Гносеомахия - ересь незнания. О простоте не во Христе

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • sam1
    Метафизический Сам

    • 15 January 2009
    • 19049

    #1

    Гносеомахия - ересь незнания. О простоте не во Христе

    В нашем синодальном переводе, выполненном в XIX веке, мы читаем сегодня слова апостола Павла: боюсь, чтобы ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе (ср.: 2 Кор. 11, 3). И делаем вывод: простота это хорошо, а всякая умственная сложность и критичность плохо

    Но ведь слово «уклонившись» набрано курсивом. Это означает, что его просто нет в греческом оригинале (кстати, его действительно нет ни в одной из греческих рукописей) и его вставили переводчики для уяснения смысла. Увы, в данном случае они своей вставкой смысл затемнили

    Церковнославянский перевод несет противоположный смысл: Боюся же, да не истлеют разумы ваши от простоты, яже о Христе. Святитель Феофилакт Болгарский понимал эту фразу как указание на причину: «Чтобы не прельстились вследствие своей простоты». Иоанн же Златоуст говорит, что, «хотя Ева была проста, это не спасло ее от обвинения». «От простоты говорю, а не от лукавства; не от злонамеренности, не от неверия вашего, но от простоты. Впрочем, и в этом случае не заслуживают извинения обольщаемые, как показал пример Евы».

    Да и по контексту своей речи Павел предупреждает коринфян, что их простота может довести их до беды: если они будут доверять всякому, кто будет к ним обращаться от имени Христова

    В защиту не-простоты или о ереси гносеомахии диакон Андрей

    Существует распространенное мнение, что верующему человеку не нужно знание, отсутствие которого, якобы можно с лихвой компенсировать личным благочестием и мистическим опытом. Проще говоря: не надо учиться, не надо исследовать Писания, достаточно просто жить по Заповедям, и Бог, если потребуется, сам откроет тебе все, что нужно. Такие соображения часто можно услышать от верующих людей. Однако они, возможно, не знают, что, говоря такие вещи, проповедуют ересь, осужденную Церковью много веков назад.

    Речь о так называемой гносеомахии, что переводится с греческого как «борьба со знаниями». Это учение исключает знание из числа добродетелей, объявляя его ненужным. При этом часто приводятся примеры отдельных святых подвижников, которые действительно были людьми простыми и необразованными. Их пример возводится в абсолют, утверждается, что их судьбы не исключение, а правило и, следовательно, без знания может и даже должен обходиться любой. С точки зрения гносеомахии христианину не нужно мыслить рационально, даже богословие и философия провозглашаются чем-то излишним.

    Отношение Церкви к гносеомахам весьма негативное, еще в VIII веке святой Иоанн Дамаскин включил гносеомахию в составленный им список ересей. Идею отказа от разума критиковали многие видные деятели Церкви, например, св. Иоанн Златоуст, Евстратий Солунский, блаж. Иероним Стридонский и другие.

    Увы, в том или ином виде эта живучая концепция продолжает существовать и по сию пору. Однако сколько бы ее сторонники ни объявляли себя православными, позиция Церкви остается неизменной: отказ от рационального познания считается ересью.

    "Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством".
    Святитель Филарет (Дроздов)

    "Не должно унижать ученость, как рассуждают об этом некоторые; а напротив, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые, придерживаясь такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве".
    Григорий Богослов о себе и о Василии Великом

    "Разум! Разум! И клянут его, и хвалят, но и те, кои клянут его, знают, что без разума ничего не поделаешь И вере без разума нельзя. Разум верный в область веры ничего не пустит такого, что может портить ее тенор, например, суеверия".
    Феофан Затворник

    "Они отвергают необходимость для христиан всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких-либо знаний в Божественных Писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию".
    Описание ереси гносеомахии (№ 88 в каталоге ересей прп. Иоанна Дамаскина)

    Алексей Осипов: Без рассуждения нет добродетели | Православие и мир
    Пишите по теме, пожалуйста.
  • sam1
    Метафизический Сам

    • 15 January 2009
    • 19049

    #2
    "В раннем христианстве действительно вера простых христиан противопоставлялась изощренности языческих философов. Но сегодня отчего-то эту схему стали прилагать к отношениям внутри Церкви превознося христиан-простецов над христианами же, приложившими усилия для познания своей веры Такой перенос столь же недобросовестен, как перенос ветхозаветных осуждений идолопоклонства на христианское иконопочитание: из того обстоятельства, что Библия не одобряет поклонение статуе Изиды, еще не следует, что с Библией несовместимо почитание лика Христа. Точно так же и апостольское осуждение языческих эрудитов, которые за коллекционированием чужих мнений забывали составить свое собственное, не стоит переносить на церковных людей, изучающих Писание и историю Церкви Христовой".

