Не поленитесь, прочтите.
Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
(От Иоанна, глава 5/39)
АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ
Эта фигура то тут, то там снова и снова встречается в Танахе. Когда она появляется, в контексте делаются странные и таинственные заявления. Например, в одном отрывке он назван Ангелом Господним, а в другом, по контексту, Самим Господом. В дополнение ко всему, он еще и говорит так, словно Сам Господь, и, наконец, упоминается, что присутствие Божие в нем. Постоянно, и контекст делаяет это явным, подразумевается что он не обыкновенный ангел. Вместо этого он является уникальным, единственным в своем роде существом, которое является видимым проявением Самого Бога. Этот феномен находится в соответствии с библейскими записями, относящимся к Божественной природе. Они становятся понятными чудесами и доступны нашему пониманию только в том случае, если мы осознаем, что Бог является сложносоставным и неделимым единством. Примеры этого феномена содержатся в книге Бытия, 16:7-13, 21:17-18, 22:11-12, и 31:11-13. Давайте начнем нашу дискуссию с отрывка из Бытия, 16:7-9.
В начале повествования, в стихе 7ом ясно говорится, что с Агарью говорит Ангел Господень:
И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей.
Все, что Ангел сказал до сих пор, является вполне подходящими словами для Божьего посланника. Однако, уже в следующем стихе он говорит что-то, выходящее за рамки приличиствующие сотворенному существу. Стих 10й говорит:
И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества.
Умножать (давать) потомство это занятие, присущее Богу. Но Ангел Господень не говоит, например, что «Бог умножит твое потомство». Вместо этого он говорит: «Я умножу потомство твое». Почему он считает, что может говорить о действиях, относящихся к сфере действий Бога, от первого лица?
Разговор заканчивается стихами11-12, предсказаниями о будущем характере первенца Агари:
И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих3
А запись всей истории заканчивается изумительным утверждением, принадлежащим Агари. С нею говорил Ангел Господень, а она, давая определение своему Собеседнику, использует другие слова:
И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, [сим] именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня.
Агарь не признает, что существо, говорившее с ней, является простым посланником Бога, заурядным, обычным ангелом. Она очень определенно идентифицирует говорящего как Самого Бога.
Также она потрясена, что осталась жива. Получается, она хорошо понимала принцип, в соответствии с которым (Исх., 33:20), не может человек увидеть Бога и остаться в живых. Если бы ее собеседник (посетитель) был простым ангелом, Агарь бы не боялась умереть. Этот Ангел очень ясно идентифицируется с Богом Авраама, Исаака и Иакова в 16:13. Ангел Господень это Сам Бог, являющийся в видимом, ангельском обличии.
Тот же феномен описан в Бытие, 22:11-12, где Авраам возносит на жертвенник своего сына, Исаака. Помните, пожалуйста, что в контексте Бытия, 22 Бог повелевает Аврааму вознести Исаака на жертвенник. Авраам собирается принести своего сына в жертву не ангелу, что это кристально ясно видно из Бытия, 22:1-2:
И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
В послушании Богу, не ангелу, Авраам идет в землю Мориа. Затем мы читаем в стихах 11 и 12:
Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
Обратите внимание на то, что в 12м стихе Ангел Господень не сказал: «не пожалел ты сына своего для Бога». Вместо этого Ангел Господень говорит: «не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». Снова мы видим, как Ангел Господень определяет себя как Самого Бога. Затем, в стихах 15-18, просиходит еще одна странная и удивительная вещь:
И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба, и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
Ангел Господень, который только что был определен как Сам Бог, сейчас предстает перед нами отдельным от Бога. Он говорит от лица, от имени Бога, говоря: «так говорит Господь...». Кто же это? Бог это или Его ангел? Такая переменная игра слов оставляет нас в замешательстве и невозможности дать объяснение. Разгадка этой тайны становится очевидной, когда мы понимаем, что Библия описывает Бога сложносоствным и неделимым eдинством.
Подобное удивительное событие происходит и в Бытие, 31:11-13, 48:15-16, и книге Судей, 13:22-23. Ангел Господень представляется там идентичным Богу и, в то же время, отдельным, автономным от Него. Повторимся, что все это достаточно последовательно и органично в том случает, если Бог Авраама, Исаака и Иакова является сложносоставным и неделимым единством. Ангел Господень говорит как Бог, но Священное Писание учит также, что Божье присутствие, имя, в нем, этом Ангеле.
В книге Исход, 23:20-22 написано:
Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих.
Прежде, чем мы продолжим разговор, необходимо вспомнить о библейском и еврейском понимание имени. В Библии имена могут быть просто обозначениями, способом идентификации (как зачастую бывает в нашей культуре). Но кроме этого, имени в Библии придается намного более важное значение и значимость. Еврейский народ понимает имя как внутреннюю связь между, собственно, именем и человеком, личностью, который это имя носит. Имя человека являтся словно отражением его «природы», характера.
Примя все это на заметку, мы читаем, что Бог говорит: «Мое Имя (начертано) на нем». Другими словами, этот Ангел олицетворяет, представляет саму сущность, природу Бога. Ангел Господень предстает здесь отдельным от Бога, и, в то же самое время, Имя Божие ассоциируется с Ним. Позже, в книге Исход, 33:14, Бог скажет, что Его присутствие пойдет с Израилем. Столетия спустя после этого, Исайя оглядывается на Божью верность и говорит в своей книге, в 63:9:
Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние.
