УТВЕРЖДЕНИЕ
Чистое и истинное учение по данному артикулу:
1. Прежде всего, различие между praescientia et praedestinatio то есть между предведением Божьим и Его вечным избранием должно аккуратно соблюдаться.
2. Ибо предведение Божье это не что иное, как знание Богом всего и обо всем до того, как это происходит; как сказано в Дан.(2:28): ―Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни‖.
3. Это предведение простирается в равной мере и на благочестивых и на порочных, но оно не является причиной зла или греха, то есть совершения неправедного и беззаконного (что происходит от дьявола и порочной, развращенной воли человеческой), равно как [это предведение] не является причиной их гибели [того, что люди погибают], в чем они сами повинны [что они должны приписывать сами себе]. Но оно только соразмеряет [регулирует] это и устанавливает этому предел [как далеко это должно зайти и] как долго это должно продлиться, и все это делается с тем, чтобы оно служило избранным Его ко спасению, несмотря на то что само по себе является злом.
4. Предвечное избрание Божье, при этом, простирается только на возлюбленных благочестивых детей Божьих, будучи причиной их спасения, которое Он же обеспечивает, а также определяет, что к тому относится. На этом [предопределении Божьем] наше спасение зиждется столь твердо, что врата ада не могут одолеть его (Иоан.10:28; Мат.16:18).
5. Это [избрание Божье] не следует выведывать в тайном совете Божьем, но надлежит искать в Слове Божьем, где оно также открывается.
6. А Слово Божье ведет нас ко Христу, Который есть Книга Жизни, в Котором записаны и избраны все, кому надлежит быть спасенными в вечности, как сказано в Ефес.(1:4): ―Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира‖.
7. Этот Христос призывает к Себе всех грешников и обещает им облегчение, и Он искренне желает [на самом деле желает], чтобы все люди пришли к Нему и позволили помочь себе, и Он предлагает им Себя в Слове Своем и желает, чтобы они услышали его, а не затыкали свои уши и не пренебрегали Словом. Более того, Он обещает силу и содействие Святого Духа и Божественную помощь в сохранении веры и вечного спасения [чтобы мы могли твердо и непоколебимо оставаться в вере и обрести вечное спасение].
8. Таким образом, мы должны рассуждать об этом нашем избрании к вечной жизни не с позиций разума и не с позиций Закона Божьего которые ведут нас либо к безрассудной, распутной эпикурейской жизни, либо к отчаянью, и возбуждают пагубные помыслы в сердцах людей ибо люди, до тех пор пока они следуют своему разуму, не могут успешно воздерживаться от мысли: ―Если Бог предопределил меня ко спасению, я не могу быть осужден, независимо от того, что я делаю‖, или же: ―Если я не избран к вечной жизни, то не имеет никакого значения все хорошее, что я делаю. Все это [все мои старания и попытки] все равно тщета‖.
9. Но это [истинное суждение об избрании] должно познаваться только из Святого Благовестия о Христе, в котором ясно свидетельствуется, что: ―всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать‖, и что Он: ―долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию‖. (См.: Рим.11:32; Езек.18:23; 33:11; 2Пет.3:9; 1Иоан.2:2).
10. Таким образом, для того, кого интересует открытая [данная через откровение] воля Божья и кто поступает согласно порядку, указанному Св.Павлом в Послании к Римлянам направляя людей сначала к покаянию, к осознанию грехов, к вере во Христа, к
Божественной покорности, прежде чем говорить о тайне вечного предопределения Божьего, для того это учение [о избрании Божьем] полезно и утешительно.
11. Однако, из того, что ―много званных, а мало избранных‖ (Мат.22:14) не следует, что Бог не желает спасти всех. Причина же этого заключается в том, что они либо вовсе не желают слушать Слова Божьего, но, упрямо и своенравно презирая его, затыкают свои уши и ожесточают свои сердца, и таким образом закрывают обычный путь для Святого Духа, так, что Он не может совершить Свою работу в них; или же, услышав Слово, они относятся к нему легкомысленно и не внимают ему с усердием и за это [за то, что они погибают] ответственен не Бог и не Его избрание, но их собственное беззаконие. [См.: 2Пет.2:1; Лук.11:49,52; Евр.12:25].
