Идейными источниками адвентистского вероучения явились широко распространенные в Европе в 18 и в начале 19 веков труды богословов Юнга-Штиллинга, Иосифа Вольфа, Бенгеля, Генцепетера. Особенной популярностью в западной Европе пользовались книги Юнга-Штиллинга. В его сочинении Победная песнь христианской веры прямо определялась дата и место второго пришествия Христа на землю: 1836 год, Закавказье.
Уверовавшие в это предсказание вюржембергские сектанты, а их было более семи тысяч, эмигрировали в Россию в надежде встретить спасителя в Грузии. Нечего и говорить о том, что надежды их не сбылись.
Другие богословы также выступали с предсказаниями о близком конце света и называли точные даты. Эти сочинения бесспорно влияли на формирование вероучений целого ряда сект.
Характерно, что с самого своего возникновения адвентизм претендовал на роль очищенной религии, якобы возрождающей традиции раннего христианства во всей их чистоте. Приверженцы адвентизма особенно подчеркивали его современность, представляя свою веру созвучной эпохе. По их словам, адвентизм освободил христианское вероучение от дикарских суеверий, от нелепых наслоений, извративших сущность первоначального христианства. Все эти наслоения будто бы привели к выхолащиванию истинно христианского духа в протестантских церквях, что в конечном счете обусловило оскудение веры. В данном случае адвентизм выступил как своеобразная форма ревивамума, стремившегося к укреплению веры любой ценой.
Рождение секты. Вильям Миллер отец адвентизма.
Летом 1831 года в одной из небольших американских газет, выходивших в штате Нью-Йорк, появилось сенсационное сообщение, которое вызвало интерес во всей стране. В газете сообщалось, что фермер из Нижнего Гэмптона Вильям Миллер в публичной проповеди на собрании баптистской общины рассказал, как ему удалось в результате долгих вычислений, установить точную дату второго пришествия Христа. Христос, по словам Миллера, должен явиться через 12 лет, т.е. в 1843 году, для того, чтобы очистить землю от нечестивцев и установить тысячелетнее царство. В этом царстве блаженство и счастье получат лишь те, кто непоколебимо верил в спасителя, свято выполнял его заповеди.
Эта весть облетела всю Америку. Имя Миллера приобрело широкую известность не только в Америке, но и в странах Европы и Азии. Его последователей стали называть адвентистами (от лат. adventus пришествие).
Начав тщательно изучать библейские тексты в 1818 году Миллер уже в 1822 году путем довольно произвольных расчетов пришел к убеждению, что второе пришествие Христа состоится в 1843 году. Тогда он не решился обнародовать свое открытие. Он сделал это девять лет спустя, когда, по его словам, услышал призыв бога открыться и сообщить это миру в 1831 году. И первая же речь Миллера вызвала интерес.
К Миллеру потянулись сотни религиозно настроенных людей, увидевших в новом учении какой-то выход из создавшегося трудного положения, какую-то возможность на счастье, хотя и на том свете.
Свое пророчество Миллер обосновывал одним из мест в ветхозаветной книге пророка Даниила. В этом тексте трудно было что-либо понять, но Миллер заявил, что именно в нем и кроется указание на близкое пришествие Христа.
Правда проницательные люди могли без труда увидеть подтасовку в вычислениях Миллера. Но этого никто не хотел замечать. Верующие слушали Миллера, безмолвно внимая его доводам. А он рассуждал так, что Христос должен явиться в 1843 году. Вряд ли можно назвать убедительными доказательства Миллера. Он произвольно толкует библейский текст, произвольно устанавливает дату, от которой будто бы следует начать отсчет лет, чтобы определить время второго пришествия Христа.
