Об иконах

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • РостислаV
    Участник

    • 11 February 2010
    • 38

    #1

    Об иконах

    Иоанн Дамаскин об иконах. Безтелесный и неимеющий формы Бог некогда не был изображаем никак. Теперь же, когда Бог явился во плоти и с человеки поживе, [57] я изображаю видимую сторону Бога. Не поклоняюсь веществу, но поклоняюсь Творцу вещества, сделавшемуся веществом ради меня, соблаговолившему поселиться в веществе и через посредство вещества соделавшему мое спасение, и не перестану почитать вещество, чрез которое соделано мое спасение. Почитаю же не как Бога нет! ибо каким образом есть Бог то, что возъимело свое бытие из ничего? Хотя, по причине соединения в одном Лице божества и человечества, тело Божие Бог, так как оно, не изменяясь, сделалось тем, что есть и освятившее [его, но] оно [все-таки] осталось таким, чем оно было по природе: плотию, одушевленною словесною и разумною душею, получившей начало, не несотворенною. Почитаю же и благоговею и пред остальным веществом, при посредстве котораго соделалось мое спасение, как пред исполненным божественной силы и благодати. Или древо крестное, трижды счастливое и треблаженное, невещество? Или невещество достойная почтения и святая гора? Краниево место [58]? Или не-вещество благодатная и живоносная скала, святой гроб, источник нашего воскресения? Или не-вещество чернила и всесвятая книга Евангелий? Или не-вещество живоносная трапеза, доставляющая нам хлеб жизни? Или не-вещество как золото, так и серебро, из которых приготовляются кресты и дискосы, также и потиры? Или не-вещество , преимущественно пред всем этим, тело и кровь Господа нашего? Или устрани почитание и поклонение всему этому или, повинуясь церковному преданию, допусти поклонение иконам, освящаемым именем Бога и друзей Божиих и по причине этого осеняемым благодатию божественнаго Духа. Не порицай вещества, ибо оно не-достойно презрения. Из того, что произошло от Бога, нет ничего достойнаго презрения. Это [т.е. презрение вещества] мнение Манихеев. Но то одно только достойно презрения, что не от Бога имело причину, а что есть наше изобретение вследствие своевольнаго отклонения и направления воли от того, что сообразно с природою, к тому, что противоположно ей, - т.е. грех. Если ты презираешь и запрещаешь изображения по причине [предписания] закона, как приготовленные из вещества, то смотри что говорит Писание: И рече Господь к Моисею, глаголя: се нарекох именем Веселеила, сына Орова, от племене Иудина. И наполних его духом Божиим премудрости и смышления, и ведения, во всяком деле разумети: и архитектонствовати, и делати злато и серебро и медь, и синету, и багряницу , и червленицу прядену, и виссон сканый: и каменное дело, и различная древодельства делати во всех делех. И аз дах его и Елиава сына Ахисамахова от племене Данова: и всякому смысленому сердцем дах смысл и сотворять вся, елика заповедах тебе [59]. И опять: рече Моисей ко всему сонму сынов Исраилевых: услышьте сие слово, еже завеща Господь, глаголя: возмите от себе самих участие Господу, всяк по воле сердца своего, да принесет начатки Господу, злато, сребро, медь: синету, багряницу, червленицу сугубу спрядену, и виссон сканый, и волну козию: и кожи овни очервлены, и кожи сини, и древеса негниюща. И елей помазания, и в сложение фимиама: и камени Сардийски, и камени в ваяние и на ризу верхнию, и на подир . И всяк премудрый сердцем в вас, шед да делает вся, елика заповеда Господь: скинию [60] и следующ. Вот, подлинно, драгоценное вещество, хотя вами считается достойным презрения. Ибо что ничтожнее козьей волны или красок? Разве не краска червленица и багряница, и синета? Вот, подлинно, и дела рук человеческих, и изображения Херувимов. И так, почему от имени закона запрещаешь то, что закон повелевает делать? Если ради закона ты запрещаешь изображения, то пора тебе и субботствовать и обрезываться. Но знай, что, если соблюдаешь закон, Христос вас ничтоже пользует [61].Иже законом оправдаетеся: от благодати отпадосте [62]. Древний Израиль не видел Бога, мы же откровеным лицем славу Господню взираем [63].
