Не могу не вставить свой нос: а как Вы, интересно, охарактеризуете шиваитов или, к примеру, ниргуна-бхактов (кабир-пантх, скажем)...
Здесь, безусловно, соглашусь. Разница между индуизмом и современным христианством заключается в том, что современные христиане забыли о том, что любовь к Богу заключается в самом служении, безотносительно результатов, и слишком увлечены идеями личного "спасения" (т.е. примитивным дуалистическим попаданием в рай и избежанием ада). Но это сравнительно недавнее развитие. Такое, прямо скажем, потребительское отношение к спасению - продукт разложения феодального общества и возникновения капитализма, а вместе с ним, и протестантизма. У Макса Вебера есть интереснейший труд "Протестантская этика и дух капитализма", из которого очень чётко следует вывод: протестантизм, и, особенно, евангельское христианство - это порождение капиталистического рационализма. Капиталисту не интересно мистическое измерение бытия: ему интересна "уверенность в спасении". Ему не интересен Сам Бог, ему интересны продукты его взаимоотношений с Ним (а именно, снова спасение). И, к сожалению, надо констатировать, что и католики и православные попали под влияние этих опасных идей. Но так было не всегда - труды раннехристианских и многих средневековых мистиков переполнены именно идеями любви, а не "индивидуального спасения" (тем более, что "индивидуальное личное спасение" - это вообще ужасная псевдорелигиозная идея, капиталистический эрзац христианства, и его, по свидетельству бенедиктинца Беды Гриффитса просто не существует!). Для нас единственный способ сейчас стать подлинными христианами - это обратиться к наследию этих мистиков, и следовать их наставлениям, отбросив свои собственные спекуляции на тему Писания. И, в первую очередь, нам надо отброить и навсегда забыть ужасную доктрину "sola scriptura", которая приводит к порождённой гордыней идее, что мы сами, без помощи и руководства просветлённых учителей и святых, можем что-то понять в Божественных Наставлениях...
Здесь, безусловно, соглашусь. Разница между индуизмом и современным христианством заключается в том, что современные христиане забыли о том, что любовь к Богу заключается в самом служении, безотносительно результатов, и слишком увлечены идеями личного "спасения" (т.е. примитивным дуалистическим попаданием в рай и избежанием ада). Но это сравнительно недавнее развитие. Такое, прямо скажем, потребительское отношение к спасению - продукт разложения феодального общества и возникновения капитализма, а вместе с ним, и протестантизма. У Макса Вебера есть интереснейший труд "Протестантская этика и дух капитализма", из которого очень чётко следует вывод: протестантизм, и, особенно, евангельское христианство - это порождение капиталистического рационализма. Капиталисту не интересно мистическое измерение бытия: ему интересна "уверенность в спасении". Ему не интересен Сам Бог, ему интересны продукты его взаимоотношений с Ним (а именно, снова спасение). И, к сожалению, надо констатировать, что и католики и православные попали под влияние этих опасных идей. Но так было не всегда - труды раннехристианских и многих средневековых мистиков переполнены именно идеями любви, а не "индивидуального спасения" (тем более, что "индивидуальное личное спасение" - это вообще ужасная псевдорелигиозная идея, капиталистический эрзац христианства, и его, по свидетельству бенедиктинца Беды Гриффитса просто не существует!). Для нас единственный способ сейчас стать подлинными христианами - это обратиться к наследию этих мистиков, и следовать их наставлениям, отбросив свои собственные спекуляции на тему Писания. И, в первую очередь, нам надо отброить и навсегда забыть ужасную доктрину "sola scriptura", которая приводит к порождённой гордыней идее, что мы сами, без помощи и руководства просветлённых учителей и святых, можем что-то понять в Божественных Наставлениях...
Комментарий