Очевидно Миллер и сам понимал шаткость своих аргументов. Потому он обратился к дополнительным доказательствам. Ему на помощь пришла Библия. По Библии на близкое пришествие Христа укажут особые замения на солнце, земле, луне, небе. И Миллер начал отыскивать эти знамения. К таковым он отнес знаменитое лиссабонское землетрясение, необычайное падение звезд 13 ноября 1833 года и солнечное затмение в 1780 году. В этих явлениях природы адвентисты пытались увидеть нечто сверхъестественное. К божьим знамениям Миллер отнес и все усиливающуюся нравственную распущенность людей и оскудение веры в бога и даже успехи науки. Все эти знамения, не что иное, как обычные, даже не редкие явления природы, давно изученные наукой. Почему же эти явления приняты за знамения? На этот вопрос адвентисты не дают ответа. Мы сталкиваемся с произвольным измышлением Миллера. У Миллера явно не сходились концы с концами. Но люди, которые пошли за ним, не задумывались над этим. В короткие сроки движение приняло широкие размеры.
Новое учение нашло приверженцев главным образом в среде мелкого фермерства, торговцев, ремесленников, мелкой буржуазии тех, кто чувствовал себя беспомощным под натиском непонятных им стихийных социальных сил, которые несли мелким собственникам разорение, банкротство, нищету. Не понимая экономических закономерностей всего происходящего вокруг, они считали этот переворот жизни результатом действия каких-то неведомых сверхъестественных сил, видели в нем предзнаменование близкого конца света. А учение Миллера, казалось, подтверждало это и указывало путь к спасению.
К адвентистам сразу же потянулись представители разных религий. Адвентизм приняли многие баптисты, методисты, последователи других протестантских течений. Ведь адвентизм тоже явился одной из форм протестантизма, лишь в частных вопросах отличавшийся от остальных протестантских направлений. Но в тех исторических условиях он был более близок для многих, чем другие течения. Чем меньше времени оставалось до назначенной даты второго пришествия, тем больше людей поддавались влиянию адвентистов.
Было объявлено, что Христос явится на землю 21 марта 1843 года. Последователи Миллера вели усиленную подготовку к этому дню. Выпускали брошюры, плакаты, листовки, трактаты. Начали выходить журналы. Проповедники распространяли свое учение среди населения США. Годы, которые предшествовали дате, указанной Миллером, можно охарактеризовать, как массовый религиозный психоз в США. Тысячи людей, поверивших пророчеству Миллера, бросали работу, закрывали свои мастерские, лавки, магазины, продавали имущество. Все это им было теперь ни к чему, ведь они ждали, что наступит царство Христово, где адвентисты получат сполна заслуженное ими счастье.
Вот настал предсказанный Миллером день пришествия Христа 21 марта 1843 года. В это утро тысячи верующих, облаченные в белые одежды с цветами в руках вышли в горы, чтобы встретить сына божьего, который как они верили, должен был спуститься на белом облаке. Они долго и напряженно вглядывались в небесную синеву. Но спасителя не было.
Адвентисты были разгневаны, возмущены. Но сам Миллер не унывал. Ведь он предупреждал, что если Христос не явится в 1843 году, то он придет в следующем году. И снова во все концы Америки устремились проповедники. Люди опять забрасывали свои мирские дела, распродавали свое имущество. 21 марта 1844 года они вышли встречать Христа. Однако он упорно не хотел явиться людям.
По сообщениям американских газет это очень расстроило Миллера, и он признал, что ошибся в расчетах и, вообще, заблуждался. Но его последователи не сдавались. Они поспешили на помощь своему учителю. Один из учеников Миллера, некий Сноу, заявил, что Миллер допустил в расчетах небольшую ошибку и Христос запоздает на полгода и явится 22 октября 1844 года. Но опять ожидания оказались напрасными. Миллера и его последователей повсюду поднимали на смех. Ряды приверженцев нового учения быстро таяли. Адвентисты пытались объяснить неудачу с пророчествами тем, что Христос якобы хотел испытать верующих. Поэтому он вселив в сердца адвентистов надежду на близкое пришествие, не явился к ним.
Нарисованная Миллером перспектива попасть в ближайшее время в царство Христово была настолько заманчива, что верующим нелегко было с ней расстаться. Те немногие последователи адвентизма, которые сохранили ему верность, продолжали надеяться на близкое пришествие Христа. Правда, теперь наученные горьким опытом руководители адвентистского движения больше не брались делать каких-либо определенных предсказаний. Они говорили, что пришествие Христа близко, он уже при дверях, хотя точную дату определить невозможно.
