1-2
Царь Соломон глубокой ночью разгуливал по улицам и площадям Иерусалима? Трудно поверить
«Запертый сад - сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник:» Песн. 4:12
Как понять эти слова Соломона, если исходить из той мысли, что он и Суламита друг друга нежно любят и наслаждаются друг другом?
«Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви.» Песн. 5:8
Зачем это странное посредничество, не проще ли Суламите самой сказать об этом? Ведь девицы иерусалимские царя Соломона увидят или нет не известно, а Суламита видит его часто. Да и как-то трудно представить, что иерусалимские девушки говорят с великим царем о его сердечных делах.
«Мой возлюбленный пошел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в садах и собирать лилии. Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой - мне; он пасет между лилиями.» Песн. 6:2-3
Царь Соломон пасет овец а своем собственном царском саду? Царь Соломон собирает лилии? Не солидно.
И, наконец, еще такое
« Под яблоней разбудила я тебя: там родила тебя мать твоя, там родила тебя родительница твоя.» Песн. 8:5
Жены Царя Давида рожали ему детей под яблонями? Соломон родился под деревом? Ну, знаете ли Что-то тут не так!
Таким образом, в тексте книги «Песня песней Соломона» найдено 10(!) мест, из которых видно всякому непристрастному читателю Библии становиться ясно возлюбленным пастушки Суламиты является вовсе не Соломон. Возлюбленный и Соломон два разных лица. В том-то и состоит ошибка большинства читателей, что они воспринимают текст книги, как диалог между двумя лицами Соломоном и Суламитой. На самом деле в этой книги три действующих лица: Соломон, Суламита и безымянный пастух, которого горячо любит Суламита.
Итак, содержание книги «Песня песней»
Суламита красивая девушка-смуглянка из простой еврейской семьи, являла собой наивность и беззаботность, которые вполне свойственны безоблачной юности. Она выросла на лоне природа в трудолюбивой семье, которая занималась земледелием и скотоводством, возделывала виноградники, разводила овец. Среди прекрасных долин Палестина родилась и расцвела горячая любовь Суламиты к доброму, красивому юноше пастуху Трудолюбивые братья Суламиты не могли допустить, чтоб их сестра выросла изнеженной в безделии и ей было поручено стеречь виноградники (1:5) от нашествия грызунов (2:15).Однако Суламита, плененная красотой природы, радуясь пению птиц, аромату цветущих садов, оставляет свой виноградник и беззаботно гуляет по незнакомой окрестности.
«Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки?» Песн. 6:11
Внезапно она вышла на столбовую дорогу, по которой как раз в это время шли стройные колонны воинов царя Соломона. Выросшая в тишине долин и виноградников, Суламита и изумлением, с большим любопытством смотрела на военный отряд, на его офицеров.
- Не знаю, как душа моя влекла меня к колесницам знатных народа моего, - признается она.
Плененные красотой Суламиты и зная о большом интересе своего повелителя к женской красоте, воины привели Суламиту в царский гарем (1:3). И только сейчас Суламита поняла, в какое сложное положение она попала.
Соломон был восхищен:
«Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная - она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидели ее девицы, и - превознесли ее, царицы и наложницы, и - восхвалили ее. Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?» Песн. 6:8-10
Соломон просит руки Суламиты, обещает ей прекрасную жизнь в царском дворце, предлагает ей богатые подарки. (1:9-10). Но Суламита хранит верность своему возлюбленному, она терзается душою в царском доме, она чувствует себя, как птица, лишенная свободы. Запертая в золотой клетке. Суламите тягостно присутствие царя (1:11), она отдыхает, когда хоть на время обеда ее покидает царь.
От былой беззаботности не осталось и следов она собирает свои силы и волю и решается хранить верность любимому юноше-пастуху. Душа ее рвется к возлюбленному(1:12-13) и сколько не говорит ей Соломон ласковых слов, она думает только о своем женихе, ей слышится его голос, она зовет его, говорит только о нем (2:6-17). Соломон настаивает.