    (диакон Андрей Кураев)
    Пишите по теме, пожалуйста.

    Комментарий

    • metal
      смерть в отставке)

      • 27 November 2003
      • 1734

      #3
      О знаниях в Библии есть такие слова ещё: умножающий познание, умножает скорбь.
      И: Сын мой, того берегись, составлять много книг - конца не будет и много читать - утомительно для тела, Бога бойся и заповеди Его исполняй ибо в этом всё для человека.
      Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.
      Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.
      Откр.22:12,13

      Комментарий

      • Briliant
        Христианин.

        • 29 January 2009
        • 13572

        #4
        Сообщение от sam1
        "В раннем христианстве действительно вера простых христиан противопоставлялась изощренности языческих философов. Но сегодня отчего-то эту схему стали прилагать к отношениям внутри Церкви превознося христиан-простецов над христианами же, приложившими усилия для познания своей веры Такой перенос столь же недобросовестен, как перенос ветхозаветных осуждений идолопоклонства на христианское иконопочитание: из того обстоятельства, что Библия не одобряет поклонение статуе Изиды, еще не следует, что с Библией несовместимо почитание лика Христа. Точно так же и апостольское осуждение языческих эрудитов, которые за коллекционированием чужих мнений забывали составить свое собственное, не стоит переносить на церковных людей, изучающих Писание и историю Церкви Христовой".

        (диакон Андрей Кураев)
        Случай со Стефаном, как раз и говорит, о таком простаке... его поставили заботиться о сиротах и вдовах, а он полез пререкаться с иудеями... зачем? Его кто то просил это делать? Нет, он сам полез в эти споры... и что он там благовествовал? Что, оказывается, иудеи в пустыне носили скинию Молохову, и какую то звезду Ремфана... вот, первый маркионит, появляется на авансцене...

        Вот так и бывает всегда, когда человек начинает заниматься не своим делом... после этого, пошли гонения на всю Иерусалимскую Церковь, потому что видимо думали, что в ней все маркиониты...

        Комментарий

        • sam1
          Метафизический Сам

          • 15 January 2009
          • 19049

          #5
          Сообщение от metal
          О знаниях в Библии есть такие слова ещё: умножающий познание, умножает скорбь.
          Умножающий познание Бога - тоже умножает скорбь?
          Пишите по теме, пожалуйста.

          Комментарий

          • metal
            смерть в отставке)

            • 27 November 2003
            • 1734

            #6
            И ещё кое-что, нету такой добродетели - знание...
            Есть добродетель - рассуждение.

            - - - Добавлено - - -

            Сообщение от sam1
            Умножающий познание Бога - тоже умножает скорбь?
            Ну Христос говорит "и познаете Истину и Истина сделает вас свободными", если свободный не может скорбеть, то всё верно.
            Однако святые отцы предупреждают, что в последние времена люди будут спасаться как раз терпением скорбей и перенесением болезней.
            Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.
            Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.
            Откр.22:12,13

            Комментарий

            • sam1
              Метафизический Сам

              • 15 January 2009
              • 19049

              #7
              Сообщение от Briliant
              Случай со Стефаном, как раз и говорит, о таком простаке... его поставили заботиться о сиротах и вдовах, а он полез пререкаться с иудеями... зачем? Его кто то просил это делать? Нет, он сам полез в эти споры... и что он там благовествовал? Что, оказывается, иудеи в пустыне носили скинию Молохову, и какую то звезду Ремфана... вот, первый маркионит, появляется на авансцене...

              Вот так и бывает всегда, когда человек начинает заниматься не своим делом... после этого, пошли гонения на всю Иерусалимскую Церковь, потому что видимо думали, что в ней все маркиониты...
              Маркионитство появилось почти на 100 лет позже убийства первомученика Стефана.
              Пишите по теме, пожалуйста.