Вскоре неудача основателя адвентизма с предсказанием даты второго пришествия Христа стала забываться и число приверженцев его учения вновь стало расти. Правда вследствие расхождений в толковании библейских текстов адвентизм раскололся на несколько толков. Так появилось несколько различных направлений в адвентизме: Церковь адвентистских Христиан, Евангелистские адвентисты, общество жизни и второго пришествия, адвентисты грядущего века, церковь божия и адвентисты седьмого дня. Последователи этих течений в адвентизме расходились в некоторых частных вопросах вероучения и культа.
Наиболее крупной ветвью адвентизма стала секта адвентистов седьмого дня. С именем Миллера заканчивается первый этап истории адвентизма. На смену приходит новый пророк, деятельность которого совпадает с периодом становления и развития секты адвентистов седьмого дня.
Итак, наступил новый этап в истории адвентизма. В этот период во главе религиозного движения становится преданная последовательница Миллера Елена Уайт, которую, по словам адвентистов, себе избрал господь, чтобы сообщить своему народу свою волю и свое откровение. Эту пророчицу члены секты и в наши дни именуют специальным вождем, а ее писания почитают священными наравне с Библией, искренне веря в их боговдохновленность.
Елена Уайт родилась в 1827 году в Горхаме, в семье бедного шляпника. В детстве она получила религиозное воспитание. В 1846 году она становится женой проповедника Джемса Уайта. С этого времени начинается активная религиозная деятельность супругов. Вскоре Елена Уайт становится признанным духовным вождем движения адвентистов седьмого дня. популярности и авторитету Елены Уайт среди адвентистов способствовало то, что у нее, по ее собственным словам были видения, во время которых бог открывал истины, повелевал передавать их верующим. Таким образом все, что говорилось, объявлялось пророческим, небесным откровением и должно было безоговорочно приниматься верующими.
В предисловии к своим книгам, которые издавались большими тиражами, она оговаривала, что в этих писаниях она ничего не измышляла от себя, а лишь передавала слово божье, которое она слышала во время видений.
Видения Елены Уайт и в настоящее время служат обоснованием основных моментов адвентистского вероучения,. Многочисленных предписаний руководителей общин, различных культовых ритуалов в секте.
А были ли вообще видения у Елены Уайт? Если были, то можно ли считать их пророческими? Были ли они знаком свыше, носили ли они сверхъестественный характер? Или они являлись заведомым обманом религиозной фанатички, которая использовала их для усиления своего влияния на верующих?
Еще при жизни Елены Уайт делались попытки ответить на эти вопросы. Уже в то время высказывались даже среди последователей учения сомнения в сверхъестественном характере ее видений. Кое кто делал вывод, что видения эти всего лишь болезненные галлюцинации.
Чтобы убедить верующих в том, что видения являются не обычными, а сверхъестественными явлениями, руководители адвентистского движения не раз делали медицинское обследование Елены Уайт во время видений, о чем сообщали в печати. Однако даже поверхностное ознакомление с медицинскими заключениями, касающимися этих видений, вызывает большое сомнение в профессиональности и объективности этих заключений. Предвзятым был, как правило, выбор лиц, производивших наблюдения за Еленой Уайт во время видений. К наблюдениям привлекались люди мистически настроенные. Естественно, принимать во внимание их заключение нельзя.
Большой интерес вызывают факты, собранные запдногерманским историком К. Хюттеном. Эти фактыпроливают свет на истинный характер видений Елены Уайт.
Хюттен замечает, что первые видения пророчицы, которые были затем описаны в ее сочинениях, в частности в издававшейся много раз книге Видения и опыты неоднократно подвергались тщательному редактированию, причем некоторые места в последующих изданиях оказывались просто-напросто изъятыми. Видимо по мере того, как менялись некоторые представления Елены Уайт в течение жизни, она подправляла свои собственные видения.
