Что такое предузнание?
Есть такой текст у Апостола Павла, который в богословском мире вызывает много споров:
"Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил." (Рим 8:29-30).
Одни говорят, что предузнание - это знание Богом наперёд о выборе человека. Т.е., есть два одинаковых человека, имеющих свободу выбора, и Бог заранее видит, кто как воспользуется той свободой. Другие говорят, что предузнание связано именно с выбором Бога одного из двух, где Бог отобрал для Своей цели и начал вести эту душу, особо ей покровительствуя и вразумляя там, где Ему это нужно.
В контексте темы о предузнании Павел пишет:
"И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел»." (Рим 9:10-13).
Иаков и Исав были абсолютно в равных условиях, где один ничем не лучше за другого. Но Бог просто решил избрать Иакова (и мог сделать наоборот, избрать Исава, но избрал Иакова, просто так, так Ему захотелось). И это есть то самое предузнание. Это как прищепление садовником саженца. Росло у него в огороде две дички. И он решил одну оставить, как есть, а другую облагородить и привить к ней "прищепу" от благородного растения. И потом садовник начинает более тщательно ухаживать за прищепленным саженцем.
Именно в этом значении пишет Павел о предузнании и предопределении. И сразу здесь надо уточнить, что это речь не о спасении, как ошибочно думают многие. Это не то, что будто Бог одних людей от утробы матери предопределяет ко спасению, а других не спасает. Нет. Это избрание на нужное Богу мессианское служение в этом мире. Так Бог от утробы матери отбирал Себе пророков, начиная их сразу же освещать Духом Святым.
Вот как о пророке Иоанне сказано: "ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей;" (Лук 1:15).
И про Апостольское призвание Павел пишет: "Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатию Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью," (Гал 1:15-16).
Вот так есть и призвание к царственному священству, когда Бог отделяет для того определённых людей, познав их ещё от утробы матери, а потом предуготавливал на будущее служение, и однажды гласом свыше призвав на то служение. Это не их заслуга, а просто Божий выбор. Они ничем не лучше за тех, кого Господь не избрал на то служение. Это я к тому, что нет повода зазнаваться и превозноситься. Потому что и призванные могут быть отсечены, и ниспасть с небес как падшие ангелы, не сохранив своего достоинства. Призванные призываются не для самовозвышения ими над не призванными, а для СЛУЖЕНИЯ, чтобы возмещать в себе совершенство Призывающего.
О том же, что призвание не связано со спасением (хотя и спасение начинает проявляться в призванных), как и не призвание не означает не спасения, можно увидеть из этих слов: "Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею»." (Рим 9:14-15).
И в ином месте: "Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных." (1Тим 4:10). Говоря: "наипаче верных", Апостол как бы говорит, что если Христос спас всех людей, то тем более и верных.
Не избранные на мессианское служение, чтобы быть царственным священством, не лишены благодати и спасения. Они просто живут заботами века сего и ум их не устремлен в горний мир. Они как малые дети резвятся в песочнице этого мира. Они дети умом. Ну и не сеют в дух, не собирают себе сокровищ вечных и нетленных.
Те же, кто слышит глас Божий по милости Его, должны помнить, что Он призывает их оставить всякую неправду и ещё больше освящаться. Призвание даётся не для хваствовства и самолюбования, а для служения Богу. И те, кто проявляет усердие и постоянство в освящении себя, уже в этом веке могут вкушать Ангельскую пищу и предстоять перед Престолом Его и быть Ангелами Его Лица. Но если кто пренебрегает тем призвание и, как те сыны Божьи, что оставили небесные жилища и умами своими ниспали на землю, да так, что даже пленились внешней красотою дочерей человеческих, живущих не духовно, а только страстями земными, стали брать себе их в жены, - и если призванные начинают следовать разврату тех сынов Божьих, то Бог может и оставить таких, предав их в их же руки, лишит Своего просвещения и вразумления, дабы они увидели, что без Бога - они как животные.
"Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине." (Рим 11:22-24).