12. Христианин должен воспринимать артикул о вечном избрании Божьем [размышлять об этом артикуле], насколько это было открыто в Слове Божьем, которое представляет нам Христа как Книгу Жизни, которую Он раскрывает и открывает (делает понятной) нам путем проповеди Святого Евангелия, как сказано в Рим.(8:30): ―...Кого Он предопределил, тех и призвал‖. В Нем мы должны искать вечное избрание Отца, Который определил в Своем вечном Божественном плане, что не спасет никого, кроме знающих Его Сына Иисуса Христа и воистину верующих в Него. Другие помыслы должны быть [полностью] изгнаны [из умов благочестивых людей], поскольку они происходят не от Бога, но от внушения злого врага внушения, посредством которого он пытается ослабить или полностью лишить нас того величественного утешения, которое мы имеем в этой благословенной доктрине, а именно знания того, что только по милости, безо всякой заслуги с нашей стороны, мы были избраны во Христе к вечной жизни, и что никто не может вырвать нас из Его руки, так как Он не только на словах дал обещание о Своем милостивом избрании, но также подтвердил его клятвенно и запечатал [скрепил печатью] Святыми Таинствами, о которых нам следует вспоминать в наших наиболее суровых искушениях, находя утешение в них и отражая посредством их огненные стрелы дьявола.
13. Кроме того, мы должны с величайшим усердием [стремиться] жить согласно воле Божьей, и, как Св. Петр увещевает в 2Пет.(1:10), стараться делать твердым наше звание и избрание, сохраняя особенную приверженность открытому Слову [не отступая ни на йоту от него], которое не может подвести и не подведет нас.
14. Этим кратким объяснением вечного избрания Божьего слава Божья, заключающаяся в том, что Он спасает нас согласно намеренью Своей воли, исключительно по милосердию Своему и безо всяких заслуг с нашей стороны целиком и полностью отдается Ему. Кроме того, никто не получает повода к отчаянью или вульгарной, безнравственной жизни [не предоставляется возможности ни для малодушия, ни для эпикурейства].
Чистое и истинное учение по данному артикулу:
1. Прежде всего, различие между praescientia et praedestinatio то есть между предведением Божьим и Его вечным избранием должно аккуратно соблюдаться.
2. Ибо предведение Божье это не что иное, как знание Богом всего и обо всем до того, как это происходит; как сказано в Дан.(2:28): ―Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни‖.
3. Это предведение простирается в равной мере и на благочестивых и на порочных, но оно не является причиной зла или греха, то есть совершения неправедного и беззаконного (что происходит от дьявола и порочной, развращенной воли человеческой), равно как [это предведение] не является причиной их гибели [того, что люди погибают], в чем они сами повинны [что они должны приписывать сами себе]. Но оно только соразмеряет [регулирует] это и устанавливает этому предел [как далеко это должно зайти и] как долго это должно продлиться, и все это делается с тем, чтобы оно служило избранным Его ко спасению, несмотря на то что само по себе является злом.
4. Предвечное избрание Божье, при этом, простирается только на возлюбленных благочестивых детей Божьих, будучи причиной их спасения, которое Он же обеспечивает, а также определяет, что к тому относится. На этом [предопределении Божьем] наше спасение зиждется столь твердо, что врата ада не могут одолеть его (Иоан.10:28; Мат.16:18).
5. Это [избрание Божье] не следует выведывать в тайном совете Божьем, но надлежит искать в Слове Божьем, где оно также открывается.
6. А Слово Божье ведет нас ко Христу, Который есть Книга Жизни, в Котором записаны и избраны все, кому надлежит быть спасенными в вечности, как сказано в Ефес.(1:4): ―Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира‖.
7. Этот Христос призывает к Себе всех грешников и обещает им облегчение, и Он искренне желает [на самом деле желает], чтобы все люди пришли к Нему и позволили помочь себе, и Он предлагает им Себя в Слове Своем и желает, чтобы они услышали его, а не затыкали свои уши и не пренебрегали Словом. Более того, Он обещает силу и содействие Святого Духа и Божественную помощь в сохранении веры и вечного спасения [чтобы мы могли твердо и непоколебимо оставаться в вере и обрести вечное спасение].