Но разве можно редактировать содержание видений, которые являются божественными откровениями. А ведь именно такие видения, по словам Елены Уайт, она имела на протяжении жизни.
Уверовавшие в это предсказание вюржембергские сектанты, а их было более семи тысяч, эмигрировали в Россию в надежде встретить спасителя в Грузии. Нечего и говорить о том, что надежды их не сбылись.
Другие богословы также выступали с предсказаниями о близком конце света и называли точные даты. Эти сочинения бесспорно влияли на формирование вероучений целого ряда сект.
Характерно, что с самого своего возникновения адвентизм претендовал на роль очищенной религии, якобы возрождающей традиции раннего христианства во всей их чистоте. Приверженцы адвентизма особенно подчеркивали его современность, представляя свою веру созвучной эпохе. По их словам, адвентизм освободил христианское вероучение от дикарских суеверий, от нелепых наслоений, извративших сущность первоначального христианства. Все эти наслоения будто бы привели к выхолащиванию истинно христианского духа в протестантских церквях, что в конечном счете обусловило оскудение веры. В данном случае адвентизм выступил как своеобразная форма ревивамума, стремившегося к укреплению веры любой ценой.
Рождение секты. Вильям Миллер отец адвентизма.
Летом 1831 года в одной из небольших американских газет, выходивших в штате Нью-Йорк, появилось сенсационное сообщение, которое вызвало интерес во всей стране. В газете сообщалось, что фермер из Нижнего Гэмптона Вильям Миллер в публичной проповеди на собрании баптистской общины рассказал, как ему удалось в результате долгих вычислений, установить точную дату второго пришествия Христа. Христос, по словам Миллера, должен явиться через 12 лет, т.е. в 1843 году, для того, чтобы очистить землю от нечестивцев и установить тысячелетнее царство. В этом царстве блаженство и счастье получат лишь те, кто непоколебимо верил в спасителя, свято выполнял его заповеди.
Эта весть облетела всю Америку. Имя Миллера приобрело широкую известность не только в Америке, но и в странах Европы и Азии. Его последователей стали называть адвентистами (от лат. adventus пришествие).
Начав тщательно изучать библейские тексты в 1818 году Миллер уже в 1822 году путем довольно произвольных расчетов пришел к убеждению, что второе пришествие Христа состоится в 1843 году. Тогда он не решился обнародовать свое открытие. Он сделал это девять лет спустя, когда, по его словам, услышал призыв бога открыться и сообщить это миру в 1831 году. И первая же речь Миллера вызвала интерес.
К Миллеру потянулись сотни религиозно настроенных людей, увидевших в новом учении какой-то выход из создавшегося трудного положения, какую-то возможность на счастье, хотя и на том свете.
Свое пророчество Миллер обосновывал одним из мест в ветхозаветной книге пророка Даниила. В этом тексте трудно было что-либо понять, но Миллер заявил, что именно в нем и кроется указание на близкое пришествие Христа.
Правда проницательные люди могли без труда увидеть подтасовку в вычислениях Миллера. Но этого никто не хотел замечать. Верующие слушали Миллера, безмолвно внимая его доводам. А он рассуждал так, что Христос должен явиться в 1843 году. Вряд ли можно назвать убедительными доказательства Миллера. Он произвольно толкует библейский текст, произвольно устанавливает дату, от которой будто бы следует начать отсчет лет, чтобы определить время второго пришествия Христа.
Очевидно Миллер и сам понимал шаткость своих аргументов. Потому он обратился к дополнительным доказательствам. Ему на помощь пришла Библия. По Библии на близкое пришествие Христа укажут особые замения на солнце, земле, луне, небе. И Миллер начал отыскивать эти знамения. К таковым он отнес знаменитое лиссабонское землетрясение, необычайное падение звезд 13 ноября 1833 года и солнечное затмение в 1780 году. В этих явлениях природы адвентисты пытались увидеть нечто сверхъестественное. К божьим знамениям Миллер отнес и все усиливающуюся нравственную распущенность людей и оскудение веры в бога и даже успехи науки. Все эти знамения, не что иное, как обычные, даже не редкие явления природы, давно изученные наукой. Почему же эти явления приняты за знамения? На этот вопрос адвентисты не дают ответа. Мы сталкиваемся с произвольным измышлением Миллера. У Миллера явно не сходились концы с концами. Но люди, которые пошли за ним, не задумывались над этим. В короткие сроки движение приняло широкие размеры.