    XVII. И всюду ставим чувственно выраженный образ Его, освящая [чрез это] первое [из наших чувств]; ибо первое из наших чувств зрение; подобно тому, как словами освящаем слух; ведь изображение есть напоминание: и чем является книга для тех, которые помнят чтение и письмо, тем же для неграмотных служит изображение; и что для слуха слово, это же для зрения изображение; при помощи же ума мы вступаем в единение с ним. По этой причине Бог повелел, чтобы кивот Завета был сделан из негниющих деревьев, чтобы он был изнутри и извне позлащен и были вложены скрижали и жезл, и стамна златая, имеющая манну, для напоминания о случившемся и предъизображения будущаго. И кто не скажет, что это [были] образы и громкие провозвестники? И находились эти предметы не с боков скинии, но пред лицом всего народа, на что взирая, воздавали поклонение и служение Богу, действовавшему при их посредстве. Ясно, что служили им, не как им, но, посредством их приводимые к припоминанию чудес Богу. Ибо образы были положены для напоминания,. Не как боги, но как приводившие к воспоминанию о божественной деятельности.
    XVIII. Повелел Бог также и то, чтобы были взяты из Иордана двенадцать камней; Он присоединяет и причину, ибо говорит: когда спросит тебя сын твой: что суть камение сие? Возвести, как по божественному повелению изсякла вода Иордана и прейде кивот Господень и весь народ [64]. И так, как же мы не станем изображать на иконах спасительных страстей и чудес Христа Бога , для того чтобы, когда спросит меня сын мой: что есть это? Я сказал, что Бог Слово сделался человеком и чрез Него не один только Израиль перешел Иордан, но и вся природа возвратилась к древнему блаженству. Чрез Него природа возвратилась из самых низких частей земли превыше всякаго начала и села на самом Отчем престоле.
    XIX. Но, говорят, делай изображение Христа и удовольствуйся, или Матери Его Богородицы. О, нелепость! Ты ясно признал себя врагом святых. Ибо, если ты делаешь изображение Христа, а святых никоим образом, то ясно, что ты запрещаешь не изображение, но чествование святых. Ибо изображения Христа, как украшенного славою, ты делаешь, изображения же святых, как будто безславных, отвергаешь и истину называешь ложью. Ибо живу аз, глаголет Господь, токмо прославляющыя мя прославлю [65]. И божественный Апостол: темже уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христом [66]. И: если с ним и страждем, да и с ним прославимся [67]. Ты предпринял войну не против икон, но против святых. Ибо Иоанн Богослов и наперсник говорит, яко подобни ему будем [68]. Как соединяющийся с огнем делается огнем, не по природе, но в силу соединения, воспламенения и участия, так, говорю, и плоть воплотившагося Сына Божия. Ибо она, вследствие ипостасного участия в божественной природе, не изменяясь, обожествилась, освященная не действием Божиим, как каждый из пророков, а присутствием Освящавшего. А что [69] и святые суть боги, говорит [Писание]: Бог ста в сонм богов [70], и что Бог стоит посреди богов, распределяя [каждому] по заслугам, как говорит божественный Григорий [71], толкуя [это место]. Ибо святые и при жизни были исполнены Святаго Духа, также и по смерти их благодать Святаго Духа неистощимо пребывает и в душах, и в телах, лежащих во гробах, и в их чертах, и в святых их изображениях, не по причине их сущности, а вследствие благодати и [божественнаго] действия.
    XX. А какой храм в честь Себя обещал Бог Давиду создать чрез собственнаго его сына и уготовать место покоя, этот храм созидая, Соломон сделал Херувимов, как говорит книга Царств [72]. И обложил Херувимов золотом, также и все стены кругом. И ваяния написа Херувимов, и финики внутрь уду и вне уду [73] (и не сказал: с боков, но кругом ), также волов и львов, и гранатовые яблоки. Разве не много ценнее украсить все стены дома Господня ликами святых и изображениями, нежели безсловесных и деревьев? Где закон, повелевающий: не сотвори всякого подобия? Но Соломон, получивший излияние мудрости, изображая небо, сделал Херувимов и подобия львов и волов. Закон же запрещает это. А если мы, изображая Христа, делаем также и изображения святых, то не есть ли это, следовательно, во всяком случае более благочестивое дело, потому что они также исполнены Святаго Духа? Ибо, как тогда и народ, и храм очищались кровью, также и пеплом телицы, так и теперь - кровью Христа, подвергшагося мучению при понтийском Пилате и показавшего Себя Первенцом из мучеников, а также еще и кровию святых, на которых созидается Церковь. И тогда [храм Божий украшался] как фигурами, так и изображениями безсловесных, [теперь же изображениями святых,] сделавших себя одушевленными и разумными храмами жилищем Божиим.
    Ανατολική Χριστιανισμός λάμψη, οι φανατικοί δόξα!
  • РостислаV
    Участник

