"Радости мирские-краткий сон". Экклезиаст

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Stefan32
    Завсегдатай

    • 12 March 2017
    • 635

    #1

    "Радости мирские-краткий сон". Экклезиаст

    Эту книгу называют противоядием против посюсторонних иллюзий. Экклезиаст испил до дна чашу земных радостей - от плотских утех до познания мира. Все, что манило и соблазняло его, на поверку оказалось "суетой" . Человек гоняется за счастьем, благами, "пользой"- за тем, чего невозможно достигнуть. Но
    "Что пользы человеку от всех его трудов,
    Над чем он трудится под солнцем?
    "
    Этот труд ни жизнь не удлиняет, ни счастья не прибавляет, ни здоровья, даже удовлетворение от трудов своих далеко не каждый человек получает.
    Польза от труда - это как мираж в раскаленной пустыне
    Последовательно подвергает автор испытанию все доступные человеку наслаждения:
    "Ни в чем, что очи мои просили, я не отказывал им,
    Ни от какой я радости не удерживал сердце.
    ...И вот, все суета и погоня за ветром.
    "
    Думает он найти прибежище в человеческой мудрости, - но разум открывает лишь несовершенство мира:
    "от многой мудрости много скорби,И умножающий знанье умножает печаль."
    И тогда, достигнув вершины славы и удовлетворения всех желаний, Эккл. восклицает:
    "И возненавидел я жизнь,
    Ибо злом показалось мне то, что делается под солнцем,
    Ибо всесуета

    Неизвестно, зачем вообще Творец дал человеку разум. Все равно жизнь его тускла, а любые усилия напрасны. Все дороги ведут лишь в могилу. И не хочет ли этим Творец показать людям, что они "скоты и только" ? Пока человек жив, его окружают миражи, а после смерти пустота:
    "Ибо участь сынов человеческих и скота одна,
    Как тем умирать, так и этим,"

    Когда читаешь книгу Эккл., складывается поначалу впечатление, что у неё не один, а два, даже три автора, столь противоречивой она кажется
    С одной стороны( прежде всего) , - космический пессимизм: Что пользы человеку от трудов его, которыми трудится он под солнцем?..",
    Смерть уравнивает негодяя и праведника, человека и животное, лишая мыслящее существо всякой надежды хоть на какой-то смысл И жизнь и смерть - сплошная бессмыслица.
    Таков итог рассуждений первого Эккл, развенчавшего все утопии, надежды и идеалы.

    Другое послание Эккл. проникнуто жизнелюбием и жизнедеятельностью. Он нетерпим к иллюзиям, он требует честности, требует не только осознать неизбежность смерти, но и сделать из этого определенные выводы.
    "И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться; это сопровождает его в трудах его:
    "Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей; потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то или другое равно хорошо будет
    "
    "Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих, только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд»

    Обращаясь к человеку, Эккл. советует ему: "Удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего. Работай, трудись, люби жизнь, пока «не померкли солнце, и свет, и луна, и звезды, и не нашли новые тучи". Не останавливайся в нерешительности, ибо "кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать»
    Итак, Эккл. призывает человека есть, пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, потому что это его доля. К чему размышлять о смысле жизни, к чему взирать на число дней своих, если Бог посылает радость? Однако в контексте книги в целом эти слова звучат не только как утверждение, но и как вопрос: а так ли это на самом деле?

    И есть ещё - третье послание. Которое не произносит Эккл., но которое возникает невольно у читающих эту удивительную книгу.
    С равной убеждённостью Эккл. высказывает противоположные взгляды, а значит, не придерживается ни одного из них.. Он говорит одному и тому же и да и нет, что подразумевает ни "да", ни нет. Чем суетнее дела человека, тем меньше в них смысла. Тоска, которая охватывает Экклезиаста при виде тщетности всего в мире, имеет духовную природу.Все плоды жизни на земле поглощаются смертью. И ничто не может заполнить душевную пустоту. Это под силу только Богу.
    И вот - разгадка бытия, содержащаяся в
    последних строчках текста в Синодальном переводе :
    «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай,
    потому что в этом все для человека;
    ибо всякое дело Бог приведет на суд,
    и все тайное, хорошо ли оно, или худо»
    .
    И хотя почти все исследователи сходятся на том, что эти слова, резко "выпадающие " из основного текста. принадлежат позднейшему редактору, к-рый стремился совместить книгу с библейской традицией , - именно к этой мысли подводит читателя вся книга, независимо от желания её автора...