Новое учение нашло приверженцев главным образом в среде мелкого фермерства, торговцев, ремесленников, мелкой буржуазии тех, кто чувствовал себя беспомощным под натиском непонятных им стихийных социальных сил, которые несли мелким собственникам разорение, банкротство, нищету. Не понимая экономических закономерностей всего происходящего вокруг, они считали этот переворот жизни результатом действия каких-то неведомых сверхъестественных сил, видели в нем предзнаменование близкого конца света. А учение Миллера, казалось, подтверждало это и указывало путь к спасению.
К адвентистам сразу же потянулись представители разных религий. Адвентизм приняли многие баптисты, методисты, последователи других протестантских течений. Ведь адвентизм тоже явился одной из форм протестантизма, лишь в частных вопросах отличавшийся от остальных протестантских направлений. Но в тех исторических условиях он был более близок для многих, чем другие течения. Чем меньше времени оставалось до назначенной даты второго пришествия, тем больше людей поддавались влиянию адвентистов.
Было объявлено, что Христос явится на землю 21 марта 1843 года. Последователи Миллера вели усиленную подготовку к этому дню. Выпускали брошюры, плакаты, листовки, трактаты. Начали выходить журналы. Проповедники распространяли свое учение среди населения США. Годы, которые предшествовали дате, указанной Миллером, можно охарактеризовать, как массовый религиозный психоз в США. Тысячи людей, поверивших пророчеству Миллера, бросали работу, закрывали свои мастерские, лавки, магазины, продавали имущество. Все это им было теперь ни к чему, ведь они ждали, что наступит царство Христово, где адвентисты получат сполна заслуженное ими счастье.
Вот настал предсказанный Миллером день пришествия Христа 21 марта 1843 года. В это утро тысячи верующих, облаченные в белые одежды с цветами в руках вышли в горы, чтобы встретить сына божьего, который как они верили, должен был спуститься на белом облаке. Они долго и напряженно вглядывались в небесную синеву. Но спасителя не было.
Адвентисты были разгневаны, возмущены. Но сам Миллер не унывал. Ведь он предупреждал, что если Христос не явится в 1843 году, то он придет в следующем году. И снова во все концы Америки устремились проповедники. Люди опять забрасывали свои мирские дела, распродавали свое имущество. 21 марта 1844 года они вышли встречать Христа. Однако он упорно не хотел явиться людям.
По сообщениям американских газет это очень расстроило Миллера, и он признал, что ошибся в расчетах и, вообще, заблуждался. Но его последователи не сдавались. Они поспешили на помощь своему учителю. Один из учеников Миллера, некий Сноу, заявил, что Миллер допустил в расчетах небольшую ошибку и Христос запоздает на полгода и явится 22 октября 1844 года. Но опять ожидания оказались напрасными. Миллера и его последователей повсюду поднимали на смех. Ряды приверженцев нового учения быстро таяли. Адвентисты пытались объяснить неудачу с пророчествами тем, что Христос якобы хотел испытать верующих. Поэтому он вселив в сердца адвентистов надежду на близкое пришествие, не явился к ним.
Нарисованная Миллером перспектива попасть в ближайшее время в царство Христово была настолько заманчива, что верующим нелегко было с ней расстаться. Те немногие последователи адвентизма, которые сохранили ему верность, продолжали надеяться на близкое пришествие Христа. Правда, теперь наученные горьким опытом руководители адвентистского движения больше не брались делать каких-либо определенных предсказаний. Они говорили, что пришествие Христа близко, он уже при дверях, хотя точную дату определить невозможно.