    • 11 February 2010
    • 38

    #2
    XXI. И так, изображаем (красками) Христа Царя Господа, не лишая Его воинства. Ибо воинство Господне святые. Пусть лишит себя своего собственного войска земной царь, и тогда пусть лишает своего Царя и Господа. Пусть снимет с себя багряницу, и тогда пусть отнимет у отличившихся [в борьбе] против тирана и у обуздавших свои страсти приличествующее им почитание. Ибо, если они наследницы Богу и сонаследницы Христу, то будут также участниками и в божественной Его славе и царстве [74]. Друзья Христа, участвовавшие в Христовых страданиях, как не назовутся соучастниками Его славы на земле? Не глаголю Вас рабы, говорит Бог, вы друзи мои есте [75]. И так, когда дана им честь со стороны Церкви, мы ли будем отнимать у них? О, дерзкая рука! О, безрассудно смелый ум, спорящий с Богом и противящийся Его повелениям! Ты не поклоняешься изображению, не поклоняйся и Сыну Божию, Который есть живое изображение невидимаго Бога и неизменный образ [76]. Поклоняюсь изображению Христа, как воплотившагося Бога; изображению Госпожи всех Богородицы, как Матери Сына Божия; изображения святых, как друзей Божиих, противоставших греху до крови и излиянием ея за Христа подражавших Ему, ранее пролившему за них Свою собственную кровь; и ставлю [пред собою] начертанные подвиги и страдания их, в жизни шедших по стопам Его, так как чрез них я освящаюсь и воспламеняюсь соревнованием подражания. Ибо, говорит божественный Василий [77], воздаваемая изображению честь переходит на первообраз. Если ты воздвигаешь в честь святых Божиих храмы, то воздвигай также и их трофеи. Некогда не воздвигали храма в честь имени [кого-либо из] людей, не чествовали празднеством смерти праведных, но оплакивали. Прикасавшийся к мертвому, даже к самому Моисею [умершему], считался нечистым [78]. Теперь же память святых празднуется. Труп Иакова оплакивали [79], а смерть Стефана празднуется всенародно. Поэтому, или устрани всенародное празднование памяти святых, совершаемое вопреки древнему закону, или согласись и на изображения, существуюшия, как ты говоришь, вопреки закону. Но невозможно не праздновать памяти святых. Ибо сонм святых Апостолов и богоносных Отцов повелевает, чтоб это было. Ибо с тех пор, как Бог-Слово стал плотию, уподобившись нам во всем, кроме греха, неслиянно соединился с нашею природою и, не изменяя, обожествил плоть чрез взаимное неслиянное соединение [80] Его божества и Его плоти, мы действительно освящены. И с тех пор как Сын Божий и Бог, не будучи по божеству подверженным страданию, пострадал, принявши [на Себя плоть] и уплатил наш долг, излив за нас выкуп, достойный и внимания и удивления, мы действительно стали свободными, ибо кровь Сына достаточна для того, чтобы умолить Отца, и достойна благоговения. И с тех пор, как, сошедши во ад, Он возвестил от века скованным душам, как бы пленным, освобождение, как бы слепым, прозрение, и, связавши крепкаго, [81] вследствие превосходства Своей силы, воскрес, одаривши нетлением воспринятую Им от нас плоть, мы действительно стали нетленными. И с тех пор, как мы родились водою и духом, мы действительно сделались сыноположниками и наследниками Бога. Поэтому Павел называет верных святыми [82]. Поэтому мы