    Мой вопрос связан с одним из самых пародоксальных мест книги. Кохелет пишет об умении извлекать минуты радости даже из самих страданий, будут ли они чужие или собственные:
    "Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти дня рождения.
    Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу.
    Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.
    Сердце мудрых в доме плача, а сердце глупых в доме веселья
    . "
    Как вы понимаете эти строки, в частности, - о предпочтении дня смерти дню рождения ? Для кого лучше? Ведь лучше живому на похоронах, чем мёртвому. Некоторые объясняют их полезностью для сознания человека наблюдать за бренностью жизни, т.к. тогда он невольно мыслями устремляется к Богу. А между тем, по Экклезиасту, жизнь всё-таки лучше смерти : Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда. Так как и псу живому лучше, нежели мёртвому льву
    Последний раз редактировалось Stefan32; 23 July 2017, 03:11 AM.
  • Akella
    Временно отключен

    • 22 August 2016
    • 4701

    #2
    Пока не буду писать по теме. Но хочу выразить Вам уважение. Здесь уже так пахнет болотом, ан нет, но такие как Вы да порадуют свежестью мысли и серьезностью.
    С уважением.

    Р. С. ''Радости мирские -краткий сон'' -

    Комментарий

    • Heruvimos
      Ей,гряди,Господи Иисусе!

      • 19 May 2012
      • 9335

      #3
      Сообщение от Stefan32
      Эту книгу называют противоядием против посюсторонних иллюзий. Экклезиаст испил до дна чашу земных радостей - от плотских утех до познания мира. Все, что манило и соблазняло его, на поверку оказалось "суетой" . Человек гоняется за счастьем, благами, "пользой"- за тем, чего невозможно достигнуть. Но
      "Что пользы человеку от всех его трудов,
      Над чем он трудится под солнцем?
      "
      Этот труд ни жизнь не удлиняет, ни счастья не прибавляет, ни здоровья, даже удовлетворение от трудов своих далеко не каждый человек получает.
      Польза от труда - это как мираж в раскаленной пустыне
      Последовательно подвергает автор испытанию все доступные человеку наслаждения:
      "Ни в чем, что очи мои просили, я не отказывал им,
      Ни от какой я радости не удерживал сердце.
      ...И вот, все суета и погоня за ветром.
      "
      Думает он найти прибежище в человеческой мудрости, - но разум открывает лишь несовершенство мира:
      "от многой мудрости много скорби,И умножающий знанье умножает печаль."
      И тогда, достигнув вершины славы и удовлетворения всех желаний, Эккл. восклицает:
      "И возненавидел я жизнь,
      Ибо злом показалось мне то, что делается под солнцем,
      Ибо всесуета

      Неизвестно, зачем вообще Творец дал человеку разум. Все равно жизнь его тускла, а любые усилия напрасны. Все дороги ведут лишь в могилу. И не хочет ли этим Творец показать людям, что они "скоты и только" ? Пока человек жив, его окружают миражи, а после смерти пустота:
      "Ибо участь сынов человеческих и скота одна,
      Как тем умирать, так и этим,"

      Когда читаешь книгу Эккл., складывается поначалу впечатление, что у неё не один, а два, даже три автора, столь противоречивой она кажется
      С одной стороны( прежде всего) , - космический пессимизм: Что пользы человеку от трудов его, которыми трудится он под солнцем?..",
      Смерть уравнивает негодяя и праведника, человека и животное, лишая мыслящее существо всякой надежды хоть на какой-то смысл И жизнь и смерть - сплошная бессмыслица.
      Таков итог рассуждений первого Эккл, развенчавшего все утопии, надежды и идеалы.

