Лютеранский епископ Всеволод Лыткин:
Сейчас очень большая проблема с термином «протестантизм». Изначально копирайт принадлежал нам, лютеранам. Сейчас, если вы будете смотреть разные религиозные словари, вы увидите, что в протестанты записывают всех, кого не лень. Там и баптисты, и пятидесятники, харизматы и т.д. Но следует сказать, что протестантами этично называть только лютеран, англикан и кальвинистов. Всех остальных я бы назвал постпротестантами. Эти люди вышли от нас, потому что не были нашими. Это люди, которые и не католики, и не православные, но и не лютеране. Они очень далеко от лютеран и никакого отношения к нам не имеют. Я бы был осторожен с такими определениями и поэтому использую термин «постпротестанты», говоря о более поздних христианских движениях.
Люди в этих движениях очень часто начинают искать чего-то большего, чем им предлагают в этих организациях. Это может быть естественным, если человек в 18 лет пришел в какую-нибудь харизматическую или пятидесятническую церковь, где два притопа, два прихлопа, и все так весело Нормально для такого молодого человека, который ищет свободы, громкости, пения. Но постепенно этот человек начинает задумываться, искать. Часто бывает, что, когда в таких семьях появляются дети, возникает вопрос, что делать с такими детьми. Ни одна из этих религиозных групп не предлагает крестить детей. Они начинают смотреть вокруг, искать, куда бы пойти. Много таких людей приходят в лютеранство. Возможно, потому что у них есть какие-то предрасудки. Им сложно прийти в католическую церковь, потому что их уже научили, что папа Римский это плохо, а в лютеранстве вроде всё как у католиков, но папы Римского нет. Много среди наших прихожан таких бывших постпротестантов. надо сказать, что это хорошие, активные лютеране, которые знают, почему они лютеране, это был их собственный выбор.
НГС.НОВОСТИ - Всеволод Лыткин: Глава сибирских лютеран: «Мы живем в постхристианскую эру» - онлайн-конференция в Новосибирске
Можно еще обратить внимание на Аугсбургское исповедание, где авторы постоянно отмеживаются от анабаптистов, а так-же почитать 8 том Филипа Шаффа "История Христианской Церкви", где показывается почему анабаптисты и произошедшие от них иные постхристианские течения, не являются протестантскими. Если кратко писать, то протестанты, хоть и были реформаторами, но сохраняли догматическую веру в Христа, а некоторые анабаптисты были настолько радикальными, что в их среде были те, кто отрицал Божественную Природу Христа. Протестанты учили о Таинствах Церкви, анабаптисты же отвергли. Протестанты крестили детей, анабаптисты отвергли. Отсюда можно сделать вывод, почему протестанты не считали анабаптистов протестантами и почему современные постпротестантские/неопротестантские течения, самими протестантами (лютеранами, реформатами, англиканами) не признаются протестантскими, потому что они не придерживаются учений и практики протестантизма. Еще можно отметить, что между протестантами есть взаимное признание, интеркоммунион. В 1973 году было заключено Лойенбергское соглашение между лютеранскими, реформатскими, объединенными церквами, а так-же вальденсов, гуситов и Чешских братьев, к которым позже присоединились некоторые методистские церкви. В 1997-1998 гг. в США Евангелическо-Лютеранская церковь в Америке, Пресвитерианская церковь (США), Реформатская церковь в Америке и Объединенная церковь Христа подписали Формулу согласия, на основании которой они вступили в Евхаристическое общение. В 1992 году англиканские церкви и 8 лютеранских церквей из Скандинавских стран (включая Финляндию) и стран Балтии подписали Порво декларацию о том, что они вступали в Евхаристическое общение как церкви, сохранившие Апостольское преемство. В 1988 году двустороннее Майсенское соглашение об интеркоммунионе подписали Церковь Англии и Евангелическая Церковь Германии. Обратите внимание, что не с постпротестантскими/неопротестантскими течениями подписаны интеркоммунионы, а с теми церквями, которые относятся к протестантизму.