не оплакиваем смерти святых, но празднуем. Поэтому мы не [под законом, но] под благодатию, оправданные верою, ведуще одного только истиннаго Бога. Праведнику же закон не лежит [83], Мы не находимся под стихиями закона, порабощенные, как дети, но, достигши в мужа совершенна [84], питаемся твердою пищею, не влекущею к идолослужению. Закон прекрасен, как бы светильник, светящий в темном месте, но до того времени, пока не озарит день. Теперь же возсияла денница в сердцах [85] наших, живая вода Богопознания покрыла моря народов, и все мы познали Господа. Древняя мимоидоша, се быша вся нова [86]. Действительно, божественный Апостол Павел говори Петру, высшей главе Апостолов: аще ты Иудей сый, язычески, а не иудейски живеши, почто языки нудиши иудейски жительствовати [87]? И к Галатам пишет: свидетельствую всякому человеку обрезающемуся, яко должен есть весь закон творити [88].
    XXII. Конечно, некогда не ведуще Бога, они служили не по естеству сущим богом [89]. Теперь же, познав Бога, лучше же: познанные Богом, как опять возвратимся на немощныя и худыя стихии [90]? Человеческий вид Божий видех и спасеся душа моя [91]. Я созерцаю подобие Божие, как увидел Иаков, хотя иным и иным образом. Ибо тот невещественными глазами ума видел невещественный [образ], предоткрывавший будущее, я же то, что воспламеняет воспоминание об Явившемся во плоти. Тень от Апостолов, платки и полотенца отгоняли болезни, изгоняли демонов. И так же не будут прославляемы тень и изображения святых? Или удали поклонение всякому веществу, или не делай нововведений и не переноси в другое место вечных границ, которыя положили твои отцы [92].
    XXIII. Они передали церковное законоположение не только чрез письмена, но и чрез некоторыя незаписанныя предания. Действительно, божественный Василий в двадцать седьмой главе из тридцати, написанных в Амфилохию о Святом Духе, говорит буквально так: из сохраненных в Церкви догматов и учений одни мы имеем из записанного наставления, другия же приняты нами тайно сообщенныя нам из Апостольского предания; каковыя те и другия имеют одну и ту же силу в отношении к благочестию. И этому не будет противоречить никто, хотя бы [93] он, по крайней мере, немного узнал церковныя постановления; ибо если бы мы отважились отказываться от незаписанных обычаев, как будто не имеющих большого значения, то могли бы незаметно нанести вред Евангелию в самое опасное место. Это слова великаго Василия. Ибо откуда мы знаем о святом краниевом месте? О гробе жизни? Не [так] ли, [как] дети приняли от отца, без записи? Ибо, что Господь был распят на кресте краниевом месте и погребен в гроб, егоже изсече Иосиф в камени [94], написано, а что это есть то, чему теперь поклоняемся , мы знаем из незаписанного предания, и весьма многое подобное этому. Откуда [нам известно] троекратное погружение? Откуда молитва [с лицом обращенным] на восток? Откуда преподанное учение таинств? Поэтому божественный Апостол Павел говорит: темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим [95]. Так как много столь великаго без записи передано Церкви и сохранено до настоящего времени, то, поэтому зачем говоришь клевету относительно икон?
    Ανατολική Χριστιανισμός λάμψη, οι φανατικοί δόξα!