      Другое послание Эккл. проникнуто жизнелюбием и жизнедеятельностью. Он нетерпим к иллюзиям, он требует честности, требует не только осознать неизбежность смерти, но и сделать из этого определенные выводы.
      "И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться; это сопровождает его в трудах его:
      "Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей; потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то или другое равно хорошо будет
      "
      "Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих, только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд»

      Обращаясь к человеку, Эккл. советует ему: "Удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего. Работай, трудись, люби жизнь, пока «не померкли солнце, и свет, и луна, и звезды, и не нашли новые тучи". Не останавливайся в нерешительности, ибо "кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать»
      Итак, Эккл. призывает человека есть, пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, потому что это его доля. К чему размышлять о смысле жизни, к чему взирать на число дней своих, если Бог посылает радость? Однако в контексте книги в целом эти слова звучат не только как утверждение, но и как вопрос: а так ли это на самом деле?

      И есть ещё - третье послание. Которое не произносит Эккл., но которое возникает невольно у читающих эту удивительную книгу.
      С равной убеждённостью Эккл. высказывает противоположные взгляды, а значит, не придерживается ни одного из них.. Он говорит одному и тому же и да и нет, что подразумевает ни "да", ни нет. Чем суетнее дела человека, тем меньше в них смысла. Тоска, которая охватывает Экклезиаста при виде тщетности всего в мире, имеет духовную природу.Все плоды жизни на земле поглощаются смертью. И ничто не может заполнить душевную пустоту. Это под силу только Богу.
      И вот - разгадка бытия, содержащаяся в
      последних строчках текста в Синодальном переводе :
      «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай,
      потому что в этом все для человека;
      ибо всякое дело Бог приведет на суд,
      и все тайное, хорошо ли оно, или худо»
      .
      И хотя почти все исследователи сходятся на том, что эти слова, резко "выпадающие " из основного текста. принадлежат позднейшему редактору, к-рый стремился совместить книгу с библейской традицией , - именно к этой мысли подводит читателя вся книга, независимо от желания её автора...

      Мой вопрос связан с одним из самых пародоксальных мест книги. Кохелет пишет об умении извлекать минуты радости даже из самих страданий, будут ли они чужие или собственные:
      "Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти дня рождения.
      Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу.
      Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.
      Сердце мудрых в доме плача, а сердце глупых в доме веселья
      . "
      Как вы понимаете эти строки, в частности, - о предпочтении дня смерти дню рождения ? Для кого лучше? Ведь лучше живому на похоронах, чем мёртвому. Некоторые объясняют их полезностью для сознания человека наблюдать за бренностью жизни, т.к. тогда он невольно мыслями устремляется к Богу. А между тем, по Экклезиасту, жизнь всё-таки лучше смерти : Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда. Так как и псу живому, чем мёртвому льву
      Вот только парадокс, Соломон говорит, что сердце глупых в доме веселья и при том хвалит веселье! Причина: веселье дает чувство счастья.
      "Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки." 1Ин.5:3

      Комментарий

      • Akella
        Временно отключен

        • 22 August 2016
        • 4701

        #4
        Сообщение от Heruvimos
        Вот только парадокс, Соломон говорит, что сердце глупых в доме веселья и при том хвалит веселье! Причина: веселье дает чувство счастья.
        Причина: ирония.