Есть такой текст у Апостола Павла, который в богословском мире вызывает много споров:
"Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил." (Рим 8:29-30).
Одни говорят, что предузнание - это знание Богом наперёд о выборе человека. Т.е., есть два одинаковых человека, имеющих свободу выбора, и Бог заранее видит, кто как воспользуется той свободой. Другие говорят, что предузнание связано именно с выбором Бога одного из двух, где Бог отобрал для Своей цели и начал вести эту душу, особо ей покровительствуя и вразумляя там, где Ему это нужно.
В контексте темы о предузнании Павел пишет:
"И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел»." (Рим 9:10-13).
Иаков и Исав были абсолютно в равных условиях, где один ничем не лучше за другого. Но Бог просто решил избрать Иакова (и мог сделать наоборот, избрать Исава, но избрал Иакова, просто так, так Ему захотелось). И это есть то самое предузнание. Это как прищепление садовником саженца. Росло у него в огороде две дички. И он решил одну оставить, как есть, а другую облагородить и привить к ней "прищепу" от благородного растения. И потом садовник начинает более тщательно ухаживать за прищепленным саженцем.
Именно в этом значении пишет Павел о предузнании и предопределении. И сразу здесь надо уточнить, что это речь не о спасении, как ошибочно думают многие. Это не то, что будто Бог одних людей от утробы матери предопределяет ко спасению, а других не спасает. Нет. Это избрание на нужное Богу мессианское служение в этом мире. Так Бог от утробы матери отбирал Себе пророков, начиная их сразу же освещать Духом Святым.
Вот как о пророке Иоанне сказано: "ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей;" (Лук 1:15).
И про Апостольское призвание Павел пишет: "Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатию Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью," (Гал 1:15-16).
Вот так есть и призвание к царственному священству, когда Бог отделяет для того определённых людей, познав их ещё от утробы матери, а потом предуготавливал на будущее служение, и однажды гласом свыше призвав на то служение. Это не их заслуга, а просто Божий выбор. Они ничем не лучше за тех, кого Господь не избрал на то служение. Это я к тому, что нет повода зазнаваться и превозноситься. Потому что и призванные могут быть отсечены, и ниспасть с небес как падшие ангелы, не сохранив своего достоинства. Призванные призываются не для самовозвышения ими над не призванными, а для СЛУЖЕНИЯ, чтобы возмещать в себе совершенство Призывающего.
О том же, что призвание не связано со спасением (хотя и спасение начинает проявляться в призванных), как и не призвание не означает не спасения, можно увидеть из этих слов: "Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею»." (Рим 9:14-15).
И в ином месте: "Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных." (1Тим 4:10). Говоря: "наипаче верных", Апостол как бы говорит, что если Христос спас всех людей, то тем более и верных.
Не избранные на мессианское служение, чтобы быть царственным священством, не лишены благодати и спасения. Они просто живут заботами века сего и ум их не устремлен в горний мир. Они как малые дети резвятся в песочнице этого мира. Они дети умом. Ну и не сеют в дух, не собирают себе сокровищ вечных и нетленных.
Те же, кто слышит глас Божий по милости Его, должны помнить, что Он призывает их оставить всякую неправду и ещё больше освящаться. Призвание даётся не для хваствовства и самолюбования, а для служения Богу. И те, кто проявляет усердие и постоянство в освящении себя, уже в этом веке могут вкушать Ангельскую пищу и предстоять перед Престолом Его и быть Ангелами Его Лица. Но если кто пренебрегает тем призвание и, как те сыны Божьи, что оставили небесные жилища и умами своими ниспали на землю, да так, что даже пленились внешней красотою дочерей человеческих, живущих не духовно, а только страстями земными, стали брать себе их в жены, - и если призванные начинают следовать разврату тех сынов Божьих, то Бог может и оставить таких, предав их в их же руки, лишит Своего просвещения и вразумления, дабы они увидели, что без Бога - они как животные.
"Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине." (Рим 11:22-24).
Комментарий