Истерзавшись в душе, Суламита засыпает. И во сне она продолжает поиски своего возлюбленного и вот радость! -находит его, обнимает его А на фоне этого сладкого сна звучит голос строгой реальности, голос возлюбленного:
«Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями: не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно.» Песн. 2:7
«Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями: не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно.» Песн. 3:5
Тем временем Соломон поспешно готовиться к свадьбе во всем своем великолепии (3:11), продолжает говорить о прекрасной смуглянке ласковые речи, убеждает ее в своей любви (4:1-11), но Суламита отвергает любовь великого царя она хранит верность простому пастуху
- Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой и польются ароматы его! Пусть придет возлюбленный мой
И снова спит Суламита, и снова снится ей тревожный сон, как-будто приходит к ней ее желанный, стоит у дверей, будто зовет Суламиту знакомый голос любимого. Она бросается навстречу ему, открывает двери, но никого нет. Суламите сниться, что она ищет его на улицах и площадях города, зовет его, но натыкается только на сторожей (5:2-7).
«Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви.» Песн. 5:8
Трудно понять иерусалимским девицам, как может провинциальная пастушка с севера Палестины отклонить любовь великого царя? Кого она ему предпочла , кому она хранит верность? Великим удивлением, глубоким уважением к самой Суламите проникнуты слова иерусалимских девушек:
«"Чем возлюбленный твой лучше других возлюбленных, прекраснейшая из женщин? Чем возлюбленный твой лучше других, что ты так заклинаешь нас?"» Песн. 5:9
И Суламита создает портрет прекрасного юноши:
«уста его - сладость, и весь он - любезность. Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские!» Песн. 5:16
- Где же он, твой возлюбленный? спрашивают Суламиту.
И перед очами ее снова встает любимый родной край край виноградников и пастбищ.
«Мой возлюбленный пошел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в садах и собирать лилии. Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой - мне; он пасет между лилиями.» Песн. 6:2-3
Соломон с глубокой печалью понимает. Что сердце Суламиты принадлежит другому. Соломон полюбил Ссуламиту за ее свежую красоту и конечно, мог бы взять ее в жены силой, но теперь он, до сих пор не слышавший отказа от знатных женщин. Вынужден с глубоким уважением отступить перед силой непоколебимой верности. Соломон понял, что Суламита никогда не полюбит его. И горько сказал великий царь:
«Запертый сад - сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник:» Песн. 4:12
Суламита ничего не позволила царю. Он вынужден был признать, что она не только красивая, но и целомудренная, и строгая
«Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезна, как Иерусалим, грозна, как полки со знаменами. Уклони очи твои от меня, потому что они волнуют меня.» Песн. 6:4-5
Соломон вынужден отпустить Суламиту. Суламита уходит. Затаив дыхание, провожают взглядами ее простую девушку царские придворные, а из уст славного царя непроизвольно вырывается вздох:
«"Оглянись, оглянись, Суламита! оглянись, оглянись, - и мы посмотрим на тебя» Песн. 7:1
А душа Суламиты устремлена вперед в милый сердцу край виноградников и пастбищ. Она счастлива:
«Я принадлежу другу моему, и ко мне [обращено] желание его. Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, побудем в селах; поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои тебе. Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: [это] сберегла я для тебя, мой возлюбленный!» Песн. 7:11-14
И вот встреча. После трудных испытаний. После всего пережитого, после душевной тоски в с т р е ч а!
Восьмая глава книги «Песня песней» торжество любви, торжество верности, которую через все пронесла и сохранила Суламита, сохранила в пустыне искушения:
« Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного?»
Они вместе!
В начале книги у Суламиты вырывается горький вздох: «Своего собственного виноградника я не стерегла», а заключительным аккордом книги можно и радостно звучат слова девушки:
«А мой виноградник у меня при себе.» Песн. 8:12
В начале книги горечь утраты возлюбленного, в конце великое счастье его обретение. Они вместе. Что слава и богатство?!
«Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее - стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем.» Песн. 8:6-7
Суламита будет счастлива, потому что она сохранила верность.
Нет, книга «Песнь песней» вовсе не идиллическое повествование о двух счастливых влюбленных и не чередование взаимных любезностей. Это сложная драма с напряженным сюжетом. В этой повети есть все: любовь, страдание, искушение, разлука, встреча Но главная мысль книги верность. Книга «Песнь песней Соломона» это книга не о любви о верности в любви!
Повествование построено в форме диалогов, которые, в основном. Ведутся между Соломоном и Суламитой. Но за каждым оборотом речи есть напоминание о третьей личности возлюбленном пастухе, хотя сам он остается в тени, как бы за кадром. Книга имеет глубокое духовное значение - иносказательно она говорит об Иисусе Христе и Его возлюбленной Церкви. В жизни, как в книги «Песня песней», налицо две видимые силы, два объекта: Церковь (Суламита) и окружающий мир (Соломон). Их отношения, противоборство очевидны для всех, ибо события разворачиваются в материальном мире. Подобно тому, как возлюбленный Суламиты явно не присутствует в повествовании, а только подразумевается, так и Иисус Христос не виден зримо на земле, но именно Он является предметом дискуссии между миром и Церковью.