              Комментарий

              • Briliant
                Христианин.

                • 29 January 2009
                • 13572

                #8
                Сообщение от sam1
                Маркионитство появилось почти на 100 лет позже убийства первомученика Стефана.
                я знаю... книги Луки когда появились в церкви?

                Комментарий

                • sam1
                  Метафизический Сам

                  • 15 January 2009
                  • 19049

                  #9
                  Сообщение от Briliant
                  я знаю... книги Луки когда появились в церкви?
                  Вторая половина I в.
                  Пишите по теме, пожалуйста.

                  Комментарий

                  • Briliant
                    Христианин.

                    • 29 January 2009
                    • 13572

                    #10
                    Сообщение от sam1
                    Вторая половина I в.
                    Откуда инфа?

                    Комментарий

                    • sam1
                      Метафизический Сам

                      • 15 January 2009
                      • 19049

                      #11
                      Сообщение от metal
                      Ну Христос говорит "и познаете Истину и Истина сделает вас свободными", если свободный не может скорбеть, то всё верно.
                      Однако святые отцы предупреждают, что в последние времена люди будут спасаться как раз терпением скорбей и перенесением болезней.
                      Я рад, что вы вспоминаете о свв. отцах, здесь это редкое явление.
                      Пишите по теме, пожалуйста.

                      Комментарий

                      • Трой
                        Ветеран

                        • 28 February 2010
                        • 1791

                        #12
                        Где много сложного - там много лжи.

                        Простота и ясность мышления - залог того, что вас поймут и правильно оценят ваши слова. И везде, где есть сложные "многоходовочки", путанные аллюзии, выспренние образы - существуют лжецы. В "водичке мутной и сложной" ловят себе на хлеб с маслом те, кто при свете ясного и простого мышления - двух слов связать не может.

                        Такова правда жизни, построенная на простых и понятных истинах. Вам же понятно, что я сейчас сказал? Понятно. О чем и речь!
                        "Вечная бдительность - цена Свободы" (Томас Джефферсон)

                        Комментарий

                        • Тихий
                          Ветеран
                          Совет Форума

                          • 14 May 2007
                          • 8409

                          #13
                          Сообщение от Трой
                          Где много сложного - там много лжи.

                          Простота и ясность мышления - залог того, что вас поймут и правильно оценят ваши слова. И везде, где есть сложные "многоходовочки", путанные аллюзии, выспренние образы - существуют лжецы. В "водичке мутной и сложной" ловят себе на хлеб с маслом те, кто при свете ясного и простого мышления - двух слов связать не может.
                          Вы почти в унисон с одним из героев Гюго:

                          Никаких теорий и много дел. Туманная философия таит в себе дух заблуждения; ничто не указывало на то, чтобы он когда-либо дерзал углубляться мыслью в ее таинственные дебри. Апостол может быть дерзновенным, но епископу должно быть робким. Видимо, монсеньор Бьенвеню не позволял себе чрезмерно глубокого проникновения в некоторые проблемы, разрешать которые призваны лишь великие и бесстрашные умы. У порога тайны живет священный ужас; эти мрачные врата отверсты перед вами, но что-то говорит вам, страннику, идущему мимо, что входить нельзя. Горе тому, кто проникнет туда!
                          Ad fontes

                          Ватник, это человек нетрадиционной умственной ориентации...(с)

                          Комментарий

                          • rehovot67
                            Эдуард

                            • 12 September 2009
                            • 19255

                            #14
                            Сообщение от sam1
                            Умножающий познание Бога - тоже умножает скорбь?

                            17 И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа;
                            18 потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
                            (Еккл.1:17,18)

                            Вас радует, что Господь взошёл на Крест ради спасения человека?
                            Пр.21:5 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.

                            Комментарий

                            • sam1
                              Метафизический Сам

                              • 15 January 2009
                              • 19049

                              #15
                              Сообщение от rehovot67
                              Вас радует, что Господь взошёл на Крест ради спасения человека?
                              Радует....
                              Пишите по теме, пожалуйста.

                              Комментарий

                              Обработка...