        Комментарий

        • Stefan32
          Завсегдатай

          • 12 March 2017
          • 635

          #5
          Этот вопрос "Есть ли в жизни такой смысл, который бы не уничтожался неизбежно предстоящей смертью?" не разрешимый Соломоном, мучил L. Толстого, едва не доведя его до самоубийства. В своей "Исповеди" этот "Экклезиаст 19-20 века" приводит старинную восточную притчу про путника, застигнутого в степи разъяренным зверем. Спасаясь от зверя, путник вскакивает в безводный колодезь, но на дне колодца видит дракона, разинувшего пасть, чтобы пожрать его. И несчастный, не смея вылезть, чтобы не погибнуть от разъяренного зверя, не смея и спрыгнуть на дно колодца, чтобы не быть пожранным драконом, ухватывается за ветви растущего в расщелинах колодца дикого куста и держится на нем. Руки его ослабевают, и он чувствует, что скоро должен будет отдаться погибели, с обеих сторон ждущей его; но он все держится, и пока он держится, он оглядывается и видит, что две мыши, одна черная, другая белая, равномерно обходя стволину куста, на котором он висит, подтачивают ее. Вот-вот сам собой обломится и оборвется куст, и он упадет в пасть дракону. Путник видит это и знает, что он неминуемо погибнет; но пока он висит, он ищет вокруг себя и находит на листьях куста капли меда, достает их языком и лижет их....
          Так и мы держимся за ветки жизни, зная, что нас всех ждёт дракон смерти, готовый растерзать нас. Но мучаясь ожиданием неизбежного, мы пытаемся сосать "мёд" , который уже не радует нас, как прежде. А белая и чёрная мыши - день и ночь подтачивают наше дерево, ведя нас к смерти. Мы не можем оторвать взгляд от неизбежного дракона и ужас тьмы влечёт нас в бездну....
          Сладок ли вам ваш "мёд" ?

          "И день смерти лучше дня рождения".

          Может, вот ключ к пониманию этой таинственной фразы:
          "Жить с сознанием неизбежности страданий, ослабления, старости и смерти
          нельзя -- надо освободить себя от жизни, от всякой возможности жизни",
          говорит Будда.
          Соломон: " Всё -- суета. Счастлив, кто не родился, смерть
          лучше жизни"


          Есть четыре пути спасения...
          Один из них - путь, к-рый предлагает Соломон: "Итак, иди ешь с веселием хлеб твой и пей в радости сердца вино твое... Наслаждайся жизнью с женщиною, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, во все суетные дни твои, потому что это доля твоя, в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем... Все, что может рука твоя по силам делать, делай, потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости".
          В сущности, Экклезиаст предлагает лизать, утешая себя, свой мёд.....
          И главный, пятый, или ПЕРВЫЙ - тот путь, которым шли миллиарды ...тот, который потеряли или не нашли большинство нас, сегодняшних
          Последний раз редактировалось Stefan32; 23 July 2017, 03:06 AM.

          Комментарий

          • alexgrey
            Ветер, наполни мои паруса

            • 10 April 2013
            • 8717

            #6
            Есть версия, что эту книгу написал Соломон в тот период, когда его оставил Святой Дух, но дар мудрости остался. Дух даёт радость жизни, глубину созерцания в будущее, в небесную надежду. А Соломон утратил эту способность, поэтому дар мудрости направил на описание унолости бытия без Бога, ибо только это он и мог созерцать в тот период.
            Его последние слова о Боге правдивы, но лишены радостной надежды видения будущего. Без Духа он только обозревал прошлое, отсюда и философская унылость.

            Комментарий

            • Stefan32
              Завсегдатай

              • 12 March 2017
              • 635

              #7
              Сообщение от alexgrey
              Есть версия, что эту книгу написал Соломон в тот период, когда его оставил Святой Дух, но дар мудрости остался. Дух даёт радость жизни, глубину созерцания в будущее, в небесную надежду. А Соломон утратил эту способность, поэтому дар мудрости направил на описание унолости бытия без Бога, ибо только это он и мог созерцать в тот период.
              Его последние слова о Боге правдивы, но лишены радостной надежды видения будущего. Без Духа он только обозревал прошлое, отсюда и философская унылость.
              Недавно прочитал слова священника об этой великой книге. Он назвал печаль Эккл-та не печалью пресыщенного человека, который вдруг обнаружил, что не вечно ему наслаждаться жизнью на земле. Это - ПЕЧАЛЬ ПО БОГУ , "покаянная печаль". Он видит это покаяние в строках: "Сетование -лучше смеха, потому что при печали лица сердце делается лучше"(7:3). Путь Эккл-та священник назвал путём СМИРЕННОМУДРИЯ, "осознания своей духовной немощи".
              Для Эккл-та не существует категорий посмертного бытия и воздаяния. Суд Божий, о котором он не раз говорит, не распространяется им на загробную жизнь. Таково представление о посмертной участи людей Ветхого Завета.
              Как вы понимаете смысл книги в контексте времени её написания ?
              Лингвистические особенности текста указывают на то, что автор книги - не Соломон , что она не могла быть написана ранее 300 г.до н.э.