Сейчас очень большая проблема с термином «протестантизм». Изначально копирайт принадлежал нам, лютеранам. Сейчас, если вы будете смотреть разные религиозные словари, вы увидите, что в протестанты записывают всех, кого не лень. Там и баптисты, и пятидесятники, харизматы и т.д. Но следует сказать, что протестантами этично называть только лютеран, англикан и кальвинистов. Всех остальных я бы назвал постпротестантами. Эти люди вышли от нас, потому что не были нашими. Это люди, которые и не католики, и не православные, но и не лютеране. Они очень далеко от лютеран и никакого отношения к нам не имеют. Я бы был осторожен с такими определениями и поэтому использую термин «постпротестанты», говоря о более поздних христианских движениях.
Люди в этих движениях очень часто начинают искать чего-то большего, чем им предлагают в этих организациях. Это может быть естественным, если человек в 18 лет пришел в какую-нибудь харизматическую или пятидесятническую церковь, где два притопа, два прихлопа, и все так весело Нормально для такого молодого человека, который ищет свободы, громкости, пения. Но постепенно этот человек начинает задумываться, искать. Часто бывает, что, когда в таких семьях появляются дети, возникает вопрос, что делать с такими детьми. Ни одна из этих религиозных групп не предлагает крестить детей. Они начинают смотреть вокруг, искать, куда бы пойти. Много таких людей приходят в лютеранство. Возможно, потому что у них есть какие-то предрасудки. Им сложно прийти в католическую церковь, потому что их уже научили, что папа Римский это плохо, а в лютеранстве вроде всё как у католиков, но папы Римского нет. Много среди наших прихожан таких бывших постпротестантов. надо сказать, что это хорошие, активные лютеране, которые знают, почему они лютеране, это был их собственный выбор.
НГС.НОВОСТИ - Всеволод Лыткин: Глава сибирских лютеран: «Мы живем в постхристианскую эру» - онлайн-конференция в Новосибирске
Можно еще обратить внимание на Аугсбургское исповедание, где авторы постоянно отмеживаются от анабаптистов, а так-же почитать 8 том Филипа Шаффа "История Христианской Церкви", где показывается почему анабаптисты и произошедшие от них иные постхристианские течения, не являются протестантскими. Если кратко писать, то протестанты, хоть и были реформаторами, но сохраняли догматическую веру в Христа, а некоторые анабаптисты были настолько радикальными, что в их среде были те, кто отрицал Божественную Природу Христа. Протестанты учили о Таинствах Церкви, анабаптисты же отвергли. Протестанты крестили детей, анабаптисты отвергли. Отсюда можно сделать вывод, почему протестанты не считали анабаптистов протестантами и почему современные постпротестантские/неопротестантские течения, самими протестантами (лютеранами, реформатами, англиканами) не признаются протестантскими, потому что они не придерживаются учений и практики протестантизма. Еще можно отметить, что между протестантами есть взаимное признание, интеркоммунион. В 1973 году было заключено Лойенбергское соглашение между лютеранскими, реформатскими, объединенными церквами, а так-же вальденсов, гуситов и Чешских братьев, к которым позже присоединились некоторые методистские церкви. В 1997-1998 гг. в США Евангелическо-Лютеранская церковь в Америке, Пресвитерианская церковь (США), Реформатская церковь в Америке и Объединенная церковь Христа подписали Формулу согласия, на основании которой они вступили в Евхаристическое общение. В 1992 году англиканские церкви и 8 лютеранских церквей из Скандинавских стран (включая Финляндию) и стран Балтии подписали Порво декларацию о том, что они вступали в Евхаристическое общение как церкви, сохранившие Апостольское преемство. В 1988 году двустороннее Майсенское соглашение об интеркоммунионе подписали Церковь Англии и Евангелическая Церковь Германии. Обратите внимание, что не с постпротестантскими/неопротестантскими течениями подписаны интеркоммунионы, а с теми церквями, которые относятся к протестантизму.
Комментарий