Апо́стольское прее́мство принцип церковного права, признаваемый и соблюдаемый историческими церквами: Римско-Католической, Православной, Англиканской и некоторыми иными, в соответствии с которым священная иерархия Церкви прямо и преемственно восходит чрез череду рукоположений (хиротоний) к поставленным Самим Иисусом Христом апостолам. Важнейшим инструментом и гарантией сохранения апостольского преемства считается законность епископских хиротоний как одного из внешних выражений единства Церкви.
По учению церкви, через рукоположения передаётся благодать Святого Духа, полученная апостолами. Ими, по свидетельству Нового Завета, были совершены первые хиротонии (Деян.14:23, 2Тим.1:6 и др.). Также они указали своим ученикам совершать рукоположения по их примеру (Тит.1:5, 1Тим.5:22). В Апостольских правилах закреплёно условие совершения рукоположения: священника, диакона и низших клириков рукополагает один епископ (правило 2), а епископа рукополагают двое или трое епископов (правило 1).
Исчисление апостольского преемства епископа конкретной церкви имело значение начиная с древней церкви. Так, Ириней Лионский (II век) писал:
Обличая еретиков Тертуллиан (III век) писал: «пусть покажут основания своих церквей, раскроют череду своих епископов, идущую от начала через преемство, и так, чтобы первый имел наставником и предшественником своим кого-либо из апостолов, либо мужей апостольских (но такого, который пребывал с апостолами постоянно). Ибо апостольские церкви таким именно образом доказывают своё положение».
В отношении апостольского преемства у раскольников Василий Великий в первом каноничеcком послании к епископу Амфилохию Иконийскому пишет:
Православная церковь считает сохранённым апостольское преемство во всех поместных православных церквях, Римской-католической церкви и дохалкидонских церквях. Клирики этих церквей могут приниматься в православную церковь в сущем сане третьим чином, то есть через покаяние.
Англиканскую церковь ещё в начале XX века ряд поместных православных церквей считал сохранившей апостольское преемство, но в связи с появлением в ней женского священства и рукоположениями гомосексуалистов, вопрос о действительности англиканских хиротоний для православных церквей больше не является значимым в связи с принципиально различным пониманием таинства священства.
Катехизис Католической Церкви указывает, что апостольское преемство «есть таинство и передается через таинство Священства». В декларации Конгрегации вероучения «Dominus Iesus» (одобрена папой Иоанном Павлом II 16 июня 2000 года), подчёркивается значение апостольского преемства как подлинного свидетельства единства Вселенской Церкви:
Церкви, которые не пребывают в совершенном общении с Католической Церковью, оставаясь объединенными с ней крепкими связями - апостольской преемственностью и таинством Евхаристии - являются подлинными Поместными Церквами.
Большинством протестантских богословов значение апостольского преемства для сохранения и продолжения служения апостолов прямо отрицается. Общее мнение сводится к тому, что епископы и пресвитеры являются таковыми не в силу преемства, а благодаря призванию, полученному ими от церковных общин. Такое понимание прямо вытекает из протестантского учения о священстве. Мартин Лютер писал: «Возложение рук [посвящение, рукоположение] благословляет, утверждает и удостоверяет это [призвание на служение] точно так же, как нотариус и свидетель удостоверяют какое-то мирское дело и как пастор, благословляя жениха и невесту, подтверждает и удостоверяет их брак, т. е. тот факт, что они уже до этого взяли друг друга [в мужья и жены], публично об этом провозгласив». В «Книге согласия» провозглашено, что «в прежние времена люди избирали пасторов и епископов. Затем приезжал епископ, либо из этой же церкви, либо из соседней, и он утверждал избранного, возлагая на него руки. И ординация была не чем иным, как таким утверждением» .
В современных протестантских исповеданиях (баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня и др.) апостольской преемственности не придаётся специального значения, поскольку, по учению данных конфессий, благословение Божие для Церкви основывается не на обряде хиротонии, а на верности служителя библейским принципам и на проявлении в жизни верующих христианских добродетелей. Впрочем, это не мешает некоторым отечественным служителям-баптистам утверждать о существовании апостолького преемства в их общинах, поскольку первые пасторы-баптисты были рукоположены служителями-меннонитами, возводящими свою преемственность к рукоположенным служителям Католической церкви.