продолжение..
Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
(От Иоанна, глава 5/39)
АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ
Эта фигура то тут, то там снова и снова встречается в Танахе. Когда она появляется, в контексте делаются странные и таинственные заявления. Например, в одном отрывке он назван Ангелом Господним, а в другом, по контексту, Самим Господом. В дополнение ко всему, он еще и говорит так, словно Сам Господь, и, наконец, упоминается, что присутствие Божие в нем. Постоянно, и контекст делаяет это явным, подразумевается что он не обыкновенный ангел. Вместо этого он является уникальным, единственным в своем роде существом, которое является видимым проявением Самого Бога. Этот феномен находится в соответствии с библейскими записями, относящимся к Божественной природе. Они становятся понятными чудесами и доступны нашему пониманию только в том случае, если мы осознаем, что Бог является сложносоставным и неделимым единством. Примеры этого феномена содержатся в книге Бытия, 16:7-13, 21:17-18, 22:11-12, и 31:11-13. Давайте начнем нашу дискуссию с отрывка из Бытия, 16:7-9.
В начале повествования, в стихе 7ом ясно говорится, что с Агарью говорит Ангел Господень:
И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей.
Все, что Ангел сказал до сих пор, является вполне подходящими словами для Божьего посланника. Однако, уже в следующем стихе он говорит что-то, выходящее за рамки приличиствующие сотворенному существу. Стих 10й говорит:
И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества.
Умножать (давать) потомство это занятие, присущее Богу. Но Ангел Господень не говоит, например, что «Бог умножит твое потомство». Вместо этого он говорит: «Я умножу потомство твое». Почему он считает, что может говорить о действиях, относящихся к сфере действий Бога, от первого лица?
Разговор заканчивается стихами11-12, предсказаниями о будущем характере первенца Агари:
И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих3
А запись всей истории заканчивается изумительным утверждением, принадлежащим Агари. С нею говорил Ангел Господень, а она, давая определение своему Собеседнику, использует другие слова:
И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, [сим] именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня.
Агарь не признает, что существо, говорившее с ней, является простым посланником Бога, заурядным, обычным ангелом. Она очень определенно идентифицирует говорящего как Самого Бога.
Также она потрясена, что осталась жива. Получается, она хорошо понимала принцип, в соответствии с которым (Исх., 33:20), не может человек увидеть Бога и остаться в живых. Если бы ее собеседник (посетитель) был простым ангелом, Агарь бы не боялась умереть. Этот Ангел очень ясно идентифицируется с Богом Авраама, Исаака и Иакова в 16:13. Ангел Господень это Сам Бог, являющийся в видимом, ангельском обличии.
Тот же феномен описан в Бытие, 22:11-12, где Авраам возносит на жертвенник своего сына, Исаака. Помните, пожалуйста, что в контексте Бытия, 22 Бог повелевает Аврааму вознести Исаака на жертвенник. Авраам собирается принести своего сына в жертву не ангелу, что это кристально ясно видно из Бытия, 22:1-2:
И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
В послушании Богу, не ангелу, Авраам идет в землю Мориа. Затем мы читаем в стихах 11 и 12:
Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
Обратите внимание на то, что в 12м стихе Ангел Господень не сказал: «не пожалел ты сына своего для Бога». Вместо этого Ангел Господень говорит: «не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». Снова мы видим, как Ангел Господень определяет себя как Самого Бога. Затем, в стихах 15-18, просиходит еще одна странная и удивительная вещь:
И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба, и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
Ангел Господень, который только что был определен как Сам Бог, сейчас предстает перед нами отдельным от Бога. Он говорит от лица, от имени Бога, говоря: «так говорит Господь...». Кто же это? Бог это или Его ангел? Такая переменная игра слов оставляет нас в замешательстве и невозможности дать объяснение. Разгадка этой тайны становится очевидной, когда мы понимаем, что Библия описывает Бога сложносоствным и неделимым eдинством.
Подобное удивительное событие происходит и в Бытие, 31:11-13, 48:15-16, и книге Судей, 13:22-23. Ангел Господень представляется там идентичным Богу и, в то же время, отдельным, автономным от Него. Повторимся, что все это достаточно последовательно и органично в том случает, если Бог Авраама, Исаака и Иакова является сложносоставным и неделимым единством. Ангел Господень говорит как Бог, но Священное Писание учит также, что Божье присутствие, имя, в нем, этом Ангеле.
В книге Исход, 23:20-22 написано:
Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих.
Прежде, чем мы продолжим разговор, необходимо вспомнить о библейском и еврейском понимание имени. В Библии имена могут быть просто обозначениями, способом идентификации (как зачастую бывает в нашей культуре). Но кроме этого, имени в Библии придается намного более важное значение и значимость. Еврейский народ понимает имя как внутреннюю связь между, собственно, именем и человеком, личностью, который это имя носит. Имя человека являтся словно отражением его «природы», характера.
Примя все это на заметку, мы читаем, что Бог говорит: «Мое Имя (начертано) на нем». Другими словами, этот Ангел олицетворяет, представляет саму сущность, природу Бога. Ангел Господень предстает здесь отдельным от Бога, и, в то же самое время, Имя Божие ассоциируется с Ним. Позже, в книге Исход, 33:14, Бог скажет, что Его присутствие пойдет с Израилем. Столетия спустя после этого, Исайя оглядывается на Божью верность и говорит в своей книге, в 63:9:
Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние.
продолжение..
Комментарий