              Комментарий

              • Stefan32
                Завсегдатай

                • 12 March 2017
                • 635

                #8
                - - - Добавлено - - -
                Сообщение от Heruvimos
                Вот только парадокс, Соломон говорит, что сердце глупых в доме веселья и при том хвалит веселье! Причина: веселье дает чувство счастья.
                "Сказал я в сердце моём:"дай испытаю я тебя весельем, и насладись добром" Но и это суета! О смехе сказал я: "глупость!" а о веселье: "что оно делает".
                Эккл. говорит сакраментальное: "время плакать, и время смеяться". Он сравнивает смех глупых с "треском тернового хвороста под котлом" Устанавливает будущее аскетическое противопоставление веселья - плача: "Сердце мудрых в доме плача, а сердце глупых в доме веселья". Можно видеть по книге , что смех не отрицается, но различается его уместность, способность искажать лицо и сердечный настрой, наконец, звучать, как «треск тернового хвороста»

                ..одно из определений слова "смех": "форма празднословия" . "Христианину подобает чётко разграничивать виды радости и отделять чистую радость от праздной, а иногда и вовсе пагубной весёлости"

                - - - Добавлено - - -

                Сообщение от Akella
                Пока не буду писать по теме. Но хочу выразить Вам уважение. Здесь уже так пахнет болотом, ан нет, но такие как Вы да порадуют свежестью мысли и серьезностью.
                С уважением.

                Р. С. ''Радости мирские -краткий сон'' -
                Akella, спасибо!

                Жду Ваших сообщений.
                Сладок ли Вам Ваш "мёд" ?

                Комментарий

                • alexgrey
                  Ветер, наполни мои паруса

                  • 10 April 2013
                  • 8717

                  #9
                  Сообщение от Stefan32
                  Как вы понимаете смысл книги в контексте времени её написания ?
                  Лингвистические особенности текста указывают на то, что автор книги - не Соломон , что она не могла быть написана ранее 300 г.до н.э.
                  Я не могу точно утверждать, что это был Соломон. В любом случае мне очевидно, что автор не имел откровения о Царстве небесном, но понимал и признавал существование Бога и Его суда.
                  О большем смысле книги также не могу сказать, её польза для читателей Нового Завета невелика. Я питаюсь тем словом Божьим, которое даёт жизнь; ВЗ образно - это слова смерти и суда; НЗ - это слова жизни.

                  Авраам засвидетельствован, как имеющий веру и надежду на будущее, значит некоторые имели тогда от Бога откровение.

                  Комментарий

                  • Stefan32
                    Завсегдатай

                    • 12 March 2017
                    • 635

                    #10
                    Сообщение от alexgrey

                    ....О большем смысле книги также не могу сказать, её польза для читателей Нового Завета невелика. Я питаюсь тем словом Божьим, которое даёт жизнь; ВЗ образно - это слова смерти и суда; НЗ - это слова жизни....

                    .
                    alexgrey, позвольте задать Вам личный вопрос:
                    Вы читаете только ( или в основном) то, что "имеет пользу" для Вас как читателя Нового Завета?