    Комментарий

    • РостислаV
      Участник

      • 11 February 2010
      • 38

      #3
      Если вы в силах такое прочетать, братья наши меньшие протестанты, прочтите!)
      Ανατολική Χριστιανισμός λάμψη, οι φανατικοί δόξα!

      Комментарий

      • Евг.Вас.
        Отключен

        • 28 October 2009
        • 2050

        #4
        Сообщение от РостислаV
        Если вы в силах такое прочетать, братья наши меньшие протестанты, прочтите!)
        Лично я прочел Вашу информацию удовольствием. Сразу замечу - лично я ничего не имею против икон. И, наверное, поддержал бы беседу с Вами. Однако я не «младший брат»

        Комментарий

        • РостислаV
          Участник

          • 11 February 2010
          • 38

          #5
          Об иконопочетании, текст взят из книги Архиепископа Илариона (Алфеева) "Православие".Изображение невидимого Бога было бы равносильно идолопоклонству, потому что ни одна статуя и ни один портрет не могли бы адекватно изобразить Того, Кого невозможно ни изобразить, ни представить. Этого не отрицали и иконопочитатели. Но они настаивали на том, что изображение Бога стало возможным благодаря Боговоплощению:не изображение невидимого Бога Отца, а изображение Бога Слова таким , каким Он явился людям, то есть в человеческом облике. В отличие от Евсевия Кесарийского иконопочитатели считали тело Христа достойным поклонения, поскольку оно соединено с Божеством. Воздавая поклонение Христу, изображенному в Его телесном облике, мы почитаем невидимого Бога, ставшего видимым ради нашего спасения:Не поклоняюсь твари паче Творца, но поклоняюсь Создателю, подобно мне сделавшемуся сотворенным и, не уничижив Своего достоинства и не испытав какого-либо разделения, снисшедшему в тварь, чтобы чтобы прославить мое естество и сделать участником в Божественном естестве.Вместе с Царем и Богом поклоняюсь и багрянице тела, не как одеянию и не как четвертому Лицу - нет! - но как ставшей причастною Тому же Божеству и , не испытав изменения, сделавшейся тем, что есть и освятившее ее. Ибо не природа плоти сделалась Божеством, но как Слово, оставшись Тем , Что Оно было, не испытав изменения, сделалось плотью, так и плоть сделалась Словом, не потеряв того, что она есть, лучше же сказать будучи единой со Словом по ипостаси. Поэтому смело изображаю Бога невидимого, не как невидимого, но как сделавшегося ради нас видимым чрез участие и в плоти, и в крови.Не невидимое Божество изображаю , но посредством образа показываю плоть Божию, которая была видима. Ибо если невозможно изобразить душу, то тем более- Бога, давшего нематериальность и душе!( Иоанн Дамаскин.Слово защитительное 1,4)
          Ανατολική Χριστιανισμός λάμψη, οι φανατικοί δόξα!

          Комментарий

          • РостислаV
            Участник

            • 11 February 2010
            • 38

            #6
            Ясно, что тогда тебе нельзя было изображать невидимого Бога , но когда увидишь Бестелесного вочеловечившимся ради тебя, тогда будешь делать изображения Его человеческого вида.Когда Невидимый, облекшись в плоть, становится видимым, тогда изображай подобие Явившегося....Все рисуй- и словом, и красками, и в книгах, и на досках.(Иоанн Дамаскин.Слово защитительное 3,8).Икона выастает из молитвы, и без молитвы не может быть настоящей иконы:"Икона - это воплощенная молитва.Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему как к совершенной Красоте. Будучи плодом молитвы, икона является и школой молитвы для тех, кто созерцает ее и молится перед ней. (а не иконе!) Всем своим духовным строем икона распологает к молитве. В тоже время молитва выводит человека за пределы иконы, поставляя его перед лицом Самого Первообраза - Господа Иисуса Христа, Божией Матери,святого."Икона по сущности своей... никак не является образом, предназначеным для личного благоговейного покланения,- пишет иеромонах Габриэль Бунге.- Ее богословское место(иконы)- это, прежде всего, литургия, где благовестие Слова восполняется благовестием образа." Вне контекста храма и литургии икона в значительной степени утрачивает свой смысл.Конечно , всякий христианин имеет право повесить иконы у себя дома, но этим правом он обладает лишь постольку, поскольку его дом является продолжением храма, а его жизнь - продолжением литургии.
            Ανατολική Χριστιανισμός λάμψη, οι φανατικοί δόξα!