Подобно Соломону, мир предлагает все свое богатство, славу, показную роскошь, фасадный блеск, предлагает свою дружбуИ, подобно тому, как сохранила верность Суламита своему возлюбленному бедному пастуху, - так и Церковь свято хранит верность Тому, Кто всегда был для мира презренным галилеянином, а Котором нет вида и величия, но Который всегда был для Церкви Божественным Пастырем.
Скорби, испытания случаются. Враг стремиться обольстить Церковь, но она будет верна в любви к Иисусу Христу!
В любви будет верна!
В.И. Франчук "Размышляя над страницами Библии"
Кто что думает? Есть спорные моменты, конечно, но в целом интересно.
Иносказательное толкование книги «Песня песней Соломона» получило столь широкое распространение, что практически не приходилось слышать о непосредственном, действительном сюжете этой книги, а зачастую и сама попытка говорить о книге «Песня песней» воспринимается чуть ли не как предосудительная. Фактически положение вещей такое, что книга эта оказалась вне центра внимания верующих и поэтому , естественно, никому не приходит в голову проводить какие-то исследования в книге «Песня песней Соломона». Иногда можно слышать - и это от евангельских верующих что текст этой книги не имеет для нас особой ценности, а ее общий смысл сводится к тому, что Христос любит Церковь, а Церковь любит Христа Одним словом, книга о любви. Случается, говорят иное: книга «Песня песней » - это новелла об отношениях между царем Соломоном и пастушкой Суламитой, которые называют друг друга самыми ласковыми именами: возлюбленный. ВозлюбленнаяТак или иначе, определение однозначно книга о любви.
И все-таки книга «Песня песней Соломона» - это книга не о любви. Именно так не о любви! Что же составляет предмет повествования этой книги? О какие событиях она говорит?
Прежде всего, в текстах книги « Песня песней» ест целый ряд мест, которые опровергают будущее представление о том, что возлюбленным Суламиты является Соломон.
«Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень? к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих?» Песн. 1:6
Очень сомнительно, чтобы царь Соломон пас овец он, кажется, был предельно занят заботами государственного масштаба. А если ему и доставало времени отдыхать в полдень, то его место отдыха было, конечно, известно. И трудно поверить, что обыкновенные пастухи были Соломону товарищами.
«Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами.» Песн. 2:3
В тексте 6,8 сказано. Что у Соломона есть 60 цариц, 80 наложниц и девиц без числа. Странно было бы Соломона называть юношей после заключения 60 официальных браков, Да и по возрасту, если свой первый брак Соломон заключил в 20 лет, а затем ежегодно еще имел по шесть браков, то и в этом случае ему должно быть не менее 30 лет, а это возраст отнюдь не юношеский.
«Голос возлюбленного моего! вот, он идет, скачет по горам, прыгает по холмам.» Песн. 2:8
Для царя еврейского государства как-то слишком легкомысленно.
«Друг мой похож на серну или на молодого оленя. Вот, он стоит у нас за стеною, заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку.» Песн. 2:9
Где это «у нас за стеною»? У кого «у нас»? Можно ли представить чтобы славный царь заглядывал в окно, мелькал сквозь решетку? Невероятно!
«Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему; он пасет между лилиями.» Песн. 2:16
Ни между лилиями, ни около лилий Соломон овец не пас
«На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его.» Песн. 3:1-2
Царь Соломон глубокой ночью разгуливал по улицам и площадям Иерусалима? Трудно поверить
«Запертый сад - сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник:» Песн. 4:12
Как понять эти слова Соломона, если исходить из той мысли, что он и Суламита друг друга нежно любят и наслаждаются друг другом?
«Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви.» Песн. 5:8
Зачем это странное посредничество, не проще ли Суламите самой сказать об этом? Ведь девицы иерусалимские царя Соломона увидят или нет не известно, а Суламита видит его часто. Да и как-то трудно представить, что иерусалимские девушки говорят с великим царем о его сердечных делах.
«Мой возлюбленный пошел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в садах и собирать лилии. Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой - мне; он пасет между лилиями.» Песн. 6:2-3
Царь Соломон пасет овец а своем собственном царском саду? Царь Соломон собирает лилии? Не солидно.