                    Комментарий

                    • alexgrey
                      Ветер, наполни мои паруса

                      • 10 April 2013
                      • 8717

                      #11
                      Сообщение от Stefan32
                      alexgrey, позвольте задать Вам личный вопрос:
                      Вы читаете только ( или в основном) то, что "имеет пользу" для Вас как читателя Нового Завета?
                      Именно так. А есть смысл читать то, что не приносит пользу?

                      Комментарий

                      • Stefan32
                        Завсегдатай

                        • 12 March 2017
                        • 635

                        #12
                        Сообщение от alexgrey
                        Именно так. А есть смысл читать то, что не приносит пользу?
                        Поделитесь, пожалуйста, как Вы определяете, будет ли от чтения "польза" ? Например, от Книги Иова, Притчей...или Достоевского?

                        Комментарий

                        • alexgrey
                          Ветер, наполни мои паруса

                          • 10 April 2013
                          • 8717

                          #13
                          Сообщение от Stefan32
                          Поделитесь, пожалуйста, как Вы определяете, будет ли от чтения "польза" ? Например, от Книги Иова, Притчей...или Достоевского?
                          Для начала давайте разделим книги на духовные и прочие.
                          Библия содержит Божьи откровения, поэтому её имеет смысл читать всегда. Это справедливо в отношении всего НЗ и части книг ВЗ - Иова, Притчи, Премудрости, Песнь песней, пророки, Бытие...
                          В ВЗ много исторических книг, я их читал ранее и возвращаться к ним нет нужды.

                          Достоевского можно читать для саморазвития, ведь автор - хороший психолог, понимал суть человеческой души. Также "Мёртвые души" и многие другие. Но худ. литературу я читаю редко, есть на что время потратить. И тем более нет смысла перечитывать многократно эти книги, они ведь не духовные.

                          Комментарий

                          • Stefan32
                            Завсегдатай

                            • 12 March 2017
                            • 635

                            #14
                            Сообщение от alexgrey
                            Для начала давайте разделим книги на духовные и прочие.
                            Библия содержит Божьи откровения, поэтому её имеет смысл читать всегда. Это справедливо в отношении всего НЗ и части книг ВЗ - Иова, Притчи, Премудрости, Песнь песней, пророки, Бытие...
                            В ВЗ много исторических книг, я их читал ранее и возвращаться к ним нет нужды.

                            Достоевского можно читать для саморазвития, ведь автор - хороший психолог, понимал суть человеческой души. Также "Мёртвые души" и многие другие. Но худ. литературу я читаю редко, есть на что время потратить. И тем более нет смысла перечитывать многократно эти книги, они ведь не духовные.
                            Спасибо за ответ

                            Комментарий

                            • Stefan32
                              Завсегдатай

                              • 12 March 2017
                              • 635

                              #15
                              Мне кажется, что каждый человек, ведущий духовный поиск в жизни, начинает этот поиск с "состояния Экклезиаста", к-рое так точно описывает Толстой , т.е. с ощущения того, что всё под солнцем "суета сует!".
                              Экклезиаст не верит ни в какую высшую справедливость и воздаяние, он верит только своим глазам, которые видят, что "одна участь и праведному и нечестивому". Человеку остаётся лишь участь мотылька, который недолго радуется жизни, а потом уходит в неведомое.
                              Действуя парадоксально, книга Экклезиаста приводит к выводу: спасение от мрачного уныния, осознания бессмысленности и тщетности жизни - в ВЕРЕ.
                              Замечательно высказал эту мысль А.Мень:
                              "Экклезиаст чувствовал, что загадка жизни связана с загадкой смерти, но пришёл к заключению, что и то и другое - тлен; если смерть - это вечная ночь, то жизнь - не более, чем короткие сумерки....Без понимания Экклезиаста невозможно глубокое понимание Христа. Не постигнув суетности мирской жизни, любой человек будет уязвим перед мирскими искушениями, его взаимоотношения с Господом не могут быть стабильными, ему будет чрезвычайно сложно правильно расставить приоритеты...Трезвый пессимизм Кохелета стал переходной фазой , диалектическим моментом в становлении веры..."

                              Комментарий

                              Обработка...