            Комментарий

            • Александр Сельс
              Участник

              • 13 January 2010
              • 24

              #7
              Вот как один брат ответил одному оппоненту на форуме о.Андрея Кураева, который грозился сжечь все иконы у себя, если ему не ответят почему нужно их почитать...
              "У моей жены племянник из армии прислал фото, а его младший брат 5 лет, взял это фото и начал целовать, приговаривая, Лёшенька миленький, как же я по тебе соскучился... Вопрос, кого почтил ребёнок своей любовью целуя фото своего брата? Если кто-то, кто Вас любит, мама, или сестра, или брат, поступит подобным образом с Вашим фото, вы сильно разгневаетесь? Будет ли это выглядеть как почтение к бумаге, или всё-же это почтение к Вам?
              Если на Ваших глазах будут топтать, или рвать, или сжигать фото дорогих Вам людей, нормально будете чувствовать себя? На всякий случай напомню, что икона Богородицы это образ Матери Христа. Вы мать свою любите? А если кто то будет жечь её фото?"
              ссылка Вопрос о субботе

              Комментарий

              • РостислаV
                Участник

                • 11 February 2010
                • 38

                #8
                Сообщение от Александр Сельс
                Вот как один брат ответил одному оппоненту на форуме о.Андрея Кураева, который грозился сжечь все иконы у себя, если ему не ответят почему нужно их почитать...
                "У моей жены племянник из армии прислал фото, а его младший брат 5 лет, взял это фото и начал целовать, приговаривая, Лёшенька миленький, как же я по тебе соскучился... Вопрос, кого почтил ребёнок своей любовью целуя фото своего брата? Если кто-то, кто Вас любит, мама, или сестра, или брат, поступит подобным образом с Вашим фото, вы сильно разгневаетесь? Будет ли это выглядеть как почтение к бумаге, или всё-же это почтение к Вам?
                Если на Ваших глазах будут топтать, или рвать, или сжигать фото дорогих Вам людей, нормально будете чувствовать себя? На всякий случай напомню, что икона Богородицы это образ Матери Христа. Вы мать свою любите? А если кто то будет жечь её фото?"
                ссылка Вопрос о субботе
                Если эти вопросы ко мне, то я не пойму, все тексты которые я выставил сдесь говорят в пользу иконопочетания.
                Ανατολική Χριστιανισμός λάμψη, οι φανατικοί δόξα!

                Комментарий

                • Александр Сельс
                  Участник

                  • 13 January 2010
                  • 24

                  #9
                  Сообщение от РостислаV
                  Если эти вопросы ко мне, то я не пойму, все тексты которые я выставил здесь говорят в пользу иконопочитания.
                  Нет Ростислав, этот текст я скопировал для поддержки иконопочитания, а вопросы задавались человеку который создал тему (по ссылке приведённой выше), и он грозился начать сжигать иконы если ему не ответят где в библии написано об их почитании. Я привёл их в пример тем людям у кого возникнут подобные вопросы.

                  Комментарий

                  • Toivo
                    Ветеран

                    • 14 June 2009
                    • 4994

                    #10
                    Сообщение от Александр Сельс
                    "У моей жены племянник из армии прислал фото, а его младший брат 5 лет, взял это фото и начал целовать, приговаривая, Лёшенька миленький, как же я по тебе соскучился... Вопрос, кого почтил ребёнок своей любовью целуя фото своего брата?
                    Хорошо, но дело за малым осталось - покажите фото Христа или Богородицы.

                    А если взрослый человек вместо фото любимой сам нарисует "фэйс" какой на ум придёт. или если не умеет, то из глянцевого журнала вырежет и будет этот рисованный образ прилюдно на коленях целовать: Маша, милая моя, как я тебя люблю... то как его возлюбленная к этому отнесётся? А люди вокруг?
                    Последний раз редактировалось Toivo; 15 February 2010, 03:30 PM.

                    Комментарий

                    • Toivo
                      Ветеран

                      • 14 June 2009
                      • 4994

                      #11
                      Сообщение от РостислаV
                      все тексты которые я выставил сдесь говорят в пользу иконопочетания.
                      Вы верно сказали - не Бог сказал, а человеческие тексты, и не в пользу, а в защиту это было написано, в защиту глупости от трезвого ума. Ведь есть Бог, (не "ну Бог там". а именно Бог!!!) а тут художественный образ и не один! И все разные! Я не против искусства, и Христа можно нарисовать, не Его конечно, а Его художественный образ. Но целовать-то зачем? А Иисус рядом стоит, как сказал: се Я в сами до скончания века - а они картины целуют! Не глупо ли?

                      А то что покрашенное дерево "светится благодатью" - мифы всё это. Доказательств нету. Даже косвенной статистики. Вот эффект плацебо даёт заметно лучшие показатели "целительности" простой (не святой) воды. О платках Павла и о тени Петра вообще молчу - там не статистика - там очевидный феномен.