И, наконец, еще такое
« Под яблоней разбудила я тебя: там родила тебя мать твоя, там родила тебя родительница твоя.» Песн. 8:5
Жены Царя Давида рожали ему детей под яблонями? Соломон родился под деревом? Ну, знаете ли Что-то тут не так!
Таким образом, в тексте книги «Песня песней Соломона» найдено 10(!) мест, из которых видно всякому непристрастному читателю Библии становиться ясно возлюбленным пастушки Суламиты является вовсе не Соломон. Возлюбленный и Соломон два разных лица. В том-то и состоит ошибка большинства читателей, что они воспринимают текст книги, как диалог между двумя лицами Соломоном и Суламитой. На самом деле в этой книги три действующих лица: Соломон, Суламита и безымянный пастух, которого горячо любит Суламита.
Итак, содержание книги «Песня песней»
Суламита красивая девушка-смуглянка из простой еврейской семьи, являла собой наивность и беззаботность, которые вполне свойственны безоблачной юности. Она выросла на лоне природа в трудолюбивой семье, которая занималась земледелием и скотоводством, возделывала виноградники, разводила овец. Среди прекрасных долин Палестина родилась и расцвела горячая любовь Суламиты к доброму, красивому юноше пастуху Трудолюбивые братья Суламиты не могли допустить, чтоб их сестра выросла изнеженной в безделии и ей было поручено стеречь виноградники (1:5) от нашествия грызунов (2:15).Однако Суламита, плененная красотой природы, радуясь пению птиц, аромату цветущих садов, оставляет свой виноградник и беззаботно гуляет по незнакомой окрестности.
«Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки?» Песн. 6:11
Внезапно она вышла на столбовую дорогу, по которой как раз в это время шли стройные колонны воинов царя Соломона. Выросшая в тишине долин и виноградников, Суламита и изумлением, с большим любопытством смотрела на военный отряд, на его офицеров.
- Не знаю, как душа моя влекла меня к колесницам знатных народа моего, - признается она.
Плененные красотой Суламиты и зная о большом интересе своего повелителя к женской красоте, воины привели Суламиту в царский гарем (1:3). И только сейчас Суламита поняла, в какое сложное положение она попала.
Соломон был восхищен:
«Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная - она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидели ее девицы, и - превознесли ее, царицы и наложницы, и - восхвалили ее. Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?» Песн. 6:8-10
Соломон просит руки Суламиты, обещает ей прекрасную жизнь в царском дворце, предлагает ей богатые подарки. (1:9-10). Но Суламита хранит верность своему возлюбленному, она терзается душою в царском доме, она чувствует себя, как птица, лишенная свободы. Запертая в золотой клетке. Суламите тягостно присутствие царя (1:11), она отдыхает, когда хоть на время обеда ее покидает царь.
От былой беззаботности не осталось и следов она собирает свои силы и волю и решается хранить верность любимому юноше-пастуху. Душа ее рвется к возлюбленному(1:12-13) и сколько не говорит ей Соломон ласковых слов, она думает только о своем женихе, ей слышится его голос, она зовет его, говорит только о нем (2:6-17). Соломон настаивает.
Истерзавшись в душе, Суламита засыпает. И во сне она продолжает поиски своего возлюбленного и вот радость! -находит его, обнимает его А на фоне этого сладкого сна звучит голос строгой реальности, голос возлюбленного:
«Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями: не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно.» Песн. 2:7
«Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями: не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно.» Песн. 3:5
Тем временем Соломон поспешно готовиться к свадьбе во всем своем великолепии (3:11), продолжает говорить о прекрасной смуглянке ласковые речи, убеждает ее в своей любви (4:1-11), но Суламита отвергает любовь великого царя она хранит верность простому пастуху
- Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой и польются ароматы его! Пусть придет возлюбленный мой
И снова спит Суламита, и снова снится ей тревожный сон, как-будто приходит к ней ее желанный, стоит у дверей, будто зовет Суламиту знакомый голос любимого. Она бросается навстречу ему, открывает двери, но никого нет. Суламите сниться, что она ищет его на улицах и площадях города, зовет его, но натыкается только на сторожей (5:2-7).
«Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви.» Песн. 5:8
Трудно понять иерусалимским девицам, как может провинциальная пастушка с севера Палестины отклонить любовь великого царя? Кого она ему предпочла , кому она хранит верность? Великим удивлением, глубоким уважением к самой Суламите проникнуты слова иерусалимских девушек:
«"Чем возлюбленный твой лучше других возлюбленных, прекраснейшая из женщин? Чем возлюбленный твой лучше других, что ты так заклинаешь нас?"» Песн. 5:9
И Суламита создает портрет прекрасного юноши:
«уста его - сладость, и весь он - любезность. Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские!» Песн. 5:16
- Где же он, твой возлюбленный? спрашивают Суламиту.