Исторические церкви не признают церковности протестантских общин ввиду отсутствия у них апостольской преемственности в традиционном понимании.
Что вы еще по этому вопросу услышать хотите, не понимаю.
По учению церкви, через рукоположения передаётся благодать Святого Духа, полученная апостолами. Ими, по свидетельству Нового Завета, были совершены первые хиротонии (Деян.14:23, 2Тим.1:6 и др.). Также они указали своим ученикам совершать рукоположения по их примеру (Тит.1:5, 1Тим.5:22). В Апостольских правилах закреплёно условие совершения рукоположения: священника, диакона и низших клириков рукополагает один епископ (правило 2), а епископа рукополагают двое или трое епископов (правило 1).
Исчисление апостольского преемства епископа конкретной церкви имело значение начиная с древней церкви. Так, Ириней Лионский (II век) писал:
Все, желающие видеть истину, могут во всякой церкви узнать предание апостолов, открытое во всём мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас
В своём сочинении он перечисляет всю цепочку преемственности римских епископов от апостолов Петра и Павла до современного ему Элевтерия. Против ересей. III, 3
Обличая еретиков Тертуллиан (III век) писал: «пусть покажут основания своих церквей, раскроют череду своих епископов, идущую от начала через преемство, и так, чтобы первый имел наставником и предшественником своим кого-либо из апостолов, либо мужей апостольских (но такого, который пребывал с апостолами постоянно). Ибо апостольские церкви таким именно образом доказывают своё положение».
В отношении апостольского преемства у раскольников Василий Великий в первом каноничеcком послании к епископу Амфилохию Иконийскому пишет:
оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцёв, и чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали.
Православная церковь считает сохранённым апостольское преемство во всех поместных православных церквях, Римской-католической церкви и дохалкидонских церквях. Клирики этих церквей могут приниматься в православную церковь в сущем сане третьим чином, то есть через покаяние.
Англиканскую церковь ещё в начале XX века ряд поместных православных церквей считал сохранившей апостольское преемство, но в связи с появлением в ней женского священства и рукоположениями гомосексуалистов, вопрос о действительности англиканских хиротоний для православных церквей больше не является значимым в связи с принципиально различным пониманием таинства священства.
Катехизис Католической Церкви указывает, что апостольское преемство «есть таинство и передается через таинство Священства». В декларации Конгрегации вероучения «Dominus Iesus» (одобрена папой Иоанном Павлом II 16 июня 2000 года), подчёркивается значение апостольского преемства как подлинного свидетельства единства Вселенской Церкви:


Большинством протестантских богословов значение апостольского преемства для сохранения и продолжения служения апостолов прямо отрицается. Общее мнение сводится к тому, что епископы и пресвитеры являются таковыми не в силу преемства, а благодаря призванию, полученному ими от церковных общин. Такое понимание прямо вытекает из протестантского учения о священстве. Мартин Лютер писал: «Возложение рук [посвящение, рукоположение] благословляет, утверждает и удостоверяет это [призвание на служение] точно так же, как нотариус и свидетель удостоверяют какое-то мирское дело и как пастор, благословляя жениха и невесту, подтверждает и удостоверяет их брак, т. е. тот факт, что они уже до этого взяли друг друга [в мужья и жены], публично об этом провозгласив». В «Книге согласия» провозглашено, что «в прежние времена люди избирали пасторов и епископов. Затем приезжал епископ, либо из этой же церкви, либо из соседней, и он утверждал избранного, возлагая на него руки. И ординация была не чем иным, как таким утверждением» .
В современных протестантских исповеданиях (баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня и др.) апостольской преемственности не придаётся специального значения, поскольку, по учению данных конфессий, благословение Божие для Церкви основывается не на обряде хиротонии, а на верности служителя библейским принципам и на проявлении в жизни верующих христианских добродетелей. Впрочем, это не мешает некоторым отечественным служителям-баптистам утверждать о существовании апостолького преемства в их общинах, поскольку первые пасторы-баптисты были рукоположены служителями-меннонитами, возводящими свою преемственность к рукоположенным служителям Католической церкви.
Исторические церкви не признают церковности протестантских общин ввиду отсутствия у них апостольской преемственности в традиционном понимании.
Что вы еще по этому вопросу услышать хотите, не понимаю.
Комментарий