                      А если и написано что о картинах здраво - то давайте трезво и взглянем - вот картина Иванова "Явление Христа народу", или Крамского "Иисус в пустыне" - есть на что посмотреть, и поразмыслить, и впечатляет, не правда ли? Художник способен изобразить то, что весьма трудно описать словами. или что из слова было опущено - детали...

                      А нам предлагают смотреть на однообразные лица в окладах - "книга, мол". О чём книга-то? Не скажу, что и в этом стиле нет шедевров - но гораздо больше антиквариата и дешёвого ширпотреба. И что, мы и сегодня ещё такие неграмотные, что Евангелие прочесть на можем о деталях, которые не могут вместить иконы?
                      Последний раз редактировалось Toivo; 15 February 2010, 03:38 PM.

                      Комментарий

                      • Брат Сергий
                        Участник

                        • 16 February 2010
                        • 97

                        #12
                        Об иконах

                        Если судить по плодам, то если бы иконоборцы победили, мы бы сейчас не имели бы ни Да Винчи ни Рублёва, ни многих других. Противникам икон я бы рекомендовал обратится в Ислам. У них до сих пор любые изображения запрещены.Кстати политическим аспектом начала иконоборчества в 7 веке стало желание византийских императоров интегрироваться с мусульманами и иудеями.Кстати в католицизме иконоборства не было, только в православии.

                        Комментарий

                        • Toivo
                          Ветеран

                          • 14 June 2009
                          • 4994

                          #13
                          Ну зачем так грубо? Противниками икон как таковых могут быть только тёмные радикалы, которым по большому счёту всё равно что громить.

                          Ведь написано выше красной строкой, что не для художественного восприятия нужны традиционные православные иконы, а

                          Ее богословское место(иконы)- это, прежде всего, литургия, где благовестие Слова восполняется благовестием образа." Вне контекста храма и литургии икона в значительной степени утрачивает свой смысл.
                          Замечательные слова! Если их в чистом да виде и принять, без этой многословной и запутанной ахинеи о "материи", о "поцеловать песок, по которому ты ходила" и о прочем для невежд в благодати.

                          Я на уроках тоже восполняю лекцию наглядными пособиями. И только. Я не показваю чудотворные мощи, слезоточивые иконы, золотые кресты и зачем - ведь иллюстрация должна раскрывать Слово. И таблицы и схемы показываю - тоже поясняют сказанное. И давайте так!

                          Но когда показывают один и тот же образ с недвусмысленным небибилейским "богословским смыслом" - каково же назидание? Божья Матерь больше Христа? Она Царица, а Он - немощен для нас, как дитя?

                          Уже деятели Возрождения понимали "слабость" "богословского смысла" традиционной народной литургии. И создали Мадонну - попытались передать любовь и нежность матери к сыну, и нарисовать простое детство. И "спустили" счастливую и предчувствующую боль мать на землю. Где и мы живём. Где и Иисус родился. Мария стала снова живым человеком. И узнаваемой!

                          А Троица Рублева! Ведь и он задумался и замахнулся на из ряда вон. Три Ангела, обычных Ангела. Но какова композиция! А проработка образов! Что хотел показать мастер. Ощущение Бога. И это ему удалось. Мы Бога не видим, а видим Ангелов за столом и почему-то одну чашу. Но ощущается - есть что-то, невидимое, но как-то присутствующее там, среди Ангелов. То ли свойство зрения, то ли особенности восприятия - но сморите - три Ангела нарисованы по-разному, но есть ощущение единого, одного, невидимого через видимое.

                          И опять же все на земле - без золота, без камней, без атрибутов потустороннего мира. Каково назидание?

                          "Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все".
                          На Иконе Рублева нет ничего из привычного арсенала храма или литургии. Стол пуст - на нём нет плодов служения рук человеческих. Ни кровавой, ни бескровной жертвы... Есть только чаша - Его дар человекам - чаша Завета.


                          От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас
                          Троица сидит за обычным столом, недалеко от каждого их нас - но стол, материя, немного исказила форму и перспективу - такое возможно только в Божьем присутствии, как и в Библии написано. Не ощутят ли это смотрящие?