Вскоре неудача основателя адвентизма с предсказанием даты второго пришествия Христа стала забываться и число приверженцев его учения вновь стало расти. Правда вследствие расхождений в толковании библейских текстов адвентизм раскололся на несколько толков. Так появилось несколько различных направлений в адвентизме: Церковь адвентистских Христиан, Евангелистские адвентисты, общество жизни и второго пришествия, адвентисты грядущего века, церковь божия и адвентисты седьмого дня. Последователи этих течений в адвентизме расходились в некоторых частных вопросах вероучения и культа.
Наиболее крупной ветвью адвентизма стала секта адвентистов седьмого дня. С именем Миллера заканчивается первый этап истории адвентизма. На смену приходит новый пророк, деятельность которого совпадает с периодом становления и развития секты адвентистов седьмого дня.
Итак, наступил новый этап в истории адвентизма. В этот период во главе религиозного движения становится преданная последовательница Миллера Елена Уайт, которую, по словам адвентистов, себе избрал господь, чтобы сообщить своему народу свою волю и свое откровение. Эту пророчицу члены секты и в наши дни именуют специальным вождем, а ее писания почитают священными наравне с Библией, искренне веря в их боговдохновленность.
Елена Уайт родилась в 1827 году в Горхаме, в семье бедного шляпника. В детстве она получила религиозное воспитание. В 1846 году она становится женой проповедника Джемса Уайта. С этого времени начинается активная религиозная деятельность супругов. Вскоре Елена Уайт становится признанным духовным вождем движения адвентистов седьмого дня. популярности и авторитету Елены Уайт среди адвентистов способствовало то, что у нее, по ее собственным словам были видения, во время которых бог открывал истины, повелевал передавать их верующим. Таким образом все, что говорилось, объявлялось пророческим, небесным откровением и должно было безоговорочно приниматься верующими.
В предисловии к своим книгам, которые издавались большими тиражами, она оговаривала, что в этих писаниях она ничего не измышляла от себя, а лишь передавала слово божье, которое она слышала во время видений.
Видения Елены Уайт и в настоящее время служат обоснованием основных моментов адвентистского вероучения,. Многочисленных предписаний руководителей общин, различных культовых ритуалов в секте.
А были ли вообще видения у Елены Уайт? Если были, то можно ли считать их пророческими? Были ли они знаком свыше, носили ли они сверхъестественный характер? Или они являлись заведомым обманом религиозной фанатички, которая использовала их для усиления своего влияния на верующих?
Еще при жизни Елены Уайт делались попытки ответить на эти вопросы. Уже в то время высказывались даже среди последователей учения сомнения в сверхъестественном характере ее видений. Кое кто делал вывод, что видения эти всего лишь болезненные галлюцинации.
Чтобы убедить верующих в том, что видения являются не обычными, а сверхъестественными явлениями, руководители адвентистского движения не раз делали медицинское обследование Елены Уайт во время видений, о чем сообщали в печати. Однако даже поверхностное ознакомление с медицинскими заключениями, касающимися этих видений, вызывает большое сомнение в профессиональности и объективности этих заключений. Предвзятым был, как правило, выбор лиц, производивших наблюдения за Еленой Уайт во время видений. К наблюдениям привлекались люди мистически настроенные. Естественно, принимать во внимание их заключение нельзя.
Большой интерес вызывают факты, собранные запдногерманским историком К. Хюттеном. Эти фактыпроливают свет на истинный характер видений Елены Уайт.
Хюттен замечает, что первые видения пророчицы, которые были затем описаны в ее сочинениях, в частности в издававшейся много раз книге Видения и опыты неоднократно подвергались тщательному редактированию, причем некоторые места в последующих изданиях оказывались просто-напросто изъятыми. Видимо по мере того, как менялись некоторые представления Елены Уайт в течение жизни, она подправляла свои собственные видения.
Но разве можно редактировать содержание видений, которые являются божественными откровениями. А ведь именно такие видения, по словам Елены Уайт, она имела на протяжении жизни.
Комментарий