8. Таким образом, мы должны рассуждать об этом нашем избрании к вечной жизни не с позиций разума и не с позиций Закона Божьего которые ведут нас либо к безрассудной, распутной эпикурейской жизни, либо к отчаянью, и возбуждают пагубные помыслы в сердцах людей ибо люди, до тех пор пока они следуют своему разуму, не могут успешно воздерживаться от мысли: ―Если Бог предопределил меня ко спасению, я не могу быть осужден, независимо от того, что я делаю‖, или же: ―Если я не избран к вечной жизни, то не имеет никакого значения все хорошее, что я делаю. Все это [все мои старания и попытки] все равно тщета‖.
9. Но это [истинное суждение об избрании] должно познаваться только из Святого Благовестия о Христе, в котором ясно свидетельствуется, что: ―всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать‖, и что Он: ―долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию‖. (См.: Рим.11:32; Езек.18:23; 33:11; 2Пет.3:9; 1Иоан.2:2).
10. Таким образом, для того, кого интересует открытая [данная через откровение] воля Божья и кто поступает согласно порядку, указанному Св.Павлом в Послании к Римлянам направляя людей сначала к покаянию, к осознанию грехов, к вере во Христа, к
Божественной покорности, прежде чем говорить о тайне вечного предопределения Божьего, для того это учение [о избрании Божьем] полезно и утешительно.
11. Однако, из того, что ―много званных, а мало избранных‖ (Мат.22:14) не следует, что Бог не желает спасти всех. Причина же этого заключается в том, что они либо вовсе не желают слушать Слова Божьего, но, упрямо и своенравно презирая его, затыкают свои уши и ожесточают свои сердца, и таким образом закрывают обычный путь для Святого Духа, так, что Он не может совершить Свою работу в них; или же, услышав Слово, они относятся к нему легкомысленно и не внимают ему с усердием и за это [за то, что они погибают] ответственен не Бог и не Его избрание, но их собственное беззаконие. [См.: 2Пет.2:1; Лук.11:49,52; Евр.12:25].
12. Христианин должен воспринимать артикул о вечном избрании Божьем [размышлять об этом артикуле], насколько это было открыто в Слове Божьем, которое представляет нам Христа как Книгу Жизни, которую Он раскрывает и открывает (делает понятной) нам путем проповеди Святого Евангелия, как сказано в Рим.(8:30): ―...Кого Он предопределил, тех и призвал‖. В Нем мы должны искать вечное избрание Отца, Который определил в Своем вечном Божественном плане, что не спасет никого, кроме знающих Его Сына Иисуса Христа и воистину верующих в Него. Другие помыслы должны быть [полностью] изгнаны [из умов благочестивых людей], поскольку они происходят не от Бога, но от внушения злого врага внушения, посредством которого он пытается ослабить или полностью лишить нас того величественного утешения, которое мы имеем в этой благословенной доктрине, а именно знания того, что только по милости, безо всякой заслуги с нашей стороны, мы были избраны во Христе к вечной жизни, и что никто не может вырвать нас из Его руки, так как Он не только на словах дал обещание о Своем милостивом избрании, но также подтвердил его клятвенно и запечатал [скрепил печатью] Святыми Таинствами, о которых нам следует вспоминать в наших наиболее суровых искушениях, находя утешение в них и отражая посредством их огненные стрелы дьявола.
13. Кроме того, мы должны с величайшим усердием [стремиться] жить согласно воле Божьей, и, как Св. Петр увещевает в 2Пет.(1:10), стараться делать твердым наше звание и избрание, сохраняя особенную приверженность открытому Слову [не отступая ни на йоту от него], которое не может подвести и не подведет нас.
14. Этим кратким объяснением вечного избрания Божьего слава Божья, заключающаяся в том, что Он спасает нас согласно намеренью Своей воли, исключительно по милосердию Своему и безо всяких заслуг с нашей стороны целиком и полностью отдается Ему. Кроме того, никто не получает повода к отчаянью или вульгарной, безнравственной жизни [не предоставляется возможности ни для малодушия, ни для эпикурейства].
Комментарий