                          : ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род".
                          Как бездушный стол движим в формах от присутствия Божьего, то и не так же " 2Кор.3:18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа".




                          Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого.
                          А вот и богословский вывод. Ну а раз не подобно, то какие могут быть разговоры о воздаянии славы и чести Господу через приложение к подобию, как думаем, от искусства и вымысла человеческого? Это если мы сами Им же движемся и существуем!

                          Ладно, Ангелы бесплотны (ай да Андрей!), а как же нам с нашей материей?

                          1Кор.6:20 "Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии". Кто нибудь может себе поклониться или себя поцеловать, раз заповедано прославлять Бога? Посему и поклоняемся Богу в духе. А в телах делаем дела Божии, дела любви ближним нашим по Его заповедям, (Богу, как написано, наши дела не нужны) - и тогда и мы узнаваемы как христиане! Это есть наша "материальная" литургия - служение наших рук человеческих ближним, а не поклоны рукотворным иконам.

                          2Кор.3:3 "вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца".

                          Всё то же - невидимое чрез видимое. Царство Божье внутрь вас есть.
                          Последний раз редактировалось Toivo; 17 February 2010, 12:31 PM.

                          Комментарий

                          • Брат Сергий
                            Участник

                            • 16 February 2010
                            • 97

                            #14
                            Кстати самыми ярыми иконоборцами были коммунисты.Эти столько икон уничтожили, что ни одному иконоборцу древней Византии не снилось.И жгли их и рубили.А сколько православных погибло грудью защищая эти иконы. может быть оттуда столь трепетное отношение православных к спасённым ценою чьих то жизней иконам? Мир Вам!

                            Комментарий

                            • Toivo
                              Ветеран

                              • 14 June 2009
                              • 4994

                              #15
                              Сообщение от Брат Сергий
                              Кстати самыми ярыми иконоборцами были коммунисты.Эти столько икон уничтожили, что ни одному иконоборцу древней Византии не снилось.И жгли их и рубили.А сколько православных погибло грудью защищая эти иконы. может быть оттуда столь трепетное отношение православных к спасённым ценою чьих то жизней иконам? Мир Вам!
                              Возможно и так. Но коммунистов всегда было очень мало. Не более чем богатых у нас сегодня (рядовых, получивших от них за годы служения делу светлого будущего "ф. с маслом", я в счёт не беру). И они боролись с религией вообще - и с мусульманством и с буддизмом и с ... . И они очень любили руководить, впрочем как и сегодня. Вряд ли они бегали по деревням с топорами. Но есть документальные кадры - вчерашние православные сами несли свои иконы и не под дулом пистолета. И храмы рушили. Да, были акции по борьбе с опиумом для народа. А кто ныне крадёт иконы на продажу за доллары? Члены КПРФ? Не стоило бы смешивать понятия и мотивы людей.

                              Иконоборцами были сами православные, и то это только пренебрежительное от лица торжествующих название. Как всегда в православном мире, были неизбежные политические перегибы и использование в деле церковном, а по сути по делам совести, административного ресурса и тогдашнего "омона". Ну не умели, не мыслили они по другому. Что и вызвало волну протеста.

                              Кстати, и анабаптисты и прочие "независимые" в Европе тоже любили погромить, правда не иконы, а что там под руку попадётся - и людей.

                              Что касается трепетного отношения, то и оно многогранно. Для кого то это культовый образ, а для кого национальное память и культурное достояние. Заметьте, тех и тех меньшинство.

                              А Мартин Лютер не призывал громить и рубить, а просто высказал мудрую мысль - если на самом деле (чего нет) почитать иконы только из чистой любви к Богу - то эта традиция сама собой исчезнет, как исчезли треуголки и кафтаны. На самом деле эта традиция замешана на банальной корысти - люди ищут от икон исцеления и благодати. А клир - рублики.

                              Я был в Питере, когда туда как раз Казанскую привезли - так в Эрмитаж очередь была заметно скудее - а у Казанского вообще не протолкнуться было. Любовь к Господу или к Богоматери? Пойдите в Казанский хоть сегодня - и где все они?

                              Комментарий

                              Обработка...