Мф 13:31-32 Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
Лк. 13:18-19 Чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.
Общепринято, что эта притча выражает идею роста Царства Божия на земле. Из малого в великое. И действительно, проповедь некоего Иисуса из малоизвестной далекой Галилеи сегодня достигла до статуса мировой религии. Или выражает идею веры в Иисуса Христа. Если она даже мала, но есть, то постепенно захватит всего человека. Однако, притча о горчичном зерне имеет некоторые нестыковки с такой идеей небывалого роста. Дело в том, что горчичное зерно не вырастает до дерева, в ветвях которого укрываличь бы птицы. Даже более того, это вообще не дерево. И даже не кустарник. Это однолетнее растение, вырастающее максимум на один метр. (Набор ''растение горчица'' и ''картинки'' в яндексе быстро убедят сомневающихся). Птиц оно привлекает, но привлекает отнюдь не своими размерами, и не в качестве укрытия, а своими семенами. Соотношение размеров семени и растения явно проигрывает, скажем, кедру, семя которого тоже маленькое, но из которого действительно вырастает большое дерево, привлекающее птиц. Горчичное зерно в древности специально не культивировалось, а росло диким образом. Если кто и знал тогда о его полезных свойствах, то ему для сбора достаточно было побродить за городом и насобирать себе горчицы. В связи с этим примечателен другой акцент притчи:
Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек ВЗЯЛ И ПОСЕЯЛ НА ПОЛЕ СВОЕМ (Мф)
Оно подобно зерну горчичному, которое, ВЗЯВ, ЧЕЛОВЕК ПОСАДИЛ В САДУ СВОЕМ (Лк).
Здесь чувствуется интонация, некий подтекст, что так обычно не бывает, что обычно никто в поле своем, в саду своем, не сажает семян горчицы. А вот некто ''взял и посеял''. И именно этим поворотом Иисус резко привлекает внимание людей, которые как раз так никогда не поступают. Горчица далеко не такой уж ценный продукт. Ее и так можно насобирать за городом или селом. А тут какой-то дурень решил посадить ее прямо в своем саду! Зачем? Чтобы привлечь в свой огород птиц, которые уничтожат весь урожай горчицы? Или чтобы эти птицы уничтожили и прочий, помимо горчицы, урожай? Что за странный сеятель, который взял и посадил горчичное зерно прямо в саду своем? Ему что, проблем мало? Он хочет привлечь в свой сад беду всех огородников, птиц?
Возможно, говоря про птиц, Иисус использует здесь иронию. Слушатели понимают, что этот сеятель горчичного зерна явно не в своем уме и не желает хорошего урожая ни горчицы, ни прочих плодов. Хороший земледелец не станет засаживать свой сад горчицей.
Что же мог иметь ввиду Иисус? Зерно горчичное это то, что никто не хочет видеть в своем саду. Никто не хочет проблем в своем саду. Никому в огороде не нужны птицы.
Царство Небесное не подобно ли такому повороту? Зерно горчичное это чуждое растение. Посади его, и оно погубит весь сад. Однако именно этому чуждому растению подобно Царство Небесное. Примите его, и к вам прилетят проблемы, в вашей жизни начнется разрушение и опустошение.
Может быть, этой притчей Иисус хотел сказать, что Его учение не от мира сего? И что оно таки враждебно и разрушительно для мира сего? Ведь горчичное растение в своем саду может посеять лишь ''безумный садовод'', который ''не от мира сего'' и у которого ''не все дома''.
Лк. 13:18-19 Чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.
Общепринято, что эта притча выражает идею роста Царства Божия на земле. Из малого в великое. И действительно, проповедь некоего Иисуса из малоизвестной далекой Галилеи сегодня достигла до статуса мировой религии. Или выражает идею веры в Иисуса Христа. Если она даже мала, но есть, то постепенно захватит всего человека. Однако, притча о горчичном зерне имеет некоторые нестыковки с такой идеей небывалого роста. Дело в том, что горчичное зерно не вырастает до дерева, в ветвях которого укрываличь бы птицы. Даже более того, это вообще не дерево. И даже не кустарник. Это однолетнее растение, вырастающее максимум на один метр. (Набор ''растение горчица'' и ''картинки'' в яндексе быстро убедят сомневающихся). Птиц оно привлекает, но привлекает отнюдь не своими размерами, и не в качестве укрытия, а своими семенами. Соотношение размеров семени и растения явно проигрывает, скажем, кедру, семя которого тоже маленькое, но из которого действительно вырастает большое дерево, привлекающее птиц. Горчичное зерно в древности специально не культивировалось, а росло диким образом. Если кто и знал тогда о его полезных свойствах, то ему для сбора достаточно было побродить за городом и насобирать себе горчицы. В связи с этим примечателен другой акцент притчи:
Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек ВЗЯЛ И ПОСЕЯЛ НА ПОЛЕ СВОЕМ (Мф)
Оно подобно зерну горчичному, которое, ВЗЯВ, ЧЕЛОВЕК ПОСАДИЛ В САДУ СВОЕМ (Лк).
Здесь чувствуется интонация, некий подтекст, что так обычно не бывает, что обычно никто в поле своем, в саду своем, не сажает семян горчицы. А вот некто ''взял и посеял''. И именно этим поворотом Иисус резко привлекает внимание людей, которые как раз так никогда не поступают. Горчица далеко не такой уж ценный продукт. Ее и так можно насобирать за городом или селом. А тут какой-то дурень решил посадить ее прямо в своем саду! Зачем? Чтобы привлечь в свой огород птиц, которые уничтожат весь урожай горчицы? Или чтобы эти птицы уничтожили и прочий, помимо горчицы, урожай? Что за странный сеятель, который взял и посадил горчичное зерно прямо в саду своем? Ему что, проблем мало? Он хочет привлечь в свой сад беду всех огородников, птиц?
Возможно, говоря про птиц, Иисус использует здесь иронию. Слушатели понимают, что этот сеятель горчичного зерна явно не в своем уме и не желает хорошего урожая ни горчицы, ни прочих плодов. Хороший земледелец не станет засаживать свой сад горчицей.
Что же мог иметь ввиду Иисус? Зерно горчичное это то, что никто не хочет видеть в своем саду. Никто не хочет проблем в своем саду. Никому в огороде не нужны птицы.
Царство Небесное не подобно ли такому повороту? Зерно горчичное это чуждое растение. Посади его, и оно погубит весь сад. Однако именно этому чуждому растению подобно Царство Небесное. Примите его, и к вам прилетят проблемы, в вашей жизни начнется разрушение и опустошение.
Может быть, этой притчей Иисус хотел сказать, что Его учение не от мира сего? И что оно таки враждебно и разрушительно для мира сего? Ведь горчичное растение в своем саду может посеять лишь ''безумный садовод'', который ''не от мира сего'' и у которого ''не все дома''.
Комментарий