И перед очами ее снова встает любимый родной край край виноградников и пастбищ.
«Мой возлюбленный пошел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в садах и собирать лилии. Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой - мне; он пасет между лилиями.» Песн. 6:2-3
Соломон с глубокой печалью понимает. Что сердце Суламиты принадлежит другому. Соломон полюбил Ссуламиту за ее свежую красоту и конечно, мог бы взять ее в жены силой, но теперь он, до сих пор не слышавший отказа от знатных женщин. Вынужден с глубоким уважением отступить перед силой непоколебимой верности. Соломон понял, что Суламита никогда не полюбит его. И горько сказал великий царь:
«Запертый сад - сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник:» Песн. 4:12
Суламита ничего не позволила царю. Он вынужден был признать, что она не только красивая, но и целомудренная, и строгая
«Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезна, как Иерусалим, грозна, как полки со знаменами. Уклони очи твои от меня, потому что они волнуют меня.» Песн. 6:4-5
Соломон вынужден отпустить Суламиту. Суламита уходит. Затаив дыхание, провожают взглядами ее простую девушку царские придворные, а из уст славного царя непроизвольно вырывается вздох:
«"Оглянись, оглянись, Суламита! оглянись, оглянись, - и мы посмотрим на тебя» Песн. 7:1
А душа Суламиты устремлена вперед в милый сердцу край виноградников и пастбищ. Она счастлива:
«Я принадлежу другу моему, и ко мне [обращено] желание его. Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, побудем в селах; поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои тебе. Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: [это] сберегла я для тебя, мой возлюбленный!» Песн. 7:11-14
И вот встреча. После трудных испытаний. После всего пережитого, после душевной тоски в с т р е ч а!
Восьмая глава книги «Песня песней» торжество любви, торжество верности, которую через все пронесла и сохранила Суламита, сохранила в пустыне искушения:
« Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного?»
Они вместе!
В начале книги у Суламиты вырывается горький вздох: «Своего собственного виноградника я не стерегла», а заключительным аккордом книги можно и радостно звучат слова девушки:
«А мой виноградник у меня при себе.» Песн. 8:12
В начале книги горечь утраты возлюбленного, в конце великое счастье его обретение. Они вместе. Что слава и богатство?!
«Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее - стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем.» Песн. 8:6-7
Суламита будет счастлива, потому что она сохранила верность.
Нет, книга «Песнь песней» вовсе не идиллическое повествование о двух счастливых влюбленных и не чередование взаимных любезностей. Это сложная драма с напряженным сюжетом. В этой повети есть все: любовь, страдание, искушение, разлука, встреча Но главная мысль книги верность. Книга «Песнь песней Соломона» это книга не о любви о верности в любви!
Повествование построено в форме диалогов, которые, в основном. Ведутся между Соломоном и Суламитой. Но за каждым оборотом речи есть напоминание о третьей личности возлюбленном пастухе, хотя сам он остается в тени, как бы за кадром. Книга имеет глубокое духовное значение - иносказательно она говорит об Иисусе Христе и Его возлюбленной Церкви. В жизни, как в книги «Песня песней», налицо две видимые силы, два объекта: Церковь (Суламита) и окружающий мир (Соломон). Их отношения, противоборство очевидны для всех, ибо события разворачиваются в материальном мире. Подобно тому, как возлюбленный Суламиты явно не присутствует в повествовании, а только подразумевается, так и Иисус Христос не виден зримо на земле, но именно Он является предметом дискуссии между миром и Церковью.
Подобно Соломону, мир предлагает все свое богатство, славу, показную роскошь, фасадный блеск, предлагает свою дружбуИ, подобно тому, как сохранила верность Суламита своему возлюбленному бедному пастуху, - так и Церковь свято хранит верность Тому, Кто всегда был для мира презренным галилеянином, а Котором нет вида и величия, но Который всегда был для Церкви Божественным Пастырем.
Скорби, испытания случаются. Враг стремиться обольстить Церковь, но она будет верна в любви к Иисусу Христу!
В любви будет верна!
В.И. Франчук "Размышляя над страницами Библии"
Кто что думает? Есть спорные моменты, конечно, но в целом интересно.
Комментарий